Ницше как идеолог контркультуры. Влияние философии

Ада Давыдкина
Эссе   
  «Ницше как идеолог контркультуры. 
(Влияние философии Ницше на искусство)».

Я думаю, что сначала мне следует дать определение понятиям «культура» и «контркультура», которые будут употребляться  в контексте данной темы.

Культура – это набор кодов, заставляющих человека действовать и мыслить в определённых рамках, а также направлять творческий и интеллектуальный потенциал отдельного  человека в коллективное разумное мирное гармоническое русло.
Из этого определения видно, что культура имеет своей главной целью  управление массами людей. Она унифицирует людей, наглядно и образно, транслируя коллективные моральные и гражданские основы через искусство. Культура делает так, что идеологические, этические, эстетические, нравственные и религиозные принципы стали для большинства людей аксиомами.  Это хороший инструмент государства для контроля над народом, поэтому оно его активно поддерживало. Культура способствовала поступательному развитию человеческой мысли и творчества, но при этом она негативно влияет на развитие индивидуальной личности, сковывая её ум и душевные страсти. Человек, который без раздумья принимает навязанные ему штампы, не может создать что-то революционно новое, благодаря такой аполонистической культуре достигается определенная стабильность, но развитие культуры происходит чрезвычайно медленно. В этом случае для того что бы интеллектуальное и духовное развитие человека не остановилось и не исчерпало ресурсы своего развития ей нужен противовес в роли, которого выступает контркультура.

Контркультура – это явление противопоставляющее себя официальной культуре. Этот термин ввели в 60-е годы ХХ века в США, где этим термином обозначали совокупность молодежных движений и течений противостоящей официальной политике и культуре государственной власти тех времен. Однако сам факт контркультуры был всегда и если брать средневековые времена, то противовесом церковной культуры тех времен были различные ереси, а так же так называемая городская культура. Однако именно Фридрих Ницше в конце IXX в начале XX веков вложил в данное понятие его основной смысл. Контркультура возвеличивает отдельную творческую личность, точнее её чувства и страсти, для этого понятие чужд рационализм. Контркультура в изложении Ницше похоже на дионисийские игры, где все определяли страсть, внутренний огонь творца. На мой взгляд, главный смысл контркультуры можно выразить следующей фразой Ницше: «Нужно носить в себе еще и хаос, что бы суметь родить танцующую звезду». Таким образом, творческие деятели контркультуры выстраивали каждый свой особый мир, при этом логика его построения не зависела от официальной культуры, а была глубоко индивидуальной и за счет этого чрезвычайно разнообразной, как собственно и сейчас. Примером чего  служит разнообразие философских систем и разнообразием текстов песен в современной рок культуре.

Дальнейшее содержание своего эссе я постараюсь выстроить таким образом, чтобы показать наиболее ярко преломление основных идей Ницше в произведениях отдельных представителей контркультуры. При этом естественно, поскольку я русский человек и в основном моей специальностью будет русская культура, то именно об её деятелях я буду говорить в первую очередь.

И так, наиболее сильным основополагающим элементом культуры сковывающее свободное развитие ума и души человека Ницше считал религию. Нужно обратить внимание, что в эпоху Ницше религия превратилась в бизнес, инструмент подавляющий волю и душу людей, верующие люди, по мнению Ницше, отказались от своего собственного духовного пути и превратились в вечных рабов. Но самым главным вредом религии Ницше считал, что она заставляет человека презирать земную жизнь и свои собственные потребности. Так Ницше считал странным, что все восхваляют поступок самопожертвования Иисуса на кресте и его дальнейший уход на небо, ведь он умер и даже не пытался бороться за свою жизнь, а победив смерть не пытался вернуться на землю и прожить жизнь заново, подобно Дионису, который каждый год умирая возвращался на землю на следующий год, при этом он отдавал должное Иисусу в том плане, что он все же снизошел до людей в отличии от своего отца бога. С моей точки зрения, в философию Ницше укладывается другой эпизод из жизни Христа, а именно тот случай, когда он воскресил тело и душу своего друга Лазаря, после его трех дневной смерти. Ведь тогда он действовал под влиянием абсолютного человеческого чувства – дружбы и вернул его к полноценной жизни, после чего Лазарь прожил еще много лет. Но вернемся к людям, как я уже говорила во времена Ницше стала бизнесом, инструментом давления на людей, он понимал это потому и сказал, что бог умер, имея ввиду при этом, того бога про которого говорят в официальной религии. На мой взгляд, известный немецкий философ считал, что бог это те индивидуальные принципы личности, которые человек накапливает в процессе своего индивидуального развития, а главное путем анализа своих личных переживаний. Интересна, точка зрения Ницше на религию как на бизнес, звучит в тексте песни современной панк-рок группы «Louna», фрагмент текста песни которой я сочла нужным процитировать:
Как удобно: оплаченный рай, наш господь прощает всех,

