Завидовка

Кристина Исупова
 У Саши был выходной и она занималась домашними делами. На плите готовился ужин и в последний момент женщина вспомнила, что забыла купить соль и решила зайти к соседки. Она взяла стаканчик , деньги и пошла к Верочке.  Вера часто выручала Сашу ,  они дружили и помогали друг другу. Вера радостная открыла ей дверь и Саша попросила соли. 
- Проходи сейчас насыплю. Из кухни пахло выпечкой и ещё чем то вкусным. Представляешь , свекровь детей в зоопарк повела и оставила у себя переночевать.  Аттракцион не виданной щедрости, то посидеть не допросишься , а сегодня дочки у неё с утра. Я своему Димке ужин при свечах готовлю. Он ради такого праздника пораньше домой придёт.
- Давно я своему мужу не устраивала такой ужин. - подумала Саша и не много позавидовала Верочке. Она вернулась в квартиру и решила позвонить мужу.  Николай был на работе и обещал забрать  Егора из детского сада.  Телефон  стоял  на тумбочке  в прихожей. В прихожей сильно запахло газом и она подумала, что  запах от её плиты. Она вернулась на кухню, но у неё всё было в порядке, а запах становился всё  сильнее и у Саши стала кружится голова и тошнота подступила к горлу. Она открыла входную дверь и услышала страшный взрыв и крики. Она падала и  тяжелая бетонная плита накрыла её тело. И наступил мрак.Саша лежала в каменном гробу и медленно умирала и не выносимая боль в ногах  всё, что она запомнила  перед тем как потерять сознание. Она пришла в себя от шума , лая собаки и мужской голос закричал
- Врача. Живая. Пить, пить - просила Саша и слёзы текли по грязному серому лицу. Потерпи родная. Я рядом с тобой и она увидела мужа и снова заплакала . Её привезли в больницу и сделали операцию. Саше повезло. Она не погибла . Ноги болели от сложных переломов, но они уцелели и шанс , что она будет ходить у неё был. Из реанимации её перевели в палату , в которой лежали пострадавшие женщины. Рядом лежала соседка по подъезду . Она жила этажом выше и Саша с ней не общалась. Так здравствуйте и до свидание. Она  угостила Сашу апельсином и начала не  весёлый  рассказ.
- Тебя самую последнюю достали из под завалов. Повезло тебе. Ноги целы и ходить будешь и танцевать. А я  и она откинула одеяло. Одна нога была ампутирована до колена и  женщина горько заплакала.  Без ноги осталась.  Это   Лёнька  алкоголик с пятого этажа нас всех без жилья и инвалидами оставил. Ничего не уцелело. Всё, что всю жизнь наживали под развалинами осталось.  Сам гад погиб и ещё десять человек на тот свет ушли. Самогон поставил, напился ,уснул и газ взорвался.  Верочка с мужем погибли, семья Матвеевых с третьего  этажа и у Клавдии Ивановны сын. Только из армии вернулся. Клавдии повезло, она в магазин за хлебом пошла, а вернулась  подъезда нет. Развалины и её на скорой  увезли. Саша была потрясена смертью Верочки и Димы. Она осталась в её памяти счастливой в ожидании ужина при свечах. В палате все кто выжил лежат- продолжала рассказ женщина и  Саша увидела женщин с которыми раньше жила в одном доме. У всех было одно  горе. К Саше пришел муж и сын. На неё смотрели её любимые мужчины и радовались что она осталась жива.
 - Как вы без меня поживаете- поинтересовалась она. Мама не переживай ,нормально живём и ждём , когда тебя выпишут.- успокоил её Егор. Мы пока у  бабушки живём, но она знала, что отношения мужа с тёщей были не очень хорошими. Мать Саши работала в школе учителем и преподавала литературу и русский язык, Николай раньше у неё учился и она его не долюбливала и ставила тройки, а Николай мечтал поступить в институт. Николаю удалось поступить в институт и после окончания он работал корреспондентом в местной газете. Он познакомился с Сашей и после не продолжительного романа сделал ей предложение. В тот день он пришел к матери Саши просить её руки   и представляете какой шок  испытал, когда увидел свою будущую  тёщу, а она  будущего зятя. Хорошо, что у него была квартира и молодые жили отдельно. Тёща критиковала все статьи и очерки зятя. Ей всё не нравилось и она ему и сейчас ставила двойки за его сочинения в газету.  Саша предложила мужу сделать тёщу в нештатным редактором. Возможно она и оставит тебя в покое и перестанет придираться. Николай написал новый очерк и принёс тёще. Написал. Читайте и что вам не нравиться можете исправлять, а после я в газету отнесу. Вечером позвонила тёща и велела приехать к ней и забрать очерк. В очерке было сокращено и что надо и что не надо и от него осталось десять предложений.
- Ну и что я теперь в редакцию понесу- поинтересовался зять, на что ему она ответила лаконичной фразой.
