Вита -Лина

Рита Кубанская 2
Рита Кубанская

                Нашей маме и бабушке Светлане  Афанасьевне с любовью

                Вита-Лина


 Мои родители долгие годы мечтали о сыне. И имя  ему выбрали – Виталий. Мама забеременела когда ей было тридцать семь, а папе – сорок лет. Но когда вместо долгожданного мальчика родилась я – у родителей случился шок. Мама дважды была на УЗИ, но я , чувствуя  ,наверное , что меня совсем не ждут, поворачивалась так, что пол  ребенка невозможно было установить.
Женщина есть женщина. Кормя меня грудью, мама приняла меня как данность. А папа впал в послеродовую депрессию, которая свойственна в основном молодым мамам. Вывела из угнетенного состояния папу не психолог, а мама.- Юра ,ты хотел бегать по утрам с сыном, ездить на рыбалку. Кто тебе мешает это делать с ..Виталиной? И папа от слов мамы и озвученного впервые за две недели имени новорожденной девочки, начал  оживать.
    Каждое утро мы с папой делали гимнастику и бегали в нашем сквере. Это перед его работой и моей школой. А до школы , перед садиком делали гимнастику дома. -Юра,- пробовала мама отговорить папу,- зачем Виталину будить на полчаса раньше, они ведь в садике делают гимнастику .Но куда там! Папа стоял на своем. А вот с совместной рыбалкой у нас ничего не вышло: во время одной из них я выпала из лодки в воду .И хотя на мне был жилет и папа мгновенно выловил меня – страх перед большой водой остался у меня на всю жизнь. По настоянию папы я ходила в многочисленные спортивные секции. Отсеивался бокс, появлялся волейбол…Так что друзья детства у меня в основном мальчишки.
   Родители и учителя звали меня Виталиной. Одноклассники  -Витой, а мои друзья- мальчишки – Линкой.- Линка, выходи!,- кричали они под моим окном. На балкон выходила мама в своем традиционном домашнем наряде- прямой юбке светлых тонов   и  свободной  кофточке в мелкий цветочек или в полоску. На ногах – не растопанные и такие удобные,на мой взгляд, комнатные тапочки, а мягкие домашние туфли на маленьком каблуке. Халатов мама не носила! У нее был один-единственный- банный. Пушистые волосы мама всегда собирала в аккуратный валик До моего рождения  она была концертирующей пианисткой. -Виталина выйдет через полчаса/или вообще не выйдет/,- сообщала она информацию ожидающим меня друзьям.
     Я рано начала говорить и еще раньше начала играть на фортепиано .Поступила в музыкальную школу, окончила ее с отличием. Мама очень надеялась, что музыка возьмет верх в моей жизни. Музыкантом я не стала. Но мама, сама того не ведая, многое сделала для того, чтобы я сделала правильный выбор. Сколько я себя помню - я всегда помогала маме готовить на кухне. Сначала это была выпечка, салаты. Лет с 10-12 я готовила уже полноценные обеды и ужины .У мамы была такая тактика: несколько раз я помогаю ей готовить борщ/плов ,рагу и т.д./, а потом готовлю сама .В присутствии мамы, конечно. Я записывала-запоминала, количество ,последовательность закладки продуктов, время приготовления. В первое время мною приготовленные блюда совсем не отличались от маминых .Но все время быть зажатой в рамках рецепта, мне было скучно/мне хватало папиного -моего спорта, где железная дисциплина иногда была равносильна удавке на шее/.И я стала что-то добавлять сама. Мама эти новшества мои только приветствовала. Особенно мне нравилось фантазировать с выпечкой. После 2-3 раз рецепт традиционного пирога и печенья, превращался в совсем новый .И еще мама меня научила шить и вязать, чисто стирать и правильно гладить…-Женщина все должна уметь,- говорила она. Моя мама умела все !И меня научила многому. Вот только дома я любила ходить в рубахе-разлетайке , брюках или шортах. И. поверьте не из вредности и не в знак протеста, а в обычных комнатных тапках без задника. Просто мне так было комфортно!
