Гностицизм

Аня Глейзер
По мере развития христианства возникло несчетное количество альтернативных учений о нём. В их числе - гностицизм, идеи которого развивал, среди прочих, великий Сенека.
Из энциклопедии "Кругосвет": "ГНОСТИЦИЗМ (греч. gnosis – знание), религиозное течение, развивавшееся параллельно христианству. Гностицизм, в его развитых формах, представлял собой сочетание восточных и эллинистических мотивов с христианской интерпретацией истории и предназначения человечества, восходящей к посланиям апостола Павла. Общим для гностических систем является резкий дуализм – противопоставление духа и материи. В основе гностического мифа лежало представление, что мир пребывает во зле и это зло никоим образом не могло быть сотворено Богом. Отсюда следовало, что мир был сотворен либо ограниченной в своем могуществе, либо злой силой, которую гностики именуют Демиургом. Гностический Демиург ничего общего не имеет с Демиургом (Богом-ремесленником) платоновского Тимея, который мыслится безусловно благим и творящим видимый мир в соответствии с божественным образцом. Согласно гностикам, Высший Бог обитает в занебесной области, однако из сострадания к человечеству он направляет к людям своего посланца (или посланцев), чтобы научить их, как освободиться из-под власти Демиурга. Некоторые гностические секты отождествляли Демиурга с Богом еврейской религии и, соответственно, рассматривали евреев как народ, избранный, чтобы воспрепятствовать спасительной деятельности посланцев Высшего Бога".
Стоит заметить, что представление о Демиурге у гностиков совершенно не совпадает со словом Писания. В Библии ясно сказано о сотворении, и никакой Демиург его не совершал. Мир был создан Богом, а добро и зло, скорее всего, возникли уже при сотворении, как высшее воплощение Инь-ян - биполярности мира, за счёт которого существуют и управляемы днём (мужское начало, добро) и ночью (женское начало, зло), все противоположности, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Посему злое и, уж тем более, ограниченное существо, не могло быть творцом сего грешного мира, ведь Творец - Великий и Всемогущий Господь Бог...
Из "Кругосвета": "В 1945 была открыта целая библиотека коптских гностических текстов, которую обнаружили в большом глиняном сосуде, закопанном в поле близ Наг-Хаммади в Египте, примерно в 40 км к югу от Каира; среди них был список известного сочинения Валентина – Евангелия истины. На основе тех сведений, которыми ученые располагают сегодня, можно сделать вывод о том, что гностицизм имел скорее эллинистические, чем иудаистские или иудеохристианские корни".
Эллинизм - это различные религиозные движения, которые воскрешают и реконструируют древнегреческие религиозные практики.
А посему к христианству гностицизм отнести никак нельзя, но это не доказывает ложность данного учения, которое, безусловно, требует изучения, прежде чем судить об этом.
Но одно понятие у гностиков было по-христиански истинным - идея о Логосе.
Из книги Аникина "История религий" : "В работах знаменитого мыслителя и ученого Филона Александрийского (I в.) познание окружающего мира осуществляется в процессе откровения: не человек узнает какие-то факты, а мир дает возможность человеку узнать что-либо о себе. В центре религиозных воззрений Филона находится Логос (от греч. logos, т. е. слово, выражающее непосредственное действие). Бог не обладает иными атрибутами кроме протяженности во времени и в пространстве, поэтому единственным способом воздействия на созданный мир для него остается Логос – божественное Слово. Логос служит посредником, доносящим божественную истину до человеческих ушей, поэтому и восхождение верующего к божеству возможно только через постижение Логоса, через получение мистическим путем истинного знания. Но постигнуть истину могут далеко не все, что объясняется тем долгим и трудным путем, который приходится преодолевать божественному Слову на пути к конкретному человеку. Попадая в сотворенный мир, Логос подвергается деформациям, основной из которых является материализация – облачение духа в плоть".
То есть, гностики считали Слово высшим проявлением Бога. А ведь, согласно Писаниям, так и есть. Раннегреческий перевод открывает Евангелие от Иоанна словами: "En archi in o Logos, ke o Logos in pros ton Feon, ke Feos, in o Logos", что переводится как "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово", а не "и слово было Бог", как это переводится в современной версии Библии. Далее Иоанн пишет:«Оно было в начале у Бога. Всё через него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.» (Иоанна 1:2-5). Эти слова апостола относятся к сотворению: "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет."(Быт. 1:1-3). Бог сказал и появился свет, то есть свет возник при Слове. Более того, Бог и есть Слово, а Слово есть Бог - Логос. Иисус изначально не был воплощен, но Он был Словом. Это обьясняет имя служителя Моисеева: "И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии."(Исх. 33:11). Иисус Навин так же единственный, кто поднимался с Моисеем на Синай.
Иисус, то есть, Бог, есть Слово - говорят нам слова Писания "Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца"(Ин. 1:9-14). Иисус воистину был Логосом до воплощенья, о чём Он Сам сказал в Откровении: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель" (Откр. 1:8). В Коране об Иисусе сказано так: "Вот сказали ангелы: "О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому - Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)."(3:43).
Гностики отрицают Христа как Спасителя, о чём писал Аникин в "Истории религий": "(гностики считали), что его существование на земле было лишь иллюзией, поскольку божественная природа не потерпела бы воплощения в бренную оболочку. Соответственно последователи этого учения отрицали и утверждение, на котором яростно настаивали ранние христиане, что Иисус прожил свою земную жизнь и принял смерть на кресте ради искупления человеческих грехов".
Но, несмотря на отрицание божественной природы Иисуса, философы гностицизма ясно уловили природу Иисуса в нашем мироздании - всесильный Логос. Это не только Иисус, но вообще Слово Божье, которое изложено в Священных Писаниях и постоянно проповедуется и развивается посланниками Бога на Земле. Коран гласит: "И Мы отправляли посланников только с языком их народа, чтобы они [пророки] ясно разъясняли им (Закон Аллаха). И Аллах же вводит в заблуждение, кого поже­лает, и наставляет (на Истинный Путь), кого желает. И (ведь) Он — Величественный (и) Мудрый!"(14:4).
Слово имеет намного более важное значение, чем то, которое придают ему люди. Бог был Слово... Посему грехи празднословия испытуются уже на первом мытарстве чистилища. За преступления против Слова в первую очередь дают ответ христиане после смерти.
Любой язык благословен Всевышним, ведь через языки Он проявляется в смертном мире. Русский язык особенно благословенен, ведь в нашем алфавите первая и последняя буквы (по словам Иисуса, "Альфа и Омега") поменялись местами - Аз стала Я. Это говорит о божественности великого и могучего русского языка. Так будем изучать и хранить наш прекрасный и священный язык! Язык великих классиков мира.