Разговор со внуком

Виктор Костылев
 
   На дворе хмурый декабрьский вечер. Чем-то обиженная зима, забыв покрыть землю белым покровом, обходит город стороной, изредка освежая редким дождем. Пробежавший по дворам холодный ветер высушил пешеходные аллеи и дороги.

   Декабрьские дни короткие. Ночь активно вытесняя день наступает на город. Окрестности скрываются в серости позднего вечера. Город накрывается темным зонтом и слезящийся свет уличных фонарей с трудом пробивается сквозь плотную серость. Мрачное небо сливается с крышами домов великанов. Темные громады зданий хмуро смотрят на окружающий мир своими бледно-тусклыми глазницами.

   Дома стоят в окружении заснувших деревьев. Их черные ветви беспомощно опустились вниз или наоборот стоят задранными вверх, словно с ужасом ожидая приближение морозов.

   В квартирной тишине слышится тихое поскрипывание ходиков, безжалостно отмеряющих бег времени. Внук, ученик десятого класса, готовит уроки. Я неторопливо просматриваю книжную библиотечку, размещенную на полках шкафов.

   В моих руках том Александра Беляева. На меня нахлынул поток воспоминаний из далекого детства. Зима. Мороз. Снегом засыпан весь город. Злой ветер стучит в окна. Кутаясь в одеяло, я ночи напролет читал произведения этого фантаста.

   Условия тех лет были сложными. В доме прохладно. Постоянно хотелось есть. Вечерами часто отключали свет. Свернувшись клубочком в постели, подчас под огарок свечи, я с упоением читал, живо представляя себя участником тех событий.

- Дедушка, - внук прерывает мои воспоминания. – Скажи, а тебе приходилось в школе получать плохие отметки? Этот вопрос с трудом возвращает меня из воспоминаний.
- Конечно приходилось.
- А уроки пропускать приходилось?
- Бывало. С сожалением ставлю книгу на место.
- Интересно, как это было у Вас?
- А нового в этом ничего нет. Учился я в классе третьем. В зимнее время, вместо уроков, с друзьями отправился в лес выслеживать следы зверей и птиц.
- Ну и как закончился поход?
- Успешно. В лесу, на белоснежном покрове масса непонятных для нас следов... Мама узнала о моих походах от родителей одного нашего исследователя.
- И что?
- Отхлестала попавшимся в руки полотенцем.
- И что было дальше?
- Ничего. Путешествия любителей природы прекратились.
- А незаслуженно заработанные оценки ты получал?
- Нет. Очевидно я не был любимцем учителей.

   В те годы подарки дарить было не принято. Наша бедность не позволяла. Дополнительные занятия учителя проводили с отстающими после уроков. А внеурочное время посещали учеников на дому, интересуясь бытом и подготовкой к занятиям.

- Дедушка, а трудно тебе было учиться в школе?
- В школе нет. Седьмой класс я закончил в школе рабочей молодежи, работая на предприятии. После окончания техникума десятый класс так же закончил в вечерней школе. А это далеко не просто. Времени было в обрез. Подготовке к занятиям мало уделял времени. На первом курсе института, это создало определенные трудности.

- Дедушка, а было у тебя не понимание с преподавателями? Ну вот к примеру, когда ты чувствуешь что прав, а доказать не можешь? Тебя не понимают, или не слушают и ты бессилен что-нибудь доказать?

- Был у меня один заковыристый случай. Это было в Кривбассе. Учился я на вечернем факультете. Институт находился в центре города. Ехать приходилось троллейбусом по разбитым дорогам часа полтора. Это был единственный вид городского транспорта. Особенно тяжело приходилось в зимнее время. Мороз, людей на остановке много, в салоне толчея...

   На занятиях, слушая лекции порой засыпаешь от усталости. Был у нас преподаватель теоретической механики, кандидат технических наук. Читая лекции активно использовал конспект, а вывод теорем просто переписывал на доску. Стоит спиной к аудитории и глядя в конспект переписывает. А мы в тишине, пригревшись под монотонный стук мела по доске, засыпали.

   Порой думаешь, зачем терять время? В учебнике все есть. Я перестал посещать лекции. Хотя ребята меня предупреждали, за это можно крепко поплатиться. Ничего,- думаю, пробьемся.

   Идет весенняя сессия. Экзамен по теоретмеханике. Беру билет. Кориолисово ускорение. Тема серьезная.  К великой радости, при подготовке, с этой темой я разобрался. Сижу, не терпится. Дай думаю, удивлю преподавателя. Прошусь первым, без подготовки.

- Ну, ну, - слышу, - садись.
Подсаживаюсь к столу,  и на чистом листе пишу свой ответ, растянувшийся на страницу. Написал. Довольный собой сижу, смотрю на преподавателя.

   А он смотрит на меня, улыбается, - не верно!-  говорит, - неуд. Идите подготовитесь. Возьмете новое направление и придете в следующий раз.
- Как не верно, - растерялся я? Давайте сверимся с учебником, он при мне.
- Нет, - говорит, - идите, сверяйтесь сами. Когда подготовитесь приходите.
Я только рот раскрыл, - идите, - говорит, идите, и не спорьте со мною.
Что делать? Вышел из аудитории. Беру учебник, сверяюсь. Вроде бы все верно.
- Ничего, -думаю,- как то переживу. А ребята предупреждали меня...

