Учусь быть. Глава 4. Внутренний диалог

Павел Кавалеров
Учусь быть. Памятка - http://proza.ru/2021/03/23/598
Анонс моей книги «Медитируем стоя» - http://proza.ru/2020/07/11/754

МУХИ ОТДЕЛЬНО, КОТЛЕТЫ ОТДЕЛЬНО

Не знаю кто себе что думает, но для меня мысль существует только в вербальном виде. Потому как мысль должна иметь какой-то смысл (звучит как тавтология, потому как слова однокоренные, но нужно на берегу договорится о базовых понятиях). Что такое смысл вне слов мне непонятно. Если кто-то говорит: «У меня есть мысль» - то подразумевается, что имеется какая-то конструкция из предложений и слов. Когда, например, человек смотрит на картину и понимает, что художник хотел донести своим творением, то он это «что» может выразить, используя речь, письменную или устную. А если не может, то непонятно, что он собственно понимает? И если удалось бы поговорить с художником, то как бы он узнал, насколько его понимание соответствует тем смыслам, которые вложил художник в свое творение? То есть мысль вне речи для меня вещь непонятная. Если кому-то такое подход кажется неправильным, то договоримся в рамках данного текста использовать слово «мысль» только как вербальные конструкции.

Среднестатистический человек думает практически всегда. В нашем сознании мысли вертятся, когда мы едим, разговариваем, куда–то идём или едем, принимаем душ, моем посуду. Голос звучит в голове, убеждая, споря, оправдываясь, угрожая, жалуясь, осуждая, планируя, вспоминая, комментируя, анализируя. Такое впечатление, что кто–то сидит внутри тебя и говорит, говорит, говорит, говорит…

Откуда берутся мысли не знает никто. Карл Фохт, один из последователей вульгарного материализма, утверждал, что «мозг выделяет мысль, как печень желчь». Есть предположения, что наш мозг может не только генерировать мысли, но и быть их приемником и передатчиком.

Будем надеяться, что на подобные вопросы наука рано или поздно найдет ответы, а пока отметим очевидный факт, что мысли в голове (или нам кажется, что в голове) имеют место быть. Более того, у большинства людей они крутятся там постоянно и практически безостановочно. Чаще всего мы мыслим по поводу каких-либо недавно случившихся событий. Например, прокручиваем последний разговор с женой или шефом. Или планируем, что будем делать завтра или в отпуске. Нередко мыслительный процесс приобретает характер навязчивых мыслей, которые назойливо крутятся в голове. Бывает, что устаешь от мыслей так, что просто невмоготу. Одолели проклятые. Все думается и думается. Время спать, а «котелок всё варит и варит». И непонятно, что с этим делать.

Чтобы голова отдохнула, разве что остаётся себя чем-нибудь отвлечь - поболтать, посмотреть какой-нибудь фильм или блок новостей. Последние достижения науки и техники позволяют переключиться на виртуальный мир - на компьютерные бродилки-стрелялки.

Ещё один вариант - обратиться к некоторым восточным практикам, где утверждается, что мыслительный поток можно не только научиться контролировать, но и прекращать по собственной воле. И не совсем понятно, что это - то ли магия, то ли мистика, одним словом, что-то непонятное и даже пугающее. Сидят в позе лотоса сутками и непонятно чего высиживают.

Но все несколько прозаичнее. Медитативные практики позволяют научиться наблюдать собственный мыслительный процесс. Хотя прозаичнее, не означает, что проще. Человек, который никогда не наблюдал за собственными мыслями, просто не поймет, о чем идет речь. Кто-то подумает, что я и мои мысли есть одно и тоже. Как можно наблюдать свои мысли? Это вроде как то же самое, что вытянуть себя из болота за волосы. Но ты - это не мысли в твоей голове. Это сложно понять интеллектуально, но после некоторой тренировки вполне возможно ощутить.

Людям полностью отождествленным со своими мыслями, можно предложить простой способ отделить себя от мыслей. Положите руку на стол. Направьте внимание на ладонь, при этом осознавайте то, что чувствует рука. Поверхность гладкая и чуть прохладная (у меня модный стол, покрытый кафельной плиткой). Может это деревянный стол, он чуть шершавый и теплый. Может на поверхности вашего стола имеется давленный рисунок. Продолжайте удерживать внимание на ощущениях ладони секунду, две, три, четыре, пять, можно дольше, а теперь переключаем внимание на свое сознание. Есть ли там в этот момент мысли? Внимательно ищем в собственном сознании мысли и ... не находим. Дело в том, что одновременно что-то чувствовать (непосредственно ощущать сигналы от органов чувств) и думать, мыслить очень сложно, нетренированному человеку практически невозможно. Или одно, или другое.

