Гл. 6. Фэнтезийная модель мира

Юрий Чайкин
Понятие «модель мира» всё больше входит в современный понятийный аппарат.
 
В науке понятие «модель мира» относительно новое понятия, хотя и получившее широкое распространение. В физике Р.А.Кирпичников описывает модель мира «как целостную физическую концепцию мира». В.Е.Жвирблис рассматривает «модели вложенных миров». А.М.Кумин различает идеалистическую и материалистическую модель мира. В психологии это понятие исследует В.Цивьян, анализирующий лингвистические модели мира как план судьбы человека от рождения до смерти. Р.М.Грановская пишет о модели мира как о виртуальном образе окружающей среды. Лингвист В.А.Пищальников различает картину мира и языковую картину мира, понимая под картинами мира модели действительности. В.Цагараев раскрывает «древнюю модель мира», анализируя мифологические источники.

В.В.Миронов, отождествляя понятия «модель мира» и картина «мира» выделяет «мифопоэтическую», «вещественно-субстратную», «субстанциональную», «функциональную» модели мира, которые исследователь называет локальными.  В основе выделения моделей мира лежат различные критерии. С одной стороны, это «фактически сконструированная реальность» мифопоэтической модели мира. С другой стороны, «единство физико-химического субстрата и свойств вещественно-субстратной модели. Вид субстанции (материальная и идеальная) определяет содержание субстанциональной модели  мира; вид связи ( «некая мыслительная конструкция» или «реально-осуществимая») характеризует функциональную модель мира.

Т.М.Чуринов различает универсалистскую и космическую модели мира. При универсалистской модели мира мир предстает перед нами «как некий универсум, т.е. нечто машинообразное, позволяющее переориентировать  мир на пользу человеку», что «позволяет наделять работу мировой машины» на удовлетворение индивидуумом, социальным объектом «своих эгоистических потребностей», а космическая модель мира  «рассматривает мир как космос, как некую совокупность совершенств, благодаря которой человек предстает как его (мира) желанное дитя. При этом человеку позволена игра со своей матерью природой, приемлемые пределы баловства. И задача познания состоит  в том, чтобы разобраться в правилах этой игры и понять допустимые  пределы, так сказать, широту размаха практики преобразований».   

Если не брать во внимание сумму знаний определённой науки, то модель мира определяется как сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире, взятых в их системном и операционном аспектах. Само понятие модель мира не относится к числу понятий эмпирического уровня, так как носители данной традиции могут не осознавать модель мира во всей полноте. Чтобы создать модель мира необходим высокий уровень абстрагирования.

Системный и операционный характер модели мира дают возможность на синхронном уровне решить проблему тождества: показать различные варианты и инварианты отношений. На диахроническом уровне системный и операционный характер модели мира позволяет установить их зависимость между элементами системы и их потенциями исторического развития (связь логического и исторического).
Само понятие «мир», модель которого описывается, целесообразно понимать, как человека и среду в их взаимодействии. В этом смысле мир есть результат переработки информации о среде и самом человеке, причем «человеческие» структуры и схемы часто экстраполируются на среду, которая описывается на языке антропометрических понятий.

Наиболее общее значение модели мира заключается в субъективном понимании реального мира. Отдельный человек не может понять и познать объективный мир во всей его полноте. Модель мира состоит из взглядов и убеждений, субъективный взгляд на мир у человека определяющий.

В первобытном обществе для которого характерно мифологическое мышление, большую роль играли коллективные представления.

Коллективные представления, лежащие в основе мифологической модели мира, можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые принимаются во время инициации, где главным условием является эмоциональное отношение к происходящему. Для непосредственного участника это не просто образы и идеи. Их наполняют страх, надежда, религиозный ужас, желание слиться с общим началом. «Прибавьте к сказанному церемонии, в которых эти представления периодически, так сказать, драматизируются, присоедините хорошо известный эффект эмоционального заражения, происходящего при виде движений, выражающих представления, то крайнее нервное возбуждение, которое вызывается переутомлением, пляской, явлениями экстаза и одержимости, все то, что обостряет, усиливает эмоциональный характер коллективных представлений; когда в перерывах между церемониями объект одного из представлений выплывает в сознании первобытного человека, то объект никогда, даже если человек в данный момент один и совершенно спокоен, не представится ему в форме бесцветного и безразличного образа» (Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 136). В таком случае эмоциональное напряжение будет возникать всегда, когда будут возникать эти образы или приходить на ум идеи.

Вторая группа коллективных представлений передается из поколения в поколение через мифы и  сказки. И тем не мене они не являются чисто интеллектуальными фактами, так как носят императивный, повелительный характер.

