Шри Ланка

Сергей Федорович
Последний день ноября. Рано стемнело, на улице что-то непонятное и очень промозглое. Я иду с сумкой на вокзал. Ночной поезд унесет меня в Москву, а там самолет компании Эйр Арабия в Шри Ланку. Почему Шри Ланка? Прежде всего, потому что никогда не был, я люблю тропики и индийскую цивилизацию. Поэтому, почему не Шри Ланка? Она же Цейлон, она же остров Серендип.  Аэропорт Домодедово больше напоминает становище кочевников со смуглыми лицами и обремененными многочисленными домочадцами. Разве что кибиток не хватало рядом с дьюти-фри. Очень скоро все выяснилось, когда я гляну на расписание. Каждый час из Домодедово отлетал самолет в Ходжент, Душанбе, Бухару, Самарканд и прочие интересные места. Пришел черед и моего рейса в Коломбо через Шарджу. Компания, которую я выбрал, была бюджетной, поэтому кормили там за отдельную плату. Ничего, я решил, перекушу в Эмиратах во время пересадки. За иллюминатором стемнело, а самолет уже летит над Персидским заливом. Внизу яркие огни плывущих кораблей. Потом вдруг на горизонте появилось целое зарево. Это уже Шарджа. Пересадка – иду на проверку перед рейсом в Коломбо. Долго стою в очереди. Передо мной явно нетрезвая блондинка периодически начинает ругаться матом на русском языке. Арабский персонал аэропорта явно не совсем понимает, как с ней поступить. Иногда скромно подходят, просят предъявить документы и уходят. Когда очередь наконец приближается к рентгену и рамке, у меня начинает вызывать смутное подозрение, что каждый второй после краткого разговора с персоналом куда-то уходит. Когда очередь доходит до блондинки, она начала громко орать – Ты мне б…ь русским языком объясни шо не так с моим билетом. Выяснилось, что из Шарджи вылетает почти одновременно два рейса в Коломбо, причем вылет из противоположных концов аэропорта. Мелкой рысью бегу уже к правильным воротам. В Коломбо я прилетел в 4 утра по местному времени, и бог знает во сколько по минскому. Меня встретили в аэропорту и я поехал в Пиннавеллу. Я по понятным причинам вздремнул, а когда открыл глаза, то уже начало светать. Сонливость как рукой сняло – за окном была новая страна, Шри Ланка. Прежде всего меня поразила – какая же она зеленая! Теплая и влажная погода выпествовала буйную и я бы сказал агрессивную растительность. На крышах даже чуть позапущенных зданий начинают расти деревья  - еще немного и это уже какие-то развалины в кустах- следующий шаг – джунгли. Еще поразила красная земля по обочинам дорог. Я когда-то читал про тропические красноземы, которые чуть ли не питательнее степных, и вот увидел их своими глазами.
В конце концов мы добрались до живописной речушки, текущей между пальм. Это и оказалась Пиннавелла. Конечно же, как только я добрался до номера в отеле, то тут же завалился спать. Поспав пару часов, я вышел на балкон. Внизу на речке, прямо под балконом, плескалось стадо слонов. Разумеется я был к готов- я знал куда еду. В Пиннавелле находится слоновий питомник. На Шри Ланке почти 25 лет длилась гражданская война, точнее война между сингальским большинством и тамильским меньшинством. В это время погибло много слонов, а в джунглях осталось много слонят-сирот. Добрые ланкийцы-буддисты взялись их выхаживать. А потом уже питомник оброс отелями и всякими магазинчиками сувениров типа бумаги из слоновьего навоза. Слоны полудикие – и поэтому когда их гонят на купание и с купание сирена разгоняет туристов с улиц. Я, когда фоткал слонов, облокотился на ограду, чтобы сделать снимок получше. Проходящий слон так на меня глянул, что я отпрянул и предпочел на всякий случай переместиться во второй ряд. Кстати, несмотря на то что слоны явно не домашние, вокруг туристов крутились желающие организовать катание на слонах. Я уже раньше катался в Таиланде и Индии и решил на этот раз аттракцион пропустить. В самом приюте для фотографирования с туристами держали специальную старую и очень спокойную слониху. Еще обратил внимание – погонщик рядом с слонами казался совсем крохотным, но конец пики у него очень даже острый, кроме острия есть еще и что-то типа крючка, который вообще делает инструмент похожим на средневековую алебарду. Поэтому еще неизвестно, кто кого должен бояться.
