Самбатас и Вышгород Русь в середине Х века

Олег Мглин
   Средневековые источники о Руси оставили много загадок, над которыми ныне историки, лингвисты, археологи ломают головы.
   Одной из дисскутируемых тем стало упоминание древнерусских городов в трактате Константина Багрянородного «De administrando imperio».  Византийский император перечислил следующие поселения:
   «[Да будет известно], что приходящие из внешней Росиив Константинополь моноксилы являются  одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии,  и другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр  и сходятся в крепости Киоава, называемой Самбатас… двигаясь по реке Днепр, они спускаются к Витичеву…".
   И если с Киевом и Витичевым все довольно понятно, то с остальными топонимами возникают трудности в их локализации. На сегодняшний день Немогард сопоставляют с Новгородом, Милиниски - со Смоленском, Телутчи – с Любичем, Чернигоги – с Черниговым, Вусеград - с Вышгородом, Самбатас пока остался без единого мнения по идентификации.
   Рассказывая о Свентославе, византийский император указывает его местонахождение - Немогард. Строчкой ниже мы встречаем другой населенный пункт Вусеград. И если во втором случае использовано славянское -град (город), то в первом можно объяснить из балтского -гард. Немогард состоит из двух компонентов: namas+gardas, что можно перевести, как родовая усадьба, удел. При этом, как отмечает Р. Дерксен, namas редкая форма, засвидетельствована лишь несколько раз в древних текстах из Кенигсберга. Таким образом, данное поселение, вероятно, можно связать с княжеской резиденцией в Новгороде.
   Самбатас этимологизируют, в основном, из славянского (sovoden, суводь), из тюркско-хазарского (от слов sam- («высокий, верхний») и bat («сильный»)) и из скандинавского (sand-bakki - "песчаная отмель" или sandbakka - "песчаная возвышенность", другой вариант – samb;t, как-то sam ("вместе") + b;t (лодка) = "место сбора лодок"). Главная проблемах подобных версий – оторванность от единой концепции. В рамках же нашей концепции мы вновь обращаемся к балтской языковой среде. Соответствие балтского начала определено в «росских» названиях днепровских порогов, приводимых Багрянородным, в гидронимии Поднепровья, в антропонимах русов Рюрика. Рассматривая название крепости Самбатас, целесообразно упомянуть Самбию. Небезынтересным, но не бесспорным, выглядит этимология полуострова у В. Мажюлиса, который оперирует, в основном, термином ;em;. Однако подобный подход оправдан для региона Жемайти;я (низина, нижняя земля), тогда как в противовес имеем Самбийскую возвышенность. В таком случае предпочтительнее вылядит основа на ;ambas – острый край (с семантикой – выступ). Сюда же можно отнести глаголы ;a;mb;ti/;;mb;ti – прорастать, пробиваться; ;;mbti – косо обрезать, затачивать. При этом, с одной стороны, мы имеем литовское ;ambo;tas – угол, край, с другой, - возможно соединение ;ambas и butas – сооружение, дом. Таким образом, Самбатас – это крепость на высоком изрезанном выступе. Похожую конфигурацию имеет мысовидный выступ, известный как Ольгина гора, который с трех сторон отточен ярами.
   Можно предположить, что крепость Самбатас и есть объект, называемый Вышгород. Примерную версию озвучил О. Н. Трубецкой, который указал, что первоначально Киев и Самбатас обозначали топографически разные места, *Kyjevъ - городища Кия, а *sovodъ - Самватос Константина Багрянородного - местности близ слияния Десны с Днепром (ср. там гидроним Сувид). Здесь уместно вспомнить мнение В. И. Довженка, что в Х веке укрепленные территории в Киеве и Вышгороде были приблизительно равны.
   Встает закономерный вопрос о несоответствии принятой ныне локализации Вусеград - Вышгород. В затруднительное положение попадает и объяснение Чернигоги – Чернигов, поскольку Десна впадает в Днепр ниже Вышегорода, т.е. моноксилам пришлось бы отклоняться от маршрута вверх по течению. Между тем, для таких судов есть еще одно место сбора – крепость Витичев.
Чтобы расставить упомянутые Константином Багрянородным поселения, нужно отыскать «внешнюю» и «внутреннюю» Русь. Впрочем, первая в тексте «De administrando imperio» названа открыто – Немогард, т.е. северная новгородская земля. Вторую же можно сопоставить с землей киевской. Отметим, что в те времена Русь не была монолитным государственным образованием, а строилась на принципе «центр - пактионы». Политическим ядром стали Новгород и Киев. В «Повести временных лет» летописец отметил: «и реч; ;легъ . се буди мт;(и) городом;  Рус;скымъ . и б;ша оу него Слов;ни . и В(а)р;зи . и прочии прозвашас; Русью .» Мы видим, что Киев, так же как и Новгород, стал русским городом. Остальные славянские племенные центры оставались на уровне пактионов. Таким образом и сформировалось понимание Руси у Порфирогенита: Новгород – внешняя (дальняя), Киев – внутренняя (ближняя).
Тогда есть резон взглянуть на цитату про места отправки моноксилов с другого ракурса. Может оказаться, что речь идет о землях древлян, расположенных по правобережью Днепра в междуречье Ирпень – Случь – Уж.
   Крепость Милиниская может быть локализована как древнее укрепленное поселение Малин. Городище занимает мысоподобный выступ левого коренного берега реки Ирша, левый приток реки Тетерев.
   Вусеград, упомянутый в описании Багрянородного, можно сопоставить с градом на реке Уж. Вероятно, мы имеем дело с древнерусским летописным городом Ушеск. Единое понимание на место его локализации пока не сформировано. С учетом высказанных вариантов, предпочтительным выглядит соответствие с городищем с. Бараши.
   Локализация местечка Чернигоги может привести к древнерусскому Чернъгороду, который упоминается в «Списке русских городов дальних и ближних». Как отмечает М. Н. Тихомиров, Чернъгород в действительности существовал на Рпени (река Ирпень) как особое поселение.
Место, указанное как Телутчи, может быть связано со средним течением реки Случь.  Вероятно, мы имеем искаженное греками выражение «тъ/ть Случь», в котором тъ/ть  - указательная частица и Случь, соответственно, правый приток Горыни.
   Теперь вернем к трактату «De administrando imperio» и сравним наши выводы с еще одним свидетельством: Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие Славинии рубят в своих горах моноксилы во время зимы….
Сообщение Багрянородного о горах ставит в тупик исследователей. Однако в нашем случае все соответствует описанию византийского императора – локализованная территория с запада опоясана и включает северную часть  Приднепровской возвышенности.