«Насилуй и убивай, обманывай, предавай - плюс исповедь минус грех.
Верный бизнес, отличный пиар,
Съешь свой мозг, вложись в проект,
Иисус Христос - суперстар, сверхкассовый аватар.
Но крест его - звон монет,
Звон монет...
Жаль, одна беда - бог не увидит наш кошмар...
Бога НЕТ!»

Вообще в творчестве группы «Louna» достаточно много интересных отсылок к философии Ницше, например в таких песнях, как «Действуй», «Свобода», «Мир и любовь», а эмоциональное их исполнение еще более соответствует чувственным идеи его философии. От себя хочу добавить именно песни этой группы, и подтолкнули меня взять данную тему в написании своего эссе, я поняла, на сколько идеи Ницше могут быть востребованы в современной жизни. Я всегда считала, что именно музыка и литература наиболее сильно действует на сознание человека, именно эти жанры искусства могут наиболее образно и понятно передать философские идеи для простых людей и по мере надобности предать им новое, актуальное звучание.

Известная идея Ницше о сверхчеловеке. Многие исследователи считают эту идею основополагающей для философии фашизма. На мой взгляд, такое понимание мыслей Ницше весьма поверхностна, насколько мне удалось понять, говоря о сверхчеловеке Ницше, имел ввиду такого человека, чей духовный и интеллектуальный уровень позволил ему не поддаваться влияниям чужого мнения, в частности и культуре в целом. Для такого человека не существует аксиом, он доверяет только своему мнению, которое формируется из его внутреннего опыта и самоанализа. Такие люди способны критически оценивать, менять свое сознание  и оказывать влияние на сознание других людей, при этом как мы видим, они, к сожалению, не всегда могут и не всегда  хотят войти в правящие круги, хотя Ницше считал, что именно такие люди и должны в него входить. Однако для жизни таких людей, по Ницше, характерны еще одна особенность,  подобно древним слугам бога Диониса, они должны любить жизнь,  несмотря не на что, т.е. они должны отдаваться как горю, так и радости с одинаковым жаром и пылом, заражая им других людей. На мой взгляд, примерами таких слуг Диониса в жизни могут послужить такие личности как Лермонтов, Пушкин, Цой, Морисон и другие. Они создавали в своих произведениях настолько бурный, эмоциональный посыл, что порой их творчество кажется шаманством, особенно это относится к песням Цоя и Морисона. Эти люди не просто проживали жизнь, как обычные люди, а как будто играли с жизнью, пробовали её на прочность и на вкус, при этом они не боялись смерти, они так же с ней  играли, как и с жизнью. Примером чего может послужить смысл песни Цоя «Звезда по имени Солнце», где герой хочет и может дотянуться до солнца, если сильно в это верит. Или главный герой произведения Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин, который, не смотря на то, что проживает достаточно короткую жизнь, но за то проживает её ярко не похоже на окружающих его людей. Да он играет с женщинами, безжалостно бросая их, как только чувствует, что они ему надоедают. Но в тот момент, когда любовь к ним еще живет в его сердце, он готов ради них сделать любое безумство.  Я думаю, что многие девушки и женщины будут вспоминать роман с  человеком, напоминающим  Печорина всю свою жизнь, и возможно, многие из них предпочтут такую бурную жизнь тихому и надежному, но такому обыденному семейному уюту. Кстати именно к Печорину можно отнести еще одну мысль Ницше, оставьте в покое человека, у него должен быть свой путь. Печорина с детства старались втиснуть в какие-то рамки  потому, что он был не такой как все и он пытался бороться с оказываемым на него давлением. Он научился претворяться и быть жестоким с людьми, т.е. его родные, желая ему добра, сами способствовали развитию его негативных качеств в место того, чтобы принять его индивидуальные черты его личности.  Печорин так же любил играть со смертью, он обожал риск и поэтому наиболее комфортно он чувствовал себя на войне, где и умер, не дожив до 30 лет. Стоит отметить, что в образе Печорина, на мой взгляд, Лермонтов воплотил многие черты своего характера, он так же не любил не кому подчиняться, он был на столько же подвержен страстям, как и его герой и эти страсти сожгли его и умер он в результате дуэли, так же не дожив до 30 лет. Стоит заметить, что многие яркие творческие люди, которые не захотели идти в политику и в управление государством умирали в достаточно молодом возрасте и смертью не естественных причин.