   Через несколько дней, я вновь иду на экзамен с другой группой. Захожу. А он улыбаясь, смотрит на меня и говорит, - билет тянуть не нужно, кориолисово ускорение.

   Ну что же, этот материал я проштудировал. Прошусь отвечать без подготовки.
- Нет, - говорит, - хоть в этот раз не спешите. Готовьтесь. Сижу, молча слушаю тихие ответы студентов. Разглядываю сидящих... Подходит моя очередь. И опять я пишу на чистом листе. Пишу, а у самого душа поет, знай наших! Он молча смотрит. Закончив, довольный смотрю  на преподавателя, что теперь скажет?

- Не верно, - слышу. Я чуть со стула не свалился.
- Почему? – спрашиваю, где вы видите мою ошибку?
- Идите, -говорит, - и внимательно посмотрите свой конспект.

   Что делать? Вышел, сравниваю ответ с учебником и ничего не понимаю. Расстроенный уехал домой.

   С новым направлением иду в третий раз. Преподаватель находился в своей лаборатории. Сидит, вытягивает проволочки из каната.
- А пришел? – говорит, - хорошо, кориолисово ускорение.
Я сажусь возле него за стол, беру бумагу и пишу. Он занимаясь своим делом, искоса поглядывает на меня. Написал, подаю.
 
- Не верно, слышу. Я чуть не взорвался от обиды.
- Почему, спрашиваю, - давайте сверимся с учебником.
- Нет, - говорит, - лучше с конспектом. У меня времени заниматься Вами нет. Я, - говорит, - выполняю ответственную государственную задачу, а Вы отвлекаете. Возьмите свое направление и приходите следующий раз. Только, -говорит, - готовьтесь не по учебнику, а по конспекту.

- Что же делать? В сердцах заявляю, что больше к нему на экзамен не приду.
- Ваше дело, -слышу ответ.

   Вышел я, обида душит. Что делать? Иду к заведующему кафедрой, фамилия его Снежков, имя к сожалению забыл, очень давно это было.
Он встретил меня приветливо. Я рассказываю свою историю, и на листе пишу злополучную теорему. Снежков смотрит, - Правильно,- говорит.                - А я только что, третий раз пытался сдавать Бережному.  Он говорит, что не правильно.

- Это, - говорит Снежков, - у Вас молодой человек отношения зашли в тупик.
 Я говорю, что больше  сдавать экзамен к нему не пойду.
- Если Вы будете сдавать комиссии, - говорит завкафедрой...- Вы должны понимать, что это будут коллеги Бережного... Поэтому идите и наводите мосты.

   Вышел я из кабинета, трудно передать мое состояние. Что делать? Мне уже все опротивело. Но не бросать же институт?  Во дворе встречаю Виктора Григорьевича Слюсаренко. Ранее мы вместе работали в шахте, он начальником участка, я горным мастером. Он защитил диссертацию и был приглашен на работу в институт. Здесь защитил докторскую и теперь работал заведующим кафедрой.

   Встретились мы как два товарища долго не видевшие друг друга. Пошли разные разговоры, вопросы. - Подожди, - говорит Виктор Григорьевич, - ты что такой сумрачный? Заболел?
- Да нет, - отвечаю. И я рассказал ему  о своих приключениях. Смеется.  Дай говорит зачетку и посиди здесь на лавочке. Ушел. Сижу жду.

   Идет улыбается. - Возьми – говорит-  зачетку и иди к Бережному, он ждет тебя. Я ему сказал, что ты так больше поступать не будешь.
- Подожди, - говорю, -что значит так поступать не буду? Что это значит?
- Иди, иди,- смеется. Иду.

- А, пришел, - слышу веселый голос преподавателя, - садись!. Кориолисово ускорение.                -О, как мне надоело это ускорение! Это просто какое-то наваждение. Ну, а что делать? Беру бумагу, вздыхая пишу. Он смотрит на меня, улыбается.

- Хорошо, - говорит, - хорошо, давно бы так.               
 -Как?               
- Давайте зачетку.               
  Пишет.

  Взял я зачетку, выскочил из лаборатории. А во мне все кипит!..
  Зашел к Виктору Григорьевичу, своему спасителю. Больше  поделиться  впечатлением не с кем. А он смеется.

- Это тебе хороший урок преподан! А как ты хочешь? Как вас учить? Если лекции не посещаете. И попробуй обидеться.

   Вот такой случай Данюша был в моей жизни. Был бы я менее строптивым, сидел положенное время на лекциях, ничего подобного бы не произошло. Но этот случай запомнился мне на всю жизнь.

   А на дворе темная декабрьская ночь. Даня давно закончил свою подготовку уроков, а мне пора было отправляться восвояси. Завтра будет новый трудовой день и какие сюрпризы он принесет нам, будет видно.