Афоризмы от Шуры Дынера

Виктор Лензон
        Шура уже очень пожилой человек – ему уже 85: болезни, потеря зрения…
Но когда-то он был боевым парнем: профессионально играл в футбол, хоккей с мячом, быстро плавал, гонял на мотоцикле. Всю свою активную жизнь он провёл в гуще людей, а потому знал её, эту жизнь, на клеточном уровне. Нет, он не был абстрактным философом, всякая «заумь» - это не для него. Однако, плохо разбираясь во «всяких там нюансах», он крепко стоял на земле, знал её притяжение и запах, что позволило ему со временем стать истинным гением здравого смысла. Ещё Шура – еврей. Правда, его молодость прошла в то время, когда быть евреем было просто опасно, а потому по паспорту старого образца он - русский.  Само собой, обычаев и праздников иудейских он не знал и не соблюдал, от звуков еврейского языка морщился.
Но вот, никуда не денешься, пришла старость. И тут из-под завалов реальной жизни, откуда-то со стороны спинного мозга стали прорастать ростки ментальности его предков, дотоле живших в Европе более 800 лет и отпечатавших на матрице сознания своих потомков богатый житейский опыт.
Шура большой говорун, и я, беседуя с ним, стремился, как правило, не затягивать разговора. Однако, со временем, понял, что крупицы мудрости, разбросанные в его монологах, могут, ведь, и исчезнуть, если я их не запишу, и стал слушать Шуру намного внимательней.
Есть люди, которые рассказывают анекдоты и сами же смеются. Есть те, которые рассказывают для того, чтоб смеялись другие. Но есть и особая категория людей – они вообще не понимают никакого юмора, говорят совершенно серьёзно, но при этом некоторые их высказывания у окружающих вызывают хохот и при этом заставляют задуматься. Таков Шура. И вот его афоризмы.


   - Я был бы счастлив умереть от диабета.

   - Чем реже ты садишься за руль, тем больше у тебя шансов остаться в живых.

   - Шура, поздравляю тебя с Ханукой!
   - Что ты меня поздравляешь?!  Вот Мишка – золотой парень –поехал на базар и
   купил мне килограмм свежей свинины…

     Как-то Шура лежал в больнице, было ему совсем плохо, не ел, не говорил
   - Что я могу для тебя сделать? - спросил я, думая о худшем.
   - Сыграй мне «Семь-сорок».

      Решили ставить памятник нашей общей бабушке. Шура принимал самое активное
   участие – много говорил, давал советы, какой камень лучше купить, какими
   буквами написать. «У меня есть сусальное золото, я тебе его дам». Но в
   последний момент не «скинулся» даже на рубль, сославшись на нездоровье и
   трудное материальное положение. Однако, болея за дело, предложил:
   - Возьми у меня на даче землю, отвези её к памятнику и посади там цветы…

   Очередной раз, прилетев из дальней поездки, я позвонил Шуре.
   - Долго было лететь?
   - Шестнадцать часов.
   - Ты знаешь, где я живу, напротив есть дом, в котором жили дипломатические
   работники. Так теперь дом почти пустой – все околели.
   - Почему?
   - Много летали на самолёте…

   - Шура, мне вчера дали орден
   - И куда ты положишь этот сувенир?

     Шура как-то позвонил и пожаловался, что плохо спал ночью
   - Я тоже плохо спал, - сказал я
   - Ой, да ты же очень больной человек!

   - Витя, вот тебе телефон Лёни Двоскина. Позвони ему в Америку, чтоб он мне
   перезвонил, чтоб я поздравил его с днём рождения.

   - Шура, мой сын когда-нибудь заинтересуется родственниками из Витебска.
   - Расскажешь. Если доживёшь.

   Шура рассказывает свою биографию:
   - Я был спасателем в бассейне «Москва», манекенщиком, работал истопником в
   морге,где мы с Зямой играли в карты…

     Шура уже больше сорока лет женат на Ире, русской женщине.
   - Витя, ты знаешь, Ира так полюбила евреев…
   - Это вдруг за что же?
   - Они дали нам стёганое одеяло и курицу.

   - Жизнь не вечна – она бесконечна.

   Шуре уже 79. Но он всё копит деньги, разнося их под высокий процент.
   - Чего копить уже, купи себе кругосветку и наслаждайся жизнью! Жалко будет,
   если много останется…
   - Лучше пусть останется, чем быть кому-то должным…

   - Шура, ты знаешь, средняя продолжительность жизни в Москве всё-таки выросла.
   - Продолжительность выросла, а кладбища полные…

   - Бизнесмен не обязательно должен родиться евреем, но он должен родиться с
   еврейской головой.