-Мысли на бумаге нужно излагать кратко и ясно. Краткость сестра таланта. Понял. Я понял, а читатель не поймёт и очерк был напечатан без исправлений и это испортило все отношения зятя и  тёщи.
 - Слава богу, что ты жива. Я так переживал. Тебя самую последнюю нашли под завалами. Я по телефону узнал.- рассказывал Николай. В редакцию люди звонили и просили сообщить по радио о трагедии. Ты же знаешь, что редакция и местное радио в одном здании. А когда женщина адрес назвала где взрыв произошел я испугался и поехал домой. От нашего подъезда одни развалины и тебя нет ни в больнице ни в морге. До последнего надеялся, что тебя не было дома. Тёща забрала Егора к  себе, а я два дня вместе со спасателями искал тебя и нашел живую, а когда тебя вытащили я был самым счастливым человеком на свете. Врач тебя осмотрел и сказал, что тебе повезло. Ноги только пострадали. Выздоровеешь  мы с тобой танцевать будем- утешал её муж, а сын подбадривал мать.
- А где мы с тобой жить будем- поинтересовалась Саша. С тёщей ты долго не проживёшь, а другого жилья у нас нет. Не переживай. С тёщей  я долго под одной крышей жить не смогу. В пансионате тоже радости мало, но я обязательно найду решение жилищной проблемы. Главное ты поправляйся любимая. На следующей день  пришел Николай и рассказал  Саше, что он придумал.
- Помнишь, как я мечтал о домике в деревне. Саша вспомнила, как муж  копил деньги на свою мечту. Он бросил курить ,экономил и его мечта была целью в его жизни. На  сберкнижке была приличная сумма и она надеялась, что муж передумает и они обменяют квартиру на другую, а теперь и менять не чего стало. Вся прежняя жизнь превратилась в развалины. Вряд ли они в ближайшее время получат квартиры. В городе не было социального жилья и квартиры можно было только купить. А на это у людей не было денег.
- Представляешь. В редакцию сегодня дед приехал из деревни Завидовка. Просил объявление напечатать. Он всех желающих приглашает к себе жить в деревню. Он сказал, что в его деревне должны жить люди, кто без жилья остался и в трудной жизненной ситуации. Я с ним долго разговаривал. Интересный человек.  Фронтовик. Я о нём очерк напишу, а завтра  утром в Завидовку поеду и деревню посмотрю.
- А где эта деревня находится?- поинтересовалась Саша. Всего в ста километрах от города. Я завтра к вечеру приеду и всё тебе родная расскажу. Николай поцеловал жену и ушел.  Женщины в палате внимательно слушали их разговор. Они все остались без крыши над головой и в пансионате жить у многих желания не было . Всем хотелось побыстрее своё жильё, но перспектива получить в ближайшие месяцы была равна нулю.
- Саша, а ты в деревню поедешь  жить?- поинтересовалась одна из женщин. 
- Не знаю. Я в деревне не жила. В городе выросла. Даже не знаю с чего муж мечтал о домике в деревне. Он тоже городской и сам в деревне не жил.
 На следующей день ближе к вечеру пришел  Николай счастливый и довольный.
- Представляешь- стал он рассказывать жене  -эта деревня райское место. Я там нам домик присмотрел и скоро начну ремонт. Друзья обещали мне помочь. Денег пока на первое время хватит. Со сберкнижки снял. Помнишь, как я копил на домик в деревне.  Нам нужно всё покупать заново и жизнь с нуля начинать , но я верю что всё у нас получится моя любимая и он ласково посмотрел на жену.
- Но Егору в этом году в школу? Где он учиться будет, а мы работать?. Не переживай родная. Я сначала сам думал, что деревня в глуши находится, а на самом деле  всего в десяти километрах от районного центра, а там и школа и больница и магазины, как  в городе. Я  туда съездил и даже работу нашел.  Мне работу предложили в школе учителем и Егора возьмут в первый класс. Я договорился. Ты же знаешь, что я педагогический институт закончил. Вот теперь работать по специальности буду, а в газете останусь внештатным корреспондентом.  Я тебе не говорил, но я на зло твоей матери на педагога выучился. Она меня  всё на уроках русского языка и литературы пилила, а я эти предметы любил и когда учился в институте мечтал, что с  Тамарой Михайловной в одной школе работать буду , но жизнь распорядилась по другому. Я даже в страшном сне не мог представить, что она моей тёщей  станет.  Женщины слушали их разговор и рассказывали мужьям  о деревне. Они подошли к Николаю  и расспросили про деревню и узнали, что он собирается там жить. И как не странно нашлись желающие переехать в деревню Завидовка. Они создали инициативную группу, сходили на приём к меру и  изъявили своё желание переселиться в деревню. Эта деревня была для мера проблемой. Снести строения он не мог, так как упрямый дед  не давал этого  сделать.