Мифологическая модель мира управляет деятельностью первобытного общества. Считаясь с реальными обстоятельствами, первобытный человек надеется, что таинственные силы, к которым он обращается посредством ритуала, или мощь, заключенная в обереге, поможет ему преодолеть препятствие, одолеть врага, сберечь собственную жизнь. Все эти действия вытекают из тех представлений мифологической модели мира, которые существует у первобытного человека.
Для первобытного человека мифологическая модель результат не только интеллектуальной деятельности, но и других элементов эмоционального и волевого порядка.

В первобытном обществе личностные представления составляли основу картины мира. Картина мира состояла непосредственно из восприятий действительного мира, запечатленного в индивидуальном сознании. Эта картина мира проходила проверку коллективными представлениями, которые со временем трансформируются в мифологическую модель мира. Эта мифологическая модель мира является единственным критерием истинности в первобытном обществе.
Можно проследить возникновение и изменение модели мира на примере такого народа, как селькупы (самоеды). Эта картина мира описывается в определённое время: конец XIX века.

Селькупы среди аборигенов Сибири считались передовым народом. Они умели добывать и обрабатывать металл. Они строили укрепления. Их поселения, «кочи», обносились земляным валом со рвом и огораживались частоколом. Земляные сооружения связывала сеть подземных переходов.  Они были превосходными гончарами и ткачами, занимались производством доспехов, оружия, украшений, зеркал. Они даже занимались земледелием в суровой тайге.

Селькупы верили, что мир составлен из трех сфер – неба, земли и преисподней. Между этими тремя частями мира курсирует семивесельная лодка, на которой путешествует  шаманы. По ней, как по обычной дороге они могут подниматься на небо и спускаться в преисподнюю, а потом возвращаться на землю. Шаманы, по мнению селькупов, могут быть темными и светлыми. Темные шаманы общаются с духами тьмы, светлые – с духами света. Должность шамана у селькупов передавалась от отца к сыну, это была своего рода династия.

Такая определенная языческая модель мира была у селькупов. По ней они и строили свою жизнь.

Оказавшись под властью Москвы, селькупы были вскоре окрещены в православие. Таким образом, у них должны была измениться модель мира, соответственно христианскому учению. Но это не произошло, потому что действия были формальными, не затронувшим уклад жизни. Явились батюшки, наспех возвели церкви, согнали новообретенную паству и одним движением превратили язычников в христиан. Селькупы однако от свих традиций не отказались. Да и своим шаманам селькупы доверяли гораздо больше, чем священникам. По очень простой причине: шаманы были с ними всегда, а священники в племенной жизни не принимали никакого участия. 
 
Тем не менее, новая модель мира оказала влияние на старую. Христианская Троица отлично вписалась в систему верований селькупов. У них тоже имелась своя, языческая троица: верховный бог небо Ном, управительница земли Илынта Кота (Старуха Жизни) и хозяин преисподней Кызы. Правда, согласия в языческой троице не наблюдалось: бог неба враждовал с богом преисподней, а Старуха Жизни с ними обоими. От этой войны больше всего страдали люди. То хозяин преисподней насылал на них демонов, то небесный властелин обрушивался молниями. Шаманы, конечно, держали с ним связь и уговаривали разбушевавшихся властелинов не насылать на людей несчастья, но не всегда шаманские ритуалы помогали людям выжить. Зато селькупы очень любили младшего сына небесного бога, который преследует в небе Небесного Оленя. Попутно он расправляется с демонами и убивает жадных богатых соседей ненцев.

Селькупы верили, что всюду вокруг них присутствуют духи – духи деревьев, духи рек, духи гор. Поэтому на возвышении они строили свои святилища и приносили духам жертву – отрезы ткани или новую, неношеную одежду. Право подняться к святилищу имели только мужчины.

После смерти покойника не зарывали в землю и не сжигали, а подвешивали на дереве между небом и землей, пока его плоть не отпадет, а прах не развеется.

Такой подход к миру, который был характерен для селькупов, можно сравнить с современными племенами, для которых действительность определяется коллективными представлениями мифологического порядка.

Ментаваи – группа из 70 индонезийских островов. Также называют племена, живущие на этих островах. Добраться туда очень трудно. Общение с ними затрудненно, потому что племена живут в джунглях. Кроме того коренной народ пользуется дурной славой охотников за головами. Мужчины племени в качестве трофеев испокон веков собирали черепа своих врагов. Сейчас ментаваи уже не столь кровожадны, зато у них сохранилось много древних традиций и образ жизни, что представляет огромный интерес.  Ментаваи – уходящий мир, который скоро будет утрачен.
Ментаваи устраивают свои поселения вдали от моря и поближе к реке.  В каждой деревне – собственный язык.
 