После Пиннавеллы нас повезли смотреть пещерные храмы Дамбуллы. Когда-то, больше тысячи лет назад, Индия захватила Шри Ланку. Монахи прятали короля у себя в пещерах, когда оккупанты были изгнаны с острова, эта земля была им подарена навечно, о чем свидетельствует плита с надписью на древнесингальском. У ланкийцев свой алфавит, непохожий на другие, хотя мне их буквы немного напомнили тайские. У тамильского меньшинства к слову тоже свой оригинальный алфавит. Весь городок состоит из яркого нового храма и древних пещер со статуями Будды. Для туристов существуют определенные правила – например нельзя фотографироваться на фоне Будды, потому что в это время неизбежно поворачиваешься к нему попой.
Дальше мы поехали наверное в самое интересное место – Сигирия, Львиная скала. Это древняя крепость, а может быть даже дворец, находящаяся на вершине и у подножия плато. Плато возвышается над окружающими джунглями почти на 200 метров. Крепость построили в 5-8 веке. По Рамаяне на острове Шри Ланка жили демоны, с которыми сражались герои. Вторгшимся в Индостан арийским племенам жившие там темнокожие, почти негры, аборигены-дравиды наверное в самом деле казались демонами. Так вот, по легенде, чтобы демоны никогда не вернулись, у врат Сигирии поставили огромного льва. От льва остались только гигантские лапы, между которыми начинается лестница наверх. Вообще гид показал на лапы, и сказал, что на львиные лапы не очень похожи, а больше напоминают чего-нибудь птичье. Потому, лев возможно существовал только в легендах. Кстати, лев есть не только у одноименной скалы, но и на гербе Шри Ланки, хотя по иронии судьбы ни львы, ни тигры здесь никогда не водились. Вроде бы есть местные леопарды. А хищники на Шри Ланке представлены больше варанами и крокодилами. Крокодила в природе я в своей поездке один раз видел, а вараны размером с крупную собаку вообщем-то довольно обычны и от людей особо не шифруются. На саму скалу до самой вершины ведет лестница, где-то древняя, очень неудобная, а где-то современная, но если честно, пройти по лестнице на 170 метров вверх при +28 и очень высокой влажности было для меня достаточно серьезной физической нагрузкой. По пути туристов развлекали многочисленные обезьяны, семьями живущие у лестницы. На полпути между подножием и вершиной путника встречают совершенно поразительные яркие фрески с полуобнаженными танцовщицами-наложницами разных рас. Идут к своему господину они уже больше тысячи лет. Когда-то говорят их было чуть ли не сотня, сейчас осталось вроде бы только 18. Поэтому снимать их категорически воспрещается – вспышки могут привести к обесцвечиванию. Вообще от самой крепости и дворцов уцелело не так то много, в основном бассейны наверху и внизу. Очень впечатляет многотонная глыба, приклеенная цементная раствором и нависающая над тропой. В случае опасности предполагалась, что глыба каким-то образом отклеивалась и сбрасывалась на врага. По степени пафоса окружающей природы и остатков циклопических древних сооружений Сигирия вполне подходит для съемок новых серий “Властелина колец” и “Игры престолов”. И это совсем не то, что ожидаешь увидеть на расслабленном и ленивом Востоке. Еще мне Сигирия сильно греческие Микены напомнила. Гид услышал и обрадовался – видимо не я первый сравниваю. На обед в этот день нас повезли в специальную хату, где туристов знакомят с деревенским ланкийским бытом, девушка показывает как готовили, плели циновки из пальмовых листьев для крыш домов и шлифовали рис в стародавние времена. Меня больше впечатлило даже не это, а сидящий в пальмовой крыше нереально яркий хамелеон. При появлении человека он не прятался, но стоило навести на него фотик, тут же отодвигался на безопасное расстояние. Так мне и не удалось его сфоткать. Приготовленный совместными усилиями обед (туристам давали попробовать пользоваться разными традиционными кухонными инструментами) полагалось есть так, как принято в Индии и Шри Ланке, то есть руками. Могу сказать, что есть руками рис с острыми и жирными подливами оказалось довольно неудобно. Я даже в Японии как то легче к палочкам адаптировался.