-Я пока жив не дам деревне погибнуть, а помру делайте , что хотите. Не мешайте мне жить, а то губернатору и самому президенту напишу. Ветерана войны обижать нельзя и мер решил не связываться с дедом. Это был не простой дед а Герой Советского Союза.  В общем знаменитый дед на всю страну. Мер знал, что в ближайший год жилья не будет и с радостью согласился помочь. Через суд строения и землю признали бесхозными и люди получили право собственности и на землю и на строения. Они были рады и у всех сорока дворов появились новые хозяева. Дед Макар радовался. Не умерла деревня Завидовка.  Жива и будет жить . Саша поправилась ,выписалась из больницы и на следующей день они поехали в Завидовку. Николаю хотелось показать жене деревню и дом, в котором они будут  жить. Тамара Михайловна напросилась с ними и Николаю пришлось её взять. Он знал, что с тёщей лучше не спорить и лишний раз не портить отношения.  Было раннее утро , машин на дороге было не много и они подъезжали  к деревне. Николай собрался повернуть па просёлочную дорогу,  но услышал голос тёщи.
- Не здесь Коля. Проехай не много . Я скажу , где свернуть нужно. Там ближе будет. Николай сделал, как сказала Тамара Михайловна и они через десять минут были в деревне.  И откуда она знает про другую дорогу?- подумал Николай, но спросить постеснялся. Все вышли из машины и Николай показал на дом. Саша,  Егор в этом доме мы теперь жить будем и заметил, что тёща  взволнована.
 Тамара Михайловна, вам плохо. Нет Коля. Тогда смелее открывайте калитку и заходите в дом. Тёща молча подошла к калитке и остановилась.
- Смелее заходите. Это наш дом и  он заметил слёзы на её глазах. Она заплакала и её долго успокаивали и не могли взять в толк, что с ней могло случиться. Она успокоилась и рассказала  дочери и зятю
-Этот дом моих родителей. Саша здесь жили твои бабушка и дедушка.  Я родилась в Завидовке, а после окончания школы уехала в город и поступила в институт. В деревню я так и не вернулась. Наверно судьбе угодно было вернуть меня в эту деревню откуда я родом и ты Коля выбрал дом моих родителей. Они вошли в дом и Саша попала в прошлое, в котором жили её предки. Этот дом построил мой отец  после войны. Раньше на этом месте была старая изба. Отец всегда мечтал о большой и дружной семье, но не получилось. В доме всё осталось по старому, как много лет назад.
- Я здесь ни чего  не трогал. Саше виднее, что оставить, а что выбросить.  Правильно сделал- одобрила решение зятя Тамара Михайловна. Они растопили печку и вскипятили чайник. Тёща достала чашки из старого буфета, помыла и поставила на стол.
- Эти чашки моя мать на картошку во время войны выменяла. Она их  на стол только по большим праздникам ставила. Любила и берегла их. Всё так и осталось и даже чашки не пропали. Наверно старый граф до сих пор деревню охраняет.
-Это какой граф -поинтересовался Николай. Он начал собирать материалы для своего нового очерка и его интересовала любая информация  о жизни в деревне.
- Видите тот лес и она показала рукой в окно. Раньше до революции там был красивый парк и графское имение. В имении жил граф и его  семья, а как звали графа я не помню. Хороший был человек. Крестьян не обижал. Бесплатно грамоте обучал ,больным , сиротам помогал. Мне о нём моя бабушка рассказывала. У него свой театр был в имении. В революцию его и семью расстреляли. Много желающих было на графское добро. Всё что можно растащили и всё порушали и только жители Завидовке не взяли из имения ничего. Помнили доброту графа. Много хорошего для людей сделал он. Они жили  по христианским заповедям и одна из них не укради. Батюшка в церкви учил людей по совести жить. Батюшку тоже расстреляли , а церковь и иконы сожгли.   Графа и его семью к стенке поставили и перед смертью старый граф сказал пророческие слова. Он сказал- Кто моё добро из имения возьмёт того моя кара ожидает, а кто не позарится того от бед беречь и охранять буду. Над ним посмеялись и расстреляли.  Не поверили его словам, а зря. В войну в этих местах фашисты свирепствовали.  Жителей деревень живьём сжигали . От деревень одни пепелища остались и только Завидовка не пострадала. В неё  фашисты не пришли и все жители живы остались и даже мужики, которых на войну призвали вернулись живыми и здоровыми. После войны один мужик моему отцу рассказывал
- Фашисты спалили соседнюю деревню и кто уцелел решили в Завидовку податься. Они её не нашли. Долго искали. Вроде здесь должна , а нет, как испарилась вместе с жителями. На её месте лес густой стоит, а по опушке старый дед ходит. Мы к нему, а он рукой показывает.