Особенно это касается тактильных ощущений. С другими ощущениями несколько иначе. Почувствовал запах - сразу понимаешь, что это, например, запах копченой рыбы. Или услышал звук - сигнализация машинная сработала. Увидел силуэт в полутьме и понял, что это фонарный столб или дерево. Одним словом, если прочие ощущения мы мгновенно переводим на язык понятий и образов, то тактильные сложнее поддаются интерпретации. Дотронулся - горячо, мгновенно отдернул руку. И только потом анализируешь, почему ты это сделал. Это можно объяснить тем, что кожа является не только органом чувств, но и выполняет защитную функцию организма. Поэтому сначала реакция, потом вербализация.

Итак, не анализируя, просто наблюдаем ощущения, наблюдаем то, что чувствует рука. Далее говорим про себя (ни в коем случае не вслух) «я чувствую стол», «я чувствую стол», «я чувствую стол» и наблюдаем как бы со стороны над тем, как мы проговариваем эти слова внутри себя. «Я чувствую стол, он гладкий и прохладный». Вы слышите эти слова внутри себя, и наблюдаете за тем, как эти слова звучат. Немного странно говорить, что они «звучат», потому что реально никакого звука нет. Но мы ощущаем это как звучание. А потом ничего не проговаривайте и может быть тогда увидите пустоту, которая присутствует в вашем сознании.

Если не удалось с первого раза, попробуйте ещё 2-3 раза - положите руку на стол и почувствуйте, что чувствует рука и так далее, и у вас обязательно получится. Вы ощутите, что есть отдельно мысли и есть вы - тот, который за этими мыслями наблюдает.

МЫСЛИ В ГОЛОВЕ

Наблюдать собственные мысли непросто, даже если есть понимание, что это можно делать в принципе. Подобную ментальную практику можно делать во время любой деятельности, не связанной с необходимостью о чем-то думать. Это может быть прогулка, любая домашняя работа (мытье посуды, протирание пыли), принятие пищи, занятие спортом, любой ручной труд (работа в огороде, собирание грибов или ягод), музицирование на каком-либо инструменте и т.п.

Иду гулять с собакой. Даю себе установку ни о чем не думать и наблюдать свои ощущения, то есть сигналы, поступающие от органов чувств. Чтобы держать в поле внимания сразу все ощущения нужна достаточно серьезная тренировка. Поэтому пытаюсь наблюдать по очереди: запахи, звуки, движения, картинку на сетчатке глаз.

Выхожу из подъезда и не торопясь шагаю по улице, лёгкий ветерок обдувает щеки, а в ноздри лезет запах гари от дороги (то есть пока мне удается ни о чем не думать). Вижу вывеску «Продукты» и в сознании запускается цепочка мыслей о необходимости готовить ужин, а для этого надо купить продукты, а ещё сыну куртку, жена что-то там намекала про ремонт, а на какие деньги, а хорошо бы поменять работу, потому что зарплата низкая, и взаимоотношения на службе оставляют желать лучшего, да и дома обстановка не краше, и у сына проблемы в школе…

Подхожу к пешеходному переходу, гляжу на светофор (опасность для жизни, как правило, заставляет прекращать внутреннюю болтовню и концентрироваться), дожидаюсь зелёного сигнала и перехожу дорогу. Далее иду вдоль пруда, казалось бы, ни о чем не думая, и вдруг слышу у себя в голове странную фразу (часто говорят «ловлю себя на мысли»): «…Суженый–ряженый, кто тебя сузил». Понимаю, что в какой-то момент незаметно для себя отключился от процесса наблюдения.

С большим трудом восстанавливаю череду мыслей, которая пронеслась в сознании после того, как увидел карапуза, неуклюже шагающего по асфальтовой дорожке: «Какой милый малыш. В глазах ещё полное отсутствие мыслей. Интересно, девочка или мальчик? И мой когда-то был таким же… Как же время бежит! Бегал в коротких штанишках с лямкой через плечо. И вот вымахал – свои дети того гляди уже… А ума ни на грош… Ну, как говорится, что выросло, то выросло. Но как же всё–таки мозги отстают от физиологии! (По лужайке пробегает собака.) Интересно, а у собаки есть мозги? То есть разум. Ну думает же она о чём–то. Бежит, углы срезает, значит, может предвидеть. Вон глаза какие умные и преданные. Слово какое интересное – преданные. То ли кем–то преданные, то ли кому–то… Недавно ещё подобное встретилось: суженый–ряженый – кто тебя сузил… ».
 
