Рембрандт. Иуда возвращает 30 сребрянников

Алина Алексеева-Маркезин
Рембрандт. Иуда возвращает 30 сребрянников.1629 год.дубовая доска,79х102см, замок Малгрейв, Йоркшир
    
      Картина Рембрандта «Иуда возвращает 30 сребреников» считается первым шедевром мастера. На момент её завершения художнику было всего двадцать три года. И абстрагируясь от эмоционального содержания, можно увидеть, что юный мастер вложил уйму труда в технику исполнения и разработку композиции, которую менял уже во время работы.

             Со времен Евангельских событий человечество не знает имени более позорного и низкого, чем имя Иуды Искариота. Историю о том, как один из ближайших учеников Христа за тридцать сребреников предал своего Божественного Учителя на распятие, знают сегодня даже люди, ни разу в жизни не читавшие Библию. Вот как описывает это Евангелист Матфей.

 "Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.

О КАРТИНЕ
           Картина Рембрандта произвольно высвечивает пространство части интерьера фантастического храма; две массивные колонны в глубине — слева и справа от вертикальной оси картины — срезаются ее верхним краем.

              Главный поток света, невидимый и могучий, падает сверху и словно зажигает гигантскую распахнутую книгу, оставленную на столе слева от нас отпрянувшим от стола повернутым к нам затененной спиной священником.

            Безмерное отчаяние, страх, одиночество и раскаяние преисполняют душу предателя. Бросив деньги перед приходящими в смятение семью первосвященниками на заднем плане, между колоннами, Иуда на коленях просит у них прощения, наполовину погруженный в наступающую справа мглу.

           Он неистовствует и стонет, умоляет о пощаде без надежды получить ее и все же сохраняет на ярко освещенном, повернутом к нам в профиль и одновременно наклоненном лице, искаженном душевной болью и тоской, проблески надежды. Волосы Иуды, выбиваясь из-под крошечной круглой шапочки, торчат растерзанными пучками, длинные темные одежды разорваны. Он ломает сцепленные до крови руки, и все его тело скорчено в безумном порыве.

              Этот пожар в душе осознавшего свое моральное падение человека, кажется особенно контрастным по сравнению с внутренним состоянием лицемерных толкователей религиозной нравственности — толстых фарисеев и священников, рассевшихся на втором плане на полном свету. В их взглядах, устремленных на рассыпанное серебро, читается одна лишь жадность; некоторые, правда, якобы забыв о том, что сами оплатили предательство, в "праведном" возмущении отвернулись от несчастного Иуды…
          И мы невольно проникаемся щемящей жалостью к преступнику, рембрандтовской жалостью, в которой невозможно порой найти даже тень осуждения.

   Выразительные взгляды раввинов вынуждают нас все время обращать взор туда, куда хочет направить его художник — на деньги и на кающегося Иуду. Так в целях реалистического воспроизведения жизни, Рембрандт открыл новое выразительное средство, основанное на светотеневом и психологическом контрасте…

          Человек — вот единственный предмет его интересов, человека изучает и наблюдает Рембрандт, изучает, как сосуд, вмещающий сразу и добро, и зло.
В этой картине мы впервые вслед за Рембрандтом постигаем знание о том, что люди — при всей своей греховности — достойны изучения и привязанности.

    "И, пораженный, я свидетельствую, — пишет по поводу этой картины поэт и политический деятель Константин Гюйгенс, — что ни Протогену, ни Апеллесу, ни Паррасию не пришло бы на мысль то, что задумал юноша-голландец, мельник безбородый, сумевший соединить и выразить в фигуре одного человека не только детали, но и целое. Слава тебе, мой Рембрандт!"

    Закончить печальный рассказ о предательстве Иуды хочется словами свт. Иоанна Златоуста:

"Заметьте это вы, сребролюбцы, и подумайте, что стало с предателем? Как он и денег лишился, и согрешил, и душу погубил свою? Таково тиранство сребролюбия! Ни серебром не воспользовался, ни жизнию настоящею, ни жизнию будущею, но… удавился.