Доспехи для Алисы. Глава 35

Александр Михельман
- Как и всегда, почитаем об объекте исследования, - кивнул мой племянник, включил телефон и нашёл статью в «Википедии», - «Государственный академический Большой театр России (ГАБТ), или просто Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Комплекс зданий театра расположен в центре Москвы, на Театральной площади. Объект культурного наследия народов России федерального значения.


Изначально театр был казённым, составляющим вместе с Малым единую московскую труппу императорских театров. Время от времени статус московской труппы менялся: она то переходила в подчинение московскому генерал-губернатору, то вновь — под петербургскую дирекцию. Так продолжалось до революции тысяча девятьсот семнадцатого года, когда все имущество было национализировано и произошло полное разделение Малого и Большого театров.


Вся история театральной культуры Москвы долгие годы была связана с Большим театром.


Историю театра принято вести с семнадцатого (двадцать восьмого) марта тысяча семьсот семьдесят шестого года, когда губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». Князь начал строительство театра, который — по месту расположения на улице Петровка (на правом берегу Неглинки) — был назван Петровским. Театр Урусова сгорел ещё до его открытия, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу (Михаилу) Меддоксу. Именно под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга в тысяча семьсот семьдесят шестом — тысяча семьсот восемьдесят девятых годах был построен Большой Петровский театр. Театр получил название по улице Петровке, в начале которой он стоял на тесном участке, окружённый хаотичной застройкой.


Трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями и под тесовой крышей поднялось за пять месяцев и обошлось Меддоксу в сто тридцать тысяч рублей серебром, на пятьдесят тысяч больше сметы. Торжественное открытие состоялось тридцатого декабря тысяча семьсот восьмидесятого года. Театр имел партер, три яруса лож и галерею, вмещавшие около одной тысячи зрителей, «маскерадную залу в два света», «карточную» и другие специальные помещения; в тысяча семьсот восемьдесят восьмом году к театру пристроили новый круглый маскарадный зал — «Ротунду». По другим источникам, зал вмещал восемьсот посетителей: «В театре было четыре яруса с ложами и две просторные галереи. В партере насчитывалось два ряда с закрытыми по бокам сиденьями. Роскошно украшенные ложи стоили от трёхсот до тысячи рублей и дороже. Билет в партер стоил один рубль. Театральный зал вмещал восемьсот зрителей и ещё столько же публики вмещалось на галереях». За первые четырнадцать лет владения театром Меддоксом в Петровском театре было поставлено четыреста двадцать пять оперных и балетных спектаклей. В тысяча семьсот девяносто четвёртом году Меддокс из-за финансовых трудностей вынужден был передать театр в казну; театр стал Императорским.


Петровский театр Меддокса простоял двадцать пять лет — восьмого октября тысяча восемьсот пятого года здание сгорело. В течение трёх лет труппа давала представления в домашних театрах московской знати; некоторое время спектакли шли во владении Пашковых в северном крыле здания на углу Моховой и Большой Никитской улиц (позднее перестроенном под университетскую церковь мученицы Татьяны). Новое деревянное здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади. Театр имел партер, бенуар, три яруса лож и раёк, отличался хорошей акустикой; его интерьеры были расписаны художником М. И. Скотти. Площадь, ранее отличавшуюся непролазной грязью, выровняли и замостили, а перед театром разбили цветники. Просуществовав четыре года, здание театра сгорело во время московского пожара тысяча восемьсот двенадцатого года. После этого театр разместился на Знаменке в доме Апраксина, который был построен в тысяча семьсот девяносто втором году по проекту архитектора Ф. Кампорези. Театральное помещение в доме Апраксина было тесным и неудобным, вместо кресел там стояли обтянутые грубым сукном скамейки; несколько раз за время нахождения там Петровского театра в нём случались пожары.
В тысяча восемьсот шестнадцатом году Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания театра, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Меддокса. В конкурсе приняли участие Л. Дюбуи, Д. Жилярди, Ф. Кампорези, П. Гонзаго, А. Н. Бакарев и другие архитекторы, однако ни один проект не был принят. Победителем повторного конкурса был признан проект профессора Императорской Академии художеств А. А. Михайлова. Однако проект Михайлова посчитали слишком дорогостоящим, к тому же задуманное им здание театра по своему масштабу, чрезмерно крупному, не соответствовало окружающей застройке. Переработку проекта поручили архитектору О. И. Бове, который полностью сохранил основы композиции Михайлова, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив его высоту с сорока одного до тридцати семи метров, а также внёс существенные коррективы в его наружную и внутреннюю отделку.
По замыслу Бове, претворявшего в жизнь идеи разработанного им и утверждённого в тысяча восемьсот семнадцатом году генерального плана Москвы, театр должен был стать композиционным центром ампирного города-храма, восславлявшего победу в Отечественной войне. Величие театра подчёркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью, в тысяча восемьсот двадцатые называвшейся Петровской, но вскоре переименованной в Театральную. Бове привёл спроектированный Михайловым объём в соответствие с площадью и развернул квадригу Аполлона к зрителям. Проект сооружения театра был утверждён десятого ноября тысяча восемьсот двадцать первого года; ещё до его утверждения Бове приступил к постройке фундаментов театра по намеченному им плану, при этом часть фундаментов сгоревшего здания были сохранены.
Театр открылся шестого (восемнадцатого) января тысяча восемьсот двадцать пятого года представлением «Торжество муз» — прологом в стихах М. А. Дмитриева, музыка Ф. Е. Шольца, А. Н. Верстовского и А. А. Алябьева: сюжет в аллегорической форме рассказывал, как Гений России, объединившись с музами, из развалин сгоревшего Большого Петровского театра Меддокса создал новый. Роли исполняли лучшие московские актеры: Гений России — трагик П. С. Мочалов, Аполлон — певец Н. В. Лавров, муза Терпсихора — ведущая танцовщица московской труппы Ф. Гюллень-Сор. После антракта был показан балет «Сандрильона» (Золушка) на музыку Ф. Сора, балетмейстеры Ф.-В. Гюллень-Сор и И. К. Лобанов, постановка перенесена со сцены Театра на Моховой. На следующий день спектакль был повторен. Об этом открытии сохранились воспоминания С. Аксакова: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение»; а В. Одоевский, восхищаясь балетным спектаклем, писал об этом представлении так: «Блеск костюмов, красота декораций, словом, все театральное великолепие здесь соединилось, как равно и в прологе».