   - В каждом человеке есть ген предательства

   Я как-то сказал Шуре, что по двум фразам человека могу предсказать его
   дальнейшую биографию.
   - Так тебе никто перед смертью стакан воды не подаст!

   - Что ты сейчас делаешь, - спросил меня Шура
   - Выкладываю музыку со своих сольных дисков в Youtube.
   - А! Есть ещё много инвалидов, которые не могут ходить на концерт…

   - Шура, ты знаешь, раввин в Дюссельдорфе закончил в Москве Щукинское училище..
   - Конечно: лучше быть раввином в Дюссельдорфе, чем актёром в Москве…

    Разговор о 90-х.
   - Шура, а что ж ты в то время не занялся, например, наукой?
   - А! Я был тогда мелкий спекулянт. Как Абрамович.

   Шура: «Ты знаешь, сейчас дают социальную помощь деньгами на продукты».
   - И что для этого нужно?
   - Во-первых, нужно, чтоб у тебя был диабет…

   - В молодости я мечтал жениться на проститутке, чтоб она стала мне верная
   жена…

   - Сейчас для меня самое большое счастье, что моя мама умерла в 69 лет, папа
   в 73, а я уже дожил до 79!..

   - Шура, помирись с женой брата, может быть она поможет тебе материально.
   - Ничего, у меня ещё хватит денег, чтоб её похоронить…

   - Шура, ты знаешь, таблица Менделеева приснилась ему ночью, а днём он стал
     знаменит.
   - Так пусть тебе на ночь приснится таблица Менделеева…

   - Этот Люськин шофёр…
   - … Но у Люськи нет шофёра…
   - Ну, тот, который самолёты водит…

   - Шура, чтобы что-то понять, нужно сравнить…
   - И жену можно сравнить…

   - Я дошёл до возраста, когда каждый день вчерашний

    Как-то в беседе Шура всё время говорил о неприятностях, болезнях и тяжёлом
    международном положении. Не выдержав, я спросил его:
    - Шура, а что-нибудь хорошее ты можешь сообщить?
    - Хорошее? Да. Вот мама уже 42 года как умерла, а памятник всё стоит…

    - Витя, у меня такое несчастье. Умер мой сосед. Попал в сумашечий дом и сразу
    умер.
    - А сколько ему было лет?
    - Столько же, сколько тебе…

    - Мой приятель – он уже покойник  – часто ездит в гости к своей дочке в
    Германию. Так они его все время спрашивают…

    - Витя, ты знаешь, сейчас есть дешевое такси. А когда ты будешь инвалид, оно
    для тебя будет ещё дешевле…

    Ты музыкант, а хочешь, чтоб к тебе относились как к миллионеру

    Заехал как-то к Шуре. Посидели, пообедали, поболтали о том, о сём. Когда я
    собрался уходить, Шура взял три свёртка, протянул их мне и сказал:
    - Вот, на, возьми с собой помойку, выкинь там у себя где-нибудь!

    - Ты знаешь, вот умирает олигарх – так могильщику хорошо заплатили, и он
    получает удовольствие, когда копает могилу, а олигарху при всех его деньгах
    уже всё равно.

    У моего брата болят ноги, так он не знает , почему они болят. А я говорю: он
    не знает кому заплатить, чтоб ему сказали, отчего у него болят ноги.

     Надо было посадить цветы на кладбище.
     Шура сказал: «Надо взять работницу»
     - Зачем?
     -  Зачем? Я не работник, брат мой не работник, а ты интеллигент…

     - Деньги – это жизнь

     - Шура, я тут читал переписку Мусоргского с Балакиревым. Так Мусоргский
     употребил в одном из писем такое выражение: «Похабные жидовские рожи»…
     - Ну, что жидовские рожи – это понятно. Но почему похабные…
   
     Одна из любимых тем Шуры – поговорить, кто сколько прожил.
     - Сколько прожила твоя мама?
     - 76
     - Ты смотри, какая молодец!

     - Витя, ты слышал – в Америке похоронили Шаинского…
     - Мой товарищ тоже жил в Америке, но сейчас переехал в Химки.
     - Так его похоронят в Химках.


