человек которого лучше бы не было

Дмитрий Шишкин 2
           Человек, которого лучше бы не было…
       В Испании, в тихом городе Уэльва (точнее Хуэльва), есть могила «майора Мартина», знаменитого героя английской разведки. На самом деле его звали совсем не так, и майором он никогда не был. Да и в армии он никогда не служил, и судя по всему, был сугубо штатским человеком, предельно далеким от разведочно-шпионской суеты. Но операция, проделанная при его помощи, вернее с участием его тела, считается в Британии одной из знаменитейших. Тогда, весной и летом 43-го года, англичане убедили немцев, что основная высадка союзников состоится в Сардинии, а вспомогательная – в Греции, Сицилия же если и будет атакована, то только лишь для дезинформации противника. И весь этот план блестяще удался.
          Зададимся, однако, вопросом – а почему это немцы, неплохо знавшие стратегию и не раз до того обманывавшие союзников, так легко и охотно поверили противнику? Да потому, что предложенный в качестве ложного вариант куда лучше того плана, который западные союзники воплотили в реальность. Ведь захватив Сардинию, англо-американцы затем легко могли занять Корсику (пролив между ними меньше 15 км шириной), а потом и Эльбу – от Бастии до Портоферрайо всего-то 70 км. А там уж и до Пьомбино, ближайшего порта на континенте, менее тридцати верст. На это можно возразить, что Сицилия ближе к Северной Африке чем Сардиния, от мыса Бон до сицилийского берега всего-то 150 км. Но полуостров Кап-Бон малонаселённое и пустынное место, крупных портов там нет, особенно на северо – восточной оконечности. Да и сицилийский берег далеко не везде пригоден для высадки. Так что реально надо считать расстояние от Гулетты или Эль-Марсы до Марсалы, а это уже 240 вёрст. К тому же в 80 км к юго-востоку от этой трассы находится итальянский островок Пантеллерия, сильно укрепленный перед второй мировой. Надо или захватывать его перед основной операцией, или же в ходе её. Первый вариант демаскирует весь замысел десанта, а второй ведёт к распылению сил, пусть и временному.
        В то же время от Бизерты до Кальяри всего 230 км, даже меньше, чем от пригородов Туниса до Сицилии. Причём Бизерта – крупнейшая военно – морская база всей Северной Африки, а Кальяри – главный порт Сардинии, от которого в глубь страны расходятся шоссе и железные дороги. Не то что вышеупомянутые городишки на сицилийском направлении. И географически Сардинию силам Оси оборонять куда труднее. Уж если на Сицилию немцы смогли перебросить в сумме всего четыре дивизии, то на более далёкие острова и того менее. Ф. фон Зенгер пишет, что на Сардинии и Корсике в августе 43-го стояло всего полторы немецких дивизии. Это не совсем верно, ибо 90-ая гренадёрская мотодивизия и бригада «Рейсхфюрер СС» и по численности, и по оснащению в полтора – два раза превосходили обычные, стандартные части. Но и три дивизии на два острова – это же просто кот наплакал! И это при том, что немцы считали Сардинию основной ареной будущего вторжения. Были там, конечно, ещё и авиационные германские части, и какие-то морские силы, но явно в недостато-чном количестве, а береговая артиллерия и вовсе была представлена исключительно итальянцами. Так что особых проблем при высадке на Сардинию у союзников не возникло бы в принципе.
        Ещё проще было переправиться далее на Корсику, и не только из-за благоприятных геог-рафических условий. Всё же это территория Франции, и высадившиеся в 42 году на остров итало – германцы однозначно воспринимались захватчиками и оккупантами. И к лету сорок третьего местные франтиреры и партизаны являли собой один из сильнейших отрядов всего французского Сопротив-ления. Они менее чем за месяц (с 08.09 до 04.10), правда при поддержке сил Сражающейся Франции, освободили остров «своими средствами». А ежели там бы высадились три – четыре дивизии англо-американцев, потребное на операцию время сократилось бы минимум вдвое. А дальше всё шло бы как по маслу. Есть, правда, мнение, что высадка на юге Апеннинского полуострова имела политическое значение, так мол, надеялись быстрее вывести Италию из войны. Но появление союзных армий под Флоренцией и Пизой повлияло бы на ситуацию куда сильнее, чем десант в далёкой, захолустной Калабрии, где и никакой оппозиции режиму тогда не было. Ради этого можно было пойти на некото-рую оттяжку вторжения на материк – понятно, что захват Сардинии, Корсики и Эльбы потребовал бы больше времени, чем одной Сицилии. Но разница была невелика, а появление союзников между Римом и Болоньей, на путях возможного подхода немецких войск, придало бы противникам Муссолини куда большую смелость, чем захват союзниками Катандзаро и Таранто.