Но вернемся к понятию сверхчеловека во власти, такие люди смогли не только раздвинуть горизонты окружающих, но и изменить государственную культуру под себя, добившись этим власти над другими, делая из человека послушную марионетку. Наиболее ярко и в то же время просто эту мысль смогли передать русские писатели-фантасты братья Стругацкие в своем произведении «Обитаемый остров», где группа людей в начале придумала и поставила на поток систему подчинение человека путем облучения его мозга. Таким образом, человек превращался из человека мыслящего в человека верующего, причем в слепо верующего, даже если то, что ему говорят, противоречило тому, что он видит или чувствует и единственными людьми, на которых не действовало эта «промывка» мозгов были так называемые «неизвестные отцы» которые и составляли руководство страны. Если говорить о произведениях продолжающих тему, того как правящая верхушка сверхлюдей управляет, с помощью культуры, всеми остальным человечеством и при этом смеётся над ними, то тут можно назвать такие произведения как «1984» Сэленджера, «Ампир В», «Бетман», «Аполло», «Поколение П» Пелевина. Несколько слов хочу сказать о произведении Чака Паланика «Бойцовский клуб». Это произведение соединяет в себе философию Ницше о сверхчеловеке и понимание идеи о сверхчеловеке революционерами, которые считали, что сверхчеловек способен в первую очередь использовать любые, даже насильственные методы, для достижения своих целей. Основной смысл данного произведения и его влияние на молодежь передает песня группы Luona «Бойцовский клуб» и поэтому я позволю себе привести весь текст данной песни полностью:
«Ты раб системы, ты ненужный хлам
Один шаг влево и узнаешь сам вкус первой крови из разбитых губ
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ!
БЕЙ! Немного правил, но ты должен знать:
Сильней! Не задавать вопросов и не лгать
БЕЙ! Когда ты здесь, ты принимаешь бой
БЕЙ! ДЕРИСЬ ЗА ПРАВО БЫТЬ САМИМ СОБОЙ!
НЕ ОТСТУПАЙ НАЗАД,
СОЖМИ КУЛАК И БЕЙ,
ПОКА НЕ РУХНУТ В АД
ПОСЛЕДНИЕ КОЛОННЫ ВАВИЛОНА НАШИХ ДНЕЙ
НЕ НУЖНО БОЛЬШЕ ЖДАТЬ,
СОЖМИ КУЛАК И БЕЙ,
НАМ НЕЧЕГО ТЕРЯТЬ-
МЫ БЕСПОЛЕЗНЫЙ МУСОР ПОД НОГАМИ СВЕРХЛЮДЕЙ
И Тайлер Дёрден абсолютно прав:
Власть - это кролик, если ты - удав
Настало время сбросить лишний жир
НАМ НУЖНО МЫЛО, ЧТОБ ОЧИСТИТЬ МИР
БЕЙ! У революции рецепт один:
СИЛЬНЕЙ! МЕШАЯ КИСЛОТУ И ГЛИЦЕРИН
БЕЙ! Получишь средство для борьбы со злом
БЕЙ! ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ПРОЕКТ "РАЗГРОМ"!
Не дай себе упасть, сожми кулак и бей,
Смотри, власть скалит пасть
Он а боится нас, и это значит - мы сильней
Ударом на удар, сожми кулак и бей,
Пусть мировой пожар
Сотрет с лица Земли все небоскребы из нулей
В НАШИХ РУКАХ ПРАВДА И ВЕРА...
СОЖМИ КУЛАК И БЕЙ!
НАШ ГЛАВНЫЙ ВРАГ-ВАВИЛОН НАШЕЙ ЭРЫ...
НАМ НЕЧЕГО ТЕРЯТЬ
В НАШИХ РУКАХ ПРАВДА И ВЕРА...
В НАШИХ РУКАХ НАША ПРАВДА И ВЕРА
НАШ ГЛАВНЫЙ ВРАГ-ЭТО ВАВИЛОН НАШЕЙ ЭРЫ
НЕ ОТСТУПАЙ НАЗАД,СОЖМИ КУЛАК И БЕЙ,
ПОЙМИ,ЧТО ЭТОТ АД НЕ СТОИТ СЛЁЗ ИЗ ГЛАЗ ТВОИХ ДЕТЕЙ
НЕ НУЖНО БОЛЬШЕ ЖДАТЬ,СОЖМИ КУЛАК И БЕЙ
НАМ НЕЧЕГО ТЕРЯТЬ КРОМЕ СВОИХ ОКОВ,РЕШЕТОК И ЦЕПЕЙ
Не отступай назад! Сожми кулак и БЕЙ!
Не нужно больше ждать! Сожми кулак и БЕЙ!
Бей!
СИЛЬНЕЙ!
СОЖМИ КУЛАК И БЕЙ!»

