Письма Анечки4. Моя деревня

Скляров Анатолий Николаевич
           Вот, пришла с прогулки и для закрепления хорошего настроения решила написать тебе очередное письмо, в отличие от предыдущего более позитивное и опять о Моей деревне.

               По просьбе своих родителей я отправила им фотографию Стеровского клана, где на переднем плане сидели свекор и отец свекрови, оба с усами и бородатые. Там начался переполох, бабушка сразу же определила, что это староверская семья, и плакала вместе с мамой. Срочно командировали папу в Бобруйск с наказом забрать меня с дочкой. Папа приехал, не помню через сколько дней, но очень скоро. 

               Погода стояла дождливая. Мы уже жили в своем доме. Папа приехал вечером. Леня ушел утром на работу, у меня был выходной (я уже работала) и я пошла на огород накопать картошки. Льет дождь, я в плаще выкапываю из грязи картошку, вышел папа глянул на меня и сразу же ушел в дом. Когда я пришла в дом, я поняла, что он плакал до этого (он вообще был очень добрый и сентиментальный).

               И говорит (я до сих пор помню его горестное лицо и слова): "Аня, Аня, что же ты сделала со своей жизнью?! Без образования, ребенок в деревне, ищешь в грязи картошку, живешь, как в средневековье среди староверов! Ты знаешь, мать с бабушкой отправили меня, чтобы забрать тебя с Людой, а Леня, как хочет - или едет с нами, или остается”. Я, конечно разревелась и сказала, что никуда отсюда я не поеду, тем более, что готовлюсь по настоянию Лени поступать в техникум. Что у Лени хоть и большая семья, но таких еще надо поискать, что муж меня любит и защищает.

              Через два дня поехали мы в деревню. Там готовились к нашему приезду, население деревни   тоже готовилось: опять сидели на лавочках и стояли кучками и опять "сквозь строй". А папа мой такой видный, ходил (даже в старости) прямо, высокий, кудрявый, приветливый. Идет и со всеми здоровается и сразу покорил местное население. В дальнейшем это помогло как-то и мне, потому что почти единогласно решили, что я из хорошей семьи.
 
              А до появления папы ко мне относились настороженно. Дома встретили с накрытым столом, пришли тетки. Свекор и свекровь очень, как-то даже по-родственному, отнеслись к нему. Папа вообще был очень общительным человеком и любознательным, они со свекром очень долго разговаривали и остались довольны друг другом, а Люда сидела все время у бородатого деда на коленях, и папа видел, что она здесь не обижена.  Так что вопрос о нашей “репатриации” с повестки дня был снят.

               Еще немного хочется мне написать о моей   любимой деревне, да, любимой, не удивляйся, старообрядческой и любимой деревне. Я тебе писала, что тетки моего мужа очень хотели, чтобы я перекрестилась в эту веру, я решительно отказалась и только решительная защита мужа спасла меня от этого перекрещивания. Почему я снова затронула эту тему, сейчас попытаюсь объяснить.

               Когда умирает человек над его гробом целую ночь без перерыва читают заупокойные молитвы и молятся вместе с читающим молитвы все, кто находится рядом. Гроб стоит в переднем углу так, чтобы покойник как бы "смотрел " на этот угол, на иконы, горящие свечи, а так как читать молитвы надо всю ночь, начиная часов с 8-ми вечера и до 8-9-ти утра, то читающие меняются каждые 2 часа.

               Утром, когда прочитают все молитвы, поют молитвы, именно поют на 2-3 голоса, да так мощно, что волос на голове становится дыбом и невозможно не плакать, и оставаться равнодушным. Первый раз я была на похоронах бабушки мужа и меня это просто потрясло. И на кладбище несут на руках, на специальных носилках и опять поют...Для того, чтобы и меня похоронили так же, надо было перекреститься в эту веру, но я не согласилась, хотя я бы хотела быть похороненной так...

            Толя, привет! Вот сижу и думаю: нужно ли мне продолжать свое жизнеописание? Всего не опишешь, хоть и помню, мне кажется, все - от раннего детства в бараке до сегодняшнего утра, когда решила попробовать продолжить все-таки рассказывать тебе о том, как я жила эти долгие-долгие годы...Продолжу свои воспоминания, потому что наблюдаю с твоей стороны интерес...

               Ты знаешь, листая страницы своей жизни, я, пожалуй, согласилась бы с тобой, что все-таки я счастливый человек и прожила достойно свою жизнь, Но что меня двигало по жизни, заставляло карабкаться туда, куда, казалось, невозможно даже доползти... И назвать это маяком нельзя было, потому что все было, как в тумане. Я все ждала Его.

                Ты знаешь, я умею ждать.
                Пишу сценарий нашей встречи:
                Увидеться, тебя обнять,
                И...позабыть про все на свете!!!

               А Он стоял и улыбался, и как будто-бы говорил: " Зря! Ничего у тебя не получится!" Получилось, но полного удовлетворения от всего я так и не было, потому что ни разу не посмотрела ему в глаза с тех самых пор... Вот сейчас, наверное, с полным основанием ты скажешь, что я попросту маньячка, вбившая себе в голову этот бред. Бред… Да, где-то в глубине души я соглашусь с этим, но этот бред заставил меня воспитывать своих детей так, чтобы они никогда не повторили моих ошибок…
               Вот такое у меня странное получилось предисловие. А сейчас ухожу от грустных мыслей и приступаю, собственно, к воспоминаниям.

               Оставив восьмимесячную Люду в деревне, я устроилась на работу в компрессорную станцию завода, где работал муж (я тебе это говорила ранее) Это был поворотный момент в моей жизни. Перечитав всю заводскую библиотеку на работе (такая классная была работа!), пошла учиться на вечернее отделение механико-технологического техникума, занятия то утром, то вечером, в зависимости оттого, в какой смене работала.