    А теперь пора вас познакомить с самым главным человеком в моей жизни- бабушкой .Но звала я ее бабушкой в детстве  очень редко.- Ты кто?,- спросила я ее , когда мне было чуть больше года –Твоя бабушка,- ответила она. А мне это слово ничего не говорило. -Я -мама твоего папы. Поняла? -Мапа ,- утвердительно кивнула я головой. Мапа жила в Заозерске ,бывшем военном городке. Мои дедушка и папа были офицерами. Сколько родители не звали ее к себе- она отказывалась.-Линочка, здесь все мое, родное…Ну куда я без этого? К ней я стремилась всегда! Я и жила бы у нее, и ездила, не смотря на долгий путь в школу. Но родители, естественно, хотели, чтобы их девочка жила с ними. В конце же  недели я  ,предчувствуя радость встречи с бабушкой, не ехала на маршрутке, а летела на скоростном лайнере !Она раньше родителей поняла мое предназначение в жизни, подарив мне толстую книгу-тетрадь для записи рецептов. В кожаной рифленой обложке, с кожаной ажурной закладкой и кармашком для карандаша. И где только сыскала такой раритет? Я ей везла в самодельно-сделанной коробочке/специально ходила на курсы/мои печеньки, вафли ,пирожки ,кексы…Какое было удовольствие смотреть , как она кушает! Мапа обязательно уточняла  рецепт.-А что, 230 граммов масла и одни желтки это принципиально?,- спрашивала она.- Еще как!,- отвечала я. А потом к нам на второй чай присоединялась моя подруга Катя – единственная и на всю жизнь. Она жила в доме напротив. Мы могли говорить с ней обо всем! И не важно, что виделись только в выходные и летом. Я на свои секции моталась летом из Заозерска.- Детонька,- сокрушалась моя мапа,- ты на тренировках устаешь, а потом еще ехать 50 минут.- Да что ты,- говорила я. -Зато мы с тобой будем гулять, готовить и говорить-говорить…Я почему-то еще маленькой дорожила каждой минутой общения с моей бабулей.- Это от того, что родители твои уж очень серьезные люди, потому что взрослые,- добавляла Катя.- Но ведь мапа на 20 лет старше папы, своего сына.,- возражала я ей.
Как-то  смотрела передачу по ТВ, где люди вспоминали свои счастливые минуты детства .Я  их  тут же для себя определила: моя мапа, кулинария и музыка. Когда я музицировала или что-то  пекла, я отрешалась от всего окружающего.И такая была в этом радость!
-А как же родители?- вправе спросить вы.  Знаете, я любила болеть в детстве. И все делала, чтобы болеть чаще. И не потому, что в дни болезни я пропускала секции и ежедневные пробежки. А потому, что чувствовала нежность и тревогу обо мне родительскую. Мама, никогда не обнимающая и не целующая меня, в дни болезни прикасалась к моему лбу губами. И пусть это был и не поцелуй вовсе, а измерение температуры , я была в такие мгновения очень счастлива. -А папино ежедневное тревожное»ну как Лина сегодня?» - плавили все мои обиды и непонимания. Вот я и ела зимой снег, сосала сосульки, хотя болела всегда очень  долго, тяжело.
И находила оправдание родителям. Они, столько лет мечтавшие о сыне, выработали свою сугубо мальчишечью концепцию его воспитания. А когда родилась девочка- просто переложили ее на меня.                В 17 лет я, учась  в колледже на кондитера, стала победителем в конкурсе на лучший кондитер года .Победили мои лимонно-творожные кексы»Пятнадцать гномов» с индивидуальным оформлением. Известный ресторатор Влад Юрьев вручил мне приз. И, признаюсь, мне это было приятно.
