Рождественский подарок

Город Болонья, расположенный на севере Италии, раза в четыре больше нашего Бриндизи, и по протяжённости, и по числу жителей. Однако, там нет моря, да и погода в это время, оставляет желать лучшего. Зато Болонья считается кулинарной столицей Италии. Именно этот факт и послужил причиной моей внеплановой поездки туда на прошлой неделе, в самый канун Рождества.

Болонья - родина не только соуса "болоньезе", но и тортеллини, и суго болонезе, колбас сальсичча и мортаделла. Мы, как русские люди, любим вкусно поесть. А поскольку к нашему рождественскому столу ожидался многочисленный "десант" из бывшего отечества, то по сложившейся доброй традиции, наша семья решила сразить дорогих гостей широтой итальянского размаха с русским хлебосольным отливом.

Моя Ольга заранее купила мне билеты туда и обратно, забронировала отель и напутствовала: "Без сальсиччи и мортаделлы не возвращайся". Конечно, всё это можно было бы купить и у нас, но сам факт, что продукты именно "от изобретателя" и производителя, уже даёт повод для некой гордости. Это как тульский пряник. Его можно купить и в Нижнем Тагиле, но тот, что выпечен в Туле - вкуснее! Знаю, потому что пробовал и там, и там.

Затарившись колбасами, тортеллини и суго болонезе, я решил три часа, остававшиеся до вылета, скоротать, за просмотром болоньевских достопримечательностей. "Сходите в городской Музей античного искусства, - посоветовал "ресепшн", - там есть, что посмотреть".

И правда, настолько увлекательной оказалась экспозиция, что я чуть было не опоздал на самолёт! А раскрыть рот, было от чего. Хотя, справедливости ради, нужно констатировать, что античным искусством в Музее античного искусства, мягко говоря и не пахло. Зато из всех подрамников, стеллажей, ящичков и шкафчиков, сверлил меня революционным взглядом Джузеппе Гарибальди!

"Я понимаю, что Джузи - это наше всё, - обратился я к музейной синьоре, - но отчего его так много? Да и в античное искусство, рисорджименто, как-то не совсем вписывается!"

- Он вам не нравится?

- Ну почему же, я с уважением отношусь к Гарибальди. Хотя, он не женщина, чтобы нравиться!

- Я догадалась. Вы - русский!

- ?!

- Да, да! Так могут шутить только русские!

- Если я вас правильно понял, итальянцы лишены чувства юмора напрочь?

- Нет, что вы! Итальянцы тоже любят и умеют шутить, но не в отношении своего славного прошлого.

Увидев мою густо-красную сконфуженность, синьора улыбнулась и как-то загадочно кивнула: "Пойдёмте со мной, я вам кое-что покажу".

Пройдя два зала, мы оказались у небольшой витрины с двумя парными миниатюрами, выполненными акварелью на слоновой кости, размером, примерно 7 х 9. Это были портреты двух молодых людей, работы французского художника Сен Даниэля. Лицо дамы у меня не вызвало никаких ассоциаций, но вот мужчина, показался мне до боли знакомым! Миндалевидные глаза, курчавые волосы, длинный грузинский нос с горбинкой... Ну, конечно! Это же князь Сергей Трубецкой! Этот портрет я видел в издании его "Записок", подготовленных дочерьми декабриста в 1906 году и там была чёрно-белая репродукция, а здесь оригинал в цвете!

Я прямо подпрыгнул от неожиданности. Просиявшая от произведённого эффекта музейная синьора, торжественно объявила: "Это князь Сергей Трубецкой и его супруга, урождённая графиня Саваль". - "Лаваль, - поправил я, - девичья фамилия Екатерины Ивановны - Лаваль! Неужели, это она? О таком изображении княгини, не то что я, музейщики и архивисты в России даже не подозревали!" - "Да, - сверкнула глазами синьора, - это супруга князя Трубецкого. Портреты выполнены сразу после их венчания".

- А как эти миниатюры попали в ваш музей?

- Согласно описи, портреты были приобретены у частного лица ещё в 1930-е годы. Во всяком случае, в каталоге музея за 1938 год, они уже значились.

Какое счастье, что я, как в той российской программе "всегда с собой беру - видеокамеру" (в данном случае - фотокамеру)! Отрываюсь от витрины: "А возможно сделать фото с этих миниатюр?" И уже думаю про себя: "Отдам все наличные, сколько бы не запросила".

- Фотосъёмка экспонатов, входит в стоимость входного билета. Пожалуйста!

Я почему-то вспомнил российский ГИМ. Там крахоборы, за один снимок, дерут с трудящихся от 5000 до 8000 рублей. Здесь, в Болонье, я за два уникальнейших (для меня, уж точно!) снимка, заплатил 25 €. И это при том, что за те же деньги, я "досыта" насмотрелся на легендарного Джузи!

"Классные фотки, - сказал мне сын, когда увидел дома, как я перекидываю файлы из камеры в компьютер, - но мама тебя колбасы просила купить. Ты купил?"

Алёшка вернул меня на грешную землю и я, выключив компьютер, пошёл распаковывать сумки...


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.