Вспомнив этот бурный поток, что пронёсся у меня в сознании, я несколько засомневался в собственной принадлежности к «человеку разумному», а в памяти ехидно всплыл роденовский мыслитель.

Такой вид мышления часто называют «внутренним диалогом». Внутренний диалог – это мыслительный процесс, выражающийся в самопроизвольном появлении мыслей в сознании человека.
 
Отличительным признаком «внутреннего диалога» является его неконтролируемость. Его начало, течение, переключение с одной мысли на другую - все это происходит самопроизвольно, вне зависимости от нашего желания.

Зачастую человек даже не фиксирует наличие мыслей в своей собственной голове. Он находится как бы в полузабытьи и, очнувшись, понимает, что о чём–то думал, иногда даже затрудняясь вспомнить о чём. Как правило, при некоторых усилиях ему это удаётся, хотя и не всегда. Если вспомнить не получается, то говорят, что «мысль улетела». Иными словами, пришла в голову, но, никого не застав, ушла.

КТО ЭТИ ДВОЕ?

Термин «внутренний диалог», который приобрел известность в основном благодаря книгам Карлоса Кастанеды, сегодня употребляется достаточно часто среди людей, интересующимися вопросами развития человека.

Почему же это называют внутренним диалогом, а, скажем, не монологом? Ведь для диалога нужны, как минимум, двое.

Когда ведется обычный диалог, то в каждый момент времени один говорит, другой слушает. Потом наоборот. Во время наших внутренних рассуждений тоже имеется две стороны - мы выступаем одновременно в двух ипостасях: я-говорящий и я-слушающий. Здесь мы похожи на актера, который выступает один в зрительном зале, в котором находится всего один зритель, и это он сам.

В принципе мы обычно этот так и называем - разговор с самим собой. Помните, как в песне поется:

Лунною тропою на свиданье еду,
Тихо сам с собою, тихо сам с собою
Я веду беседу.

Бывает и так, что слушающая сторона не согласна с говорящей. Вот здесь то и становится очевидна наша раздвоенность: различные наши «я» начинают спорить между собой. «Хочу съесть кусок торта» - «Но ведь ты дала слово худеть» - «Ну подумаешь, всего один кусочек» - «Но так ты никогда не похудеешь» - «Сегодня съем, а с понедельника честное слово начну» - второе я, молча, соглашается, консенсус достигнут. Как говорит мой тесть, умный человек всегда сможет договорится сам с собой. Ох уж эти понедельники, которые никогда не наступают!

Как поётся в другой песне:
Нам бы понедельники взять и отменить ...

Итак, мы выяснили, почему голос, звучащий у нас в голове, называют внутренним диалогом. Потому что имеются две стороны взаимодействия, и обе они относятся к нашему «я».

АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Кроме неконтролируемости, ещё одной особенностью «внутреннего диалога» является то, что каждая последующая мысль как правило связана с предыдущей посредством ассоциаций. Например, увидев вывеску «Продукты», в сознании запускается процесс: «ужин–деньги–работа–зарплата–сбережения–отпуск и т.д.». В данной последовательности мысли не вытекают одна из другой логически, а рождаются как ассоциативные цепочки, которые уводят нас от первоначально воспринятого объекта неведомо куда. При этом бывает достаточно проблематично вспомнить начало этой цепочки.

Ассоциация (лат. associatio – соединение, взаимосвязь) – это обусловленная предшествующим опытом связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. Термин «ассоциация» был введён в 1698 году философом Дж. Локком для обозначения взаимосвязи между представлениями, вызванными случайным стечением обстоятельств. Важно отметить, что ассоциации, как правило, отражают прошлый опыт, когда некие когда-то произошедшие события или впечатления оставили отпечаток в памяти.

У каждого человека было такое время, когда мыслей в голове совсем не было – это глубокое детство. И вот у ребёнка возникает типичный павловский условный рефлекс – память связывает несколько событий между собой. У человека вследствие огромного объёма памяти устанавливаются связи между самыми различными событиями. Например, образ мамы быстро связывается с приятными эмоциями – тепло, сытость.