       Мама  умерла в пятьдесят семь, оторвался тромб. Папа сильный , волевой /без него мама сама ничего не решала!/вдруг потерялся в жизни. Откуда-то появились одна за другой болезни. Я водила его по врачам, преодолевая его сопротивление. Я убеждала его в необходимости кушать и спать. Сама ходила за советом к психологам.- Если отец не захочет жить- вы ему не сможете помочь .А он без мамы жить не хотел. Ни мапа, впервые переехавшая к нам, ни я, ничего не могли, к сожалению, изменить. Я укладывала его в дорогие клиники, покупала  по баснословным ценам лекарство .Но все было напрасно. Папа умер через полгода после мамы. Мы,  убитые горем, вернулись в Заозерск. Смерть папы подкосила бабулю. Некогда смешливые, с лукавой искринкой глаза ее потухли. Она часто плакала. Но подолгу, как и прежде, любила сидеть у озера. Это наша была отдушина-озеро, окруженное с трех сторон лесом. Оно было чудесно! Сколько радостных моментов испытали мы с ней на его берегу.- А все зависит от настроения озера,- говорила мапа.  Я с ней соглашалась. Но сама думала о том, что в любую погоду хорошо быть у воды и смотреть на нее, смотреть…
    В последнее время  бабуля стала быстро слабеть, от головокружений падала. Я уволилась с кондитерской фабрики в городе и устроилась  в нашем Заозерье в открывшийся на берегу озера культурно-развлекательный центр .Это было рядом с домом, моя бабушка была под присмотром. А днем у нее была сиделка - соседка на площадке Маруся. -Лина, только после работы – сразу домой. Мне мужа с работы встречать надо! -Так мы и жили. Но иногда наваливалась такая тоска, что даже работа не спасала. Моя Катя вышла замуж, родила  Ванятку, крестной мамой которого я стала .Но Ваня был таким беспокойным, что Кате самой нужна была помощь и поддержка.                Инструмент был дома, в городе .В бабулиной квартирке ему места просто не нашлось. И я урывками в свободную минуту с разрешения администрации стала играть на работе. Музыка  захватывала меня, отпуская на время мои тревоги,  давала силы жить дальше.- А Вы оказывается не только лучший кондитер города, но и прекрасный музыкант.- Я подняла голову и увидела Влада Юрьева. Так мы встретились вновь. С той первой, официальной нашей встречи прошло почти пять лет .Имя Влада мелькало на страницах газет, о нем снимали передачи на ТВ .Известный ресторатор ,молодой ,успешный, он был у всех на слуху и на виду. Совсем недавно я узнала, что Влад разошелся со своей женой.
     Я вам не призналась в главном:  пять лет назад, получая приз из рук Влада ,я  вдруг почувствовала  идущий из его руки в мою разряд…-Почему пятнадцать и почему гномы»?-пожимая мне руку, спросил тогда у меня Влад-Я так чувствую,это вкусно,дружно и весело!- ответила я ему .И в  то мгновение  решила, что вот за него я хочу выйти замуж! И ни за кого больше! Но Влад Юрьев, говорили все, был давно и безнадежно женат.
В городе за эти годы еще не один раз проводились кулинарные фестивали . Но я ни в одном из них больше не принимала участие .Влад   Юрьев неединожды объявлял  на конкурсной  основе набор кондитеров в свои рестораны  . -Иди устраивайся к нему на работу,- говорила мне моя Катюша.- Хоть видеть его будешь каждый день.- Нет, моя хорошая, это  не для меня. 
              За эти годы один из моих друзей-сотоварищей сделал  мне  предложение. Но как я могла его принять, если мое сердце было занято давно и безнадежно совсем другим человеком?
  Сколько раз я представляла нашу встречу! Обдумывала слова , которые ему скажу…Представляете, какая самонадеянность?
   И вот он здесь! Сказать, что я обрадовалась- это ничего не сказать! Я очень испугалась и чтобы скрыть свое смущение продолжала играть свою «Ностальгию»!Она складывалась у меня несколько лет .В ней было все! Моя музыка отражала разные периоды моей жизни  и была, по мнению моей Кати, очень щемящей.Она,бедная моя девочка,даже плакала, слушая ее. Но именно эта мелодия, как ни странно, давала мне силы.
-Вы меня, наверное , не помните? Я Влад Юрьев. Приз Вам вручал за кекс…-Я помню вас/И никогда не забывала!/.
  -Что это за мелодия?- спросил он.- «Ностальгия».- Кто автор? -Я.- Так Вы и музыку еще пишете?- Она приходит сама ко мне…-Тут зазвенел будильник на телефоне, зовя меня на кухню- пора было вынимать из духовки мою выпечку.- Извините, мне пора. И ушла. -Скорей-скорей,- торопила я себя. Я была растеряна и не знала как себя вести.