      - Жизнь такая штука, что надо много знать по мелочам

      - Ой, ты был в Израиле?
      - Ну как же, я тебе рассказывал…
      - Ах, ну да, ты ещё беседовал там с покойником
      …?
      - Ну, с этим послом, который потом умер…

      - Этот поэт, что умер (Евтушенко- В.Л.) хочет, чтоб его похоронили на
      кладбище в Переделкино с этим нобелевским лауреатом (Пастернаком –В.Л.). Он
      думает, что там черви лучше, чем в Америке…

      - Шура, сказали, что теперь будут платить отдельное пособие заслуженным
      артистам, и мне, стало быть, тоже.
      - А… Ты знаешь, все эти заслуженные артисты такое говно…

      - Витя, если б у меня был такой сын как Мишка, я был бы счастлив умереть!

      - Шура, завтра ханука!
      - И что надо будет кушать?

      Мы с Шурой долго шутили, смеялись. Через некоторое время Шура сказал: «А
      теперь поговорим о печальном.» и при этом прибавил: «Печальное – это вся
      наша жизнь…».

      - Шура, я написал о тебе рассказ!
      - Я не хочу тебя обидеть, но те, которые обо мне читают – это шизофреники.
      Дай этим м…… мой телефон, я хочу узнать, какая у них история болезни.

      Шура и Ира за красивым столом в ресторане справляют пятидесятилетний юбилей
      свадьбы. Ира, между тем, садится с противоположной от мужа стороны.
      - Что так?, - спрашиваем мы у неё.
      - Хоть сегодня хочу от него отдохнуть...

      Дальше будет только хуже, так что ты живи и радуйся, чтобы было что
      вспомнить на том свете.

      Чем умнее делаются мои родственники, тем больше я становлюсь идиот!’

      Устраиваются, устраиваются… Вот человек пришёл домой, лёг в свою кровать и
      умер – вот он устроился.

       Чем старше ты будешь становиться, тем больше людей тебя будут поздравлять с
      днём рождения.

      Шура, как всегда в телефонном разговоре, стал рассказывать мне о делах
      совершенно незнакомых мне людей. Я прервал его и сказал: «Ты знаешь, у меня
      во вторник ответственное мероприятие, и до вторника я буду думать только о
      себе!»
      - Ты и после вторника будешь думать только о себе, - сказал Шура.

       - Конюхов? Это тот, который мечтает, чтобы его съели акулы, но пока не
        получается…

        - Шура, ты знаешь, сколько людей в Израиле погибло от лихорадки,
        осушая болота? Сколько полегло в войнах за независимость этого
        государства? А теперь тысячи людей, ранее с презрением произносивших
        слово «еврей», едут туда только для того, чтобы получать большую пенсию и
        лучшую медицину?
- - А ты знаешь, если копнуть там, где мы сейчас живём, тоже найдётся много
        костей…

         - Шура, мне кажется, что Крутой родственник нашего родственника…
- - Он родственник своему времени
 
         - Знаешь, моя жена хочет взять мою фамилию.
         - И чем она ей так понравилась?

         - Я вчера звонил Т-кому
         - Зачем?
         - Надо налаживать отношения перед смертью...

           О деньгах противно говорить, но их приятно пересчитывать...

         - Ты знаешь, когда мой папа закончил институт, его сразу послали в
           тюрьму...

         - Твоя бабушка тебя воспитывала...
         - Она меня не воспитывала, а кормила.
         - А у евреев это и есть воспитание.

         - Шура, говорят, он золотой человек!
         - Всё золото в земле...

         - Шура, вот сижу в "самоизоляции",не знаю,чем заняться.
         - Обычно интеллигенты, которые сидели в тюрьме, писали книги...

           Во время карантина Шура всё уговаривал меня заказывать еду с
           доставкой. "Да нет, - говорю, - у меня до магазина 70 метров".
           - А до больницы ещё ближе...
            
           - Кругом одни идиоты. Вот ты им читаешь лекции, а они после этого
             становятся ещё глупей.

           - Деньги не любишь, когда они есть...

            - ... Я вчера поссорился со своим братом.Я его попросил, чтобы он мне 
            отдал свой ломаный массажёр. А он сказал мне: "Не отдам!". Так пусть,
            когда я умру, он положит его мне на могилу и не забудет обернуть в
            целлофан, чтобы дождик не замочил...
               
            Я не люблю мацу - она такая дорогая..

            На день 86-летия Шуры я сказал ему, что один из корней нашей семьи -
 долголетие. На что он мне ответил:"Наш корень - это наши мамы, которые своей заботой позволили нам жить так долго.
.