        Говорят ещё, что захват Сицилии был необходим для обеспечения надёжной связи с Египтом и вообще с Восточным Средиземноморьем. Но в 41 – 42 гг англичане худо-бедно поддерживали сии связи, при активном противодействии стран Оси, и без активной помощи американцев. Так неужели нельзя было потерпеть ещё месяц? А скорее всего, даже меньше, ибо после переворота в Риме и немцам, и итальянцам стало бы не до Сицилии. То есть там остались бы, конечно, какие-то пехотные италийские части, береговая артиллерия и силы ПВО, но никакого вреда от них морским перевозкам никак быть не могло. Конечно, многоэтапная операция сложнее, чем однократная высадка, но и этот чёрт не так страшен, как любят его малевать адепты сицилийского варианта. Особенно, когда господство на море и в воздухе принадлежало наступающей стороне. В конце концов, вермахт весной 40-го года в Норвегии одновременно высадил пять десантов, не считая не очень удачной вылазки в Нарвике, да ещё в условиях английского господства на море. Правда, почти везде превосходство в воздухе было за немцами, но его ещё надо было завоевать. И сам по себе одновременный десант в отдалённые друг от друга на 100 – 300 км порты крайне сложен. К тому же от Киля до Осло по прямой 600 км, а до Бергена и Тронхейма ещё больше, а коренные неполадки немецких торпед помешали успеху у Нарвика, важнейшего порта Арктики. И тем не менее, успех был налицо. Трудно даже предположить, что смогли бы сделать в Тунисе немецкие военачальники летом 43-го, будь у них такое превосходство в силах и средствах, как у англо-американцев. Скорее всего, не обращая внима-ния на какие-то острова, высадились бы в районе Пьомбино – Ливорно, а может быть, и в Специи. Союзники, конечно, сильно уступали немцам в искусстве планирования и проведения десантных операций, но вышеописанный, «трёх-островной», вариант был и им вполне по плечу.
         Остаётся добавить, что и ранее сицилийский вариант неоднократно критиковался весьма авторитетными гражданами. Уже упоминавшийся Ф. Зенгер, во время описываемых событий фактически командовавший немецкими силами на трёх больших островах (правда, в разное время), оценивал положение на Сардинии как безнадежное. А на Корсике, уже после сосредоточения там всех немецких войск в регионе, он считал большим успехом успешную эвакуацию своих сил на материк. Также Зенгер указал, что истребители союзников с Корсики накрывали бы Тоскану и большую часть Ломбардии, что крайне затруднило бы любые операции вермахта в Италии. Фельдмаршал Рихтгофен считал десант на Сардинию более выгодным, нежели высадка в Сицилии. И маршал П. Бадольо, бесспорный знаток географии Италии, особенно в военно – стратегическом аспекте, считал высадку в Сицилии «грубой стратегической ошибкой». Заметим ещё, что когда А. Гитлер в ноябре 42 года узнал о сосредоточении флота союзников у алжирских берегов, то сразу предположил, что готовится выса-дка в Центральной Италии, где они «не встретят никакого сопротивления». Он предполагал даже, что союзники могут высадиться на юге Франции, на почти неукреплённое побережье, где совсем нет немецких войск. Ну а правительство Ф. Петена и его войска, как справедливо полагал фюрер, сразу перейдут на сторону сильнейшего. Да и Б. Лиддел-Гарт в своих трудах всегда негативно (но соверше-нно справедливо) оценивал Итальянскую кампанию англо – американцев. А реальная альтернатива была лишь одна – десант в Сардинии, затем переправа на Корсику и так далее.
        Так что, возвращаясь к делу «майора Мартина», при всём уважении к секретным службам Британии, успешно провернувшим столь сложную операцию, приходиться признать, что в конечном счёте это была ошибка, причём ошибка решающая. Она больше чем на год затянула войну в Италии, позволила немцам беспрепятственно эвакуировать Грецию, Албанию и Македонию, и ослабила, пусть и косвенно, высадку в Нормандии. А ведь это было главное направление всего Западного фронта… Лучше бы уж убедили противников в неминуемой высадке в Сицилии.