Это первый уровень мышления – ассоциативное мышление. Его особенностью является полное отсутствие контроля над мышлением, когда в результате внешнего воздействия (мы что-то видим, слышим) в сознании срабатывает механизм, который связывает это воздействие с прошлым опытом.

Ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных органов чувств. Так выделяют визуальные, аудиальные (звуковые), кинестетические (тактильные), вкусовые и обонятельные ассоциации.
 

О ПРИЧИНАХ ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА

Привычка думать

Привычка внутреннего говорения, возникшая в глубоком детстве, является крайне стойкой.

Как это было? Сначала мир для вас представлял набор ощущений: тепло, сырость, голод, сытость, приятные прикосновения, яркий свет, тишина. Потом ребенок начинает узнавать слова, учится произносить их, а потом отождествлять с объектами и ощущениями. Так появляются понятия. Мама, ложка, хочу есть. Далее он совершает квантовый скачок, становиться способным складывать слова в предложения, то есть устанавливать отношения между понятиями.

Наблюдая за маленькими детьми, родители замечают, что ребенок часто говорит с собой, комментируя свои действия. И все эти «ставлю кубик на кубик» он говорит не в расчете на воспитателя – он таким образом учится думать словами.
Так появляется мышление, или ум. Сначала вслух, а потом мысли начинают проговариваться беззвучно, про себя. Так рождается внутренний диалог. Постепенно ребенок начинает все больше и больше своё ощущение «я» черпать из содержимого своих мыслей. Так формируется ментальный образ себя, или эго.

Со временем ребенок, научившись говорить, уже не умеет жить по-другому. Этот голос поселяется в его голове, и взрослый человек настолько с ним свыкается, что даже не замечает его. Как не замечают часы на руке, очки на носу, картину на стене. Внутреннее говорение становится привычкой. Человек настолько свыкается с голосом в голове, что не понимает, как может быть иначе: «Не думать? Это как?»
 
Голоса родителей

Часть голосов, звучащих внутри нас, принадлежат нашим родителям и воспитателям. Маленький ребенок, которому родители еще не внушили никаких верований и убеждений, – чистый наблюдатель. Он просто наблюдает, события происходят, либо не происходят, а состояние восприятия остается чистым и открытым. Потом родители начинают его хвалить за одни поступки и наказывать за другие, внушая ребенку собственные ценности, представления и убеждения о том, какова жизнь, что он может и должен делать, и какой во всем этом смысл.

Многократно повторенные родительские внушения постепенно записываются в сознании ребенка в виде голосов. Те слова, которые ребенок чаще всего слышит, постепенно формируют его стратегию жизни, которая складывается из установок по отношению к себе: «я – плохой» или «я – хороший»; а также по отношению к окружающим людям: «ты – плохой» или «ты – хороший».

Например, человек идет по улице и спотыкается. Что произносит внутренний голос? «Вот понаставили, уроды, камней». То есть внутренний голос сообщил о том, что мир несовершенен. Другой человек в подобной ситуации подумает: «Ну, вот, как надену чистые брюки, так сразу упаду в грязь, и вообще – всегда у меня не как у людей». Внутренний голос сообщил, что несовершенен как раз не мир, а этот споткнувшийся человек.

Кто-то мысленно слышит, например, голос матери или отца, который предупреждает или сомневается, хвалит или осуждает. В этом голосе может звучать страх, беспокойство или тоска. Или наоборот, он может подбадривать, мотивировать на успех.

Если прислушаться, то слова, звучащие в голове взрослого человека, часто имеют очень четкую «первоначальную» принадлежность: если попросить человека задуматься, кто произносит в его голове те или иные слова, то, подумав, он удивленно может сказать: «Так мама говорила!»

Одна знакомая жаловалась, что она регулярно слышит мамин голос, который всегда недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится». Он появляется, если ей предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить к максимально безопасному и непримечательному образу действий, побуждая быть незаметным, старательным и всем нравиться.
У взрослого человека на автореверсе работает кассета, которая постоянно воспроизводит записи с родительскими установками.