- Идите отсюда. Я вас не просил моё добро тащить и меня расстреливать. Бог вас за жадность наказал.  Поняли , что пророчество старого графа сбылось. Сами себя за свою жадность наказали. Интересная легенда. Может легенда, а может и правда- закончила свой рассказ  Тамара Михайловна. Саша начала наводить порядок в доме и ей помогала мать. В старом комоде они нашли фотоальбом со старыми фотографиями. Они  рассматривали фотографии и её мать вспоминала свою молодость и свою не простую жизнь. Саша впервые на фотографиях увидела сою бабушку, дедушку и мать в детстве. Прошлое напомнило о себе и на глазах  матери появились слёзы.
- Завтра на кладбище сходим, навестим- сказала она. Они тогда совсем молодыми  умерли. Я училась в институте и меня приехал проведать отец. Привёз деревенских гостинцев. Я ему так рада была, но в тот год страшная эпидемия  гриппа была. Люди семьями умирали. Институт на карантин закрыли и мы в общежитии сидели и нас даже на улицу не выпускали.  Отец заразился и через неделю умер. Его похоронили, а следом за ним и моя мать умерла. В одной могиле лежат, а меня на похороны не пустили. Я так и не вернулась в деревню. Меня здесь не ждали и школы  не было где я могла работать. Утром Николай собрался в райцентр и тёща напросилась с ним. Ей было интересно посмотреть школу в которой будет работать зять и учиться внук. Она радовалась за Николая. Не зря трудилась пять лет пока он у неё учился, не зря. Институт закончил, а теперь и по специальности работать будет. Молодец. Тамаре Михайловне школа пришлась по душе. Просторные ,светлые классы , большие коридоры и на окнах красивые ухоженные цветы в горшках. Николай ушел сдавать документы, а она ждала его возле кабинета литературы и услышала знакомый голос.
- Тамара, какими судьбами- и она увидела Юрия, с которым училась в педагогическом институте. Юрий был её первой любовью, но она вышла замуж за его друга,  семейная жизнь у неё не сложилась  и она осталась одна с дочерью. Такой встречи она не ожидала.  Тамара рассказала ему, что её зять устраивается работать в школу,  а внук пойдёт в первый класс.
-А сама преподаёшь?- Как распределили так и работаю в городе в школе много лет. А ты?
- Я  в этой школе преподаю физику и ещё и директор.
А как личная жизнь?
- Жена два года назад умерла. Так и не женился.
- А ты?
 Я давно развелась . Дочь вырастила.
А каким ветром вас из города сюда занесло и она рассказала, что произошло в жизни её дочери и зятя.
Из кабинета вышел Николай и был удивлён увидев тещу мило беседующую с директором школы.
 Я все документы сдал. Можно ехать обратно.
- Ты Коля поезжай. Я позже приеду. Мне с Юрием Владимировичем поговорить нужно.
- А как вы до деревни добираться собираетесь?- поинтересовался  Николай.
Не проблема я её сам до деревни довезу. Не переживай и тёща осталась в райцентре.
 Николай заехал в магазин и купил почти всё по списку, который дала Саша. Он вернулся один в деревню и удивил Сашу.
А где мать потерял? спросила она.- Представляешь она в райцентре с директором школы осталась. Он сказал, что сам её привезёт.

-Ну мать даёт, везде знакомых встретит.
К вечеру приехала Тамара Михайловна и ошарашила всех новостью. Такого поворота событий не ожидал ни кто.
 Саша, Коля, вы только такого не подумайте- взволнованно сказала она.
- Я решила тоже к вам переехать.  Николай я с тобой в одной школе работать буду. Я Юрия встретила. В общем сами понимаете, не маленькие. Он моей первой любовью был. Он вдовец и я в разводе решили возобновить отношения.
- Мать, ты что замуж собралась? удивилась Саша. Может и замуж.  Какие мои годы. Такой счастливой Тамару Михайловну они давно не видели. Я в райцентре жить буду у Юрия. На следующей день Николай повёз тёщу в город. Проблем у неё было много. Нужно было сдать квартиру и уволиться из школы. После долгих уговоров остаться на работе ей с трудом удалось уволиться и квартиру она сдала через агентство.  Квартирантов нашли быстро и она получила деньги за аренду.  Тамара Михайловна забрала из квартиры почти всё и через неделю в деревню она привезла вещи, которые были так не обходимы семье дочери.  Полученные деньги от квартирантов   тоже решила отдать дочери. Тамара Михайловна жила в райцентре у Юрия и работала с зятем в одной школе. Она помогала ему советом и у них стали налаживаться   дружеские отношения. Она перестала его критиковать и в душе радовалась тому, что у неё такой хороший зять. Саша  не работала и занималась домом. Дом отремонтировали и подумывали о строительстве второго этажа в следующем году. Деревня преобразилась. На домах появились новые крыши и все занимались ремонтом. Люди жили дружно. Они все вместе праздновали праздники и дни рождения. Жили одной дружной семьёй и помогали друг другу в делах. Дед Макар был старейшиной  деревни и все жители относились к нему с уважением и почтением и как иначе, если бы не он они не оказались в деревне и возможно их жизнь сложилась иначе. Он помогал им жить в деревне, кому делом, а кому и советом. Все они в прошлом были жителями города, а жить в деревне целая наука, которую они постигали каждый день. Мер тоже постарался помочь жителям и к зиме в деревню приехал грузовик с гуманитарной помощью. Жители города не остались в стороне  и собрали зимние тёплые вещи и тоже отправили в деревню. Из грузовика выгрузили и люди брали себе всё, что им было нужно.  Они были благодарны людям, которые были не равнодушны к их беде.
