Абсолютная истина

Сергей Михальчук 1
Абсолютная истина – пон. христианской философской гносеологии, проясняющее, особенности феноменов абсолютной непознаваемости кат. «сущность», «ипостась» и «лицо», и принципиальной познаваемости кат. «природа».
История эволюции пон. об абсолютной истине в философии – это дискуссия между классическим метафизическим или статическим материализмом, который считал каждую истину вечной и неизменной, т. е. абсолютной, и концепциями релятивизма идеалистической философии, утверждающими, что всякая истина релятивна, т. е. относительна, и что объективное знание невозможно.
Пон. А. и. в её диалектическом взаимодействии с  пон. об истине относительной, были предложены диалектическим или динамическим материализмом, для характеристики процесса развития познания такой кат. как «природа». Эти пон. описывают взаимоотношения между «познанным» и «непознанным», которые складываются внутри двух аспектов «познания». Первый из них – это соотношение уже «познанного» и ещё «непознанного» на бесконечном пути познания человеком окружающей его физической реальности, в том числе и себя, как биологической реальности. Второй – это эволюция «познанного» и его разделение на временные истинны и абсолютные истины. Т.е. изменяемые и относительные «знания», и «знания» неизменные или абсолютные «знания». Другими словами, А. и. понимается здесь как:
- во-первых, полное и исчерпывающее «знание» о какой-либо действительности – «вещи»: предмете, явлении или существе нашей физической реальности; и
- во-вторых, как «знание», которое не может быть опровергнуто в будущем.
Диалектический (динамический) материализм признаёт относительность и историчность научной гносеологии природы, но утверждает частичное присутствие в ней объективного «знания», накопление которого приближает субъект «познания» к А. и. В тоже время он отрицает присутствие какой-либо «объективности» в любой другой гносеологии, и, в первую очередь, в религиозной гносеологии.
Христианская философская гносеология утверждает совершенно иные взаимоотношения между А. и. и относительностью «познания», чем те, которые декларируются в диалектическом (динамическом)материализме, и в философии вообще, в том числе и в нехристианской религиозно-философской гносеологии. А. и. в ХФГ является:
1) Всякое духовно-нравственное «знание» о Боге, о человеке и об окружающем человека мире, полученное человеком в откровении и подтверждённое им в практике богообщения. Причём истинность этого «знания» не зависит от того, является оно принципиально познаваемым или непознаваемым усилиями самого тварного субъекта «познания», ибо получено им как «дар» в его молитвенном и аскетическом «общении любви» с другими субъектами «познания».
2) Всякое абсолютное «знание», полученное и проверенное человеком, касается только «природного аспекта бытия», и не может быть отнесено к «личному аспекту бытия» ипостасей: - и «личностей» и «лиц», как тварных, так и нетварных, существующих в «реальном бытии». Это препятствие абсолютной непознаваемости может быть преодолено только рационально -  интеллектуально-логическим путём. А лишь при главенстве  иррационального «познания» - духовно-нравственных усилий субъекта «познания». При теозисе (обоженьи) - полном и окончательном уподоблении «природы» и «личности» человека, как субъекта «познания», его «лицу». Т.е. тому «Первообразу», по которому он был сотворён (Смотри ст. «Абсолютная непознаваемость).

Литература: [Ф56] – с. 3.