Ананас

Владимир Кабашев
   Отец мой работал заведующим мастерской по ремонту обуви. Наша семья жила на небольшую зарплату отца, мизерную пенсию отца по инвалидности, вполне приличный доход от отцовской "халтуры" и в последствие небольшой зарплаты мамы. Мама ещё крепко трудилась - обшивала семью и, даже, брала заказы.
   Однажды, к отцу на работу пришла его постоянная заказчица - медсестра детской больницы. и как бы, между делом рассказала отцу о сложном положении со здоровьем одного моего одногодки. У мальчишки был хронический холецистит, то есть, завелась в желудке бактерия, пожирающая пацана изнутри. Чтобы  выявить и нейтрализовать лекарством эту бактерию. надо было взять желудочный сок, то есть сделать зондирование. Пацан десяти лет должен проглотить резиновый шланг и лежать на боку. пока желудочный сок не наберётся в пробирках. Со взрослыми пациентами эта операция удавалась элементарно. а с этим пацаном - никак. Не мог Витька Конопелькин проглотить эту страшную "кишку". Молодая врач не могла в него запихать это оружие против болезни.
  -  Павел, ты умный мужик, подскажи. как это сделать?
   Мой отец действительно, во многом был умным, мудрым мужиком, ответил:
  -  А вот мой Вовка проглотил бы, ... я сказал бы,   и он проглотил бы.
   И у них созрел план.
   Мать моя, добрая, ласковая, когда я был совсем маленький, уже подумывала: " А как же мой Вовочка пойдёт в армию, а как бы его уберечь от этой напасти?" Отец знал про эту слабость и предложил: Нина, а не положить ли Вовку в больницу на обследование? (Я как раз болел обыкновенной простудой.) Там глядишь по знакомству, врачи прилепят какой-нибудь диагноз, глядишь он и поможет Вовке от армии уберечься." Так то он сказал, а воспитывал совсем по-другому: "Что за мужик, если - в армии не был?"
   Перед больницей отец поговорил так: "Вовка, вот. если бы тебе. для того. чтобы выжить. если бы ты сильно болел, врачи предложили бы проглотить резиновый шланг, а потом выпить гадость-лекарство.( и он рассказал о Витьке). ты бы проглотил и выпил бы? Понимаешь? Взрослые,... а ты хотел бы стать взрослым? - глотают запросто и пьют,   какую гадость только не пьют?  Ты бы выпил?"
   Я по-мальчишески ответил:"Да, конечно,  я бы проглотил и выпил."
   Меня положили в больницу (апрель 1965года), когда летали в космос наши лихие космонавты: Беляев и Леонов, и Леонов вышел в открытый космос.
   Меня привели в палату, показали в углу койку и сказали: " Ложись, тебе надо лежать." И я пролежал, не помню сколько времени... и даже. в туалет умудрялся ходить ночью в горшок под койкой. Я никогда не ходил в садик . никогда не удалялся из домашней обстановки и это для меня  было ужасно и дико. Рядом положили ученика пятого класса. С ним мы лёжа играли в шахматы и я постоянно у него выигрывал, а потом выигрывал и у всей палаты. Не прошли даром соревнования. которые проходили в коммунальной квартире на Республиканской.
   Однажды пришла врач с резиновой "кишкой" в руках: " Будем тебе делать зондирование", - неуверенно сказала она. Она сама боялась, что опять очередной ребёнок будет давиться этой кишкой и она просто его задушит.
 - Давай попробуем сначала вот этот. тонкий... Скажи :  "А-а-а. и замри".
  Я сказал: " А-а-а " и замер - шланг скользнул и пошёл внутрь. Она тут же его вытащила.
 - Давай попробуем ещё, странно, но с тобой у меня получилось.
   Мы попробовали ещё - снова получилось нормально.
 - А теперь задание сложнее. По этому, тонкому, сок не пойдёт. Давай глотать взрослый. Ты не смотри и не бойся. Скажи: " А-а-а " и замри.
   У нас всё получилось нормально.
 - Как бы я хотела. что бы всегда так у меня получалось - с надеждой в голосе сказала она.
   Потом мне принесли лекарство и сказали: " Выпей и полежи. только надо выпить всё и чтобы не вырвало".
   Этот номер у меня прошёл. как говорится, на ура. Выпил и лёг, и лежал, пока не сказали: всё, мол, можешь расслабиться.
