Мотылек

Светлана Кройтор
Это был кошмарный по загруженности и напряжению день. Я ехала после работы в душном троллейбусе, с трудом воспринимая действительность сквозь ставшее привычным ощущение "лимонной выжатости" и какого-то навалившегося стойкого отупения. Еще сорок минут назад я не чувствовала этого так остро - Жизнь разворачивалась передо мной в страшном сравнении.
   
     Странно это - смотреть на человека, который непременно умрет. В самые ближайшие дни. В лучшем случае - через месяц. Но сейчас он еще жив, смотрит на тебя глазами, полными мольбы о сострадании и помощи. А когда оформляешь для него направление на госпитализацию в больницу и говоришь ласковое слово, с благодарностью отзывается :" Спасибо Вам, доктор". Что ж, в этой его жизни осталось мало дней и ему, как никому другому, нужна забота и поддержка. Впрочем, вздор. Это нам нужно всем и всегда - знать, что к тебе небезразличны, чувствовать это.

    В общем, день был скверный и довольно долго я не обращала внимания на происходящее вокруг. А потом вдруг заметила, что неотрывно слежу глазами за крошечным мотыльком, случайно попавшим через открытые форточки в "сауну" городского летнего транспорта. Совершенно сбитый с толку от духоты и незнакомой древним инстинктам обстановки, мотылек судорожно бился о заднее, запыленное, почти непрозрачное стекло. Выбиваясь временами из сил, он садился на эту непостижимую, непроницаемую преграду отдохнуть. А потом опять начинал свой отчаянный полет к свободе - полет без надежды, без будущего.

    Сколько длится жизнь такого мотылька? Один день. И какое счастье родиться в деревенской тиши, на просторе лугов, где воздух напоен ароматом трав и вокруг полно "собратьев по разуму". И какая насмешка - оказаться в день своего рождения среди нагромождения городских зданий и в плену пыльного транспорта.
    Я почти физически ощущала как истекает его жизнь, и как он несчастлив в этих обстоятельствах и неутомим в стремлении жить иначе. Протянув руку, игнорируя недоуменные взгляды окружающих, я стряхнула мотылька в свой пластиковый пакет, зажав его верх как ловушку. Я не просто хотела спасти мотылька, ведь формально он был жив. Я хотела сделать этот день его жизни счастливым.
    Как бесценное сокровище, я вынесла свою крохотную ношу из железного троллейбусного плена и распахнула зажатый пакет навстречу ветру и начавшемуся дождю. Мотылек замер на мгновение, а потом взлетел, наткнулся на мою руку и зацепился лапками за зеленый ворс кофты. Ветер болтал его в разные стороны как настоящая буря, но мотылек отчаянно держался и не собирался сдаваться. Глядя на него, я поняла, что не зря спасаю ему жизнь! Такая жизнь достойна существования, достойна того, чтобы брать с нее пример и хранить.
    Так, не взирая на ветер, холодные мокрые капли дождя, мы с ним дошли до зеленого островка каменных джунглей моего города - до маленького дворика с пышной, по колено, травой и неяркими, по-северному красивыми деревьями. Почувствовал ли это мой мотылек? Как знать. Но выдержав ранее шквальный для него ветер, он вдруг легко оторвался от рукава когда я легко на него подула и мягко упал в траву.
    Наверное, это можно назвать возвращением домой, в потерянный рай. На влажно-зеленом, большом листе кустарника мотылек складывал и раскладывал крылышки. И впереди у него был еще долгий-долгий, счастливый день...
    Возможно и вправду, всякая профессия деформирует личность. Иначе что бы заставило уставшего от страданий и будничной загруженной суеты простого врача, думать о такой безделице - жизни и счастье однодневного мотылька.

Июль 2002г. ( редакция 2017г.)