Ян Ливенс и Рембрандт. Самсон и Далила

Алина Алексеева-Маркезин
Ян Ливенс.Самсон и далила, ок. 1630-1635
Рембрандт Самсон И Далила.1628. Государственный музей, Берлин.

           ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКОГО СЮЖЕТА

  На картине запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на руках у Далилы. Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей (гл. 13-16). Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. Самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян.

           Будучи посвящёным Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле , обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы.

 «И усыпила его Далила на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его.» (Суд. 16:19) Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу."

ДРУЖБА И СОПЕРНИЧЕСТВО РЕМБРАНДТА И ЛИВЕНСА.

        Константейн Хёйгенс - нидерландский поэт, учёный и композитор времен голландского «золотого века»   знал Рембрандта и Ливенса.Они тогда делили одну художественную мастерскую. Хейгенс писал, что Ливенс был более изобретательным, но менее выразительным, чем Рембрандт, отмечая при этом, что Ливенс умеет чудесным образом передавать выражение человеческого лица. Он же посоветовал художнику не увлекаться многофигурными композициями, а сконцентрироваться на портретах (которые, замечу, оставались источником дохода всю его жизнь).
 

         Рембрандт родился на год раньше Ливенса, на 5 лет раньше умер, их можно отнести к художникам одного поколения. Ливенс начал учиться живописи раньше Рембрандта (у того же учителя - Ластмана). Более того в 1626 году они делили мастерскую и дружили. Вроде бы в начале их дружбы Ливенс был более опытным и вел за собой Рембрандта, но вскоре роли сменились (мне вспоминаются Рейн и Бродский). Одни и те же модели, некоторое сходство в технике привело к тому, что в начале 1630-ых годов отмечались ошибки в авторстве работ!

        Хейгенс был покровителем обоих художников всю жизнь, он даже заказывал им картины на одну тему, сознательно вызывая художников на творческое состязание. Так почти одновременно у обоих художников появились картины «Распятие», «Воскрешение Лазаря» и «Самсон и Далила».      

           Все творчество Ливенса отмечено сильным влиянием Рембрандта, с которым он был долгое время связан; заимствуя у него драматическое освещение и светотень, он создал произведения, столь близкие картинам Рембрандта, что долгое время они считались работами великого мастера. Среди «рембрандтовских» произведений Ливенса можно назвать «Воскрешение Лазаря» (1631, Брайтон, Художественная гал.), «Иов» (1631, Оттава, Нац. гал.), «Омовение ног» (Чикаго, Художественный институт), «Читающая старуха» (Филадельфия, Музей искусства) и «Четыре Евангелиста» (Бамберг, Гос. гал.)

     Нужно отметить, что сам Рембрандт очень высоко ценил талант Ливенса, его картину , где одного из героев Ливенс списал с друга, Рембрандт повесил у себя дома над камином.