Эссе Второго Крепильщика - Часть 13

Альтаф Гюльахмедов
''Эссе Второго Крепильщика''
Часть 13

***

Продолжаем мы, значиться, вгрызаться в недра горы.

И неспроста видать тогда лично товарищ Загрызаев сказал про нас: они, мол, вгрызаются в недра горы, как все мы, товарищи, вгрызаемся здесь на поверхности земного шара в горло мирового империализма и японского милитаризма! Ох, неспроста!

Первым делом нас товарищ Шнабилев удивил, бухгалтер наш... приполз к нам в гости под утро, когда мы во сне темпы выработки обычно снижали потому как с закрытыми глазами не всегда в породу попадали под необходимым по инструкции углом.

Напугал он нас, честно говоря... и фактом своего визита, так сказать, и видом своим... он и так особой красой среди начальства не выделялся... нос один да глаза, а тут он еще перепачкался кроме угля еще и в соломе видать... и еще в чем-то... вылитый домовой.

Выполз он, значиться, из мрака, волосьями своими торчит, глазами пучит на нас, носом шмыгает и вроде рычит... ан нет... оказывается он так от усталости дышит... он ведь больше с бумагами да штемпелями разными привык, а тут сколько километров да на коленях.

Мы поначалу подумали что ему подпись нужна какая под ведомостью, а может премию нам решил самолично принести, но нет... он постоял так... отдышался и говорит.

-Сукины дети!

Хотел я не посмотреть что он товарищ главный бухгалтер и крепежкой ему по лбу... как раз она у меня в руках была, но он поглядел на крепежку как на святое распя... в смысле, как капиталист на серп с молотом, попятился и рукой замахал:

-Это я не вам, товарищи! Это  я про других товарищей! Хотя нет... это я просто так... вырвалось. Боже ж ты мой... как я неосторожен!

Ну, мы с товарищем Стахановым решили что ничего... дело так сказать житейское... с кем не бывает... мы и сами зачастую как устанем компрессором маскируясь душу облегчаем.

-Чего вам товарищ Шнабелев надобно? – спрашиваю.

-А... – замялся он и все глазьями своими шарит по штольне. – Я как-то слышал что вы не только вперед, но и в другие стороны уголь рубите?

К чему это он, подумал я, да и товарищ Стаханов нахмурился и мне знаки подает глазами, что мол провокация енто... понял я намеки его и говорю.

-Никак нет... согласно линии Партии и Правительства мы тут только вперед к коммунизму движемся по мере сил к светлому будущему что называется... вернее изо всех сил... никаких там вправо –влево, прыжок на месте...

-Какой прыжок? – побледнел Шнабилев ликом.

-Да никакой... шутка это была! – говорю я и мы с товарищем Стахановым засмеялись изо всех сил... так что пыль с потолка посыпалась... а я все думаю... вот дурак - то... чего это я про прыжок... сам ведь мерзавца на тему скользкую вывожу... поосторожнее бы надо.

-А я вон там видел... – начал было товарищ Шнабелев и пальцем в темноту за собой тычет.

-А это, товарищ Шнабелев, боковая штольня называется в связи с положенной по инструкции разведки особо богатых жил и пластов... да и там мы только вперед вгрызались в недра горы... тут дело такое что боком уголь рубить не положено... вот и выходит что куда мы лицом да молотком отбойным там, значится, и перед.

Задумался он.

-Очень удобно... и очень мудро, - говорит. – Если бы все так думали.

Насторожились мы и тут он опять про свое.

-А много у вас тут таких боковых ходов?

-Штолен! – поправляю я его.

-Да... спасибо... штолен.

-Хватает, - отвечаю. – С сотню наберется уж... некоторые уж и обвалились видать потому вы их и не заметили... но там если вход расчистить то еще работать и работать.

-Хорошо – хорошо! – говорит и ручки потирает. – Чудесно... совершенно восхитительно!

-Мы ведь иногда так боковую штольню открываем и по центру пласта идем... как он завернет, так и мы... иногда в центральную возвращаемся... да там наверное уж цельный лабиринт... прям как у Мидораса энтого.

-Кого кого? – удивился он.

-Ну этого... засмущался я. – Из Греции который... лабиринт у него еще был.

-Наверное вы Мидаса в виду имели... царя.

-Может и так, - говорю. – Я лично в Греции не был... слышал только.

-Спасибо, товарищи! – сказал он тут с горячностью в голосе и полез обратно.

-Чего приходили то? – крикнул я ему, а оттуда уж еле слышно опять донеслось

-Сукины дети!

Не удержался я и крепежкой вслед запустил... да видать не попал... уж очень он шустро полз... даром что кабинетный человек... большой учености человек.

А на следующее утро к нам опять посетители... сначала товарищ Загрызаев неслышно подкрался... посмотрел на нас строго, принюхался и спрашивает:

-Вы что тут... рыбу ели?

