Севильский озорник и Дон Жуан

Ада Давыдкина
«Севильский озорник, или Каменный гость» Тирсо де Молина и «Дон Жуан, или Каменный гость» Мольера. Сравните образы главных героев. Чем отличается тематика и проблематика произведений? В чем назидательность обоих драматургов, за что наказаны их герои? Насколько комичны ситуации в обеих комедиях? Есть ли место донжуанам в современной жизни? Почему?


«Севильский озорник, или Каменный гость» был написан монахом Габриель Тельес, более известным под своим литературным псевдонимом Тирсо де Молина. Данный писатель был одним из наиболее ярких последователей школы Лопес де Вега, которого многие считают одним из основателей испанской драмы. Наиболее известным произведением Тирсо де Молина является пьеса «Севильский озорник, или каменный гость». В основу данного произведения легли хроники или народные предания о доне Хуане Тенорио, который обесчестил дочь командора дона Гонсало и о том, как впоследствии его надгробная статуя оживает, и отомстило растлителю свое дочери. В данной пьесе, несомненно, дала себя знать монашеская жизнь Тирсо де Молина, этот произведение несет на себе ощутимо религиозно-нравственную и даже мистическую нагрузку. Дальнейшим развитием данного сюжета многие авторы, в том числе и один из знаменитых французских писателей Жан-Батист Мольер.

Вот, что написано об этом в одном из учебников по зарубежной литературе XVII века: «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665) был написан чрезвычайно быстро, чтобы поправить дела театра после запрещения «Тартюфа». Мольер обратился к необычайно популярной теме, впервые разработанной в Испании, — о развратнике, не знающем никаких преград в своем стремлении к удовольствиям.».

А теперь рассмотрим в чем разница и в чем схожесть двух данных пьес. Пьеса Тирсо де Молина «Севильский озорник, или каменный гость» является, на мой взгляд, нравственно-религиозной трагедией с элементами мистики, что является типичным для Испании XVI-XVII веков, т.к. она находилась под сильным влиянием инквизиции. Так же на данном произведении сказалось и то обстоятельство, что его создатель был и сам монахом. Пьеса Мольера «Дон Жуан или каменный гость» является утонченной комедией, т.е. в данном произведении юмор связан самим поведением героев обусловленных их социальным положением и воспитанием, и все ситуации в которых они оказываются, продиктованы складом их характеров. В соответствии с этим, если Тирсо де Малина исходя из своего монашеского сана, пытался поднять нравственность всего Испанского общества, считая, что испанцы под влиянием губительных идей эпохи Возрождения идущих из Западной Европы, удалились от моральных норм, процветавших в средние века, и это приводит их к нравственному падению. То Мольер, написав своего «Дон Жуана или каменного гостя» обличает в нем пороки высшей аристократии и духовенства Франции XVII века, которые высмеивались простыми людьми.

С моей точки зрения, крайне примечательно то, как и при каких обстоятельствах предстают перед нами главные герои в начале каждого произведения. В пьесе «Севильский озорник, или каменный гость» главный герой, дон Хуан, появляется перед нами в тот момент, когда он, назвавшись именем любовника знатной герцогини Изабеллы проводит с ней ночь любви и лишает её невинности. Когда же он уходит, герцогиня узнаёт, что он не тот за кого он себя выдавал, то завет на помощь. Надо сказать, что отношения к девственности у девушек в Испании было очень серьезно, и они могли лишиться её только после вступления в брак. Если девушка лишалась девственности до вступления в брак, то на ней должен был жениться соблазнитель и поэтому девушки, не желая выходить замуж за не любимых женихов, которых им сватали родители или король, они лишались девственности, по обоюдному согласию, с любимым человеком. Этот обычай был, свято соблюдаем, в Испании еще со средневековых времен, и то, что дон Хуан после ночи, проведенной с Изабеллой, просто от неё сбежал, говорит о том, что средневековые нормы морали на него не действуют, но и нормы Возрождения на него тоже не действуют. Ведь в Возрождении превозносили женщину и старались за ней ухаживать, наслаждались, как сейчас говорят, плотническими отношениями и, расположив женщину к себе, вступали с ней в любовную связь. Дон Хуан же, назвавшись чужим именем, не дал себе труда даже по-настоящему вызвать к себе любовь женщины.

Образ Дон Жуана Мольера, возникает перед нами еще из разговора его слуги и слуги госпожи Эльвиры, жены Дон Жуана, где слуга донны Эльвиры сетует на то, что его госпожа, поверив в уверения Дон Жуана в пылкой любви к ней, сбежала с ним из монастыря и вышла за него замуж. Но Дон Жуан пожив с ней какое-то время уехал без объяснения причин, и она, не понимая в чем дело, поехала за ним: «Итак, мой дорогой Гусман, госпожа твоя, донья Эльвира, удивленная нашим отъездом, пустилась следом за нами в путь, а мой господин, по твоим словам, так пленил ее сердце, что она и жить не станет, если не разыщет его».

