Блок. Ты не ушла. Но, может быть... Прочтение

Виталий Литвин
43. «Ты не ушла. Но, может быть…»






                Ты не ушла. Но, может быть,
                В своем непостижимом строе
                Могла исчерпать и избыть
                Всё мной любимое, земное..

                И нет разлуки тяжелей:
                Тебе, как роза, безответной,
                Пою я, серый соловей,
                В моей темнице многоцветной!
                28 мая 1902






     И Ты не ушла…
     Но после прогулок по мирам в предыдущих стихах «тесная келья» представляется «иноку» – темницей…

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Публикации: I5. С. 133. В другие издания не входило.

     Первоначальная редакция в Т2 состояла из трех четверостиший (два последних в печатный текст не вошли). В Т3 пометы карандашом – вверху слева: "передел. дек. 1911 ", справа – "NB –важно". Во время переработки Блок подчеркнул ст. 3 и 4, зачеркнул четверостишие между ст. 4 и 5 и привел последнюю строфу к основному тексту. Включено Блоком в список стихотворений, которые "значительно исправлены".
     [
     I5 – Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
     Т2 – Тетради беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока.
     Т3 - Тетради беловых автографов. Третья тетрадь: "Стихи Александра Блока (104 стихотворения) 1902 8 ноября – 1903 декабрь (включит(ельно))".
     ]
»

     Приведу первоначальный текст:
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
     Первоначальная редакция в Т2

                Ты не ушла. Но, может быть,
                В своем непостижимом строе
                Могла исчерпать и забыть
                Все дорогое, все земное.

                Еще доступны мне края
                Твоей одежды лучезарной,
                Но тайнодейственное "я"
                Испепелил огонь пожарный.

                Ах, чья разлука тяжелей!
                Вот – зной и сумрак безответный:
                Ты – летний цвет, я – соловей
                В темнице злой и многоцветной.
        »

     В вычеркнутом четверостишии – намек, что герой уже сдался: «тайнодейственное "я" // Испепелил огонь пожарный.» Напомню строки из его статьи «О современном состоянии русского символизма»: «символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие». Но строфа удалена, и виноватой осталась “Ты”. Это она: 

                Могла исчерпать и избыть
                Всё мной любимое, земное…

     Блок подчеркнул эти строки. Это она не откликается на песни “соловья”. А он… Он только чуть-чуть отвлекся, только краешком глаза глянул на радугу миров…

     Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого (11 сентября (29 августа):
     «…Эти сны райские, в отличие от других, которые объемлют дух страстной мглой (начинается борьба другая, борьба с адом, на которую тратятся не те пошлые силы, которые уходят на человеческую борьбу). На помощь призывается: 1) всемогущая сила бога и 2) «умо-сердечное» – Афина и Эрос (завершение мысли, возникшей в 1900 <году>, едва ли не предвестие той адской провокации с двойниками внутри, которая потом погубит), то есть соединение сил духовных с телесными.» (выделено Блоком)»
     «Адская провокация с двойниками внутри, которая потом погубит» – все эти «золотые межи» – это были провокациями Ада, – поймет он через двадцать лет, уже после того, как рухнет его страна.

 
*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
      VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

       Данное стихотворение относится ко седьмой сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
               Сцена 10.Блуждание по мирам.

         Сцена 10. Блуждание по мирам.

35. «Мы отошли и стали у кормила…»                ( http://www.proza.ru/2017/ 12/26/996 )
Самоволка на яхте.
36. «Я — тварь дрожащая. Лучами…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/26/999 )
Попытка покаяния.
37. «Слышу колокол.  В поле весна…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/26/1004 )
А  его вытаскивают в «розовеющий лес»
38. «Там — в улице стоял какой-то дом…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/27/1087 )
Краткая вылазка в «страшный мир»
39. «Я и мир — снега, ручьи…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/27/1094 )
Но  «Нам не страшен вечный плен»
40. «Мы встречались с тобой на закате…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/27/1114 )
Передышка  в мире, где «рябь и камыш».
41. «Тебя скрывали туманы…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/28/1058 )
Прогулка в мир 98-ого  года – к их «Гамлету».
42. «Когда святого забвения…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/28/1064 )
И снова отдых в мире речного камыша – «где ни тоски, ни любви, ни обиды».
                43. «Ты не ушла. Но, может быть…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/28/1066 )
                Возвращение в келью.
*