Без родины 2 - Глава 20
ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ.
Я собираюсь вернуться в общество Вадика, но неожиданно меня зовет архитектор Вера, которая стоит на входе в церковь. Она держит в руках лазерный дальномер и планшет с топографической картой.
– Поможешь мне размеры храма снять? – спрашивает она, когда я подхожу.
– Разумеется, – соглашаюсь я, и спрашиваю, – а вы, как тут оказались?
– Для сделки пакистанцу нужен план БТИ. Я его дом и участок обмеряла, – отвечает Вера.
– Тоже с несчастного иностранца лишних денег требовали, или обошлось без этого? – интересуюсь я, – вы наш разговор с электриками слышали?
– Разумеется, слышала – говорит Вера, – я давно тут.
– Безобразие ведь, правда? – спрашиваю я не для выяснения истины, а для того, чтобы завязать беседу.
– Ты не понимаешь! – сухо говорит Вера, – есть мы, местные, а есть вы, приезжие. Раньше социальных изменений в деревенском обществе было немного, мы жили традициями и устоями. Однако вместе с СССР исчезли не только колхозы. Стали вымирать мы, коренные жители. Теперь нас осталось мало, и мы нищенствуем. Работаем за еду у вас, приезжих. А вы ведете себя, как хозяева жизни. Но вместо того, чтобы работать на земле, и преклонятся перед ней, кормилицей, вы используют ее, как газонную подстилку под пятую точку. Поэтому для нас вы – мягко говоря, не люди. Вы – некие обезличенные объекты. Мы вас обдираем, и будем обдирать при первой же возможности. Это, если хотите, месть!
– Да … – я поражен ее «откровениями», – как я понимаю, вы Олега знаете? И как к нему относитесь? Он Робин Гуд с кодексом «чести», или обычный негодяй? – спрашиваю я, вспомнив историю семьи Вадика.
– Олег местный, – говорит Вера, поджав губы, – я дружна с его матерью, и не готова обсуждать сына с вами.
– А вам не кажется, что под «местечковой» идеологией вы пытаетесь спрятать обычное мошенничество? – запальчиво спрашиваю я.
– Я считаю, что ответ на этот вопрос зависит от того, как каждый из нас использует «левые» деньги – отвечает Вера, – я, например, по просьбе о. Лаврентия, буду оформлять кадастровый паспорт на ваш храм. Однако не секрет, что в областной кадастровой палате документооборот осуществляется за взятку. Впрочем, как и везде в Российской бюрократической машине. Только потому, что это нужно для церкви, в области ничего делать не будут. И хотя я тоже работаю в системе кадастрового учёта, мне все равно придётся «смазать» движение бумаг. – Вера ненадолго замолкает, а потом продолжает свою речь. – Знаете, я с вами говорю откровенно, потому что считаю вас, за своего. Не смотря на то, что вы тоже приезжий, вы всегда можете рассчитывать на мою поддержку и бескорыстную помощь. Это потому, что вы собираетесь вернуть к жизни храм. Местными становятся не только по праву рождения, ими бывают по вкладу в общину. С разрушения веры началась наша гибель, с ее восстановления начнется наше возрождение.
– В православии не делят людей на приезжих и местных! – раздраженно говорю я, – тогда во что вы верите? Может быть, у вас есть своя, местная разновидность православия?
– Я верю в человека на своей земле и в Бога на небе. – Довольно жёстко отвечает мне Вера, а затем говорит, – пожалуйста, идите за мной, мне еще нужно овраг обмерить. Поможете?
За время нашего разговора я то краснею, то бледнею. Она кажется мне, мягко говоря, странной. Совсем не тот человек, которого я встретил когда-то дома у о. Лаврентия, и который приезжал в Настино на праздник.
Однако когда мы подходим к краю оврага, я, глядя вниз, понимаю, почему Вера сегодня сама не своя. Она знала, что здесь увидит, и заранее нервничала: трава еще не наросла, и хорошо видно, что всё дно оврага устлано старыми могильными плитами. Надписи от времени сильно стёрлись, но можно разобрать, что на большинстве плит фамилии часто повторяются.
– Когда кладбище уничтожали, их бульдозер сюда сгреб, – говорит Вера, предупреждая мой вопрос, – чтобы начальство, проезжая по новой дороге, радовалось пейзажу. В России крестьян всегда считали крепостными рабами. Что с живыми не церемонились, что с мертвыми. Но эти мертвые – родные люди мне. Я их могил уже не найду. Это всё, что осталось. А жаль! – в тоске Вера молчит с минуту, а затем говорит, – Я передумала, Григорий Алексеевич! Оставь меня тут одну, я сама овраг обмерю. Ступай! – Она, едва не упав, спускается с крутого обрыва, подходит к ближайшей плите, и со слезами на глазах начинает счищать мох с ее поверхности.
Возвратившись к храму, я вижу, что на дороге стоят две машины. Старенькая «Нива» и эксклюзивный американский внедорожник, обвешанный блестящими деталями, чтобы привлекать как можно больше внимания. Поскольку возле машин никого нет, я направляюсь в храм.
