1. Наш компаньон - лошадь

Дина Максимова
                Лошади пророды Липициан
Испанская Школа Верховой Езды             Музей Лошади Породы Липициан

автор: Георг Куглер (Georg Kugler)

                Путеводитель для
                посетителей Испанской Школы Верховой Езды
                и
                Музея Лошади Породы Липициан

Введение


Наш компаньон - лошадь удостаивалась похвалы как герой войны и как посланник мира. Английская пословица гласит: «Мир без человека ничтожен, как и человек без лошади». Приручение дикой лошади стало одним из важнейших достижений человека эпохи Неолита. Лошадь стала домашним животным, чья способность выполнять работу превратилась в универсальную единицу измерения силы. Лошадь веками использовалась как рабочее животное, прежде чем была открыта ее уникальная способность работать под седлом и возить повозку. Ход мировой истории был бы совершенно иным, если бы не было верховых лошадей: Александр Македонский не сумел бы создать свою империю, а воинствующая монгольская конница под предводительством Чингиз Хана не оказала бы своего сокрушительного влияния. Только водными путями человек мог с меньшими усилиями преодолевать большие расстояния.
В Средней Азии разводили невысоких верховых лошадей, крупных и сильных тяжелоупряжных, резвых и легких лошадей для охоты. Вероятно, лошади попали в Египет в период нашествия Гиксосов около 1650 г. до н.э. и распространились по всему побережью средиземноморья, но этот путь появления лошадей в Европе не был единственным.
Основателями классического искусства верховой езды считаются Греки. Древнейший из сохранившихся трактатов был написан офицером кавалерии и историком Ксенофонтом Афинским. Трактат, написанный в 400 г. до н.э. основан на древнем манускрипте, позже утраченном. Лишь спустя 2000 лет учебник Ксенофонта по кавалерийскому искусству нашел последователя в лице неаполитанца Федерико Грисоне, написавшего Gli ordini di cavalcаre (Правила верховой езды, 1550). Для Грисоне верховая езда была частью вызывающих восхищение традиций античного мира, требовавшей по его мнению, возражения наряду с античной литературой, архитектурой и скульптурой.
После падения цивилизаций древности «Восточная лошадь» Древнего Египта перешла к кочевым племенам бедуинов и со времен Магомета разводилась как чистокровная арабская порода. В течение VII в. до н.э. последователи пророка Магомета завоевали страны вдоль североафриканского побережья Средиземного моря и столкнулись с дикими лошадьми Берберийских народов в Атласских горах, а в Испании с Иберийской породой лошадей, использовавшейся в торжественных церемониях Римлян.
В начале VIII века Арабские войны завоевали юг Иберийского полуострова, основав империю с центрами в Кордове, Севилье и Гранаде. Здесь культивировались высокие культурные ценности, равных которым еще не знала по большей части варварская Европа. Красивые Арабские лошади были частью культурного богатства этого общества, Халифы которого, путем скрещивания Арабских, Берберийских и Иберийских вывели новую породу лошадей поразительной красоты и ума.
Спокойный нрав Арабских и Испанских Арабских лошадей способствовал тому, что их стали скрещивать практически со всеми породами Европейских лошадей. Разнообразие Европейских пород сформировавшееся еще в древние времена усилилось под действием искусственного отбора и естественного отбора, влиянием среды и особенностей местности.