А сам руку за маузером именным тянет.

Переглянулись мы с товарищем Стахановым... какая тут может быть рыба?

-Аха! – сказал товарищ Загрызаев и назад пополз.

Только мы дух перевели смотрим – товарищ Эбантропов с товарищем Горгулия ползут... с портфелями как полагается... а товарищ Горгулия еще и с молотком зачем-то.

Приползли и легли передохнуть... отдышаться. Мы на это время знатно прошли... может полземли матушки... может мы вообще уже где-нить в Китае.

-Что?!! -  встрепенулся товарищ Эбантропов. – Кто тут про Китай пукнул?

Испугался я честно говоря.

-Это... -  говорю. - Это я не про Китай, а просто так... без заднего... в смысле без словесного умысла.

-А! – говорит разочарованно товарищ Эбантропов. – Жаль.

-Очень жаль! – подтвердил товарищ Горгулия. – Очень – очень!

Молчим мы с товарищем Стахановым... не знаем что и сказать, а спросить так  выйдет себе дороже.

-Вы тут никого постороннего не видели? – спрашивает товарищ Эбантропов.

-Это Шнабилева что ли?

-Аха!!! – вдвоем они с товарищем Горгулия закричали. – Так мы и знали!

-Тут он! – прошипел тут товарищ Загрызаев из темноты выползая. – Тут он... по духу его нашел... скрылся он в боковых штольнях... пока не догнал его... уж больно шустрый и тонкий... в любую дыру уползает.

-Ну и нюх у тебя, товарищ Загрызаев! – восхитился товарищ Эбантропов. – Настоящий сыскной нюх! Мы тут прохлаждаемся, а ты оказывается уже и след взял.

Товарищ Загрызаев кивнул согласно, почесался за ухом... видать от пыли и опять по следу ушел.

-Да что случилось то? – не выдержал товарищ Стаханов. – Мы тут понимаешь работаем, а нам разные внешние раздражители и вообще непонятная политическая обстановка.

-Эх! – горестно так сказал товарищ Эбантропов. – Тут понимаете такое дело... беда короче! Вся страна понимаешь ли, на подъеме сознания ответственности перед внутренней опасностью, а мы сидим и ушами хлопаем...

Тут товарищ Горгулия его за рукав тронул, но товарищ Эбантропов только отмахнулся.

-Отстань, товарищ Горгулия. Дай душу излить... сам ведь понимаешь что никому они не расскажут... все ведь кому рассказать можно там наверху...

Встревожили нас немного его слова, надо сказать... туманные они очень были... эти слова.

-По всей нашей стране великой врагов государства... шпиёнов всяких ловят...

-Каких шпиёнов? – удивились мы.

-Да разных... в основном конечно английских да японских милитаристов... ну иногда и польские попадаются... венгерские там... в соседнем районе вон из какой-то Гваделупы, прости Госпо... извиняюсь за выражение в смысле... ухитрились поймать... так им сразу орден и на Доску Почета... а у нас как шаром покати.

-Так это ж хорошо! – говорим.

-Да уж чего тут хорошего? – не соглашается он. – Все ловят, а мы не ловим... получается что взгляд наш зоркий уж быдто бы и не зоркий и чистоту рядов не чтим, и вообще нюх потеряли... партийное чутье.. как говорится. А за потерю чутья... сами понимаете...

Он лицом в плечо товарищу Горгулии ткнулся и вроде бы прослезился.

-А у меня дети малые... будут... наверное... как же им без отца?!!

Товарищ Горгулия его по спине гладит и головой качает в знак согласия и одобрения и поскоку товарищ Эбантропов от слез говорить не может продолжает за него.

-Мы решылы постараться найты нужное колычество шпионов... шени... поймалы всех кого можно било подозрытелных.

-Да, - говорит товарищ Эбантропов. – Двух Поповичей поймали, одного Бароновского... мерзавец все кричал что, мол, ошиблись в паспорте и Барановский он, а не бароновский... ну да мы эти хитрости знаем... нас не проведешь... еще нескольких... но так это все не то... это по другой статье... за неправильное классовое происхождение и сочуйствие белогвардейскому движению.

-Надо было и Полубоярова тожэ расстрэлят! – прорычал товарищ Горгулия.

-Пробовали! Так он выкрутился... говорит что фамилие его от  того что дед его али прадед на боярина всю жизнь батрачил и спину не покладая рук гнул, а боярин тот к тому же только по материнской лини боярином был... вот и получается – Полубояров... и пролетарского... то исть рабоче - крестьянского происхождения... то исть крестьянского.

-Мэрзавиц! – снова прорычал товарищ Горгулия и молотком по ладошке своей стал постукивать.

Тут опять товарищ Загрызаев приполз... язык высунул... дышит тяжело.