                Муж дома "варил чай", работал-то он только днем. А Люда росла в деревне, окруженная заботой, да, именно, заботой этой большой и дружной семьи. И меня звала Аней, а бабушку мамой. Ее уже научили петь, сидя на теплой печке, она пела вместе с девчонками, выдавала такие рулады, что все дружно радовались. Это надо было видеть и слышать! Она и сейчас, благодаря той школе, очень хорошо поет и хорошо играет на гитаре.

                В связи с тем, что я работала по сменам и училась, график выходных не совпадал с графиком мужа и он чаще меня бывал в деревне, работа и техникум в противоположном конце города (по спидометру от калитки дома до проходной 12 км., я настояла, чтобы купили мотоцикл. Купили "минский", легкий. Ноги мои на цыпочках доставали до земли, что для меня было немаловажным при обучении и начались мои приключения.

                Обучением моим занимался муж в деревне. Народ деревенский был шокирован, когда увидел меня на мотоцикле и наблюдали, что из этого получится, я злилась, когда видела этот их интерес, но, когда я влетела в силосную яму, дружно прибежали и вытащили и меня, и мотоцикл, нога у меня потом от ожога еще долго болела. Научившись немного ездить, записалась на курсы, получила права и первый раз выехала в город на работу на мотоцикле.

                Муж в то время был в санатории. Я договорилась с двумя мужиками из нашей бригады компрессорной (оба жили недалеко от нас), что рано утром они заедут за мной и поедем на работу вместе. Один впереди, он должен показывать по ходу все манипуляции типа: поворот рукой вправо, влево (ну, ты знаешь), за ведущим - я , за  мной замыкающий . Таким "кортежем" раненько и выехали, пока мало людей. А ехать надо через весь город, через центр.

               Нормально едем, но мой ведущий уже забыл, что я за ним еду и, резко делая поворот, мотоцикл положил в вираж, я не смогла так сделать и помчалась на тротуар, проскочила между урной и деревом, врезалась в дом, переднее колесо какое-то мгновение постояло на стене и мы рухнули на тротуар. Ведущий продолжал движение вперед, второй "охранник" кричал первому: ".....мать, она убилась!", Бежали с двух сторон ко мне, побросав свои мотоциклы , вытащили меня.

               А я первое, что сказала им: "Быстро убираем во двор мотоцикл, пока нет ментов". Фара в хлам, обод погнут, вилка тоже, у меня на голове шишка, которая росла на глазах. Немного подправили, что можно, Коля (ведущий) говорит мне, чтобы я садилась на его мотоцикл , а он поедет на моем. Я отказалась, села на свой и, виляя, через весь центр, приехали мы на работу. И целый день бригада занималась моим мотоциклом.

                В тот же день я прошла техосмотр, на следующий день опять же рано утром, я не давала спать еврейскому кварталу, осваивая этот злополучный перекресток, чтобы в дальнейшем его не бояться. Вот такая я настырная, что мне и помогало не упасть на дно и карабкаться, пусть и не высоко, но до карабкаться до отправной и, возможно, последней точки...

             Еще один смешной случай, связанный с освоением езды на мотоцикле уже после того, как я тревожила еврейский квартал, имея в кармане  права. Район, в котором стоял наш дом, был забытый местными властями, автобусы ходили, не соблюдая график движения, до ближайшего магазина полтора километра, до автобусной остановки километр по грунтовой и песчаной дороге, колонка с водой на соседней улице. Наша улица еще не вся застроилась, но наш тупичок уже справлял новоселья.

             И решили мы выкопать колодец на улице для наших семи домов, которыми и заканчивалась улица, дальше проезда уже не было. Чтобы заказать бетонные кольца для колодца, надо было съездить в деревню, недалеко от города, где изготавливали эти круги. И наш ближайший сосед предложил мне с ним проехать туда "Хорошо, если не боишься со мной ехать, поехали" - сказала я ему, и мы поехали. А чтобы доехать до нормальной асфальтированной дороги, надо было проехать участок с песчаной дорогой. 
             На нашей улице дорога была хорошо укатанной, а потом этот песок, Вовка сидел сзади такой расслабленный и даже не держался за меня, наверное, боялся меня обнять. Ну, доезжаю я до того злополучного участка, чувствую, что сейчас завалимся, я коленками уперлась в руль, крепко обняла бензобак ногами, пригнулась, а Вовка через мою голову перелетает лягушкой и плюхается носом в песок впереди мотоцикла, матерится, полный рот песка, а я лежу и хохочу...

              Подняли мотоцикл, я говорю: возвращаемся? А он нет, поедем, “Только я до шоссе добегу, и ты меня там заберешь”. Ну я доехала до шоссе, подождала его, пока он добежал, сел он сзади, уже обнял меня (держится, значит). Я резко отпускаю сцепление и хорошо, что он держался за меня, а так бы упал на спину. Съездили мы в деревню. Заказали кольца. Поехали домой, как только съехали с шоссе, он сказал: «Я сойду, а ты заберешь меня, где уронила».

              Вечером собрались на моей лавочке, я в красках все описала, хохотали до упаду, в конце все это дело мужики потребовали "замочить". Замочили. Вообще у нас были очень хорошие соседи и так уж случилось, что в нашем тупичке жили все староверы, все наши 7 первых домов были староверы и на нашей улице был кермаш, который отмечался на Крещение, то есть 19 января и приезжали гости, к приезду которых готовились.

На сегодня хватит, пойду готовить ужин. Обнимаю тебя. Твоя Анька.