Игра

Эдуард Ластовецкий
Передо мною противник. Мы сидим за простым деревянным столом, друг напротив друга. На шершавой, скоблёной поверхности, наскоро покрытой лаком невзрачная шахматная доска. Фигуры облупились, головы пешек ободраны и у одного из чёрных коней не хватает уха. Крестов над королями нет – они безжалостно обломаны временем. Мой противник молод и статен, низкие надбровные дуги, грубые черты лица, внимательный настороженный звериный взгляд, он похож на неандартальца, сошедшего с рисунков в учебнике биологии. Над столом веранды простыня паутины и её владелец неусыпно следит за малейшей дрожью любой нити в своей работе. Часть клетей заплетена наглухо вверх и вправо, хозяйка говорит, что это к северо-западному ветру. Она похожа на амазонку и капитана пиратского корабля одновременно, практически все нерожавшие женщины здесь такие или почти такие.
Мы расставляем фигуры, и мой соперник по партии немного морщит лоб, не желая ошибиться в порядке изначалия. Он опасен, этот парень, хотя возможно он этого и не знает. Хороший словарный запас родного языка, наверняка – знание диалекта предков, он прилежен, а в этих краях ещё говорят на языке времён, когда в островных деревнях на перекрёстках, у воды и перед джунглями стояли идолы, высеченные из брёвен.
Начало партии, белая пешка нарушает немоту равновесия своим ходом через клетку. Мой противник становится серьёзен и во мне вдруг просыпается неуютное чувство ответственности. До дрожи в душе я ощущаю – надо собраться, суметь выиграть, он конечно не гроссмейстер, но проблема в том, что он играет честно – своим умом, я не могу это игнорировать и загонять его в рамки классики прошлого. Южный крест висит над самой верандой, ветерок лениво треплет пальмовые листы на крыше и я предчувствую финал партии – мне достанется. Против честной игры выставлять обман, хитрость и ложь бессмысленно, такая победа мне не нужна.
Беру слона. Он увлёкся атакой и прозевал защиту диагональной фигуры. Азарт, проклятый азарт просыпается во мне, разумеется мы не играем на деньги или что-то материальное и как только эта простая мысль появляется над моими пешками – я делаю рокировку, бережёного и Бог бережёт. Он рубит коня и удовлетворённо сняв его с доски, смотрит на меня своими тёмными, почти чёрными глазами с чувством превосходства. Превосходства дикой, непознанной природы над наивным человеком, полагающим себя над природой стоящим.
Что ж, тогда пешка, выбора у меня не остаётся, кроме как начать взламывать его защиту, ценою своих фигур. С каждым взятым профилем мой противник поглядывает на меня, без превосходства или равнодушия, такое впечатление, что он – исследователь, которому в руки попал любопытный и пока ещё непонятный экземпляр. Партия, несмотря на мои усилия идёт к концу и я правильно предчувствовал – моих фигур остаётся на доске всё меньше, хотя и мои победы кривовато выстроились на неровной поверхности стола, рядом с доской.
Финал партии. Ход – за моим противником, перед ним выбор – мат или пат. Я сжимаюсь внутренне и тут ко мне за спину неслышным быстрым шагом подходит она. С любопытством и интересом смотрит на доску, она не умеет играть, но такое впечатление, что эту игру придумала именно она. Противник колеблется, он тоже смотрит на доску, но я смутно чувствую – в нём происходит какая-то борьба, рука неподвижно замерла на ферзе, правило «взялся – ходи» он знает.
Он ставит пат.
Смотрит на меня с улыбкой, словно человек, решивший непростую задачу в своей жизни. Меня отпускает, сразу же, я вновь чувствую под собой расшатанный стул, её дыхание за спиной и запах солёного моря. Мы пожимаем друг другу руки и мне приходит в голову идея приехать сюда когда-нибудь ещё раз и привезти ему в подарок красивый шахматный набор, почему-то мне кажется, что этот парень достоин подлинного уважения.
- Тебе повезло – тихо шепчет мне она на веранде нашего бунгало.
- Почему?
- Сыграть там можно всего лишь один раз в жизни – она загадочно улыбается и я чувствую себя круглым идиотом перед тайной по имени Женщина.
- Где это – там?
- Тихо, не шуми – отвечает она – Смотри, рой светлячков.
У самой кромки узкого пляжа куст, в нём роится целая стая светляков, это растение и фосфорецирующие насекомые – симбионты, наверное как Он и Она.
- Пойдём купаться – тихо говорит она, - Я хочу половить звёзды в воде, пока они спят.
Мы идём к воде и незримая линия экватора ласково накрывает нас одеялом Млечного пути.