В одной деревне может быть один или несколько домов. Ментаваи живут большими семьями, состоящими из представителей разных поколений. Каждая семья, состоящая из 30-40 человек, - это один дом, который разделен на маленькие комнатки символическими перегородками. Если молодой человек заводит семью, ему отделяют часть дома, в которой он будет жить. Если семья разрастается так, что места не хватает, то домочадцы уплотняются, или жилище достраивается.

За порядком в поселке следят старейшины. Они разрешают споры, наказывают виновных. Следующий по значимости – мужчина. Он главный добытчик пищи. Семья питается тем, что удается раздобыть в джунглях или поймать в реке. Питание  у ментаваи не очень богатое, поэтому они не отказываются ни от чего, что им может предложить природа. В пищу употребляется все съедобное: клубни таро, маниока, ямса, батат, авокадо, манго, дуриан, кокосы, бананы, сахарный тростник. Основа растительного питания – саговые пальмы. Ментаваи наловчились использовать в своих целях ядра ствола саговой пальмы, измельчая его и получая крахмал, из которого пекут питательные блины. Пальмовые листья используются для устройства стен и потолков или для строительства плотов.

Ментаваи держат домашних кур и свиней, которых кормят крупой, изготовленной из саго. Мясо – праздничный продукт. В том числе и мясо диких животных. Ментаваи выслеживают в джунглях обезьян и убивают их отравленными стрелами. Яд действует исключительно на животных и не действует на людей, поэтому мясо обезьян вполне пригодно. Однако такая добыча попадается не каждый день, поэтому в ход идут и коренья и живые черви.

Практически все представители племени курят яванский табак, им они могут охотно поделиться.

У ментаваи свои представления о мире. По их мнению, каждое растение и животное  наделено душой, а значит, убивать и уничтожать его нужно лишь в случае необходимости. Островитяне не видят большой разницы между живым человеком и мертвым, обезьяной и обезьяньей тушкой. Все пришли из потустороннего мира и однажды туда вернутся.

Сами ментаваи рассказывают о своем появлении на острове так: когда прибыли их предки, они разделились на две группы. Одна поселилась вдоль реки и построила жилища, вторая ушла в джунгли и превратилась в духов. С тех пор после смерти души уходят к своим –  в джунгли.
 
Духи всемогущи. Если они гневаются на людей, тогда у мужчин не идет охота, представители племени болеют, на острова обрушиваются стихийные бедствия в виде ураганов, наводнений землетрясений. Посредники между духами и простыми смертными – колдуны.

В каждом роду есть потомственные колдуны. Только они могут общаться с духами и просить их о помощи. Как шаманы договариваются с духами, никому не ведомо. Эти секреты они передают только своим преемникам. Рядовые члены племени и не пытаются проникнуть за завесу тайны. Достаточно того, что увешанные амулетами чародеи ритмично притоптывают, бормочут заклинания, гадают по полету птиц и бьют в ритуальный бубен. В последнее время шаманы обзавелись металлическим гонгом. Так цивилизация добралась и до них. Звук гонга разносится в джунглях очень далеко. И его слышат все духи.
 
Особенно ярко прослеживается влияние эмоциональных порывов на создание мифологической модели  мира в тот момент, когда происходит инициация, когда не просто рождается новая личность, но когда человек становится полноправным членом социальной группы.

Женщины племени ментаваи, например, опиливают свои зубы.  Делается это в молодом возрасте. Только после этого она считается по настоящему красивой. Зубы острые как бритва. Ради этого, девушкам приходится терпеть жуткую боль. Все делается с помощью наждака. И чем острее обточен каждый зуб, тем лучше. Это своеобразная инициация, посвящение во взрослую жизнь, изменение полового и возрастного статуса члена племени.

Целостная модель мира для современного человек результат интеллектуального мышления. Это не касается тех суеверий, где не нужен опыт интеллектуального труда. Здесь речь идет именно о построении целостной модели мира.

С чего начинается построение целостной модели миры?

Человек выделяет ряд закономерностей и формирует гипотезу понимания мира и протекающих в нем изменений. Далее выстраивается определенная логическая цепочка, система знаний перерабатываются в определенную  теорию. Затем происходит ее проверка. Потом теория оформляется уже как система взглядов на мир. После этого формируется определенная модель мира. Целостная система мира является тем образцом, который позволяет изучать, классифицировать и оценивать происходящие события.