Лариса примеряла полушубок из искусственного меха и вспомнила свою прежнюю жизнь.
Мой размер, а раньше я в норковой шубе форсила.
- Да ты и в этом полушубке как королева. Носи и радуйся - одобрила выбор Клавдия Ивановна и все женщины дружно засмеялись. Деревня их всех сдружила  и если раньше они только здоровались с друг другом, то теперь помогали пережить  трагедию. Прошла зима и наступила долгожданная весна. Жители стали сажать овощи и все дружно помогали друг другу копать землю. Земли было много  и они  купили мотоплуг и работа пошла быстрее. К концу мая у всех были посажены овощи и все мечтали об урожае и их мечты  оправдались. В тот год был не бывалый урожай овощей, а в лесу грибов и ягод. Саша и Николай собрали много овощей и встал вопрос, куда девать лишнее.
- Мы столько не съедим.
- А я подумал. Надо магазин в деревне открыть и излишки продавать. Он поговорил с жителями и они поддержали его инициативу. В сентябре в деревне заработал ларёк по продаже овощей и из  райцентра стали приезжать люди за овощами. За зиму  всё продали и встал вопрос, что делать с деньгами от продажи овощей. Николай предложил купить не большой трактор и его инициативу поддержали все жители. Весной у них был трактор и тракторист тоже нашелся из местных жителей.  Летом в деревню нагрянули братки и стали устанавливать свои правила. Народ собрался в центре деревни и слушали их молча.
- Хорошо живёте. Магазин есть. Доходы имеете. Платите.
-А , кому платить - раздался из толпы голос Клавдии Ивановны и за , что мы вам должны  платить? За то что  выжили и не погибли под развалинами, за то, что горбатились всё лето. Она не побоялась , вышла из толпы и в упор посмотрела парню в глаза. 
- Все мы тут из разрушенного дома. Мы с нуля свою жизнь начали. А ты с нас плати. Чем нам платить можешь скажешь? Она снова посмотрела на парня и он напомнил ей погибшего сына . У неё защемило сердце и она заплакала.
Ладно успокойтесь. все. Я не в курсе был, что вы из города. Извините. Проблемы будут звоните и он протянул визитную карточку. Клавдии Ивановне. Прости мать. Я вашу деревню   в обиду не дам и они уехали. Все восхищались Клавдией Ивановной. Не побоялась. Сказала всё, что думала.  Она вспоминала того парня. Запал он ей в душу. На сына погибшего похож и она набравшись смелости через неделю ему позвонила. В трубке услышала его знакомый голос .
Я вам из Завидовке звоню- волнуясь сказала она. Что мать случилось? Да пока всё нормально. Я вас к себе а гости на пироги приглашаю. Парень опешил. Его всё время приглашали на разборки, а на пирожки в деревню ни когда. Я обязательно приеду в воскресенье.  Через три дня он сидел в доме Клавдии Ивановны и пил чай с пирогами. Он смотрел на эту простую женщину и представлял свою мать. Мать , которую ни когда не видел. Вся его жизнь прошла в детском доме, а как хотелось, чтобы его дома ждала мама. Михаил, так звали молодого человека, смущаясь  попросил разрешения по чаще приезжать к ней и она обрадовалась, словно обрела сына.
 Приезжай. Я ждать буду. Дом большой. Вот только крыша не много протекает.  Не волнуйся мать. Починю. В детских мечтах он представлял мать такой, как Клавдия Ивановна. Через неделю из города приехала бригада строителей и сделали ремонт дома, а Михаил переселился жить в Завидовку. Деревня менялась. На месте ветхих домов стояли добротные постройки. Николай часто заходил к деду Макару и они  по долгу беседовали. Деду было что рассказать о той прежней жизни деревни и о её жителях, которые нашли покой на деревенском кладбище.
- А вы воевали в этих местах? поинтересовался  Николай  и дед начал долгий рассказ о войне. Я в этих местах партизанил, а после на фронте воевал .  Всего насмотрелся.
- А награды у вас есть?