Дальше нас повезли в Канди, старую столицу Шри Ланки. Чай “Принцесса Канди” наверное многие помнят. Кстати, чай из Канди в принципе не может быть элитным. Канди расположен слишком низко, это еще не горы, это только холмы. Здесь слишком жарко и по-настоящему качественный чай растет выше. Но могу сказать, что местным чаем угощали на чайной фабрике и он был очень даже вкусным. По пути мы заехали посмотреть индуистский храм. Он был сделан в южноиндийском стиле, весь яркий, облепленный фигурами богов и героев, прямо какой-то глазированный. Во взаимоотношении двух религий – буддистской и индуистской есть нюанс. Сингальское большинство – буддисты, тамилы – индуисты. Поэтому в целях политкорректности при любом буддистском храме всегда будет небольшая индуистская капличка, а тамильским является таким же государственным языком Шри Ланки, как сингальский. По мне, что сингальцы, что тамилы внешне очень похожи, и те, и те, очень темные, почти негры. Но гид говорил, что он тамилов легко может отличить по лицам. Тамилы в основном живут на севере острова.
Канди оказался очень милым душевным городом на холмах, совсем не похожим на переполненные и бестолковые индийские мегаполисы. Вообще если сравнивать Индию и Шри Ланку, бросается в глаза, что Шри Ланка чище, нет толп нищих и каких-то совершенно жутких палаточных городков иммигрантов. Народ поспокойнее (хотя учитывая, что Шри Ланка южнее Индии, казалось бы должно быть наоборот) и не так активно пытается раскрутить белолицых иностранцев на деньги. Хотя конечно и такое бывало, чего уж там. Но масштабы несопоставимы с Индией. Шри Ланка производит впечатление гораздо более европеизированной страны. Да, Шри Ланка- социалистическая страна, жители платят довольно большие налоги, зато государство много чего своим гражданам гарантирует. Если не ошибаюсь, у них даже бесплатная медицина и образование. Вообщем-то, довольно сильный контраст с ультралиберальной Индией, где гражданин, если с ним что-нибудь случится, может рассчитывать только на себя. На вопрос – почему они такие спокойные, ланкийцы всегда отвечали – потому что мы буддисты.
Одно из самых интересных мест в Канди – храм зуба Будды. По легенде зуб привезла из Индии принцесса в своих волосах. С тех пор это место считается одним из самых святых в буддистском мире. Вообще, на Шри Ланке буддистские храмы оформлены гораздо более аскетично, чем в Китае или тем более в Таиланде. По словам гида все дело в том варианте буддизма, который развит на Шри Ланке. Он, наверное, является аналогом христианского протестанства и больше внимания уделяется не золоту в храме, а поиску истины отшельниками в джунглях. Что мне в храме зуба Будды понравилось, так это колоннада из черного дерева, вся покрытая ювелирной резьбой. Резьба по дереву, особенно по дереву разных драгоценных пород очень развита на Шри Ланке. Все таки в джунглях растительная жизнь такая, что нам, жителям умеренных широт, и не снилось. Еще в храме зуба Будды много слоновой кости, не знаю намек это на зуб, или просто так получилось, но слоновьи бивни встречаются в самых неожиданных местах. Храм когда-то пытался взорвать тамильский террорист, взрыв уничтожил часть площади, но разумеется не уничтожил все до конца. После этого здесь ввели дополнительные меры безопасности.