-Не... не догнать! – говорит. – Устал я ... посплю немного, а потом опять....

Хотел он прямо на землю лечь, но тут товарищ Эбантропов ему коврик припасенный подстелил. Товарищ Загрызаев проворчал что-то неразборчиво с устатку да и уснул.

-Вот и получается что нам теперь туда... – товарищ Эбантропов пальцем вверх ткнул. – Нам теперь туда без шпиёна хоть какого ходу нету... а если и выйдем туда... – он опять вверх пальцем тыкнул. – так нас сразу туда! – он опять вверх пальцем показал, но руку чуток выше приподнял и глаза круглее сделал.

-Хорошо бы, - говорю.

Товарищи Горгулия с Эбантроповым на меня глаза выпучили и я пока из меня опять что-нить про Китай не вырвалось поясняю им.

-Хорошо бы говорю шпиёна какого-нить... только у нас тут нет таких.

Товарищ Эбантропов вздыхает.

-Так ведь о том и речь... искали мы искали... нет никого... на к кому не придерешься... доигрались – построили образцово – показательный коллектив. Одного только и взяли – английский шпиён видать... да тут товарищ Загрызаев еще разберется что к чему.

-Чемберленовский что ли? – спрашиваю.

-Угу! Это ты щас про какого Чемберлена спрашиваешь?

-Как какого? – удивляюсь.

-Ну, какого из них? Отца или сына?

Растерялся я...

-Да мне без разницы... хоть отца, хоть сына... хоть св...

Гляжу - напрягся товарищ Эбантропов, а Горгулия еще и зубы оскалил.

-Хоть свояченника, хоть племянника, хоть дядю, это как его... ''наш ответ Чемберлену''!!!- вывернулся я.

-Не свояченника, а еще одного сына, - поправил меня товарищ Эбантропов. – Я же говорю тут еще разбираться да разбираться. – Соседка его сдала... председателя колхоза ''Заря'' то исть... он мерзавец вроде правильно собачку свою Чемберленом назвал и вполне справедливо бил ее на людях и хулил, а только по ночам ласкал да хвалил... соседка так и говорит... придет с работы... сядет... собачку к себе прижмет да и шепчет ей '' Чемберленушка ты мой хороший... родной ты мой!''... ну и сообщила кому надо... ну его и взяли... вот ведь под какими личинами враг порой скрывается да основы государства нашего подрывает... мину, так сказать, под наш бронепоезд подкладывает.

Покачали они головами и продолжают.

-Но ведь и этого мало... соседи вон скольких сдали... а там и звания, и ордена и медали... и почет и уважение благодарственным письмом Партии и Правительства... а мы как сироты какие... неучи.

Вот и стали мы искать сознательных чтобы сами они собой как во время Гражданской пожертвовали и честь района спасли... нашли наконец... Шнабилев почти сразу согласился как только услышал что это совершенно необходимо по делам государственной важности... там товарищ Загрызаев с устатку еще помнится маузер свой уронил... так вот согласился он и решили мы что он теперь для комплекту японским шпиёном будет... и брать его на рассвете будут как положено... с собаками... со стрельбой... гранаты мы ему еще там оставили для правдоподобности.

Товарищ Горгулия опять его за плечо трогает, а он плечом этим ведет... вроде отмахивается:

-Я же говорю – никто наверху не узнает!

Я с чего-то икать стал... а товарищ Стаханов весь какой-то серый при свете лампы... это мы наверное вчера съели чевой-то не то... хотя мы вчера и не ели навроде.

-Так вот ночью разнарядка пришла от самого комиссара государственной безопасности первого ранга, что по курсу Партии и Правительства хорошо было бы и на китайских товарищей материал посмотреть... иметь в смысле... ну, мы сразу поутру к Шнабилеву, а он утёк, мерзавец. Мы его искали – искали, а потом товарищ Загрызаев по следам к шахте вышел... ну, ничего... отсюда теперь не уйдет... не скроется... товарищ Загрызаев любого достанет, что на земле, что под землей. Правильно, товарищ Загрызаев?

-Спыт, товарыщ Загрызаев. Не спать товарыщ Загрызаев... слэд надо брать... искать надо преступника – шпиёна, а ты ту спышь понымаешь ли! – встрял товарищ Горгулия

Товарищ Эбантропов поглядел на товарища Загрызаева с душевной теплотой и сердечностью, да и позвал:

-Товарищ Загрызаев! Просыпайся уж! Слышишь... вставай... искать надо... искать... искать!!!

Проснулся товарищ Загрызаев и они все втроем поползли шпиёна – бухгалтера искать... а мы опять вгрызаться стали и стали думать что ответиь ежели они вернутся с пустыми руками и спросят почему это китайский шпиён решил именно у нас в шахте прятаться.