- Есть- не много помолчав ответил дед. Он молча ушел и вернулся в гимнастёрке, которую хранил с войны. На ней были и ордена , медали и  Звезда Героя Советского Союза. Звезду я получил за партизанский отряд. Ордена и медали на фронте. До Берлина дошел. Я гимнастёрку только на день победы одеваю, а так в шкафу лежит. В деревне про мои подвиги  все знали. Я партизанским отрядом командовал в двадцать лет.  Много немцев мы на тот свет отправили.  Один раз они меня поймали и на деревенской площади решили показательную казнь устроить, но ребята вовремя подоспели. Полицаев перестреляли и меня освободили.  В Завидовке я родился и после войны вернулся в родную деревню. Знал, что деревню война стороной обошла. Наверно правда, что старый граф охраняет нашу деревню. Бережет от беды. Все деревни во круге фашисты спалили, а Завидовку не нашли. Вот такие дела.
-Я сам видел старого графа, когда один в деревне остался. Вымерла Завидовка. Молодые в город подались , а старики на погосте лежат и только я один остался. Одиноко стало. Вечерами бродил по деревне и вспоминал жителей и кто в какой избе жил и вижу по улице старик идёт. Думаю, кого в поздний час в деревню занесло, а присмотрелся и своим глазам не поверил. Старый граф деревню дозором обходит. Я его один раз видел, когда ребёнком был.
- Он мне говорит. Хожу охраняю  Завидовку. Тебе тут тоже одному тяжело стало и одиноко. Поезжай в город. Там  люди без крыши над головой остались. Помоги им, а то скоро от Завидовке одни воспоминания останутся. Мне не кого охранять от бед будет. На следующей день я поехал в город и там узнал о трагедии. В редакцию пошел и тебя встретил. Жива Завидовка и жить будет и ещё граф попросил, чтобы  в деревне часовню построили на месте сгоревшей церкви, где люди могли помолиться за близких. Хочешь верь, хочешь не верь, но я графа своими глазами видел.
Жизнь в деревне пошла людям на пользу.   Николай отремонтировал дом и построил сарай. Егор жил у бабушки в райцентре и учился в школе. По началу бабушка пыталась воспитывать внука по своему исходя из богатого педагогического опыта, но вскоре она отказалась от своей затеи. Он был развит не погодам и задавал такие вопросы на которые бабушка не могла найти правильный ответ. Егор мог поразить кого угодно своими знаниями и находчивостью. Однажды он спросил у бабушки- А кто такой Наполеон и она была удивлена этим простым вопросом.
-Егор , ты прекрасно знаешь, что  Наполеон французский полководец.
 А вот и нет. Наполеон торт и даже очень вкусный.  Так что получается есть два Наполеона. Один торт, а другой полководец. Его ответ сразил бабушку на повал.
 Сбылась мечта у Николая. Он завёл рыжую дворняжку, о которой  мечтал  с самого детства. Он долго искал  собаку и объездил не мало приютов, но рыжей масти не было. Николай стал терять надежду и вдруг на обочине дороги увидел собаку своей мечты. Она сидела и жалобно скулила. Николай остановил машину , открыл дверь и собака сама запрыгнула в салон. В деревню он вернулся со своей мечтой. Собаку назвали Найдой и она прожила с ними до самой смерти.  А потом появились два очаровательных котёнка. Николаю подарили ученики в школе, в которой он работал. Им нравилось жить в деревне. Часто приезжала мать с мужем и Саша  радовалась за мать и за её  семейное счастье. Вечерами она часто вспоминала Верочку, Диму и их дочерей. Девочки  жили у Вериной свекрови и Саша решила их навестить. Она уговорила Николая и они в выходные поехали в город. Она знала , где живёт Верина свекровь и проблем не было с поиском адреса. Саша звонила в звонок, но им не открывали. Из соседней квартиры вышла пожила женщина и сказала, что в квартире ни кто не живёт.
- А вы кого ищите - поинтересовалась женщина.
Я знакомая и хотела узнать, как поживают дочери Веры и её свекровь. С Верой жила в одном доме и я с ней дружила и она снова вспомнила счастливое лицо Веры до её гибели.
- Свекровь Веры умерла от инфаркта. Не смогла пережить гибель единственного сына, а девочки в детском доме. Ни кто их не взял, а девочки такие хорошие. Я сама плакала , когда их забирали. Жалко было. Да и какая жизнь в детском доме.
- А в каком детском доме они. В городе он один. Сходите туда. Возможно они там. Женщина попрощалась  и ушла по своим делам. Саша не могла  поверить в то, что дочери Веры в детском доме и они сразу поехали туда. Девочки оказались там и  Саша попросила директора их увидеть. Она разрешила.
-Эти девочки такие проблемные. Мы не знаем, что с ними делать- рассказывала Саше воспитатель.
-Поедят , в уголок забьются и сидят. Мы их мышками прозвали, но это и понятно сначала родители погибли, а потом и бабушка умерла. Стресс своё дело сделал. В игровой комнате девочки сидели прижавшись дуг к другу. На Сашу смотрели заплаканные два сереньких личика и определение мышки им подходило.  Саша тихонько подошла к детям и они её узнали и первое, что она услышала от них.