После Канди мы поехали в ботанический сад Перадения, тем более что он находился совсем недалеко от города. Особо описывать коллекцию орхидей, тропических деревьев и пальмовые аллеи я думаю не имеет смысла. Все это надо видеть вживую. Могу  сказать одно – будете на Шри Ланке, если вы особо не любите историю и равнодушны к азиатской культуре, все остальное можете пропустить, но обязательно съездите в Перадению. Этот ботсад считается одним из лучших в Южной Азии, жара и постоянная высокая влажность творят чудеса. Кстати, здесь до сих пор растут деревья, посаженные в свое время Юрием Гагариным и цесаревичем Николаем.
Перед тем как свернуть на туристский юго-запад нас еще свозили на чайную плантацию и чайную фабрику. Говорят, чай в основном собирают тамилы. Что, меня больше всего поразило на чайной фабрике, так это то, как все пропиталось ароматом преющих чайных листьев. Я когда-то слышал, о белом чае, которые готовят только их верхних почек. Тут его называют голд типс и сильвер типс или золотым и серебряным чаем. Вкусно, но вряд ли стоит за него столько денег платить. Тем более, что рядовой чай на Цейлоне тоже поразительно вкусный.
Ну вот последний пункт нашей официальной экскурсионной программы окончился и мы окончательно свернули к пляжам юго-запада. Скоро машина выехала на уже какой-то совсем европейский автобан и мы быстро домчали до городка Калутары, где мне предстояло провести три дня перед отлетом. Отель на берегу океана оказался полупустым, на завтраках и ужинах в большом ресторане собиралось хорошо, если человек десять. Его только-только открыли после реновации и ремонт все еще продолжался. Но строители как то умудрялись делать свою работу, совсем не мешая отдыхающим. И какой-это контраст с тем капремонтом, который идет сейчас у меня дома!
Океан находился не на самом пляже, он граничил с ним, отделенный лишь низким забором с какой-то совсем уж деревенского вида калиткой. У калитки стоял важного вида секьюрити в форме лет так 70. Ночью он обходил забор с фонариком, когда я хотел прогуляться вдоль пустынного пляжа, он всегда с важным видом открывал и закрывал калитку. Я когда-то читал, что в Мексике пляжи принадлежат народу, на них запрещено строить отели. Совсем рядом можно, но пляж не должен быть перегорожен, любой, кто захочет может на него сходить. Я думаю, что и на Шри Ланке действует такое же правило. С одной стороны разумно, а с другой стороны я как-то за завтраком из ресторана видел как через пляж местное население гонит коров. Желание гулять босиком у меня резко пропало.
Всякий нормальный человек, вырвавшись из промозглой слякоти нашего позднего ноября-раннего декабря и оказавшись на пляже прямо таки сошедшем с рекламы Баунти стремится раздеться и тут же окунуться в воду, которая круглый год +25-26, а то и выше. Но океан, это не Средиземная лужа, я стоял на песчаном пляже, где воды было по колено, волны доходили на пояса. Но приблизительно каждый девятый вал накатывал почти до плеч, но хуже всего, возвращаясь назад, вода всей своей массой ударял мне прямо под коленки. Первый раз, когда я не ожидал такого подвоха, я чуть было не упал, и пришлось тормозить коленями об песок, слегка даже ободрав их. Потом, завидев в океане приближающееся цунами, я либо удирал со всех ног на сухое место, либо старался принять позицию постабильнее а-ля Родосский колосс. В этом случае волна всей своей силой вбивала меня в песок по щиколотку, потом приходилось самовыкапываться. Океанический пляж хорош для серфинга, а вот просто для купаний, как то не очень. Особенно для человека, неумеющего плавать. Поэтому скоро я по примеру буржуев стал купаться в бассейнах, благо на территории отеля их было множество. Оттуда я видел, как только что приехавшие молочно-белые туристы вприпрыжку бежали к океану, там падали, столкнувшись с волнами и пытались выбраться. Потом просто долго гуляли по берегу, пытаясь найти место поспокойнее. В конце концов администрация отеля повесила на заборе объявление – ‘У нас нет спасателей’. Для кого-то блаженство отмокать в бассейне и потягивать мартини. Я же обнаружил, что очень классно валяться на шезлонге с хорошей книжкой и потягивая чашку за чашкой крепкий, забористый, бодрящий, ароматный цейлонский чай. Благо, пробегающий официант мог за пару долларов притащить прямо к лежаку большой чайник. А где такое возможно, за исключением, разумеется, самого Цейлона?
