Дары севера

Леонид Хандурин
   Начало июля 1971 года. Мы из Каунаса через Ленинград едем в Североморск. До Ленинграда добираемся без приключений. В Ленинграде в ожидании поезда на Мурманск бродим по городу несколько часов. Предыдущий раз в Ленинграде я был пять лет тому назад и в памяти ещё были свежи воспоминания о всех достопримечательностях города на Неве. Прошлись по некоторым знакомым местам, а на большее времени не хватило.

   К поезду Ленинград — Мурманск мы не торопились и на перрон вышли, когда все пассажиры заняли свои места. По этому маршруту я ехал впервые и всё мне здесь было интересно. Много слышал и читал о Карелии и ждал, когда будет светлое время, чтобы увидеть красоту этих мест.

   Проснулись, когда было довольно позднее утро и за окном действительно была неописуемая песенная красота: то и дело мелькала гладь озёр, голубые, зелёные и, словно покрытые инеем, ели, могучие сосны и между ними берёзы, берёзы. Изредка мелькали развалившиеся старые лагерные бараки, окружённые перержавевшей колючей проволокой с такими же разваливающимися сторожевыми вышками. Так мы ехали очень долго.

   Где-то, в районе Оленегорска, уже за Полярным кругом, вдалеке в лесу, на возвышенности увидели красивые постройки. Они были далеко и мелькали между деревьями, но было видно, что строение добротное и не так давно построенное. Старожилы, которые ехали в поезде, рассказали, что это правительственная дача, которая была построена для Н. Хрущёва и, якобы, побывав здесь, он отменил северные надбавки, сказав: - Я сюда отдыхать приезжаю, а вы здесь надбавки получаете за постоянное проживание, как на курорте. Насколько это верно трактовали соседи по купе, я не знаю, но факт, что такой разговор состоялся.

   На одном из разъездов мы долго ждали встречного поезда. Все высыпали из вагонов и, какая красота, в нескольких метрах от железнодорожного полотна словно ковром вся поляна была устлана брусничником с гроздьями крупных ягод. Нельзя было удержаться, чтобы не собирать её прямо под ногами. Мы после этого ещё долго вспоминали про эти лесные богатства Севера.

   До Мурманска добрались без происшествий и так же спокойно добрались до Североморска. Через неделю я уже был почти старожилом «на северах». Занимался своим делом, а в свободное время знакомился с окрестностями. Особенно мне нравилось в свободное время ходить на сопки. Первое время я несколько раз на скальном грунте проваливался по колено в воду. Смотришь, красивая травяная лужайка, а только станешь на неё и по щиколотку, а то и по колено в воде. Это под травой такие глубокия лунки, наполненные водой, прикрытые травой.

   Прошло ещё недели две. Однажды иду по дороге, смотрю морошка растёт, а я её ни разу ещё не попробовал. Думаю, дай сорву, попробую. Набрал полную горсть, иду себе, жую. Навстречу идёт парень и внимательно на меня смотрит, показался мне знакомым, нет, просто показалось. Я оглянулся и он оглянулся. Стараюсь вспомнить, нет, точно его не знаю.

   Пришли на обед, пообедали. Только вышли со столовой, видим объявление, что сегодня футбол на стадионе. Пошли туда. По дороге оказался магазин и мне так захотелось шоколадных конфет. Я зашёл и взял триста граммов «Буревестника». На стадионе, пока смотрел игру, съел все конфеты, даже никого не угостил. Где-то за пятнадцать минут до окончания матча у меня началась кружиться голова и всё в глазах начало двоиться, хотя голова не болела и даже не подташнивало. Странное какое-то состояние. То-то я заметил, что на конфетах был чуть беловатый налёт.

   Поскольку голова немного кружилась, то на ужин я не пошёл, взял в буфете бутылку кефира и это был весь ужин. Прилёг отдохнуть и не заметил, как уснул.

   Проснулся утром, голова не болит, чувствую себя хорошо и я пошёл на работу. По дороге я, на всякий случай, зашёл к доктору и рассказал о том, что со мной было вчера. Доктор, молодой парень, принял меня приветливо, распросил, что я кушал и тоже согласился, что это от конфет или акклиматизация. Он дал мне таблеток и сказал, чтобы я принимал эти таблетки, если головокружение повторится.

   Довольный, я вышел от доктора и знакомой уже дорогой заторопился к своим, понимая, что подвожу их опозданием. Но увидев морошку, не удержался и сорвал несколько веточек. Навстречу мне снова попался тот же парень и снова он на меня смотрел, как на старого знакомого, а я его никак не мог вспомнить. Увидев меня, он спросил: - Зачем вы это кушаете? Как зачем, это же морошка?!- ответил я. Он замахал руками и быстро-быстро заговорил: - Нет, нет! Это волчьи ягоды! Я остановился, как вкопаный и у меня перед глазами пронеслись события последних двух дней. Значит, конфеты ни при чём и доктора я запутал своими рассказами. Выбросив волчьи ягоды, поблагодарив своего нового знакомого, я побежал опять к доктору.

   Увидев доктора около медпункта, быстро рассказал ему всё, что со мной произошло. Он сначала расхохотался, а затем начал меня благодарить. К нему оказывается приходили несколько раз с детьми, у которых были такие же симптомы. - Но мне уже за тридцать — ответил я. Он отпарировал —  Тем более, для меня будет наука и вы запомните, что морошка, это ягоды жёлтого цвета. А теперь ещё и будете знать, какие симптомы имеет отравление галлюциногенами, которыми являются волчьи ягоды.

   После этого на севере со мной происходили только хорошие события.

                Рига — Каунас — Ленинград — Североморск. 1971 год.

   Следующий рассказ читать здесь: http://proza.ru/2018/12/15/1261