- Забери нас отсюда. Забери. Саша обняла девочек и пообещала их забрать.   Она посоветовалась с мужем и они решили их удочерить. Директор детского дома обрадовалась и помогла с оформлением документов. Шансы на удочерение сразу двоих у девочек были крайне малы, а по закону было запрещено разлучать родных сестёр. Через месяц девочки  стали дочками Саши и Николая. Они поселились в деревне и радовались жизни. Девочки отошли от пребывания в детском доме и через месяц на Сашу смотрели две симпатичные  девочки похожие на Верочку.
- Семья у нас теперь большая. -сказал Николай. Большая- согласилась с ним Саша. То только Егор у нас был, а теперь Соня и Вика. Мы стали многодетными родителями. Я даже и не думал раньше, что Верочкиных детей воспитывать будем и я тоже не могла представить, что для них матерью стану.
- Саша, а давай козу заведём. Молоко козье оно полезное и детям необходимо. Я к сараю пристройку сделаю и там держать будем.
- Коля . Я не против козы, но я не знаю, как за ней ухаживать и как доить. В жизни Саша можно многому научиться и наши жители тебе помогут. В деревне люди держали и коз и кроликов и поучиться у кого было. Через месяц они приобрели козу. Саша довольно быстро научилась ухаживать за козой и у детей было козье молоко так полезное для здоровья. В Завидовке зазвучал детский смех, а через полгода им снова позвонили из детского дома и попросили приехать. Саша и  Николай собрались и поехали в детский дом. Они долго не могли понять зачем их там ждут. Документы на детей были в порядке и что за причина они не знали. В детском доме их встретила директор и  пригласила в свой кабинет.
У нас с документами всё в порядке и дети  не плохо живут.
-Я в этом не сомневаюсь. Мне с вами нужно поговорить совсем о другом.
- В детский дом поступили два брата близнеца. Их нашли на железнодорожном вокзале. Дети здоровы, но вы наверно в  курсе, что их разлучать нельзя. Девочек вы  удочерили, а может и их к себе в деревню возьмёте. С документами я вам помогу. Вы пока в группу сходите и посмотрите на них. Возможно они вам приглянутся. Хорошие мальчики. Саша и Николай с интересом разглядывали близнецов. Дети  не замечали их и играли в настольную игру и тут один из мальчиков в упор посмотрел на  Сашу и улыбнулся и она уже не сомневалась, что мальчики будут жить у них. Николай тоже был рад усыновить  детей. Им помогли с оформлением и мальчики  переехали жить в деревню.
Саша мы с тобой на троих не остановились. Теперь их пятеро. Три  мальчика и две девочки. Посмотри какие помощники  растут у нас. Не зря живём.
Не зря Коля .
Шло время дети подрастали  и им выделили машину, чтобы возить детей в школу. Они все учились хорошо и Саша радовалась успехам детей. К дому пристроили второй этаж и стало просторно. Их  примеру последовали и другие жители деревни и во многих семьях появились приёмные дети, а в других родились свои. Саше помогала мать. Она каждые выходные приезжала и занималась с детьми и в душе радовалась за дочь и зятя. Тамара Михайловна часто говорила дочери
- Чужих детей не бывает. Они просто дети и как воспитаешь их так они и вырастут. Всё зависит от семьи в которой они живут. Поверь моему большому  педагогическому опыту.
 Прошло пять лет с того момента, ка они переселились в Завидовку и не пожалели о своём решении. В один из зимних вечеров Саша почувствовала себя плохо. Кружилась голова и по утрам тошнило и она съездила в райцентр в женскую консультацию.
- Вы беременные. Срок восемь недель- обрадовал  Сашу врач. Рожать Будите или нет?- поинтересовался у неё доктор.
- Я подумаю и Саша вышла из кабинета. Она поехала к Николаю на работу, дождалась окончания всех уроков и они поехали домой в деревню.
Саша, а что сказали врачи?- поинтересовался муж.
- Дело в том , что я в положении и не знаю, что делать.
- Рожай родная. Рожай. Где пятеро там и шестой не помешает. На каждого у бога найдётся ложка- искренне обрадовался Николай. В положенный срок Саша родила здоровую девочку и её назвали Дарьей.  Все жители Завидовке дружно поздравили их с рождением дочери и подарили коляску. Поражали и близнецы. У детей был талант от бога. Николай заметил, что дети любят рисовать и рисунки их были нарисованы так, как будто рисовал взрослый талантливый художник. Он отобрал несколько рисунков и показал в школе учителю рисования. Он был поражен талантом детей и сам стал их учить технике рисования.  Николай подарил им на Новый год мольберт краски и бумагу и дети рисовали картины. Каждый из них был талантлив по своему. Серёжа любил рисовать пейзажи, а Антон рисовал портреты. На восьмое Марта   Антон подарил Саше её портрет с Дашей на руках. Николай был поражен талантом ребёнка, а Серёжа подарил акварель с изображением деревни. В Завидовке организовали  первую выставку рисунков ребят и все жители узнавали и себя на портретах и окрестности деревни в которой они жили. О таланте детей шла слава и у них стали заказывать работы. Деньги заработанные от продажи картин дети отдавали родителям и просили отложить на одно благое дело.
