Кантута

Наталья Аглицкая
Сегодня состоялся очередной, шестой международный телемост с Улан Удэ. Точнее, телемост соединил Улан-Удэ с народом Лакота (Северная Америка, штат Южная Дакота) и народом Кечуа (Южная Америка, Боливия).

Представительницей племени Кечуа была на телемосте индианка по имени Кантута Родригес. Кантута - отличная флейтистка, и она сыграла на флейте в память 38 Дакотов, убитых Вашичами в 1862 году, память которых отмечалась 26 декабря.

Североамериканских индейцев Лакота, как обычно, представлял Ванбли Глежка Токахе.

Телемост прошел весьма интересно, были затронуты самые разнообразные темы... Вообще, говорили обо всем, о чем хотелось...

В кадре постоянно появлялся ребенок, который хотел тоже сунуть в это свой любопытный маленький нос... Кантута заметила его и назвала на языке племени Кечуа (с ударением на Е): "Уауита"(с ударением на И) - ребенок. Ванбли спросил ее: "Как часто в Вашем языке слова начинаются на "Уа"...?" Кантута ответила, что довольно часто. Ванбли тоже подтвердил это: "У нас тоже есть много слов, начинающихся на "Уа" или "Ва", это - первая часть слова "Вакан" - Священный. Например, слово "дети" мы произносим: "вакаежа" (с ударением на вторую А)."

Слово способно многое рассказать индейцу. Вот почему для всех индейцев все дети священны.

****

Кантута была удивлена, что в России тоже пекут лепешки "тортиас" (с ударением на И)... Среди южноамериканских индейцев "тортиас" считаются исключительно национальным блюдом. Кантута рассказала, что они пекут лепешки синего цвета.

- Почему синего? - спросила я.
- Потому что мы их делаем из синей кукурузы.

Кукуруза у них не только желтая, она может быть синей, красной или вообще любого цвета... Кукурузу - по-испански "маис" - Кечуа называют на своем языке: "чокло" (с ударением на первую О).

Кантута сказала, что с маисом связано у них много церемоний.

Сейчас много развелось псевдонаучных теорий о том, что южноамериканские индейцы: ацтеки, майя, кечуа, инки были кровожадными дикарями, проливающими человеческую кровь на своих алтарях...

Кантута ответила, что это все - ЛОЖЬ. Все их церемонии связаны с урожаем, с молитвами о хорошем здоровье, погоде, чтобы не было наводнений и т. п. Чтобы животные были здоровы. Те животные, которые дают им мясо и шерсть: лама, альпака. Кечуа сами готовили себе одежду из них.

Теперь, конечно, они вынуждены работать за деньги, как и все. И им трудно балансировать между современным миром и своей Духовностью, но они все равно находят для этого время. Точно так же, как она нашла время для нашего телемоста, хотя ей пришлось для этого сидеть у компьютера до полуночи: гости телемоста из таких разных Культур и на таких сильно удаленных друг от друга частях света, что находятся также в совершенно разных часовых поясах....

Однако она вспомнила, что единственная"кровавая жертва" у них связано только с принесением в жертву нескольких капель своей собственной крови. Они приносят в жертву только СЕБЯ и только исключительно ДОБРОВОЛЬНО, это честь. Точно также как является честью жертвоприношения себя на Солнечном Танце Лакотов.

Русские спросили Кантуту, празднуют ли Кечуа Рождество...

Кантута ответила, что традиционно они празднуют наступление зимы и зимнее Солнцестояние - 21 декабря, это и есть их Новый Год.

Ванбли добавил, что Новый Год для Лакотов начинается летом с Солнечного Танца.

Это каждый раз переходящая дата. Солнечный Танец начинается тогда, когда Солнце проходит через ковш Большой Медведицы. Большая Медведица символизирует Священную Трубку. А когда Солнце проходит через ее ковш, оно как бы зажигает Священную Трубку.

