на 50 оттенков нелюбви больше, или паталогоанатомы

на 50 оттенков нелюбви больше, или паталогоанатомы жизни.

Это я о Звягинцеве и его фильмах. О Быкове.

Посмотрел только два фильма: "Левиафан" (посмотрел полностью) и "Нелюбовь" (досмотрел до сцены морга) и увидел только нелюбовь и чернуху в чистом рафинированном виде. Попробовал смотреть "Елену" (можно было бы назвать "Нелюбовь № 1") и бросил - фильмы вызывают смесь раздражения и отвращения, потому что потратил зря время без удовольствия и большого смысла, потому что автор умышленно показывает только одну сторону жизни, потому что передо мной не произведение искусства, а натуралистические съёмки о чём-то, что важно самому Звягинцеву...

Я не пойму, зачем Звягинцев снимает натуралистические съёмки нашей повседневности не самого лучшего разлива? Для кого он снимает всё это? Почему мир Звягинцева так однобоко перекошен.

Мир сложен, разноцветен, а у Звягинцева только один цвет - чёрный - нелюбовь. В последнем фильме нелюбви ещё больше, она ещё чернее. Такое ощущение, что перед нами несчастный человек, который с помощью искусства пытается добиться катарсиса, исцеления или освобождения от навязчивых переживаний или какой-то душевной раздробленности, фрагментарности. Но зачем это делать так неэффективно и на публике?

Главный нерв фильмов Звягинцева, по-моему, - это препарирование жизни, а любое препарирование её уродует, будто бы выпячивает внутренности вспоротого животного, и в середине его фильмов начинает пахнуть формалином - это я вспоминаю занятия на биофаке, когда будучи студентом, ковырялся в препарированных извилинах человеческого проформалиненного мозга. У Звягинцева, увы, местами проформалинена сама жизнь, даже не вся целиком, а та её часть где скопилась нелюбовь, пустота, чернота...

Но при этом фильмы Звягинцева награждаются премиями, отмечаются международными жюри.

Задаю себе вопрос - это я такой ущербный, или мир на самом деле ненормальный, но почему я общаюсь с близкими и соседями, выхожу на улицу и не вижу того, что нам показывает под лупой Звягинцев?

И если то, что он показывает действительно есть, то в чём смысл его искусства? Катарсис не наступает, смотреть фильмы не интересно, они не вызывают какого-то понимания, инсайта или озарения, в итоге задаёшь себе вопрос: зачем всё это снято? Не находя ответов в фильмах, читаю отзывы, но хвалебные отзывы критиков мне не понятны вовсе...

Одним словом, чем больше нелюбви снимает Звягинцев, тем знаменитее он становится, и начинаю, понимать, что болен мир, так высоко ценящий режиссёра-паталогоанатома, препарирующего человеческие болячки... Некоторые коллекционируют препараты бабочек, другие препараты трупов, Звягинцев сперва препарирует и коллекционирует нелюбовь, а потом отражает её во всех ракурсах и оттенках... Да, я, скорее всего, предвзято отношусь к творчеству кинорежиссёра, не понимаю всего его замысла...

Вот что значит современный мир - нездоровый человек будучи режиссёром, становится знаменит и навязывает своё нездоровье зрителям...

В этом Звягинцев поразительно схож с Юрием Быковым, чьи фильмы такая же чернуха, в чём-то более ужасная и жестокая (такая, как есть)... Но если Быков от фильма к фильму выздоравливает, то Звягинцев всё больше погрязает в собственном помешательстве и одержимости нелюбовью, смертью, злом, насилием.

Оба человека в детстве столкнулись с нелюбовью, насилием, ложью, предательством, но один борется за жизнь и любовь, другой же культивирует и пытается привить нам нелюбовь.

Смотря фильмы этих режиссёров, я понимаю, что это месть миру за собственное чёрное детство без любви, за растоптанную юность и опрофаненные мечты, за страхи и унижения - это проявление страшной болезни нашего общества, нашей страны... Но что странно - мстят они обществу, а не государству, порождающему в своих гражданах нелюбовь...

Искусство не лечит, если его начинают использовать для препарирования, такое искусство, напротив, будет калечить самого автора и его зрителей...

Единственное, что меня радует, что эти фильмы могут быть прививкой от дурного вкуса, от нелюбви... Но поменьше бы таких негативных прививок, а побольше таких, в которых человек может пережить катарсис или озарение, а не болезненный бред, прикоснуться к любви и гармонии, а не к нелюбви и мертвечине..., то есть к аду, ибо нелюбовь - это ад.

И Звягинцеву, и Быкову пока ещё далеко до Данте. Данте был певцом и творцом Любви. Его "Божественная комедия" - вот поистине великое произведение, преодолевающее нелюбовь и смерть. Сам Данте спускается в Ад за своей Беатриче и выводит её на Небеса. Эти же два человека используют искусство как плохие ученики чародея - своими фильмами они превращаются в мелких бесов (простите мне такое христианское сравнение), спускающих зрителей в ад и оставляющих их там наедине с ужасами авторов, но дороги назад, к любви и свету, к жизни и гармонии не показывают - их у Быкова и Звягинцева нет или очень и очень мало. И самое главное - мне кажется, они не ищут её в жизни, не созидают в своих сердцах - в этом смысле, говоря языком христиан, они не просто атеисты-безбожники, они слуги дьявола - ибо в нашей жизни видят только преисподнюю и творят её своими фильмами.

Да, это два, на мой взгляд, режиссёра, которые, получив в свои руки средства искусства, возомнили себя творцами, на самом деле они лишь паталогоанатомы от искусства. Резцы, которыми нужно из куска мёртвого дерева или мрамора вырезать или высекать что-то прекрасное и живое, они используют как скальпели, чтобы препарировать и умерщвлять жизнь. Из творцов они превратились в паталогоанатомов жизни.

Почему я так сужу их, кто мне дал такое право судить?, Не суди и не будешь судим... Я сужу их, потому и сам готов быть судимым, готов выслушать суд своих соотечественников современников и потомков.

Сам не боюсь суда, а мой суд им не от ненависти или пренебрежения ими, но, напротив, от надежды и веры в них... Отец и друг судят сына и друга... Судя их я сужу нашу жизнь и ищу правду, которая выводит из ада... Надеюсь, что они оба станут настоящим мастерам, такими же как Данте.


Рецензии