В тысяча восемьсот сорок втором году театр перешёл под руководство петербургской дирекции императорских театров; из Петербурга в Москву приехала оперная труппа, а управляющим Московской театральной конторой был назначен известный композитор А. Н. Верстовский, который занимал эту должность до тысяча восемьсот пятьдесят девятого года. Крупная реконструкция театрального здания была осуществлена в тысяча восемьсот сорок третьем году по проекту архитектора А. С. Никитина — он заменил ионические капители портика на капители типа Эрехтейона, перестроил линию боковых лож, кулуары и сценическую часть, где появилась арьерсцена.
Одиннадцатого (двадцать третьего) марта тысяча восемьсот пятьдесят третьего года театр сгорел; от пожара, длившегося несколько дней, уцелели только каменные внешние стены здания и колоннада портика.


К конкурсу на восстановление театра были привлечены архитекторы Константин Тон, А. С. Никитин, Александр Матвеев и главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос. Победил проект Кавоса; театр был восстановлен за три года. В основном объём здания, и планировка были сохранены, однако Кавос несколько увеличил высоту здания, изменил пропорции и полностью переработал архитектурный декор, оформив фасады в духе ранней эклектики. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орёл — государственный герб Российской империи. Театр открылся вновь двадцатого августа тысяча восемьсот пятьдесят шестого года оперой Беллини «Пуритане».
В тысяча восемьсот восемьдесят шестых — тысяча восемьсот девяносто третьих годах тыльная сторона здания была перестроена по проекту архитектора Э. К. Гернета, в результате чего сохранённые Кавосом колонны портика оказались внутри складских помещений. В тысяча восемьсот девяностом году в стенах здания появились трещины; проведённое обследование выявило, что фундаменты театра покоились на сгнивших деревянных сваях. В тысяча восемьсот девяносто четвёртых — тысяча восемьсот девяносто восьмых годах по проекту архитекторов И. И. Рерберга, К. В. Терского и К. Я. Маевского под здание театра был подведён новый фундамент. Однако осадка здания не прекратилась: в тысяча девятьсот втором году во время спектакля значительно осела стена зрительного зала, в результате чего заклинило двери в средние ложи и публика была вынуждена выбираться через соседние.
С тысяча девятьсот девятнадцатого года Большой театр стал называться академическим. В течение нескольких лет после октябрьской революции не прекращались споры о судьбе театра; многие высказывались за его закрытие. В тысяча девятьсот двадцать втором году Президиум ВЦИК постановил считать закрытие театра хозяйственно нецелесообразным. В тысяча девятьсот двадцать первом году здание театра обследовала комиссия, включающая видных московских архитекторов А. В. Щусева, И. П. Машкова, С. Ф. Воскресенского и И. В. Жолтовского; комиссия пришла к выводу о катастрофическом состоянии полукольцевой стены зрительного зала, которая служила опорой для сводов коридоров и всего зрительного зала. Работы по укреплению стены под руководством И. И. Рерберга начались в августе-сентябре тысяча девятьсот двадцать первого года и продолжались в течение двух лет. В тысяча девятьсот двадцать восьмом году с целью ликвидации ранговой иерархии посетителей архитектор П. А. Толстых перепланировал ряд лестниц и других помещений здания. В середине тысяча девятьсот двадцатых годов старый занавес с изображением квадриги Аполлона был заменён новым, выполненным по рисунку Ф. Ф. Федоровского.


