2. Липицианы

Дина Максимова
Происхождение и разведение

Начина с 1580 года, при правлении Великого Герцога Внутренней Австрии Карла, младшего брата Императора Максимилиана II, лошадей породы Липициан стали разводить на Императорской племенной ферме в Карсте около Триеста. Карл решил разводить лошадей для Испанской кавалерии и охоты и приобрел у архиепископа Триестского небольшую ферму Липица, расположенную над Адрией. Каждый год в Испании закупали Андалузских лошадей и скрещивали с Неаполитанскими лошадьми из области Полезине в Италии, которых высоко ценил Герцог Мантуи.
В течение долгого времени этих лошадей называли «Испанские карсты» или просто «Карстовые» лошади. Только во второй половине 18 века порода была названа Липициан, используя Итальянское название конного завода.
Великий Герцог Карл следовал примеру Итальянских правителей эпохи Возрождения, которым была нужна легкая, но сильная лошадь для роскошной жизни в только что построенных резиденциях и загородных виллах. Такой была Испано-Неаполитанская помесь. Чистокровные арабские лошади были красивыми верховыми лошадьми, но не подходили для работы в упряжи и нужд кавалерии. По Европе распространялось новое искусство верховой езды и коннозаводства, наиболее ценным достижением этого течения можно считать породу Липициан. Но и другие представители династии Габсбургов, владевшие племенными фермами, ставили перед собою похожие задачи. Королева Венгрии Мария, сестра Карла V, также приобрела Испано-Неаполитанских жеребцов для своего завода, расположенного в Венгрии (на территория современной Австрии (Бу;ргенла;нд). Она завещала их своему племяннику, Императору Максимилиану II, который, будучи зятем Карла V, и подчиняясь нормам Испано-Бургундской культуры того времени основал конюшню для своих верховых лошадей в Сталлбурге, Вена в 1572 году. Как король Богемии он приобрел конный завод в Кладрубе на реке Эльбе, где выращивали «Испанских» лошадей тех же линий, под названием «Карсты». Их использовали не только для охоты и турниров, но и как упряжных лошадей, идеально подходящих для перевозки новых Вернерских экипажей, вошедших в моду в то время.
В течение продолжительного времени Габсбурги были политически и культурно связаны с соседним королевством – Венгрией. Сформирование альянса со странами бассейна Дуная и их южными и северными соседями долгое время являлось целью политики Габсбургов. Это слияние стало возможным благодаря Фердинанду I Австрийскому, который с 1526 года правил как король Богемии и Венгрии. Венский двор продемонстрировал Центральной Европе новый экипаж, ставший популярным в качестве императорской кареты. Предполагается, что карета была построена в западновенгерском городе Коуч, отсюда и название кареты на всех европейских языках. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что современный мир обязан Австрийскому Императорскому Дому появлением двух наиболее роскошных феноменов: верховой лошади и кареты, с элегантной упряжкой.
«Испанская» лошадь занимает особое место в истории коннозаводства не только благодаря возможности проследить ее вековую непрерывную историю. Потенциал, накопленный этой породой позволяет рассматривать лошадь как образец Барочного искусства, яркий и мощный, пылкий и неутомимый. Липицианов никак нельзя причислить к современным спортивным лошадям. Как ранее упоминалось, предки современных Липицианов происходили не только из Андалузии, Неаполя и Полесинии в северной Италии; из придворных конюшен с Испанскими лошадьми из Германии (Липпе), Дании (Фредериксборг), а также напрямую c Аравийского полуострова. Скрещивание лошадей конного заводов Липица и Кладрубы позволило соединить близкие по происхождению линии. Основателями линий лошадей породы Липициан стали следующие Испано-Неаполитанские жеребцы: Плуто, Конверсано, Фавори, Неаполитано и Маэстосо.
В 1826 было принято решение использовать жеребца восточного происхождения Сиглави в качестве шестого производителя. Фельдмаршал Принц Чарльз Филипп Шварзенбергский привез Синлави из Франции после победы над Наполеоном и предоставил его обер-шталмейстеру (Главе Конюшенного Ведомства). Таким образом, на сегодня существует шесть линий, ведущих происхождение от следующих жеребцов:
Плуто: серый жеребец из Датского королевского конного завода в Фредриксборге, чистого Испанского происхождения, рожден в 1765 году.
Конверсано: караковый/вороной, Неаполитанский, рожден в 1767 году.
Фавори: саврасый (мышастый), Испанский Карст из Императорского конного завода в Кладруб, рожден в 1779 году.
Неаполитано: гнедой Неаполитанский жеребец из Полесины, рожден в 1790 году.
Синлави: серый чистопородный Арабский жеребец, рожден в 1810 году в Сирии, принадлежал Принцу Шварзениургскому. Куплен в 1826 году для Императорского конного завода в Липице.
Маэстосо: серый, отец – чистопородный Неаполитанский жеребец, мать – чистопородная испанская матка, рожденная в Императорском военном конном заводе в Мезохегис (Венгрия) в 1819 году, от жеребца с таким же именем, рожденного в 1773 в Кладруб.
Кобылы породы Липициан также происходят от жеребцов этих линий (судя по клейму) или отдельных маточных семейств, каждое из которых восходит к племенной матке. В заводе Пибер на сегодня насчитывается 18 маточных семейств:
Сардиния и Спадиглия (Карсты), Сторнелля и Фамоса (из Копкани, Словакия), Африка, Алмерина, Энгландерия, Прессиана и Европа (из Кладруб), Дефлората (из Дании) и семейства Арабских кобыл Гидранеб Джебрин, Меркуриро, Кроатианские семейства Эленб Мисс Вуд, Хамад Флора (из Вулковар), Теодороста (из Буковины), Рава (из Кладруб).