На Шри Ланке нет зимы и лета, там есть сухой сезон и сезон муссонов, когда льет как из ведра. Причем в зависимости от побережья, муссоны должны приходить в разное время. На западном побережье, где я в основном был, муссоны должны уйти в ноябре и с этого времени и начинсется туристический сезон. Но в этом году дожди немного подзадержались, и пока мы путешествовали по центру острова, тропические ливни нас все таки иногда накрывали. Зато как приехали на побережье, установилась ясная погода, хотя мне кажется из-за высокой влажности небо все таки не было таким уж лазурным.
Вечером я обнаружил, что я в номере не один. Из-за зеркала осторожно выглянул геккон. Посмотрел, убедился, что здесь еще кто-то есть, и больше я его не видел.
Очень скоро пассивный отдых мне начал поднадоедать и я начал подумывать, не купить ли мне еще какую-нибудь экскурсию. В предложении недостатка не было – стоило выйти за ворота отеля, как тут же подлетала толпа странноватых личностей и на смеси английских и русских (!) слов начинала спрашивать – откуда ты? Сколько дней в Шри Ланке ? Что видел? Поехали, Бентота, черепаха, Будда, крокодайл. Вон там мой тук-тук (так в странах Южной Азии называют местное средство передвижении, проще говоря трехколесая мотоколяска). Русскоязычных туристов много, поэтому местное население пытается учить русский язык хотя бы на уровне откуда ты, привет, здесь мое кафе. Есть и вывески на русском языке, мне где-то попалось кафе “Матрешка”, а в другом меня завлекали тем, что есть меню на русском языке и можно поесть суп. Правда при взгляде на всю ту странноватую, полукриминальную толпу людей с бельмами и не всегда полным набором зубов возникали некоторые сомнения в собственной безопасности, кто его знает куда вообще они могли отвезти. Кстати я не знаю, совпадение это или нет, но среди жителей Калутары было довольно много людей с бельмами. В африканских тропиках есть такая болезнь речная слепота- при ней в глазах поселяются черви-нематоды, что приводит к серьезным повреждениям, бельмам, а в итоге – к слепоте. У меня возникло подозрение, что эта болезнь водится и на этом побережье, хотя может быть я не прав. Когда мы расстались с гидом и водителем, то он сфотографировал нас, потом показал альбом, куда вклеил наши фотографии и попросил чего-нибудь написать. До нас в альбоме было много страниц с другими туристами. Я, конечно, сделал, то, что попросили, но я думал, что это больше идет от сентиментальности. В сезон дождей долгими вечерами водитель листает альбом, и вспоминает, как он возил немцев, русских, белорусов и как хорошо все о нем думают. Оказалось, что у такой вещи прежде всего довольно конкретное практическое применение. Узнав, откуда я, один из водителей тук-тука вытащил из недр своей машины альбом, где на чисто русском языке были отзывы как Васи, Маши и Лены оттянулись и как хорошо податель сего водит свой тук-тук. Такая вот своеобразная английская система рекомендаций.