В годы Великой Отечественной войны с октября тысяча девятьсот сорок первого по июль тысяча девятьсот сорок третьего года Большой театр находился в эвакуации в Куйбышеве. В это время коллектив театра активно вносил средства в Фонд обороны и получил за это благодарность от Сталина.


В тысяча девятьсот пятьдесят пятом году на сцене театра появляется новый роскошный занавес из парчи, прозванный «золотым», выполненный по проекту Ф. Ф. Федоровского, который на протяжении пятидесяти лет был главным оформлением сцены. После реконструкции Большого театра, занавес в отреставрированном и слегка измененном виде (были заменены гербы и надписи), вновь украсил сцену главного театра страны.


С тысяча девятьсот семьдесят шестого года по тысяча девятьсот девяносто первый год театр официально назывался «Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР».


Двадцать девятого ноября две тысяча второго года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена Большого театра. Во время реконструкции Основной сцены, с две тысячи пятого по две тысячи одиннадцатый год, на ней исполнялся весь оперный и балетный репертуар Большого театра. В настоящее время на Новой сцене исполняются спектакли из репертуара Большого театра, проводятся гастроли российских и зарубежных театральных коллективов.
Первого июля две тысячи пятого года Историческая сцена Большого театра закрылась на реконструкцию, которую первоначально предполагали завершить в две тысячи восьмом году. Последним спектаклем, прошедшим на Основной сцене перед закрытием, стала опера Мусоргского «Борис Годунов» (тридцатого июня две тысячи пятого года). Планируемое время открытия — двадцать восьмого октября две тысячи одиннадцатого года, спектакль — премьера оперы Глинки «Руслан и Людмила» (режиссёр-постановщик — Дмитрий Черняков). Подготовительные работы для предстоящей реконструкции, в ходе которых от исторического здания остались только три несущих стены — главный фасад и боковые, а под фундаментом был вырыт гигантский котлован глубиной более тридцати метров, сильно затянулись.
В сентябре две тысячи девятого года СКП России возбудил уголовное дело о необоснованном расходовании средств. По данным Счётной палаты, за период реконструкции Большого театра её стоимость выросла в шестнадцать раз, а по словам министра культуры А. А. Авдеева на март две тысячи одиннадцатого года превысила двадцать миллиардов рублей (пятьсот миллионов евро), что, якобы, было в первую очередь связано с сильным подорожанием цемента и кирпича.
Четырнадцатого февраля две тысячи двенадцатого года Счётная палата РФ указала, что «реконструкция Большого театра обошлась в тридцать пять с лишним миллиардов рублей, вместо запланированных тридцати семи миллиардов, что составляет девяносто пять процентов сметной стоимости. К таким выводам пришли аудиторы Счетной палаты /СП/ России по итогам проведенных экспертиз».


В две тысячи тринадцатом году в Большом театре был установлен новый, четвёртый в истории театра, духовой орган производства немецкой органостроительной фирмы «Глаттер-Гёц».


В июле две тысячи шестнадцатого года Большой театр при поддержке группы «Сумма» и департамента культуры правительства Москвы запустил серию уличных трансляций своих спектаклей. Трансляции осуществлялись на специальном всепогодном экране, смонтированном на главном фасаде театра, и были приурочены к пятилетию со дня окончания реставрации».


- Всё это довольно интересно, ну, поехали, в Большом театре я ещё ни разу не бывал, - я улыбнулся, - вот и посетим это заведение.


- Желаешь посмотреть какой-то конкретный спектакль – балет или оперу? – уточнила наша соратница.


- Лучше оперу, - я смутился, - к своему стыду признаюсь, что всех этих танцев не понимаю и не люблю. Вот пение – другое дело. Под него спится хорошо. Шучу, конечно. Будь моя воля, современную попэстраду разогнал к такой-то матери и оставил только оперы, оперетты, настоящую авторскую песню, и русскую народную музыку, в общем, действительно стоящее.


- Кстати, а подвиг так же будем, втроем, совершать? – прервал меня Эд, - без сверхспособностей мы с дядюшкой ни террористов не остановим, ни грабителей не поймаем, я уже не говорю про тушение пожаров и прочее. Если только пожертвовав собой.


- Кажется, для нас такое подготовили, что и не сладите ни за что, - соратница наша сощурилась, - будете смеяться, но сейчас, буквально секунду назад, в космосе невесть откуда появился метеорит, размером с половину луны и летит он прямо к нашей планете!


- А что, такое возможно? – голос мой сразу охрип.


- Есть же силы, которым выгодно, чтобы мой двойник победила и начала свою тёмную деятельность, - девушка пожала плечами, - а какой лучший способ нас остановить, как не уничтожить? До того, враги себя никак не проявили, пока всё шло так, как их устраивало.


- Тогда чего мы сидим тут и болтаем? – рыкнул мой племянник.


- Это вы сидите, а я уже унеслась, - пояснила воительница, - но, поскольку мы команда, позволю посмотреть, как спасу планету от гибели.