Если говорить о том, как философия Ницше повлияла на художников, то на мой взгляд они взяли от философии Ницше идеи передачи собственных эмоций предельно ярко и насыщено, что мы можем увидеть в произведениях импрессионистов, где смысл, с точки зрения разума, увидеть довольно трудно, а все краски предельно насыщены. Понять умом картины импрессионистов и постмодернистов не возможно, их можно только эмоционально почувствовать либо надо хорошо изучить эмоциональное состояние художника, которое владела им на момент написание конкретной работы. Стоит так же отметить, что творчество художников данных направлений глубоко индивидуально и включение их в определенную группу достаточно условно. По поводу понимания их идей приведу достаточно известный пример «Черный квадрат» Малевича. На мой взгляд, по отношению к данной картине всех кто ее видел или даже кто о ней слышал, делятся на два лагеря. Одни люди считают её шедевром и видят в ней глубокий смысл, при этом каждый видит свое, другие не видят в ней не какого смысла и не понимают, почему эта картина считается шедевром искусства ? На мой взгляд, картина Малевича имеет смысл, правда можно обращать внимание не только на сам черный квадрат, но и на размер картины и на форму рамы. Эта картина достаточно небольшого размера, а рама у неё квадратная, т.е. получается квадрат в квадрате и надо еще учитывать, что эта картина была написана в середине 30 годов ХХ века, когда практиковались массовые аресты инакомыслящих. Это время можно характеризовать понятием «шаг влево, шаг вправо – расстрел», т.е. все должно быть строго ограничено, а с точки зрения геометрии – квадрат она из самых устойчивых для восприятия границ, фигура. Поэтому квадрат воплощенный в раме и квадрат, тот что нарисован на картине, психологически и символически может выражать закрепощение человеческой свободы, как духовной, так и физической, а черный цвет квадрата говорит о том, что такие люди они не видят не чего кроме темноты и дух таких людей гаснет. Если рассматривать эту картину как реакцию на окружающую художника действительность, опять же можно передать словами из песни группы Louna:
«…Темная вода широко раскрытых глаз,
… Съешь свой мозг, вложись в проект …».

Хочу еще раз подчеркнуть, что это исключительно мой, субъективный взгляд на данное произведение искусства, и я ни в коем случае не считаю, эту точку зрения окончательной.

Подводя некоторые итоги данной работы, я хочу сказать, что Ницше действительно создал противовес официальной культуре как инструменту управления большими массами людей. Ницше создал свою философию, философию которую еще называют философией жизни, он считал, что  жизнью надо наслаждаться и брать от неё все, что жизненные трудности только укрепляют нас, т.к. дают пищу для личного роста. Он старался культивировать в человеке индивидуальность, он считал, что народ это стадо, а самое главное, что может быть у человека это он сам. Он противился всякого рода штампам и призывал к этому других. Ницше создал контркультуру как источник дальнейшего развития человека и как мы видим, современная контркультура так же питается из идей Ницше, я привела только некоторые примеры этого процесса, на самом деле, при  желании, их можно найти и больше. Мне было очень интересно работать над данной темой, т.к. я сама являюсь, в какой -то мере плодом контркультуры, и все содержание моего эссе исключительно субъективно.