Другое измерение

Смирнова Виктория
Когда кисть прикасается холста – останавливается время.
Когда чернила стекают на бумажный лист – открывается Вселенная слов.
Искусство вне пространства, вне времени…
 
Двадцать первый век – гонка на скорость. Человек в спешке не успевает осмотреться по сторонам, проникнуть в суть вещей и ощутить всю полноту своего существования. Но есть люди, которые постигая и вытачивая грани своих творений, приоткрывают перед нами занавес, где всё живёт в особенном мире, в безмерном пространстве, вне времени… Кто эти люди? Конечно же, это писатели, поэты, художники, скульпторы - все те, кто открывают свою непостижимую душу перед Вселенной.  Один из них  - Геннадий Васильевич Говор, о нем  мне и хочется рассказать, так как его живописные произведения затронули струны моего поэтического творчества. Однако, обо всём по порядку.
Геннадий Говор родился 23 марта 1945 года на юго-востоке Беларуси, в г. Жлобин.
Выставочная деятельность художника берет свой отсчет с 1967 года. Навыки своего мастерства ему передавали Леонид Оседовский г. Минск,  а так же Стяпас Ненорта и Витовт Клямке г. Каунас. Работает в станковой графике и живописи.
Автор многочисленных произведений изобразительного искусства, хранящихся в музеях, картинных галереях, частных коллекциях, участник городских, областных, республиканских, всесоюзных, зарубежных, международных и персональных художественных выставок. Геннадий Говор является членом Белорусского союза художников и Международного союза писателей и мастеров искусств.
 Художником создано множество произведений выполненных в различной технике: масло, темпера, офорт, пастель, акрил, акварель, тушь, монотипия, уголь, мел, карандаш. Насколько разнообразны инструменты художника, настолько и разнообразны его произведения.
Геннадий Говор принадлежит к числу незаурядных художников, живущих на рубеже веков. Его необычайное творчество затрагивает струны души многих соотечественников. Оно нашло отражение и в моих стихотворениях, которые как молниеносные искры строками выстраивались на бумажных листах.   Картины прошли через моё сознание, а представленные образы живописных работ обрели новую форму и, как результат, трансформировались в другой вид искусства – поэзию, посредством которой была осуществлена попытка раскрыть всю зримую и незримую красоту картин художника.
Удивительно – когда точка, последний штрих или мазок кистью… одним лишь мгновением включает особое время, время создания творения, и остаётся в безмерной памяти человечества. Как раз о таких творениях реальных и в то же время необыкновенных, написанных гомельским художником, хотелось бы рассказать и может быть даже разобраться в том, как сама Вселенная управляет кистью.
В стихотворении «Художник», наиболее ярко и всецело отражено моё субъективное отношение к творчеству Геннадия Говора:
Художник открывал секрет души…
Смотри творенья, только не спеши.
Они сплетают краски всех миров,
Они рисуют космоса покров.
 
Две жизни у художника всегда.
Одна - вся в повседневности, проста.
Другая – запредельная мечта,
Не каждому дано войти сюда.
 
В его кистях оружие и жизнь,
И радуга пути, и катаклизм.
Рисует не барокко, не ампир…
Он на палитре держит целый мир:
 
Рисует на полотнах времена,
В них оживает и поёт весна,
Сияет под лучами тихий плёс,
Бежит тропою добродушный пёс,
 