Страхи

Мысли могут порождаться страхами. Страхи можно разделить на три группы: биологические, социальные и экзистенциальные.
К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни и здоровью человека (боль, страдание, болезнь, война, падение метеорита). Социальные страхи вызваны ситуациями, которые могут нести угрозу его социальному статусу или самооценке (снижение доходов, увольнение с работы, нищета, одиночество). Экзистенциальные страхи связаны с размышлениями над вопросами, затрагивающими проблемы жизни, смерти и самого существования человека (страх смерти, страх перед временем, перед бессмысленностью человеческого существования и т.д).
Страхи порождают навязчивые мысли, мешающие полноценно жить, работать и отдыхать.

Уязвленное эго

Это случается, когда мы чувствуем обиду, например, нам нагрубили, не оценили по достоинству, унизили, несправедливо обошлись. Тогда наши мысли крутятся вокруг этого, наше самолюбие ущемлено, мы возмущены, в нас кипит негодование, может быть мы даже придумываем или представляем варианты мести.

Самооправдывание

Мысленные диалоги могут вестись с целью оправдать себя. Это бывает после ситуаций, когда мы струсили, нагрубили, обманули и совершили какой-либо другой нелицеприятный поступок. Внутренним проговариванием, мы оправдываем себя, интерпретируя причину своих поступков в свою пользу. Ибо очень тонка бывает грань между трусостью и здравомыслием, жадностью и бережливостью, обманом и желанием «поберечь нервы» близкого человека.

В тоже время, зачастую мы перекладываем вину, обвиняя в том, что случилось, кого-то другого, обстоятельства, погоду, власти и проч.

Осуждение

Наш внутренний диалог может быть посвящён осуждению кого-то за те или иные поступки. Это случается, когда мы обвиняем других в несправедливостях по отношению к себе, и когда пытаемся оправдать себя в своих собственных глазах. Хотя сказано: «Не судите, не судимы будете», - тем не менее, как правило, судим других и оправдываем себя.

Заготовки для внешних диалогов

Наши внутренние диалоги нередко имеют еще одну цель - мы придумываем, что мы скажем другим (родственникам, друзьям, сослуживцам).  Нас это беспокоит и поэтому мы раз за разом, прогоняя внутри себя одни и те же доводы, возражения и т.п. Так мы репетируем будущий разговор, шлифуя логику и подбирая аргументы для оправдания себя или обвинения кого-то другого.

Бесы

Во всех религиях мира, хоть и под разными названиями, есть описание всевозможных сущностей, которые нашептывают нам всевозможные мысли, внушая желания, страхи, чувство собственной важности. Они имеют различные названия: бесы, демоны, падшие духи, дэвы. Эти сущности питаются энергией человека, подталкивая его к определенным, чаще нелицеприятным поступкам.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться».

Создание мира

В главе «Язык» мы говорили о том, что язык обусловливает наше восприятие мира. В развитии этой темы нужно сказать, что основным способом, которым мы это делаем, это ведение внутреннего диалога.

«Мы непрерывно разговариваем с собой о нашем мире. Фактически, мы создаём наш мир своим внутренним диалогом. Когда мы перестаём разговаривать с собой, мир становится таким, каким он должен быть. Мы обновляем его, мы наделяем его жизнью, мы поддерживаем его своим внутренним диалогом. И не только это. Мы также выбираем свои пути в соответствии с тем, что мы говорим себе. Так мы повторяем тот же самый выбор ещё и ещё, до тех пор, пока не умрём. Потому что мы продолжаем все тот же внутренний диалог». (Карлос Кастанеда «Колесо времени»)

БЕСЦЕЛЬНОСТЬ

Мы назвали две основные характеристики внутреннего диалога - его неконтролируемость и рождение мыслей посредством ассоциаций. Еще одной особенностью внутреннего диалога является его бесцельность в том смысле, что никакой сознательной цели он не служит. «Наша мысль приобрела много плохих привычек, и одной из них является размышление без цели», - говорил П.Д.Успенский.

Отсутствие сознательной цели не означает, что внутренний диалог не выполняет никаких функции. Таким функциями являются: самооправдывание, формирование убеждений, планирование будущего, построение картины мира, создание времени через проговаривание прошлого и будущего, работа со страхами. Важной функцией внутреннего диалога можно назвать определение границ «моё», отождествление с «моё» и таким образом создание эго. Но это уже, как говорится, совсем другая история (см. главу «Эго»).