В современном мире передается громадное количество информации. Чтобы облегчить усвоение сведений используют синтетическую  интеграционную единицу информации, где сама информация, сжатая, обработанная и представленная высококлассными специалистами, содержит компоненты исторического, музыкального, визуального характера, влияющего на все каналы человеческого восприятия. Пользователь читает слова, текст, может добавить к этому аудиозапись, видеоизображение, образный ряд. Так мышление из формального становится образным.
Подобная образная информация не только расширяет возможность человека в сфере принятия, переработки и передачи информации, но и кардинально расширяет его целостную модель мира.

Представление о мироустройстве являет собой  не простую совокупность знаний, а качественно иное, более высокое и объективное видение действительности, так как целостная модель мира не сумма накопленных информации, а  целостная система мира, построенная при помощи образной формы мышления.

В современном мире у человека картина мира складывается из целого ряда образов, а вот абстрактная модель мира может быть одна, хотя ей свойственна некая эклектичность, причем разные подсистемы могут сосуществовать в одном человеческом сознании. Научная, религиозная, мифологическая система взглядов позволяют по-разному трактовать картину мира. Религиозное понимание мира близко к мифологическому. Для них свойственен во многом иной стиль мышления, чем для научного познания мира. Однако все-таки отличительных черт между ними гораздо больше, что и позволяет их  разделить.

Очень часто с таких позиций рассматривают произошедшие события.
Смертельно ядовитая африканская змея черная мамба спасла от мучительной смерти молодую женщину. Вот как это произошло.

21-летнюю жительницу Маламулеле (ЮАР)  Бьюти Машимбье похитили и намеревались убить и принести в жертву члены секты колдунов-убийц. Но в тот момент, когда несчастную привязали к дереву и занесли над ней острый нож, появилась огромная черная змея,  длинной не менее трех метров, и ужалила зачинщицу злодейства. Остальные члены секты в страхе разбежались. Несчастную девушку спустя несколько часов нашел пастух и сопроводил домой. Местный знахарь, прослышав о происшествии, уверенно заявил, что добрый дух, обретя облик смертельно ядовитой черной мамбы,  спас молодую женщину от слуг Тьмы. Церковный пастор на проповеди рассказал прихожанам о случившемся и пояснил: «Господь в милосердии своем может использовать все, чтобы спасти верных чад от подручных Сатаны. Даже ядовитая змея становится исполнителем воли Всевышнего». Однако можно сказать и о счастливом совпадении ситуации. Все произошло потому, что члены секты плохо выбирали место преступления и не учли фактор появления ядовитой змеи.
Для фентэзийной модели мира характерно   отображение  мира, в котором жизнь представлена не как результат переработки  первичных данных органическими рецепторами (органами чувств), а как результат вторичной перекодировки данных с помощью определенных мифопоэтических систем.

Уже говорилось о том, что уход в фэнтезийное пространство может заключать в себе протест против существующей действительности. Однако обращение к фентэзийному пространству есть нечто более важное, чем бегство от реальности.  Это попытка спроектировать новое общественное устройство.

Проектное мышление предполагает создание какого-то продукта, осуществленного в определенной области. Проектное мышление предполагает создание необычных фантастических миров. Проектное мышление воплощает виртуальные идеи, решает функциональные, планировочные и конструктивные задачи.

Фэнтезийная модель мира реализуется в различных воплощениях, ни одна из которых не является полностью независимой, поскольку они скоординированы между собой наличием вторичного мира, проявлением магического начала и действием фантастических существ. Всё это образует единое фэнтезийное пространство, являющееся единой универсальной системой, которой подчинены все виды и типы моделей мира. Одновременно с этой подчиненностью происходит  и развитие фэнтезийных миров.

На фэнтезийном пространстве всё связано друг с другом. Для мифологического сознания связь всего друг с другом, как и сам акт самой мысли о такой связи, есть объективация этой связи: мысль-вещь. Здесь господствует и глобальный, и интегральный детерминизм. Эта особенность объясняет и такие трансформации, как метампсихоз (вера в переселение душ), метаморфоз (превращения животные-человек), выделение сакрально отмеченных объектов и явлений (священные предметы, особые магические силы, сверхчеловеческие божественные и демонические персонажи), многочисленные серии отождествлений (вплоть до слияния субъекта с объектом в спекулятивном мышлении и в экстатическом состоянии).

Мифологическое мышление находит определенную связь между разными предметами.
Рождение (возникновение) – рост (увеличение) – деградация (уменьшение) – смерть (исчезновение) – эта серия операций описывает и космический цикл, и религиозно-философские концепции, и сам процесс. Тексты такого рода строятся по следующим принципам:

1) Перечисление в разной последовательности (движение по цепи) с введением нумерации или без неё;

2) Указание местонахождения одного элемента относительно другого;

3) Указание начала (порождение) и конца (уничтожения) одного элемента относительно другого;

4) Указание «ценности» одного элемента относительно другого.
   
