Творческий кризис или почему мне не пишется

Галина Савичева
           О творческом тупике, или почему мне не пишется?

   Творческий тупик, творческий кризис, как из него выбраться – эта тема волнует очень многих творческих людей. Поисковик Яндекса выдает 34 миллиона ответов на этот вопрос. Что, в общем, не удивительно, если учесть, что пишущие об этом, сами являются работниками слова. Также есть множество картинок, мультфильмов, короткометражных и полнометражных фильмов, и даже пара сериалов на эту тему! Проштудировав множество источников, я обнаружила, что советы и рекомендации даёт широкий круг авторов, начиная с психологов, коучей, литераторов, художников, актёров и заканчивая самопризнанными знатоками жизни во всём её многообразии. При этом рекомендации одних уважаемых экспертов оказываются полной противоположностью других. Судите сами.

   Большинство «специалистов» дают практические советы в духе коучинга, например:
- когда вы обдумываете тему, разминайте мячик левой рукой (как некий «волшебный» рецепт, хотя специалистам понятно, что здесь речь идёт о стимуляции правого полушария, отвечающего за творческое, образное мышление),
- займите себя какой-нибудь физической нагрузкой, погуляйте, потанцуйте, короче – отвлекитесь от терзающих вас мыслей,
- сходите на концерт, на выставку, в музей, посетите исторические места,
- и – противоположное мнение – не читайте других авторов, а лучше вообще ничего не читайте недели две, не смотрите фильмов, не делайте ничего, что, как вам кажется, вдохновляет вас,
- не слушайте ничьих советов, не ждите одобрения, пишите для себя,
- и, опять же, противоположное, ищите общения с людьми, которые поддержат вас, одобрят ваши начинания,
- не оправдывайте собственную лень, пишите каждый день, хотя бы просто поток мыслей, неважно о чём,
- и – не насилуйте себя, творческий процесс - это свободный полёт, строки сами придут, когда это будет нужно.

   В качестве причин творческого кризиса также указывают противоположные страхи: страх неудачи и страх успеха. И так далее…

   Какой же вывод можно сделать из всего вышесказанного? На мой взгляд, такой: как и любая другая психологическая проблема, творческий тупик проявляется по-разному у разных людей, в зависимости от типа личности и структуры характера.
И, соответственно, выход из него тоже будет разный. То есть, если у тебя страх неудачи – разбираться с ним, а если успеха – то, соответственно, именно с ним.  Для этого сначала нужно обнаружить у себя эти, или другие, причины, которые мешают тебе отдаться творческому процессу. То есть возвращаемся, как глубинные психологи, всё к тому же – познать себя, своё истинное Я, услышать тихий голос своей души, дать место и пространство этому в своём внутреннем мире. И, если писать, это действительно то, что просит твоя душа, позволить этому проявиться во внешнем мире. 

   А вот дальше, скорее всего, и пригодятся многочисленные практические советы. Их несложно найти в интернете и выбрать те, что подходят именно тебе. Самое важное, на мой взгляд, помнить, что все гении когда-то с чего-то начинали, и их первые шаги чаще всего выглядели весьма посредственными. 

  Также следует отличать одарённость  и талант от гениальности. Гениальность заключается прежде всего в моменте творческой инициативы, в создании чего-то нового, чего никогда не было прежде. Одарённость  же – это сверхмотивация, т.е. человека одарённого не нужно мотивировать, ставить перед ним какие-то цели, его дар требует от него заниматься именно этим делом, постоянно прилагать усилия именно в этом направлении; сам процесс доставляет творцу удовольствие и удовлетворение.  Гениальность заложена в каждом человеке от рождения, а талант – это дар от Бога, причём непростой дар. Человек, наделённый большим талантом, зачастую обделён в других областях своей жизни.  Все известные нам гении отличались огромной работоспособностью и самоотверженностью, они отдавали своему служению всю жизнь.  Гении, как правило, неудобны и сложны в общении, их близкие часто страдают от этого. Гений также совместим со злодейством, здесь можно говорить об извращённой гениальности. Человек также может отказаться от своей гениальности, чтобы жить было легче, чтобы быть понятым и принятым другими. 

   Меня, например, вдохновляет мысль, что человек по-настоящему свободен только в творчестве, когда он создаёт нечто из ничего, целые миры из ничего. Творец рождает что-то, прежде всего, для себя, из своей глубинной потребности написать, изобразить, высказать то, что у него внутри. И если он показывает это миру, то он дополняет мир своим смыслом, становится ещё одной новой гранью сферы человеческого познания, одним из бесконечной череды со-творцов культурной истории человечества, или даже больше – со-творцов нашего мира.

 Вариант статьи: https://www.psyh.ru/rubric/2/articles/3235/