Благоухает множество цветов,
Живёт свободно вечная любовь…
И всё строкою просто не сказать.
Холсты веками можно созерцать.
Сквозь призму художественного творчества живописца, можно понять его необыкновенную любовь к Родине, родным краям, людям. Художник в своих работах рассматривает не только исторические события своей страны, которые нашли отражение в картинах «Древний Гомель», «Туров», «Новая Белица конца 18 века», происходящие на территории Беларуси. Он обращается к глобальным вопросам природопользования, которое охватывает обширную область от окружающего Землю космического пространства до ее глубоких недр, при этом на первый план, выдвигая вопросы экологии, в таких работах как: «Огонь, вода и трубы…», «На Полесье тихо, тихо…», «Паутина Чернобыля» и др. Ни одно событие не прошло мимо, каждое из них улеглось на полотно времени, созданное художником. В триптихе «Огонь, вода и трубы…» сердце художника не остаётся равнодушным к происходящим событиям времени и отражает научно-технический прогресс как необузданную силу, которую необходимо сдерживать человечеству. Благодаря высокому мастерству художника, появились строки, отражающие мои чувства, вызванные знакомством с полотнами:
Веками приручали воду, камни,
Огонь, металлы, множество веществ…
И создавая, мы не знали сами,
Что начинался с этого Прогресс! ...
… А человек, что приручил так много,
Не может обуздать коварный дым.
Но скоро не окажется живого
И вряд ли сам останется живым.
Геннадий Васильевич выступает в своем творчестве как патриот, переживающий и ратующий за благополучие своей страны, что, без сомнения, отражено в картине «Паутина Чернобыля». Это нашло отклик и в моём сознании:
Страдала земля, молчаливо вздыхала и плакала.
Зловещий поток паутины окутывал всё.
Вокруг вороньё подбирало добычу и каркало.
И рек паутины питали глубины озёр…
Геннадий Говор многоплановый мастер, он не только обращает внимание своим творчеством на проблемы экологии, но как человек, занимающий активную гражданскую позицию, затрагивает очень важные темы исторического прошлого белорусского государства. В частности, в творчестве нашла отражение и тема войны в таких картинах как «Июнь 1941-го», «Память» и др.
Произведения Геннадия Говора отличаются необычайной эмоциональностью, творческой фантазией, виртуозной техникой, бесспорно, - это самобытный творец, мастер своего дела.
Каждая картина художника наполнена не только видимым смыслом, но и пронизана символами, он обращается к символу в попытке изобразить неизобразимое, понять непознанное, увидеть незримое, услышать происходящее и на мгновения погрузится в реалии отражённые в произведениях. В основе символистского мировоззрения художника лежит суждение о существовании за миром видимых вещей другого мира, реальности, которую смутно отражает наш мир. Может быть, поэтому художник обращается в своём творчестве к сюрреализму и создаёт новый цикл работ «Осмысление времени». Работая над этими произведениями, художник создаёт графические листы в смешанной технике (акварель, пастель, тушь и перо).
Цикл представлен такими листами как «Время вдохновения», «Время открытий», «Время полётов» и др. В этих картинах художник приоткрывает грани разума. Каждая из картин притягательна своей непохожестью и оригинальностью. Образы захватывают и удивляют полётом мысли, многогранностью и многозначностью. Художник перед зрителем открывает тайные миры мыслей и ощущений, у каждого появляется возможность стать соучастником и окунуться в мир фантазии, где все образы притягивают и заставляют каждого рассмотреть все детали досконально, задержаться взглядом на мелочах. Эти произведения хочется рассматривать снова и снова, ведь художник проявил всё своё мастерство талантливого и незаурядного графика, используя в создании работ уже собственно придуманную технику исполнения, подчиняя все инструменты изобразительного искусства.
Всё творчество живописца интересно и многогранно. Его картины - это одновременное единоборство сердца, разума, чувств, безмолвная молитва наедине с самим собой не только художника, но и зрителя. Безмолвное духовное общение выражено в символах, которые можно бесконечно находить в его картинах и с каждым разом открывать для себя новые и новые смыслы… Рассматривая картину «Ночной Гомель», у меня возникли строки:
Не спится… у раскрытого окна,
Там, как и я, не спит уже луна.
Она в ночь величава и полна.
И млечно отражается в волнах….
В этой картине, написанной в необыкновенно простых красках, на первый взгляд, виден самый обычный вид из окна, но если обратиться к глубинной сути картины, проникнуть дальше, то мы видим, как при лунном свете сияют купола церкви, и как близко ощутим божественный свет:
…Она как я, молилась наверху,
А я молился, как и все, в греху
И то, что вижу – в сердце сберегу:
Сияют купола на берегу….
Конечно же, как и во всех картинах Геннадия Васильевича, эта картина пронизана символами: веры, Бога, времени. В нижней части картины, на переднем плане, изображены лежащие на подоконнике три персика. Числа в православии не имеют магических значений, но зато имеют символическое значение. Например, берем три пальца и складываем их вместе, чтобы осенить себя крестным знамением. Почему три, почему не один, не четыре? Да, именно три – это символ Пресвятой Троицы и, складывая так пальцы, мы исповедуем свою веру в Бога Отца, Сына и Святого Духа. В христианстве персик – символическое выражение умиротворенности, которую испытывает душа добродетельного человека. Иногда на изображениях Мадонны с Младенцем вместо яблока, символизирующего плод спасения, присутствует персик. Плод спасения; с листком у черешка – добродетель сердца и языка (молчания). И, конечно же, считывая эти символы с картины художника, я ощутила это единство сердца и разума:
Молитвы звук поистине велик.
И мысли наполняет божий стих.
Союз единый – сердце и язык,
А в душу Божий свет мою проник.
Всё творчество художника проникновенно раскрывает его духовную христианскую сущность. Он осознает важность и значимость в жизни поколений духовной традиции народа. Об этом говорит множество картин: «В новое тысячелетие с верой, надеждой и любовью», «Князь – озеро»,  «Яблоки в траве», «На Полесье тихо, тихо» и многие другие…. Все эти картины неизменно нашли отражение в моём творчестве. Как, например, картина «В новое тысячелетие с верой, надеждой и любовью», проникла в моё сердце, и появились необыкновенные строки стихотворения «Божественный звон»:
Божественной ладони прикоснуться,
Наполниться сиянием и светом.
По-новому все чувства отзовутся.
И помнить, что душа живёт бессмертно.
 