В мифологическом мышлении может указываться на аспект тождественности соответствующих элементов. Соответственно этому и создаются концептуальные матрицы, с помощью которых описывается мир. Вот подобная цепочка: лето – юг – солнце – небо – некое животное – некое растение – некая птица – некое божество – определённый социальный класс.

Другой тип связи внутри таких классификаций предполагает прежде всего иерархичность. В таком случае классификаторы определенного типа (например, животные) приобретают исключительное, почти универсальное значение и начинает выступать как представители целой совокупности явлений. Такова, согласно некоторым современным воззрениям сущность первобытного тотемизма.

Следующий тип иерархических выделенных классификаторов – первоэлементы: земля, вода, огонь, воздух, иногда эфир, металл, дерево, камень. Эти первоэлементы, с одной стороны, репрезентируют целые классы явлений, как бы им подчиненных, а с другой стороны, связаны между собой отношениями особого рода, но также построенному по иерархическому принципу. «Современный порядок»: металл – вода –огонь – земля. Космогонический порядок: дерево – огонь – металл – земля. «Порядок взаимного порождения»: огонь – земля – металл – дерево – огонь. «Порядок взаимного преобладания (или разрушения)»: земля > дерево > огонь  > металл  > вода  > земля.
 
На подобной иерархии строится соотношения разумных существ в произведении Рены Атон «Проклятый дар». Драконы (огонь) – виверны (разновидность драконов – воздух) – горные василиски (земля) – озерные василиски (вода). Далее идут фантастические существа: вампиры – ящеры – змеи – орки. Самыми последним в этой цепочке – люди.

Аналогии таким «порядком» представлены и в ряде других фэнтезийных произведений. Некоторые из этих «порядков» задают набор операторов из первоэлементов-классификаторов, создавая более мощную систему моделирования мира. 
 
Фэнтезийная модель мира всегда ориентирована на предельную комологизированность сущего: всё причастно космосу, связано с ним, выводимо из него, проверяется и подтверждается через соотнесение с космосом.

Космос – это порядок, упорядоченность в отличие от хаоса. Порядок в устройстве космоса представляет собой гармонию, в которой все подчинено согласованности и соразмерности отдельных элементов. При этом гармония космоса  обеспечивается единством и борьбой противоположностей, что является одним из основополагающих законов всеобщей связи явлений. Мировая  гармония является результатом борьбы противоположностей.

И.Д.Рожанский так говорил об идее космоса: «В сущности, идея космоса – это не идея, а целое миропонимание. Это – представление о мире  как об упорядоченной и завершённой в себе структуры, отнюдь не сводящейся к простой сумме отдельных элементов – Неба, Земли, Солнца, Луны и прочих компонентов Вселенной, а образующей некое целостное единство подобно органическому единству живого существа».

В.И.Вернадский, используя системный подход и принцип развития,   рассматривает эволюцию планеты Земля как единый космический, биологический, биогенный и антропогенный процесс.

Н.А.Умов, руководствуясь принципом всеобщей связи, полагает что «всё в мире связано между собой, если не непосредственно, то посредственно».

Можно сказать, что вся серия произведений фэнтези о «попаданцах» строится  на идее космоса как идее универсального порядка. Так в романах Г.Ищенко «Мой новый мир», «Единственная на всю планету» рассматривается деятельность человека в параллельных мирах. Причем эта деятельность носит конструктивный порядок.
Нельзя говорить о современном человеке, не рассматривая его в такой универсальной системе как время и пространство.

Человек вообще немыслим вне времени и пространства, в которых он не просто существует, а организует свою деятельность в соответствии со своими представлениями. Человек вообще проявляет свою разумную деятельность здесь и сейчас, о прошлом и будущем он может только размышлять. Такая система координат как пространство и время, с одной стороны, является объективной картиной мира, а с другой, зависит от конкретной человеческой личности, поэтому модель мира представляется ему и как объективная истина, и как субъективное отношение к реально существующему миру.

Что характерно для сегодняшнего мира, особенно для таких факторов, как время и пространство? В современную эпоху для времени характерно перманентное ускорение, для пространства – процесс глобализации. Таким образом, время и пространство сказывается на ускорении потока информации, а также увеличения массы самой информации.