В цетре ковша Большой Медведицы есть одна едва заметная звездочка, ее и зажигает Солнце. Эта звездочка символизирует Женское Начало подателей Жизни.

Ванбли участвует в Солнечном Танце уже в течении около 30 лет... И он заметил некоторые изменения, связанные со смещением Земной Оси: празднование Солнечного Танца сильно сместилось по времени. 30 лет назад он праздновался 25 июня, теперь эта дата сместилась до самого июля...

****

Кантута рассказала, что с Солнцем и Луной у индейцев Кечуа связано много церемоний. Кечуа считают себя детьми Солнца. И отец-Солнце дает Жизнь им и всему живому. У них есть Дверь Солнца и Дверь Луны.  На языке Кечуа это называется: "Тиуанако Илапас" - Дверь Солнца. "Ити" - Солнце.

Еще она рассказала, что у них в Боливии была некая своеобразная "почта скороходов", эти гонцы принимали некое вещество, поддерживающее силы человека и могли бегать с сообщениями на огромные расстояния. Они назывались "часкис" (с ударением на А).

****

Похожесть и общность Культур есть у всех индейцев на обоих континетах: Северном и Южном. Ванбли заметил:
 
- Да, мы тоже обращаем свои ладони к Солнцу во время Солнечного Танца для исцеления... И стараемся идти Духовным Путем, по Красной Дороге - "Чанку Лута".
 
Другое сходство Культур - слово "Киа" (с ударением на И). В языке Кечуа это означает "Луна", а в языке Лакотов - "черепаха". Но в старом Лакотском есть некие указания на то, что слово Луна как-то связана с образом черепахи. Луна такая же круглая, итак же, как черепаха может прятаться в себя и появляться снова...

Кантута проводит церемонию "инипи" - Светладж - в полнолуние и новолуние. Светладж - церемония Культуры Лакотов, но индианка Кечуа с удовольствием проводит ее. Светладж - это церемония очищения души и тела.

- Мое тело, говорит Кантута, - это мой храм, я стараюсь блюсти его в чистоте,  не есть отравленную еду белых, чаще бывать на природе, смотреть на звезды... в сити это невозможно..., но я нахожу время, чтобы выбраться из города и получать информацию от Творца через природу...

- Когда мы на природе, что-то едим, мы отдаем часть еды или питья в жертву Земле.
"Бача мама" - жертва матери Земле.
- Потому что мы не можем все время только брать у Земли, мы должны что-то отдавать взамен, - говорит Кантута.

(Бурят Солбон Дугарович заметил, что буряты имеют такую же традицию).

- Мы стараемся не быть коррумпированными телевидением и пропагандой, стараемся быть смиренными и больше молиться.  Конечно, в современном мире мы вынуждены работать, если ты хоть один день не работаешь , - ты не можешь есть. Я  горжусь дядей Ванбли ("дядя" - это форма особого уважения к Старейшине), который жертвует собой ради людей, - сказала Кантута.

Для индейцев и вообще коренных наций много значат родственники. Ванбли всегда начинает свое радио-шоу словами: "Митакуя пи" - это форма уважения и признание родственников.

Бурят, присутствующий на телемосте (Солбон Дугарович)так же заметил, что то же самое отражено и в языке Бурятов. Например, обращение "Хе" - старший брат или дядя. Очень часто буряты называют словом "хе" тех, кого уважают как старшего.

****

Индейцы упомянули также о проблеме алкоголя, который принесли им белые. Индейцы не знали ни пьянства, ни наркотиков до приходя белых.

Индейцы назвали алкоголь "огненной водой", которая убивает твой Дух.

Продолжение телемоста последует... У нас еще осталось много вопросов к индейцам. Теперь такие встречи станут регулярнее: два раза в месяц в фиксированное время. И помните:

САМЫЕ ЛУЧШИЕ "ЭКСПЕРТЫ ПО ИНДЕЙЦАМ" - ЭТО ТОЛЬКО САМИ ИНДЕЙЦЫ!

Продолжение следует...