В итоге я решил съездить таки в Бентоту прежде всего ради мангрового леса. Тук-тук относительно быстро провез меня вдоль побережья. Интересно, что на Шри Ланке, как и в Росси любят вяленую рыбу, поэтому периодически все пляжи были завешены сушащейся воблой. У самой речки меня пересадили в лодку, разумеется, я заплатил лодочнику. Мангровый лес похож на какую-то совершенно нереальную сказку. Хотя мы были явно не в какой-то глуши. Периодически по берегу появлялись отдельные дома, но река была наполнена разной живностью, прежде всего, конечно, птицами и какими-то ящерками включая довольно крупных варанов, а в одном месте лодочник тронул меня за плечо – и сказал ‘Лук, крокодайл’. Действительно, в зарослях на поверхности воды висел как аэростат, пусть не очень крупный, но совершенно реальный крокодил. Потом меня спросили, хочу ли я видеть маленьких крокодилов. Я подумал, что здесь в прибрежных кустах есть где-то целый выводок крокодилят. Действительность оказалось прозаичней. Меня подвезли к хижине, откуда вышел дружбан лодочника со специальным крокодиленком для фотографирования, который совершенно индеферентно относился к тому, что его вертели во все стороны и брали на руки.
Но все когда-нибудь заканчивается, закончились и мои ланкийские каникулы. Ровно в 12 ночи у отеля меня ждала машина с очень разговорчивым шофером и я помчался транзитом через ночной Коломбо. Еще почти сутки утомительной дороги с многочисленными пересадками – и вот я дома. Так стоило ли лететь на Шри Ланку? Конечно же стоило. Там нет такой, сразу сбивающей с ног восточной экзотики, как в Таиланде или Индии. Шри Ланка – это скорее сдержанный, протестантский тропический рай. В этой стране, наверное, хорошо пережидать наши зимы.

А что там едят?
Ланкийская кухня в принципе очень похожа на индийскую, но если в Северной Индии больше готовят на топленом масле, то в Южной Индии и на Шри Ланке больше на кокосовом молоке. Ланкийская еда считается немного более мягкой, чем североиндийская, но все равно остается очень острой и пряной. В отличии от опять таки той же североиндийской кухни совсем нет лепешек-нанов, только рис. Зато в карри больше всяких фруктов. Мне, например, понравилось карри из манго. Да, и в отличии от Индии на Шри Ланке едят говядину, не очень часто, потому что в общем-то буддизм не поощряет мясо, да и гид говорил, что говядина здесь довольно дорогой продукт. Но каких-то запретов нет, поэтому мясные блюда как правило бывают представлены курицей и говядиной. Почему-то совсем не видел баранины (в Индии, если человек не вегатарианец, едят ее довольно часто). Нету также свинины, но тут вроде бы есть все таки какой-то национальный запрет, хотя сингальцы и не мусульмане. В отеле к слову, на ужин говядину подавали довольно часто. Я так и не понял, то ли чтобы по-богатому было, то ли вообще на Шри-Ланке говядину едят главным образом в пику Индии.

А что там пьют?
Прежде всего там пьют чай. И если в Индии некачественный чай заглушают большим количеством пряностей- получается так называемый масала ти, то на Цейлоне пьют именно такой чай, к какому мы привыкли, только еще качественнее. Главное, успеть официанту не дать долить молока. В Китае тоже существует культура чая, но она сильно отличается от нашей – там его пьют в гораздо более слабом виде.
Что там пьют из алкоголя, честно говоря, так и не дошли руки выяснить. Все таки жарко, тропики как никак. Вроде бы есть пальмовая водка – арак, но так и не попробовал. А когда думал купить ее в дьюти фри, чтобы взять домой, то просто не нашел.

А какие там девушки?
Приходилось сталкиваться с мнением, что страшненькие. Вынужден с этим не согласиться. В целом если взять процент очень красивых то в Северной Индии, Пакистане и особенно в Таиланде, то он наверное все таки будет повыше. Но и на Шри Ланке при желании можно найти довольно достойные экземпляры. Мне, например нравится типаж миниатюрных, очень темных, по цвету практически негритянок, но с европейскими чертами лица.