Изменение времени в человеческом восприятии  можно проследить, сравнивая человека девятнадцатого, двадцатого и двадцать первого века. Если житель девятнадцатого века ограничивался часами, то житель двадцатого века начал учитывать и минуты. Житель двадцать первого века измеряет время в секундах и миллисекундах. Именно в подобных единицах измеряется быстродействие вычислительной техники, отмечаются спортивные достижения. Изменяется и отношение к пространству. Житель девятнадцатого века привязан к одному месту. Чтобы сменить обстановку, необходимо было время. Сейчас пространство утрачивает свои границы. Километр считают только в том случае, когда прогуливаются пешком. Чаще всего путь измеряется во времени. Чтобы добраться до работы необходимо 30 минут, чтобы съездить в супермаркет необходимо 20 минут. Ускоряется жизнь общества, ускоряется и жизнь отдельного человека. От него требуется быстрота в принятии решении. Движение жизни требует от человека ускорения реакций, решений, мыслей и достижений.

Но в таком случае пестрота впечатлений создает ряд разнообразных картинок, которые не создают общую модель мира. Множество специализированных областей научных знаний не позволяют оценить мир на качественно более высоком уровне. За совокупностью частных, отрывочных знаний теряется целостная картина мира. Система знаний, существующая как количественная картина мира, не превращается в качественную модель настоящего, потому что совокупность отдельных знаний, знаний узкоспециальных, так и остаются совокупностью знаний. В лучшем случае знания могут интегрироваться в смежные области, но не создавать новую основу знаний качественного порядка, поскольку здесь нужна иная логика, иной принцип построения знаний в определенную систему.
 
Фэнтезийная модель мира  предполагает выявление и описание космологизированного modus vivendi и основных параметров вселенной.

Пространственно-временные параметры прослеживаются в различных проявлениях.
На фентэзийном пространстве отношение ко времени достаточно толерантное. В романе Дениса Петрикова «На окраине великого леса» отношение к времени зависит от самого субъекта. Для бессмертного время – одна категория, для смертного – другая.

Верховный маг, возжелав  бессмертия и запретной силы, провёл тёмный ритуал, во время которого забрал энергию жизни на немыслимом расстоянии вокруг. В эпицентре сила ритуала  оказалась столь велика, что земля стала безводной пустыней, лишившись своей жизненной силы. Это дало ему возможность прожить тысячи лет. С точки зрения прожитых лет он рассуждает: «Время лишь атрибут материи, но смертные смотрят на колесо жизни и называют временем ощущение его вращения. Они постоянно путают понятие, и я не избежал этой ловушки когда-то давно. «Время»… - пожалуй, пусть остаётся временем, не стоит выдумывать лишние термины… Дураки те, кто думает, что у них есть время ждать, у них нет ни секунды на это глупое занятие. Но у меня есть, это моё богатство и моё проклятие. Я могу позволить себе ждать, ведь я забрал  «время» полностью у этих наивных болванов, всё до последней капли». Такой подход к пространству и времени весьма традиционен для бессмертных героев фэнтези, особенно отрицательных, так как им присуще презрение к смертным.

Организация пространства и времени отслеживается и в наиболее значимых, сакральных, космологизированных точках.
 
Это центр мира и его абстрактные и конкретные образы, сакрально отмеченных точек пространства – «святых», священных мест.

Это начало времени, т.е. времени творенья, и сакрально отмеченных точек времени –  «священных дней», праздников.
 
Связь пространства и времени реализуется в мифологизированных образах единого континуума: небо, год, мировое дерево, мировая гора.
Мировое дерево (лат. arbor mundi – космическое дерево) образ, в котором воплощена универсальная концепция мира. В разных традициях оно осмысливается и обозначается по-разному: древо жизни, древо плодородия, древо центра, древо восхождения, небесное древо, шаманское дерево, мистическое дерево. Есть и отрицательные наименования: древо зла, древо смерти, древо нисхождения, древо подземного царства.

В образе мирового древа сводятся общие бинарные пары, которые служат для описания основных параметров мира: древо познания добра и зла.
 Мировое древо помещается в сакральный центр мира. Оно может рассматриваться по вертикали и горизонтали.
 
При вертикальном членении выделяют: нижнюю часть – корни, среднюю часть – ствол, верхнюю часть ветви.

Каждая часть дерева соотносится с определенными живыми существами. Верхняя – с птицами. Чаще всего их две, расположены они симметрично друг другу. Если птица одна, то она, как правило, это орёл, расположившийся на самой вершине. Средняя часть – копытные (олени, лоси, коровы, лошади, антилопы); изредка средняя часть соотносится с пчелами нижняя часть – змеи, лягушки, мыши, бобры, выдры, рыбы, фантастические существа.

Горизонтальная структура образуется самим деревом и тем, что находится вокруг него. Как правило, горизонтальная сфера – это поле деятельности человека.
Вертикальная структура дерева связана со сферой космического. Горизонтальная со сферой ритуала и его участников. Объект ритуала находится в центре, а участники ритуала – справа и слева.