В алтарной части стоит невысокий седой мужчина лет пятидесяти, с аккуратной бородкой на типично русском лице. Я уже видел его. Он заходил в храм, и после непродолжительного пребывания уезжал на своей «Ниве». Наверное, из-за машины, я прозвал мужчину «грибником». Теперь, впервые встретившись со мною взглядом, он принимает какое-то, важное для себя, решение. Подходит ко мне, вручает мятую визитку, говорит всего одно слово – «позвони», и быстро уходит. Довольно оригинальный товарищ! Пожав плечами, я прячу визитку «грибника» в карман, а затем подхожу к другим посетителям. Это мужчина моего возраста и юная девушка. Они стоят возле стены и разглядывают то, что было когда-то фреской. На приезжих настолько вычурная одежда, что это уже скорее не мода, а проявление абсурдного мышления. И пахнет так, что я сразу вспомнил Афанасия Юрьевича, от парфюмерии которого всегда хочется чихать.
– Алексей! – представляется мужчина, пожимая мне руку. Его ладонь значительно больше моей, да и вообще, кажется, он обладает необыкновенной физической силой.
– Россланов, Григорий Алексеевич. Смотритель (я на ходу придумываю себе должность) храма.
– А он не очень-то старый, этот храм! – говорит мужчина, приглаживая длинные, то ли завитые, то ли естественно курчавые волосы, – судя по всему, начало 20 века.
– Да, – соглашаюсь я, – 1913 года постройки. Вы разбираетесь в церковной архитектуре?
– Я коммерсант, связанный с искусством, – говорит он, – и по роду деятельности обязан…, – далее наш разговор становится пустым. Алексей минут пятнадцать говорит очень много, словно задался целью поразить меня своими энциклопедическими знаниями в гуманитарных областях. Я из вежливости слушаю его, при этом скучая и ожидая удобного момента, чтобы уйти. Но неожиданно он говорит:
– Меня к вам о. Герман послал. Монах уверил, что вы можете свести со старцем.
Я теряюсь. О. Герман действительно звонил, сказал, что из желания помочь мне, пришлет «мецената». Но я никак не предполагал, что вместо короткого знакомства, и, возможно, небольшого пожертвования, услышу такую необычную просьбу.
Извинившись перед мужчиной, я выхожу из храма и звоню в канцелярию монастыря.
– О. Герман, – говорю я, когда он берет трубку, – а ты о чём со своим «меценатом» говорил, прежде чем ко мне послать?
– Он такой же мой, как и твой! – смеется о. Герман, – если честно, не помню уже. На вокзале меньше народу бывает, чем у меня в канцелярии.
– Но я понял из твоих слов, что он денег на храм даст! Но он о деньгах ни слова, требует старца. А где я его возьму? Сам бороду из пакли прицеплю, и в мешковине, как о. Серафим, явлюсь?
– Не ёрничай! – смеется о. Герман, – сейчас придумаю что-нибудь, перезвоню!
Я даю отбой и возвращаюсь в храм.
– Хочу отказаться от Российского гражданства, навсегда уехать в Англию, – говорит, судя по выражению лица, с нетерпением ожидавший меня мужчина, – но возникли проблемы с дочерью, – он кивком показывает на стоящую чуть поодаль от нас девушку, погружённую в социальную сеть на экране телефона, – она отказывается со мной ехать. Говорит, что у нее здесь друзья в институте, и она не представляет свою жизнь без них. А я не могу оставить ее одну в Москве, мне кажется, что она еще не созрела для самостоятельной жизни. Об этом, я и хотел поговорить со старцем. Но вот вы, что скажете? Как мне поступить?
– Не знаю, и мне думается, что я не вправе озвучивать свое мнение. Только лицо, имеющее особую благодать от Бога, может давать советы в таких случаях. Вам даже не каждый священник подскажет!
– Я тоже так думаю, – мужчина задумчиво поглаживает подбородок, – поэтому мне нужен старец.
– А с чего вы взяли, что он здесь есть? – удивляюсь я.
– Мне в Москве один батюшка сказал, что ищущий найдет обязательно. Я уже во многих местах побывал, и пока не повезло. Но часто слышал, что в глуши, в деревенских храмах, встречаются прозорливые отцы. Возможно, поблизости от вас, есть такой? – спрашивает мужчина и с надеждой смотрит на меня.
Мне не хочется признаваться, что я мало знаком с этой стороной церковной жизни. Поэтому я чувствую облегчение, когда наш разговор прерывается звонком от о. Германа.
– Ну, что? – спрашиваю я у него, опять выйдя из храма.
– У нас, в Калужской области, всего два старца, – говорит о. Герман. – Это о. Илия в Оптиной пустыни, духовник братии, и неподалеку от тебя, о. Владимир, тоже монастырский духовник (о. Герман называет монастырь). К о. Илии вам ехать долго, и к нему не попадете, он мирян не принимает. Так что езжайте к о. Владимиру. Кстати, в этом монастыре сейчас наш о. Корнелий на послушании. Если что, он тебе подскажет, какие там порядки.
– Ну, брат! – недовольно говорю я, – устроил ты мне, ситуацию!
– А ты что хотел, когда шел в семинарию? Не знал, как происходит наше служение? – спрашивает о. Герман, и я чувствую, что он взялся за молитвенные четки, – разве ты не интересовался, в чем заключается воля Божия относительно тебя? Вот, Бог послал тебе человека. Покажи, достоин ли ты звания священника. А то среди духовных лиц званных много, а избранных мало. – Проникновенно говорит о. Герман, и дает отбой.
Я тяжко вздыхаю. Мне не хочется ехать с Алексеем и его дочерью в монастырь к о. Владимиру. Меня тянет в общежитие, где можно, поспав с часок, сесть играть в игры..
© Copyright:
Виталий Поршнев, 2017
Свидетельство о публикации №217122800056