   Через некоторое время в палате объявился новый мальчик, его звали Витька.  а фамилия ещё смешней. чем он сам: Конопелькин.
   Ему показали на меня и сказали: "Вот- Он! - запросто глотает кишку и пьёт любое лекарство запросто."
   Расчёт отца был таков: в детстве мы все обезьяны, смотрим друг на друга и не только на взрослых. и обезьянничаем совершенно как обезьяны в зоопарке.
   При Витьке я запросто проглотил несколько раз кишку, пока он сознательно не согласился попробовать сам сделать это же. Молоденькая врач. когда Витька наконец-то проглотил кишку.   и у него взяли пробу желудочного сока... с радостью подскочила к моей кровати и воскликнула: "Ты - молодец. у меня и с ним получилось. Интересно, как воспитывает тебя отец?"
   Через несколько дней в палату пришла врач, подозвала меня и Конопелькина, и сказала: (и тут чувствуется идея отца) - "Ну. друзья. теперь я вас буду учить правильно пить водку." Взяла бутылку, налила в один стакан, протянула его мне, налила второй стакан. дала Витьке: "Давайте выпейте за дружбу. это лекарство. но надо выпить его как твой папа иногда пьёт водку" .- обратилась она ко мне.
   Я залпом выпил. крякнул, как делал дед Алексей и сказал, как папа: "Хорошо пошла..."
   Витька повторил за мной и этот финт. Мы разошлись по кроватям.
   ... Витька пошёл на поправку.
   Однажды в палату пришла женщина. Она подошла ко мне: "Вот ты какой герой? Я - мама Вити Конопелькина. Дай я тебя расцелую." И она проделала это так же. как когда-то. до той поры. пока это позволялось мною. проделывала со мной эту процедуру моя мама.
   - Что ты хочешь, чтобы я для тебя сделала?
   Я молчал.
  - Мне сказали, что ты любишь ананасы... вот тебе ананас... Это от мамы...
   Я их просто никогда не ел и отец решил видно - по его замыслу - накормить меня ананасом. Он меня спрашивал: что папа и мама не покупают, а тебе, мол, хочется – это я отчётливо помню.
   Мне разрезали ананас и я с удовольствием съел половину. В уголках рта, где смыкаются верхняя и нижняя губы, стало драть кожу. А  сердцевина у ананаса мне понравилась пожалуй ещё больше: твёрдая. хрустящая на зубах.
  Теперь. когда я стал взрослым... и когда мне доводится вкусить из баночки кусок. другой ананасика. я всегда вспоминаю тот мой первый ананас в 1965 году. Где она интересно его тогда достала?
...Нас выписали.
   Через некоторое время пришло письмо от друга Конопелькина с его фотокарточкой. Он писал. что ему всё рассказала его мама. А я его не мог понять... Почему он так, как-то странно, пишет? Головной мозг тогда ещё не осознал содеяного.  "Кроссворд" ещё не был разгадан.
   Меня радостно встретили в школе, приветливо встречали у отца на работе.
   А когда главный врач оформляла какой-то больничный лист при выписке, сказала:" Ну , вот, положили тебя с острым нефритом. а я ещё теперь добавлю и хронический холецистит. Это для твоей мамы, твоё  алиби. как бы только нас за это не поругали... А ты хочешь в армии служить?"
   Я ответил: "Что за мужик, который не служил в армии? Это - Школа".
   Потом мне этот диагноз мешал поступать в лётное училище гражданской авиации, вечные проблемы с занятиями физкультурой и спортом: как же "больные почки".
   А в военкомате поняли правильно. Измерили рост, обвели 181 см. красным карандашиком и написали: КРОМЕ БРОНЕТАНКОВЫХ.
   Я удивлённо спросил: "Что и в десант?"
   - С таким здоровьем и в десант.
   Но чья-то невидимая рука поставила в документах между словами: "Годен к строевой" две буковки карандашиком НЕ. и... получилось: " Годен к нестроевой" и чьей-то волей и волей судьбы я - попал в 135-й Военно-строительный отряд, который выполнял задачу по обеспечению грандиозного строительства Череповецкого прокатного стана 2000 - ударной стройки какой-то там пятилетки.
   Я честно отдал Родине 2 года, привёз массу впечатлений и до сих пор рад, что судьба распорядилась так... как она распорядилась.

                25.10.2005г.