Мировая гора – трансформация мирового древа, это образ мира, модель вселенной. В ней отражены все основные элементы и параметры космического устройства.
Мировая гора находится в центре мира, там, где проходит мировая ось (axis mundi).  Продолжение мировой оси вверх указывает на положение полярной звезды. Продолжение вниз указывает на место, где находится вход в нижний мир.
Важными являются и средства «космологизации» пространства и времени для борьбы с энтропическими тенденциями «скашивания мира», ритуал по освоению хаоса и превращению его в космос.

В романе Дениса Петрикова «На окраине великого леса» значительные события должны произойти в знаменательный день. Вначале семь из двенадцати планет солнечный системы выстроились в стройную линию, которая соединилась в единый массив потоком беловатой энергии. Это малый парад планет, который можно видеть раз в пятьдесят лет. Ровно через год происходит полный парад планет, когда в одну линию выстраиваются 13 планет. Однако это ещё не всё. Появляется тринадцатая планета, которая заходит раз в 22 000 лет в солнечную систему. В это момент и должнщ произойти нарушение течения жизни.

Причинные связи в фэнтезийной модели мира ориентированы на выяснение  и установление общих схем, определяющих всё, что есть в космологизированной вселенной, и все, что в ней становится, возникает, изменяется, т.е. некой меры, которой всё определяется и которой все соответствуют, мирового закона типа rta в Древней Индии, Дике или Логоса у древних греков, Маат у древних египтян.
Магия плотно взаимодействуют с информационной матрицей. «Все информационные матрицы связаны, разумные существа из одних матриц интуитивно «таскает» информацию из других. Ведь материал ничто без информации, что ее упорядочивает, а информация, как известно, ведёт себя по другим законам. Находясь в воплощенной материи «вселенной» ничто не мешает разумным существам брать образы и идеи из информационных матриц  других миров, самовлюблённо полагая, что всё это родилось в их светлых головах», – так рассуждает сновидец Ди, герой романа Дениса Петрикова.
 
Этические принципы позволяют определить сферы хорошего и плохого, положительного и отрицательного, дозволенного и запрещенного, должного и недолжного. Этические принципы фиксируют эти сферы в сводах нравственных установлений и в практическом поведении и создают «моральные эталоны».   Этическая сторона направлена прежде всего на возможность использования магии в мире. Какая магия является благом, а какая злом? Через какие нравственные запреты не должен переступать маг?

Можно ли магу использовать эгрегеры в своих целях? Или при этом нарушается этический принцип? Эгрегоры – объединение двух или более существ ради какой-либо цели. Эгрегор – энергетическая сущность, которая связывает и корректирует поведение связанных между собой людей, вплоть до их полного подчинения.  Эту энергетическую сущность можно увидеть магическим зрением: она представляет собой небольшой яркий шар, от которого тянулись нити к живым существам. Одна нить тянется к тому, кто управляет всеми.
    
Количественные связи определяют числовые характеристики вселенной и ее отдельных частей, указывают на сакральные числа, космологизирующих наиболее важные части вселенной и наиболее ответственные, ключевые моменты жизни (три, семь, десять, двенадцать, тридцать три) и неблагоприятные числа как образы хаоса, безблагодатности, зла (например, тринадцать). Количественные связи проявляются и в постулировании абстрактного образа благоприятных и неблагоприятных чисел – чет и нечет.

Персонажные связи одни из самых ярких на фентэзийном пространстве. Эльфы, гномы, маги, огры действуют на фентэзийном пространстве, причем их образы могут качественно видоизменяться.

Семантические связи определяют качественную структуру мира (серия противопоставлений, описывающих  его).

Количество информации в процессе глобализации увеличивается, однако это не сказывается на ее качестве, так как количество информации, поскольку оно узкоспециально, только дробит внешнее впечатление, делает его фрагментарным. Целостной картины мира не складывается. Значит надо увеличить темп усвоения информации, т.е. за минимальное время охватить максимум информации. Эта погоня за информацией ничего не дает. Информация передается во времени, субъективно ускоряющемся, поэтому человек пытается смоделировать пространство и остановить время.