 Как дошла до двери кухни  - сама не знаю .Ноги дрожали ,сердце громко ухало…-Что с тобой, Лина, не заболела часом?- спросила меня повариха Люба-Все в порядке,- ответила я.- Что-то непохоже,- не поверила она. -Глаза блестят, шеки румяные. .Отродясь такого у тебя не видела.
       Вот и встретились, вот и встретились…Кое- как доработала смену.                -Я тут хочу провести мальчишник.- Влад Юрьев ждал меня после работы.- Не могли бы вы нам играть в этот вечер?- Что Вы, зачем? Каждый должен делать свое дело. У нас живая музыка .Играет саксофон. А Коля -прекрасный пианист.
-Господи, ну за что мне это?- подумала я. -Столько лет мечтать о встрече, а теперь меня зовут на предсвадебный мальчишник…-Обычно зовут не пианисток, прощаясь с холостой жизнью,- выдавила я из себя подобие улыбки. -Да нет, -Влад вдруг рассмеялся,- это не тот совсем мальчишник. Просто мы несколько раз в году встречаемся с друзьями. Обычно в моем ресторане. А тут всех потянуло на природу. У вас  красиво! -Да ,вечерами над озером  можно  любоваться удивительно красивыми закатами.- Лина, так сыграете? -Это будет неэтично по отношению к Коле. Да и вечерами я не могу задерживаться,- сказала я. -Семья?- спросил Влад. -Старенькая, больная бабушка. -Полчаса всего…?- он вопросительно смотрел в мои глаза. -А потом  я Вас отвезу на машине.- Да я здесь рядом живу,- ответила я. -  Коля ваш в накладе не останется, не волнуйтесь! -Хорошо, -ответила я. Только я не знаю ваши музыкальные пристрастия. -А все что хотите !Но вот Вашу «Ностальгию» обязательно! -И еще мы хотим Ваш фирменный торт от Лины. -Делайте заказ,- торт будет,- сказала я.- И я играла для семерых «тридцатипятилетних мальчишек»!                Если бы знал Владимир, сколько я нарядов перемеряла своих и Катюшиных, прежде чем сделала   выбор в пользу   синей юбки и  блузки с васильками. Ну не в джинсах , в самом деле , мне было идти?- искала я себе оправдание. -И сними ты резинку, наконец, с волос!,- взмолилась Катя.- Случай-то особый.- Линочка, что-то случилось?- спрашивала, видя мои сборы,  бабуля. -Я задержусь на полчасика, Маруся побудет с тобой, я договорилась. -Меня попросили поиграть на вечере. Не обидишься?- Ну нет , конечно.
     А потом Влад пошел меня провожать. -Не беспокойтесь, Владимир,- отказывалась я. Здесь рядом. -Мне нравится , что Вы меня зовете полным именем. Это делают только самые близкие мне люди…-А я не люблю, наоборот, свою Виталину. -Почему?- Это имя не мое, а моего брата…И я рассказала неизвестно почему историю моего имени.- Как все это странно ,-говорил он задумчиво.- А почему Вы не поменяли имя? -Боялась этим обидеть родителей .У бабулиного дома он подал мне конверт.- Ну что Вы, так нельзя! Я ведь и играла всего чуть-чуть.- Договор дороже денег,- сказал Владимир и положил конверт в раскрытую сумочку.
    А на следующий день Владимир снова провожал меня с работы. -Лина, а Вы не раскрываете рецепт своего фирменного торта?- Нет,- сказала я.-У каждого кондитера есть свои тайны .Вы ведь сами знаете про эти наши изюминки .По моим рецептам на фабрике  пекут печенье. -Я знаю,- говорил он. -А вот рецепт того кекса, за который я вручал Вам приз, Вы продали за границу.-Да,дружная семейка гномов  поселилась теперь в Германии. Папа болел, нужны были деньги.- Странно,- думала я, я не публичный человек, но Владимир многое обо мне знает…Как все странно и непонятно…-Помогли папе? -Нет, он без мамы не захотел жить. Однолюбы мы.