С божественным сиянием в ладонях
Пройти греховный путь, но в искупленьи
И может быть понять, что только в звоне,
Да, в колокольном звоне – сотворенье…
 
Очистится на исповеди солнце
И обновятся в мыслях представленья,
И колокольный звон услышит полдень,
И звуком прикоснётся поколений.
Когда появляются такие произведения, как у художников, так и у поэтов, ощущается реальность, но реальность не земная, это грань между иллюзорным миром бытия и сверхчувствительной реальностью мира.
Умело апеллируя не только художественными приемами, но и символами, художник показывает зрителю глубинную философию своего творчества, вызывает зрителя на поединок, заставляет задуматься о жизни и смерти, о любви и верности, о вере, о торжестве справедливости и многом другом, ведь тематика его картин обширна и разнообразна.
Обращаясь к творческому пути Геннадия Васильевича Говора, приходит понимание его многогранной личности не только как художника, но и как состоявшегося поэта, автора книг поэзии, члена Союза писателей Беларуси. На протяжении жизни он стал лауреатом ряда премий: «Памяти Ивана Мележа», «Митрофана Довнар-Запольского», «Литературная премия им. А.П.Капустина» (Беларусь), «Бояна» (Россия), «Ежи Гедройца» (Польша), «Владимира Нарбута» (Украина). Геннадий Говор имеет патенты на изобретения. Награжден медалями: «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945», «Ветеран труда», «Крест Святого Георгия», «Т.Г. Шевченко 200 лет со дня рождения 1814-2014».
Безусловно, в одной статье невозможно рассмотреть всё творчество художника, ведь хочется остановиться на каждом художественном произведении, рассказать о каждом чувстве, которое охватывает душу, о каждой мысли, которая парит над его полотнами. Но вывод напрашивается сам собой: искусство полностью и без остатка захватило душу и разум художника, всецело овладело его сердцем и только по этой причине его творчество так близко и понятно людям. Художественные полотна Геннадия Говора на протяжении всего творческого пути проникнуты глубокой любовью к жизни, умением увидеть во всём красоту дающую людям радость. Даже в самые трудны минуты для страны или сложные времена в непростой жизни художника, его жизнеутверждающее творчество идёт прямой линией через всю жизнь, не смотря ни на что.

     Смирнова В.Н. Статья // Литературно-художественный, духовно-просветительный, научный журнал Союза писателей Союзного государства «Белая Вежа». Духовность. Искусство. «Рисует на полотнах времена» – о творчестве художника Г.Говора. №6(21) 2015. С.145-149.