Саврасов. Лосиный остров

Алина Алексеева-Маркезин
   Алексей Саврасов Лосиный остров в Сокольниках. 1869 Холст, масло. 62 ; 88 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


           В 1870 году историк искусства Карл Герц писал об этой картине Саврасова:

  "Нельзя не смотреть без внутреннего удовольствия на произведение, в котором художник умел так поэтично перенести на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы. Так смотреть на природу умеют только глаза поэта или художника.

 Перед нами вдали темная опушка леса, которого деревья мастерской рукой нарисованы; на первом плане местность, изрытая проточной водой, через которую переброшены самые первобытные мосты. Луч солнца, прорезая облака, осветил часть бугристой поляны, на которой пасется стадо. Среди печальной зелени леса этот луч солнца так хорош, так радостен…"

       В давние времена Сокольники представляли собой не тронутый человеком лесистый уголок природы. Здесь любили отдыхать бояре и великие князья, главным развлечением при этом была соколиная охота, за что местность и получила свое название, сохранившееся до наших дней.

        За тихую красоту природы и простоту нравов полюбились Сокольники А. Саврасову. В качестве преподавателя в Училище живописи, художник весной привозил сюда на пленэр своих учеников – Левитана, Коровина, Светославского. Как и учитель, они были поражены здешними пейзажными видами, которые запечатлели на своих живописных полотнах.

        Восторженное впечатление от красот подмосковной округи А. Саврасов передал в картине «Лосиный остров в Сокольниках». В 1870 году художник представил свою работу на выставке Московского общества любителей художеств, где участвовавшая в конкурсе картина получила главную премию. В этом же году плотно пополнило собрание коллекции знаменитой национальной галереи П.М. Третьякова.

            Погожий летний день, обычный сельский пейзаж – уголок природы на окраине Москвы. Солнце своими лучами, прорывающимися сквозь редкие тучи, освещает поляну с пасущимся на ней стадом коров. Позади – густой лес с вековыми высокими соснами, как пастухи, присматривающими за стадом. На первом плане – скромный лесной прудик, покрытый тонкой сеткой болотной травы. Оно прописано с таким вниманием и любовью, что становится похожим на зеркало в необыкновенном природном обрамлении.

          Под кистью Саврасова привычный на первый взгляд пейзаж становится романтическим и загадочным. Чутко воспринимая и понимая красоту природы, художник наполняет каждую деталь пейзажа необыкновенным обаянием. Тщательно, с любовью, он вырисовывает деревья, траву, водоем, болотные кочки, пасущихся коров, помогая зрителю разглядеть удивительные красоты в обыденном, прозаическом и повседневном.

          Наполненная теплом и уютом, картина говорит о том, что красота присутствует во всем, нужно лишь суметь увидеть и понять ее.