УМ

Ум как процесс думания

Мы часто употребляем слово «ум», но это такое? Очевидно, что это не место, не объект и не предмет. Точно так же, как река есть процесс течения воды, ум – это процесс думанья или процесс мышления. Собственно, «ум», «д-ум-а» и «д-ум-ание» – это родственные слова.

То, что мысли текут подобно реке, нашими предками было подмечено достаточно давно. Ведь слова «речка» и «речь» имеют общее происхождение. Не даром «рекут» ещё во времена Ломоносова означало «говорят».

Думание или мышление бывает разными. Мы либо контролируем этот самый процесс, решаем логические, математические, бытовые вопросы. Либо нет. Эту неконтролируемую внутреннюю болтовню мы и называем внутренним диалогом.

Нередко мыслительный процесс, начавшийся как сознательный, буквально через несколько секунд превращается в неконтролируемый. Решив о чём–то поразмышлять, мы неожиданно обнаруживаем, что думаем уже совсем о другом! Например, в первый рабочий день после отпуска мы никак не можем заставить себя начать заниматься делом. В голову упорно лезут воспоминания о времени, проведенном в отпуске. В этом случае мы говорим, что не можем собраться с мыслями, сконцентрироваться, сосредоточиться. Когда же наоборот мысли о работе заполняют ваше сознание в первые дни отпуска, мы говорим себе: «Хватит думать о работе, расслабься!»

Неконтролируемый ум

Эти два понятия «неконтролируемый ум» и «внутренний диалог» можно считать синонимами. Когда-то включившись, ум работает и работает без остановки, без перерывов на обед, без выходных и праздников. Научившись думать года в 2-3, десятилетиями оттачивая свои навыки, ум взрослого человека овладевает им настолько, что даже когда он молчит, внутри его сознания продолжается непрерывная болтовня. Наше сознание практически постоянно занято бесчисленными мыслями, рассуждениями, спорами, планами и воспоминаниями.

Будучи бесконтрольно болтливым, наш ум создаёт массу проблем для своего владельца. Примерно 80–90 процентов совокупного потока мыслей не только повторяются, но и являются бесполезными. Постоянный мысленный поток создает внутренний шум, или точнее спам, к которому мы настолько привыкли, что практически его не замечаем. Так люди, живущие рядом с железной дорогой, не замечают круглосуточного шума движущихся поездов.

Казалось бы, что в этом нет ничего страшного – пусть себе работает. Но, как и любой другой инструмент, ум, когда молотит вхолостую, может принести больше вреда, чем пользы.

Из-за ассоциативной природы внутреннего диалога ум часто сравнивают с обезьяной, которая беспорядочно скачет с ветки на ветку. Приведу слова известного индийского гуру Сатьи Саи Баба: «Ум очень верно описан как обезьяна! Он даже более своенравен, чем обезьяна, ибо он меньше чем за миг скачет с одного места на другое, отстоящее от первого на километры в пространстве и на столетия во времени. Ум прыгает от одного желания к другому и затягивает нас в свой запутанный клубок».

Нетренированный ум, движущийся в беспорядочной манере, Будда сравнил с дрожанием рыбы, вынутой из воды и выброшенной на сушу.

Выше мы употребили выражения «ум овладевает», «ум создает массу проблем».
Еще раз акцентируем, что ум есть процесс, а не некая коварная сущность, которая завладела нами изнутри. Это аналогично тому, как для тех, кто нашел ночлег рядом с железной дорогой, шум поездов не дает заснуть. Те же, кто давно живет близ железнодорожных путей, так привыкают к этому шуму, что не замечают его. Но это не значит, что его нет. Не замечая внутреннюю болтовню, тем не менее мы находимся под ее влиянием, так как наше внимание управляется не нами, а случайными сигналами извне и набором ассоциаций, которые сложились в нашем сознании.

Ум как инструмент

Было бы ошибкой сделать вывод, что «ум есть зло», что это нечто плохое и вредное. Отнюдь нет. Ум, мышление – это очень полезный инструмент. Возьмем, например, топор. Он плохой или хороший? Очевидно, что это зависит от того, в чьих руках он находится. Им можно срубить дом или запастись дровами. Топор в руках бандита, человека, отравленного алкоголем, безумца или человека в состоянии аффекта – это зло. Но зло не топор, а конкретный человек.

Или, например, можно нередко услышать, что деньги зло. Но их можно потратить на строительство казино, а можно на помощь обездоленным. Опять же все зависит от человека.