А потом был еще вечер- провожанье, и еще…И каждый раз новый букет цветов…-Мне кажется, что я знаю Вас  много лет ,- говорил он.- И у меня такое чувство,- думала я…
Владимир стал встречать меня утром. -Что случилось? -удивилась  я, увидев его впервые  возле своего дома утром .-Мне так мало наших вечерних встреч,- пожаловался он. -А приходите завтра к нам на «смотрины «нового печенья!- Как это?- не понял он. -У меня , наконец, сложился рецепт нового печенья- завтра дегустация.- А кто будет в комиссии кроме меня? -Бабуля, конечно !Она ужасная сладкоежка! Катя не сможет быть, она с Ванюшей в больнице лежит .Отнесу им туда. -Ну тогда ужин за мной!- Ну что вы, какой ужин?- отнекивалась я. -Я ведь тоже кулинар! Скажите ваши предпочтения на ужин.- Да они просты очень! Творог ,кефир,- отвечала я.- А если курица с овощами? Ну если только курица,- согласилась я. Не обижать же в самом деле человека.
    Видели бы вы мою бабулю! В праздничной блузке, туфельках. За круглым столом с кружевной скатертью. Гостевой сервиз. Такое событие нечастое явление в нашем доме.
   Что это была за курица! Я умею вкусно  готовить .Но это блюдо превзошло все ожидания. Бабуля даже пригубила вино ,которое принес с собой Володя.
-Ну вот, кто теперь оценит мое печенье, которое я пеку уже пятый раз?-огорчилась  я.- Да оно у тебя и в первом варианте было уже совершенным,- говорила бабушка.
     Бабуля, поблагодарив нас за ужин, ушла спать. А мы перенесли посуду в нашу маленькую кухню и Володя стал сам  её мыть .- Не надо, не  надо ,-не соглашалась я. -Надо,- сказал Володя и усадил меня на стул. А потом  и сам сел рядом, взял мои руки и приложил к своим щекам. –Знаешь, тогда, пять лет назад, когда я вручал тебе приз, мне показалось , что между нами что-то случилось. Какая-то искра пробежала из твоей ладони в мою .Или наоборот..Но ты была так молода и у тебя все было еще впереди, что я гнал от себя все мысли о тебе. Я боялся испортить  тебе жизнь. Меня связывали долгие отношения с девушкой. А чтобы возврата к тебе не было, я сразу после конкурса женился на ней. Этот брак не сделал нас счастливыми. Детей жена не хотела. Но и развод мне долго не давала тоже.
-Вот , посмотри. Володя показал мне фото на телефоне. -Это я на выпускном в колледже?- не поверила я.- Почему? Ведь тебя там не было?/ я не заметила ,как мы перешли на «ты».-Зато был мой торт. Кстати, он тебе понравился?-Так это был твой  огромный торт? Сказали подарок выпускникам. -Да, мое поздравление тебе…А на этом фото я на пробежке, а здесь я на берегу озера…Володя…- я непонимающими глазами смотрела на него. -Я люблю тебя.- И  мальчишник твой не просто так был?- Не просто так! Мне же нужно было друзей познакомить с тобой. -От всего происходящего у меня кружилась голова. А Володя вдруг сгреб меня в охапку и усадил к себе на колени.- Лина, ты подумай только. У меня очень взрывной, но  быстроотходчивый характер. Для меня много значит мужская дружба. И еще я очень хочу детей .Очень! Быстро и сразу. -Быстро не получится,- рассмеялась я,- надо подождать девять месяцев!- Так ты согласна стать моей женой? Володя взрослый  и такой наивный !Он даже не догадывался, что я этого предложения ждала долгих пять лет.
Вас ,наверное, интересует, что же было дальше?- А дальше все было как в сказке. Ровно через девять месяцев у нас родился ребенок. Девочка. Дочка. Володя сразу сказал, что имя дочери он даст сам. А если родится сын- называть его буду я. Дочь Володя назвал …Линой. Я сначала возражала. Но кто бы меня слушал! В семье две  Лины – это перебор,- говорила я./Выйдя замуж , я поменяла не только фамилию, но и имя/.-Для меня так в самый раз,- улыбался Володя.                Вы не поверите, но моя мапа ожила и окрепла от всех этих событий. -Девчон-ки,- кричит радостно с порога мой муж,- вы готовы ехать на озеро?- Ждем тебя, Володенька,- улыбается моя бабуля. Линочка тянет свои ручки к папе. Ну разве можно хотеть  еще чего-то большего, а?


                10 ноября 2016 года