Для фэнтезийной модели мира характерна логика бриколажа (от французского bricoler – «играть отскоком, т.е. пользоваться окольным путём для достижения поставленной цели. На фентэзийном пространстве используется система бинарных (двоичных) различительных признаков, выработанных мифологическим мышлением. Бинарные пары являются наиболее универсальным средством описания семантики для фентэзийной модели мира. В бинарную систему включают 15-20 пар противопоставленных друг другу признаков, имеющих соответственно положительное и отрицательное значение. Эти противопоставления связаны с характеристикой пространства (верх – низ, небо – земля, земля – подземное царство, правый – левый, восток – запад, север – юг), с временными координатами (день – ночь, весна – осень,  лето – зима), с цветовыми характеристиками (белый – черный или красный – черный) а также противопоставления, находящиеся на стыке природно-естественного и культурно-социального начал (мокрый – сухой, сырой – вареной, вода – огонь), обнаруживающие отчетливо социальный характер (мужской – женский, свой – чужой, близкий – далёкий, внутренний – внешний). Отношение в бинарной паре «старший – младший» могут рассматриваться в разных значениях: возрастном, генеалогическом (предки и потомки), общественном.

Бинарными противопоставления более общего порядка определяет модус всего набора внутри фентэзийной модели мира: сакральный – мирской, магический – реальный. Все бинарные пары образуют некие единства, отношения между которыми могут быть описаны с помощью более общих оппозиций (уже не локализованных в пространственном, временном, природным или социальном планах): счастье – несчастье (доля – недоля), жизнь – смерть, наиболее абстрактное числовое обозначение их – чет и нечет.

На основе этих пар, наборов двоичных признаков, конструируется универсальные знаковые комплексы, эффективное средство фентэзийного мира, так как основной конфликт, происходящий  в фэнтезийной модели мира, это конфликт добра и зла.
 
 Для энтезийной модели мира имеет значение и то, какие символы передают знаковые комплексы. Одним из распространенных символов  этого рода является мировое дерево, которое характеризуется и качественно (через системы) и количественно. Для мифологического мышления числа не могут быть сведены к чисто количественным отношениям, но всегда обнаруживают и аспект субстанциональности, «качественности», то оказывается, что число не только определяет внешние размеры мира или его образа (мирового дерева), количественные соотношения их частей, но и их качественные признаки. Число оказывается не только введённым в мир (и его образ), но и определяющим высшую суть его и даже прогнозирующим будущую его интерпретацию. 
На фэнтезийном пространстве символическая классификация непосредственно связана с двумя мирами: миром реальным и миром ирреальным. Данные двоичные противопоставления развиваются не только в чистом виде, но и в разных мирах, в разных иерархиях и в разных системах.  Таким образом одно и то же содержание может быть передано разными средствами  и различными кодами возможных видов фентэзийной модели мира.

Особенно ярко проявляется антиномия «свой – чужой». Эта бинарная пара лежит в основе произведений о «попаданцах». Из «своего» мира герой попадает в «чужой». Из «чужого» этот мир  становится своим, так как должен разрешить противоречия, возникшие в том обществе, куда он попал.
 
Фэнтезийная модель мира создается на основании самых разнообразных источников: мифологии разных народов, коллективных представлений о различных фантастических персонажах, представлений о конце света и начале нового мира и представлений о расширении мира за счёт киберпространства.

Основным способом осмысления мира и разрешения противоречий является миф, который может быть взят из традиционной мифологии или устойчивых коллективных представлений. Миф может быть создан и самим автором. Таким образом, миф или правильнее говоря, система мифов, структурирует повествование вокруг себя. Чтобы магия могла предстать нормой персонажи должны действовать в мире, где господствует мифологическое мышление, по существу противостоящее историческому и естественнонаучному, хотя в самой системе мифов может прослеживаться как естественно-научный, так и исторический подходы.

Исходными и основными для определенных моделей мира  можно считать схемы следующих видов:

1) Собственно, космогонические виды, основа которых прослеживается в мифологии народов мира;

2) Вид, основанный на коллективных представлениях, связанных с городской средой и фантастическими персонажами (вампиры, оборотни;

3) Вид основанный на исторических событиях и архаических представлениях;

4) Вид основанный на конструировании мифов, рассказывающих о конце света и построении нового мира;

5) Вид, осваивающий новые мифы о компьютерном пространстве.

В силу операционности моделей мира в мифологическом мышлении (Как это произошло? Как это сделано? Почему?) актуальная картина мира неминуемо связывается с мистическими представлениями. Исторические предания рассматриваются как ландшафт, на котором происходят события связанные с магией и направляемые ею. Исторические предания, генеалогические схемы образует временной диапазон, в котором происходит само действие.

Вторичность мира совмещает в себе два аспекта представлений диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (средство объяснения настоящего и будущего), реальный и магический. Эта двуединая связь – неотъемлемая черта фэнтезийной модели мира.

Наличие различных моделей мира на фэнтезийном пространстве приводит к проблеме классификации (логика конкретного).

Классификация моделей мира на фэнтезийном пространстве предполагает выработку нового подхода для анализа фентэзи.  Такая классификация упорядочивает фэнтезийное пространство.