Ум, интеллект также есть инструмент. А любой инструмент имеет какую-то область применения, для чего то используется. Ошо говорил: «Ум – один из самых красивых, самых сложных, самых развитых механизмов. Он верно вам служил, он продолжает верно вам служить. Многие достижения цивилизации стали возможны благодаря уму. Если вы прогоните ум, то станете сумасшедшим... Он так сложно устроен, в нём заложен такой огромный потенциал. Наука не способна создать ничего подобного человеческому уму. Все начинается в уме. Машина, в которой вы едете, любое здание, в которое вы входите, любой магазин – все это сначала было мыслью в чьем-то уме. Потом эту мысль сочли полезной и воплотили в реальность».

Ум – это сложный инструмент, призванный для решения «узких» задач, к примеру, для анализа и других логических операций. В идеале ум должен «включаться» в определённых ситуациях и только по воле «хозяина». Но вся штука в том, что мы далеко не совершенны и не можем полностью контролировать не только своё тело, но и свои мысли. Наш ум, пользуясь нашим несовершенством, «не хочет» довольствоваться ролью второго плана, поэтому и старается перетянуть одеяло на себя.

Однако если бы существовала инструкция по применению ума, в ней непременно должно было бы быть сказано, что, во-первых, ум – это инструмент, попользовался – убери в кладовку. А во-вторых, про то, где у него находится выключатель.

Отсюда, главное правило по обращению с техникой: прежде чем что-то включить, узнай, как это можно выключить.

Ситуация двоякая. С одной стороны, мы живем в обществе и не можем позволить себе совсем не думать, не использовать мышление. С другой стороны жизнь под влиянием внутренней болтовни – это царство «кривых зеркал», мир навешанных ярлыков, стереотипов, ложных переживаний и представлений, бесконечного «пережевывания» одних и тех же мыслей, страхов, мечтаний.

Будем помнить, что ум – хороший слуга и плохой господин, а значит, обращаться с ним надо уважительно, но строго.


КАК НАУЧИТЬСЯ НИ О ЧЕМ НЕ ДУМАТЬ

Для начала нужно выбрать в день 4 удобных отрезка времени по 15 минут. К примеру, в 11, в 15, в 18, в 21 час. Подойдет любое время, в которое вы можете незаметно для окружающих заняться нечегонеделанием. При этом можно сохранять серьезное выражение лица и делать вид, что смотрите в монитор, если дело происходит на работе.

Каждую пятнадцитиминутку разбиваем на три интервала по пять минут. Первые пять минут посвятите дыханию. Просто следите за ним, вдыхая глубоко животом. Вдох-выдох-вдох-выдох. Будут появляться какие-то мысли, но вы ловите внимание и переносите его опять на дыхание. Сначала будет очень тяжело!!! Первые 2-3 недели будет казаться, что вы больше отлавливаете внимание и переносите его на дыхание чем не думаете, но тут важно просто продолжать.

После того как мысли более менее успокоились, переведите внимание на тело и в следующие пять минут почувствуйте, как оно расслабляется. Просто проходите внимание по всему телу и расслабляйте каждый кусочек. Делаем это сверху вниз: лицо, горло, плечи, предплечья, кисти, грудь, диафрагма, живот, бедра, колени, икры, стопы. Не нужно расслабляться настолько, чтобы упасть со стула, достаточно ослабить напряжение внутри.

Если вы не чувствуете, какой-то участок тела, не можете на него направить внимание, то напрягите его как можно сильнее - это позволит его почувстовать, направить на него внимание. Кроме того, после напряжения, как правило, удается легче расслабиться.

У мыслей есть четкая связь с телесным напряжением. Как только начнет получатся расслабляться и удерживать это расслабление, мысли тоже начнут отступать. Если мысли наоборот начинают возвращаться - вернитесь ненадолго к дыханию, а затем опять к расслаблению.

После того как все мышцы расслабятся, расслабьте и расфокусируйте глаза. Также вы можете почувствовать тепло в теле, как при занятии йогой или цигун. Расслабленно следите за этим теплом, проникайтесь им, сосредоточьтесь именно на телесных ощущениях и продолжайте расслабляться.

Вот такая практика.

Дальнейшее развитие темы в главе «Внимание»:

http://www.proza.ru/2018/01/05/1096

и «Практики по развитию ментальной силы», где есть рекомендации по остановке внутреннего диалога:

http://www.proza.ru/2018/05/06/620