Годы шли и дети выросли. Егор пошел по стопам отца и  бабушки. Он окончил педагогический институт и работал в школе, где отец стал директором.  Вика заканчивала медицинский институт и мечтала вернуться в деревню и работать терапевтом. Соня окончила ветеринарную академию и работала  в райцентре в ветеринарной клинике. Она  с детства любила животных. От старости умерла  любимая собака Николая и она привезла из города рыжего породистого щенка и подарила на день рождения отцу.
- Вот тебе от меня подарок. Воспитывай и Николай увидел рыжее чудо.
 Братья учились в Москве на реставраторов. Персональные выставки братьев собирали аншлаг и портреты Антона  висели на почётном месте в богатых домах. Подрастала и Даша. Жизнь шла своим чередом.
Заболел дед Макар. Николай зашел его проведать.  Он лежал на старой кровати и смотрел на Николая.
- Я скоро умру Коля. Отжил я своё. Буду Завидовку от плохих людей вместе с графом охранять и от напастей оберегать.
 Утром дед Макар тихо умер. Его хоронила вся деревня и каждый житель был ему благодарен за жизнь в деревне. У Николая в доме висел портрет  деда Макара , который нарисовал Антон и он часто вспоминал деда. Прошло её три года и в деревню приехали братья.
- Отец, мы тебе не говорили на что мы копим деньги, а теперь раскроем свой секрет.  Мы решили построить в деревне храм, как велел граф и скоро начнётся строительство. Храм помогала строить вся деревня. Братья  сами расписывали и рисовали лики святых . Из города приехал священник и освятил храм. Он был поражен убранством храма и остался в деревне. И снова жители ходили в храм молиться и снова батюшка учил людей жить по христианским заповедям, как когда то давно жили их предки. И Николай вспомнил разговор с дедом Макаром.
  Я Коля старался не нарушать  христианские заповеди, но у меня не получилось. Большой  грех на мне.
- Вы о чём?- не понял Николай.
- Есть одна христианская заповедь  Не убей, а я Коля  убивал фашистов. Я когда первого немца убил. В него в упор выстрелил. Молодой он был, мне ровесник. Долго не мог  успокоится. Я человека убил и заповедь нарушил, а меня мои товарищи в деревню отвели и показали виселицы, на которых старики и подростки висели и сожженные избы. Я всё понял и не жалел фашистов. Я защищал свою Родину и их к себе не приглашал русский народ убивать и наверно мне там этот грех простят.
 Отец мы давно мечтали отреставрировать графское имение и на следующий год возможно воплотим нашу мечту. и Николай порадовался за детей
- Не зря я их вырастил. Не зря вложил всю душу. Не зря.
 Через год началась реставрация графского имения. По старым фотографиям они восстанавливали здание в первозданном виде. Николай принимал активное участие в восстановление усадьбы. Они разбирали подвал и в кирпичной кладке нашли тайник. В тайнике была спрятана старинная шкатулка с царскими золотыми червонцами. Монет было много и они с интересом их рассматривали сидя на чудом уцелевшей скамейки и увидели старого графа и деда Макара.
-Это вам на благие дела и старики исчезли в тумане и Николай поверил в легенду про старого графа. Он сам видел и графа деда Макара.
- Ребята, а что в имении будет- поинтересовался у них Николай.
 В имении будет санаторий для жителей деревень, а на эти деньги купим самое современное оборудование. Пусть здоровье поправляют.  Они заслужили и он одобрил решение сыновей. Время шло . Выросла и Даша. Она осталась жить в деревне. Вышла замуж и была счастлива. Егор женился и часто приезжал с женой в гости. Появились и внуки. Сергей и Антон  стали известными  художниками. Вика  работала терапевтом в райцентре, а Соня стала главным ветеринарным врачом в области.
 Саша и Николай отмечали годовщину свадьбы и вспоминали свою жизнь.
- -Не зря мы Саша живём. Шестерых детей вырастили и дорогу в жизнь дали.
- А скольких ты Коля выучил и теперь Егор продолжает династию учителей.
Если бы ни  Тамара Михайловна, я врятли учителем стал- подумал Николай.
- А не плохих детей мы вырастили . Всем образование дали и жить по совести научили. Если бы не Завидовка ещё не известно, как у нас жизнь сложилась. Многому нас деревня научила и дед Макар. Он и после смерти нас от дурных людей и поступков охраняет.
- Знаешь Саша я решил книгу написать о Завидовке и людях, которые в ней живут и будут жить. О деде  Макаре и старом графе и о нас и нашей с тобой жизни. Пусть все знают , что в России есть деревня Завидовка.  Николай написал книгу и её напечатали и у каждого жителя деревни была эта замечательная книга и по своему счастливая жизнь в деревне  Завидовка.