3. Имперская лошадь

Дина Максимова
Георг Куглер

Липицианы
Путеводитель для посетителей Испанской Школы верховой езды
и Музея Липицианов

Пичлер Верлаг


                Имперская лошадь

Наряду с «Испанскими Карстами» придворного конного завода в Липице/Липизе Андалузо-неаполитанские лошади встречались и в других заводах. Крепких упряжных лошадей того же происхождения, так называемых Кароссиеров, выращивали для праздничных барочных экипажей на придворном конном заводе в Кладрубе. Кроме того с Карстами скрещивали верховых лошадей для охоты, которых в первое время поставляли только ко двору великого герцога Габсбурга, правителя Внутренней Австрии в Гразе. Когда Великий герцог Внутренней Австрии – Фердинанд по праву старшего в роду стал Императором (правил как Фердинанд II с 1619 по 1637), он переехал в Вену и переместил королевские владения в Гразе. Таким образом, придворный конный завод Карст стал «Императорским» и с этого времени, несмотря на значительные расстояния, знаменитые лошади поставлялись к Венскому двору. В школе верховой езды их обучали великолепные испанские и итальянские мастера. Конюшня, школа верховой езды и конный завод были предметом гордости каждого княжеского дома эпохи Барокко. Императоры Леопольд I (1658 – 1705), Йозеф I (1705 – 1711) и Карл VI (1711 – 1740), как позже и его дочь Мария Терезия (Королева Венгрии, Великая Герцогиня Австрийская 1740 – 1780) все любили лошадей и были лично заинтересованы в делах конюшен, школ верховой езды и племенных заводов.
Новое здание придворных конюшен стало возводится 1719 по заказу Карла VI придворных архитектором Фишером фон Эрлахом. Оно вмещало под одной крышей 600 лошадей, каретный дом, помещения для седел сбруи и амуниции и роскошные комнаты шталмейстера. Имперские конные заводы, включавшие с 1717 года территории на западе Венгрии с дворцом Шлосс Хальбтурн, ни до ни после этого периода не достигали таких размеров. Карл VI заказал придворному художнику Йохану Георгу фон Гамильтону, специализировавшемуся на изображении лошадей, изобразить пейзажи в окрестностях конных заводов и портреты его любимых лошадей. Мария Терезия собрала более 25 из этих полотен в специально отведенном зале, так называемом Конном зале Замка Шенбрунн. Еще пять изображений лошадей кисти Гамильтона выставляются в Музее Липицианов.
На этих полотнах (см стр 6, 10) великолепно отражены знаменитые масти Испанских лошадей, получившие образные наименования пестрый фарфор (Dappled Porcelains), тигровый черпак (Tiger Caparisons), Lizards, изабелловая (Isabelline), белый лед (Ice Whites), серый в яблоках (Apple Whites), серо-белый (Grey Whites), серая форель (Trout White). Особое восхищение вызывали лошади масти, получившей название венский горностай (Vienna Ermine) кожей светло-серого оттенка, волосяным покровом с золотым отливом и белыми гривой и хвостом.
Подобно серым лошадям других пород Липицианы рождаются темногнедыми или почти вороными. Во время каждой линьки волосяной покров светлеет и между шестью и десятью годами приобретает абсолютно белый цвет.
В начале XIX следуя английской моде на чисто белых лошадей, были предприняты попытку усиления генетического доминирования этого признака путем прилития Арабской крови. Использование в разведении арабского жеребца Сиглави даже положило начало отдельной линии. Сегодня Липицианы по преимущественно серой масти, однако по традиции в представлениях Школы верховой езды всегда принимает участие один темно-гнедой жеребец.
До отъема жеребята проводят с кобылами полгода. Поле отъема им ставят четыре клейма конного завода: клеймо конного завода «P» с изображением короны Австрийской Империи, на крупе с левой стороны крупа, «L» - обозначающее чистопородный Липициан – на левой щеке, наследственное клеймо на холке слева, указывающее линию жеребца производителя и маточное гнездо кобылы; за холкой с правой стороны регистрационный номер жеребенка. Жеребятам дают двойное имя: по имени жеребца-приизводителя и племенной матки. Кобылам дают только одно имя: имя матери. После того, как жеребята проведут по крайней мере три лета на пастбище, их подвергают тщательному осмотру. Согласно традиции в школу верховой езды отбирают только лошадей в превосходном физическом состоянии. С XVIII века Липицианы славятся как одни из лучших школьных лошадей в мире: умные, легко обучаемые с природным талантом к исполнению классических аллюров Высшей школы верховой езды и фигур в воздухе и на земле.
Липицианов оценили за «личные» качества и редкий талант. Их не просто рисовали, но изображали их портреты. О пегом Керберо, чей портрет кисти Гамильтона размещен в музее лИпицианов, говорят, что он был «воистину прекрасным прыгуном».
Хотя процессом обучения в Венской школе верховой езды напрямую руководили Испанские и Итальянские тренеры, он был основан на работах Французских мастеров, доведенный до совершенства Ла Гуриньером (1688 – 1751), который основывался на трудах Антони Плювинеля. Только в период правления Императоров эпохи Барокко Иозефа I и Карла VI обрерберейторы Венской школы Йохан Кристоф фон Регентал и Адам фон Вейрозер собственными усилиями удостоились европейского признания.
Однако, ведущую роль Императорская школа верховой езды стала заниматьпри Максе фон Вейротере, работавшем в Вене с 1815 до 1835 годов, с 1825 в должности оберберейтора. Строго следуя принципам Ле Гуриньера, Вейротер усовершенствовал его теории на основе собственного опыта.
Подход Вейротера характеризуется девизом, способным успокоить посетителей Музея Липицианов, содрогающихся при виде железа и цепочек, использовавшихся в прошлом веке: «Чем больше железа у лошади во рту, тем менее компетентен всадник». Методы обучения Вейротера получили распространение в Европе благодаря его ученикам. В Испанской школе верховой езды их ценят и следуют им и сегодня.
Поскольку XIX век стал периодом развития науки и медицины, разведения лошадей и все, касающиеся его вопросы, подверглись систематическому научному изучению. Иппология стала наукой, и даже императорские конные заводы должны стали с нею считаться. Исследования художника анималиста Франца О’Штукенберга, представленные в Музее Липицианов, являются свидетельством инвентаризации проведенной в Липице в соответствии с требованиями иппологии, как заявлено Канцелярий Оребшталмейстера в 1897 году.
Вместе с тем, эксклюзивная школа верховой езды и императорский конный завод не были известны широкой публике за пределами Вены. Всем без исключения липицыаны были скорее известны как упряжные каретные лошади, называемые «белыми имперскими лошадьми». Приблизительно 200 липицианов содержалось в придворных конюшнях для легких элегантных экипажей, использовавшихся для ежедневных увеселительных прогулок во времена императора Франца Иосифа.