Как мы видим в отличии от дон Хуана, который либо обманывал молодых женщин и сбегал от них даже не обещая вступить с ними в брак, как это случилось с доньей Изабеллой, либо соблазнял их клянясь им в любви, обещая вступить в брак, но не выполнял своих обещаний, как это случилось с бедной рыбачкой Тисбеей. Дон Жуан Мольера все-таки так ухаживал за доньей Эльвирой, что она согласилась сбежать с ним из монастыря, и женился на ней, сдержав данное ей слово. Таким образом у Дона Жуана Мольера есть остатки благородства по отношению к женщине, но он ветренен. Он сам говорит своему слуге, что он не может ради любви к одной женщине закрыть свое сердце для всех остальных. Герой Мольера так же не когда не делал пакости другим людям из-за озорства, но однако герой Мольера, по мысли автора, к концу пьесы совершает еще больший грех чем открытое распутство. Он, к середине пьесы принимает решения скрыть свой порог под маской мнимого благочестия, при этом он апеллирует тем, что многие священнослужители в старости отличаются любвеобильностью, но молчат о своих любовных похождениях. Так же Дон Жуан, в отличие от дона Хуана, который в глубине души понимает, что после его смерти бог его осудит за его распутную жизнь, он говорит, что до этого часа еще далеко, а пока, говоря современным языком, живем здесь и сейчас, Дон Жуан в бога не верит, просто из принципа. Для дона Хуана все его поступки являются жестокой игрой, он обманывает девушек, зная, что он на них не женится, смеясь над ними, он делает пакости своим друзьям, отбивая у них женщин. В результате у него не одного настоящего друга, даже собственный отец его проклинает. Умирает он от руки надгробной статуи отца одной из обманутых им девушек и как только он умирает, все становятся счастливыми, все обманутые им девушки находят свое счастье, все причиненное им зло уходит вместе с ним. У Дона Жуана, кроме его ветреного отношения к женщинам, есть еще несколько пороков. Это как я уже сказала, лицемерие, когда он пытается обмануть своего отца и свою жену, сказав, что стал на путь истинный и больше не будет распутничать и уходит в монастырь, а на самом деле строит планы, как тайком придаваться своему пороку, тем самым беря на себя еще один тяжкий грех. И последние грехи - это мотовство и обман людей из-за того, что нечем заплатить аренду, последнее наиболее ярко проявляется в эпизоде, когда он показывает своему слуге, как надо «заговорить зубы» арендатору, чтобы он не говорил об оплате за аренду дома. Однако при всем при этом, т.к. Дон Жуан по сути своей остается добрым человеком и т.к. он более искреннее относится к окружающим, у него все-таки есть друзья, и люди которые его любят. Так например донна Эльвира слезно просит его бросить его греховный образ жизни, пока еще не поздно, если не ради себя самого, то ради её. Его отец так же просит его измениться, говоря о том, что его поведение не достойно дворянина и искренне радуется за него когда Дон Жуан говорит ему, что будто бы решил исправится. Но в конце концов Дон Жуан умирает от рук статуи одного человека, с которым он дрался на дуэли, он карает его не за бесчестное отношение к женщинам, а за его распутнический образ жизни и его неверие в бога.
 
Однако, несмотря на всю нравственную, даже нравоучительную серьезность обоих произведений, они не лишены комичности, хотя, по моему мнению, в произведении Тирсо де Молина найти его нелегко. На мой взгляд, весь юмор воплощается в поведении слуги дона Хуана, который все время опасается, что проделки хозяина погубят и его, и потешается над будущими жертвами своего господина, а так же над их любимыми мужчинами, которых его хозяин оставляет с «носом». Однако в целом юмор в данном произведении носит на себе печать трагизма, как говориться «это было бы смешно, если бы не было так грустно».


В комедии Мольера юмористического, конечно, больше и он более разнообразный. Самые яркие случаи это например, ситуация когда Дон Жуан заинтересовавшись двумя крестьянками сразу и пообещал обеим, что он вступит с ними в брак, становится предметом торга между ними, потому, что обе крестьянки оказываются подружками и спорят между собой на ком он все- таки женится. Или ситуация с переодеванием, когда Дон Жуан со слугой вынуждены бежать от братьев донны Эльвиры, которые были злы на него, что он увел их сестру из монастыря, переодеваются в одежду крестьянина и доктора и начинают на право и налево давать людям рецепты от всех болезней, хотя сам не чего в медицине не смыслит.

На мой взгляд, произведение Мольера «Дон Жуан или каменный гость» до настоящего времени является актуальным, т.к. оно до сих пор известно на весь мир и ставиться во многих театрах. Само имя Дон Жуан стало нарицательным и до сих пор используется фактически в том же значении, в котором оно представлено у Мольера.
Пока во всех людях не разовьются моральные нормы и нравственные устои до определенного уровня, когда любой обман будет считаться не возможным, до тех пор у нас будут появляться Дон Жуаны (я понимаю, что эта мысль утопическая).








Ссылка на учебник: http://www.infoliolib.info/philol/izlxvii/