Магия и человек. Часть 6. Сознательное существо

Лариса Болотова
     Человек воли и есть сознательное существо. Если человек принадлежит к одному из низших психических состояний, то в этом случае центр сознательных восприятий действует, как зеркало, отражая впечатления и записывая их; никакой активной реакции со стороны высших центров не происходит. Но если человек привык перерабатывать поступающие впечатления, то он не удовлетворится пассивным их восприятием и сейчас же подвергнет их критической оценке. Мышление состоит в умственной обработке идеи, порождённой восприятием. Тут приходят в действие те способности, не одинаково развитые у различных людей, которые превращают идею в мысль, а мысль – в суждение. Упражнение в размышлении является необходимой подготовкой к развитию воли.
   
    Сознательное существо осуществляет три главные функции:

1)Оно чувствует – воспринимает образы и идеи, доставляемые ему чувствующими центрами,

2)Оно подвергает эти идеи особой обработке – обсуждению,

3)Результатом чего является действие, производимое сознательным человеком над импульсивным существом, внешним миром и самим собой. Здесь-то и действует воля.

    Ощущение может привести в действие или только инстинктивные центры, или проникнуть и в ближайшие высшие центры – в сферу чувства. Тогда происходит два новых явления:

а) рефлективный импульс (эмоция), направленный к органам выражения и имеющие страстный характер.

б) специальное воздействие на сознательное существо, которое получает тогда не только ощущение, с его характером наслаждения или страдания, но ещё и чувство, с его характером любви или ненависти.

     Но этим ещё не ограничиваются последствия воспринятого ощущения, которое, превратившись в чувство, может действовать на рассудок, и он от себя производит ещё два новых явления:

в) рефлективные действия интеллектуального характера – влечение.

г) специальное воздействие на сознательное существо, воспринимаемое им уже не как чувство, а как суждение – с его характером истины или заблуждения.

Не надо забывать, что пока речь идёт о первом движении, которое всегда может быть изменено действием воли, ибо подобно тому, как каждый из рассмотренных нами центров автоматичен по существу, человек-воли по существу свободен.

Главное действие сознательного существа на все три импульсивные центра (инстинктивный, чувственный и интеллектуальный) заключается в установлении равновесия между последними. Нарушение этого равновесия  влечёт за собой тяжкие психические расстройства.

     Человеческая психика подвергается нередко действию случайных сил, стремящихся вывести её из нормальной колеи, что непременно  бы и случилось, если бы высшая часть человеческого существа не заботилась постоянно о восстановлении равновесия. В человеческом организме тело и дух суть две субстанции противоположного характера, промежуточное же звено (жизнь, пластический посредник, астральное тело) связывает эти две противоположности в уравновешенное целое – живой организм. Это-то равновесие и определяет своей устойчивостью, что мы называем здоровьем как физическим, так и психическим. Кроме равновесия духа с телом, в здоровом организме должны находиться в равновесии все центры и их проявления (инстинкты, чувства, мысли). Низший инстинктивный центр, будучи уравновешен сознанием, даст здравый смысл; средний анемический центр (сентиментальность) даст в равновесии с сознанием рассудок; наконец, высший интеллектуальный центр, находясь в равновесии с сознанием, проявляет разум.
   
      Органы чувств – открытые внешним впечатлениям – соответствуют материи (экипажу); дух изображает кучера, связующая же их сила, вырабатываемая живым организмом, нервная сила, аналогична лошади. Таким образом, нервная сила оказывается звеном, связывающим дух с материальным телом, как в воздействиях духа на материю, так и материи на дух.

Источник информации книга «Практическая магия» Папюс.