Был ли Достоевский пророком?

Геннадий Гаврилов
 Достоевский в его время был совестью России, а в наше  претендует и на звание пророка. Литературный его статус  был и есть высокий. Это - вне всяких сомнений.
У современных либералов его мировоззренческие  высказывания вызвали  желание «порвать» то ли его произведения, то ли его самого.
А патриотам он оставил в наследство такие цитаты, что некоторые из них вместе с его барельефом впору вышить золотом на знамени. 
Исследователи биографии Ф.М.Достоевского не прошли мимо факта его  близкого знакомства с К.П.Победоносцевым, который был главным воспитателем царских детей, а  позднее стал обер-прокурором Синода.
Знакомство это имело вид дружбы и взаимовыгодного  сотрудничества: писатель регулярно согласовывал свои мысли с Победоносцевым. Благодаря ему,  Достоевский имел привилегию  читать свои произведения в семье царя. Он получал от цесаревича  денежную поддержку, в которой крайне нуждался.
После смерти Ф.М. Достоевского по просьбе Победоносцева царь назначает пенсию семье писателя. 

Автор биографии Достоевского в серии «ЖЗЛ» Л.П. Гроссман сделал такой вывод о дружбе писателя с царскими особами: «Гениальный романист был сломлен своей эпохой и уже не мог отважно и дерзостно пойти свободным путем Герцена, Гейне или Гюго. Мертвая хватка царизма прервала наметившийся рост вольнолюбивых мечтаний юного Достоевского, жестоко изломала его молодую судьбу, властно приковала к своему жестокому делу и вероятно одержала мрачнейшую и печальнейшую из своих побед».
      
Кажется, никто не осмелился прямо сказать, что Достоевский «отрабатывал» царские милости.
Активным проповедником православия и самодержавия он стал не за серебряники, а по глубокому убеждению. Другое дело, что на убеждение его могли оказать  влияние и смертный приговор, и помилование, и приближение к царскому двору даже до общения с царскими особами. 
Ф.М.Достоевский в своих политических высказываниях предстаёт таким разным, что его могут взять на свой флаг прямо противоборствующие стороны.
Его цитатами можно опровергать его многие высказывания.
«Всякий великий народ верит и должен верить, что в нём-то и только в нём одном и заключается спасение мира, что живет он на то, чтоб стоять во главе народов…» -
Но с этой фразой был согласен и Гитлер. Сегодня почти буквально эту мысль повторяют  президенты США. Так что же, Достоевский проповедует идею «избранности» и расового превосходства?
«Пронесётся гул по всей Азии, до самых отдаленных пределов ее. Пусть в этих миллионах народов, до самой Индии, даже и в Индии, пожалуй, растёт убеждение в непобедимости Белого Царя и в несокрушимости меча его… Имя Белого Царя должно стоять превыше ханов и эмиров, превыше индийской императрицы, превыше даже самого калифова имени».  - Это сказано уже после позорного поражения России в Крымской войне и отмены крепостничества, когда многие засомневались в спасительности  самодержавия.
Упоминание Индии в числе будущих приобретений России живо напомнило планы В.Ф.Жириновского вымыть сапоги в Индийском океане.
 «Константинополь должен быть наш, завоеван нами, русскими, у турок и остаться нашим навеки… Россия должна владеть и необходимым округом Константинополя, Босфором и проливами, должно содержать в нем войско и флот, и так должно быть еще долго, долго». – Можно подумать, что это сказал не литератор  Достоевский,  а, как минимум, политический советник царя.
Откуда такие амбиции? На что рассчитывал писатель, если сам признавал, что
«Церковь как бы в параличе, и это уж давно…
Неистощимый цинизм сверху, т. е. от придворных, окружающих царя»
Ио народе мнение не совсем похвальное:  «Крайности – наша черта. Виновата к тому же наша бездарность… У нас ужасно мало талантов в каком бы то ни было роде. Напротив, ужасно много «золотой середины». – Это нечто трусливое, безличное, но чванное и даже задорное…».
И морально-психологическая атмосфера кажется не внушало оптимизма:
 «В народе началось неслыханное извращение идей с повсеместным поклонением материализму…преклонение народа перед деньгами…стань богатым, и всё твое, и всё можешь…Началось обожание даровой наживы, наслаждения без труда».
«никчемные сельские учителя, атеизм в семьях, раннее половое воспитание…Бедность нарастает всеобщая. Купцы жалуются, что никто ничего не покупает. Фабрики сократили производство до минимума…И все-то на казну и общественное достояние зубы точат».
- Это же, будто, про нас сказано! Если не повторять старых ошибок, то избежим и того краха, который постиг страну…
Элите, интеллигенции объявлен не приговор, а  диагноз:
 «Либерализм всесветный, атеист дешёвый, над народом величается своим просвещением в пятак ценой…Либералы наши, вместо того, чтобы стать свободнее, связали себя либерализмом, как веревками..."

         
В отношении к Западу  власть с полным правом может опереться на высказывания Достоевского:   
«В Европе все подкопано и, может быть, завтра же рухнет бесследно, на веки веков».
«Там порешили давно уже покончить с Россией. Нам не укрыться от их скрежета, и когда-нибудь они бросятся на нас и съедят нас».
«Франция перестает быть Францией. Из французов готовится будущая бесчувственная мразь…Поколение вырождается физически, бессилеет, пакостится,…а физика тащит за собой нравственность. Это плоды царства буржуазии!».
А из этого диагноза следует и рецепт:
 «Война очищает зараженный воздух, лечит душу, прогоняет позорную трусость и лень». «Без войны провалился бы мир, или, по крайней мере, обратился бы в какую-то слизь, в какую-то подлую слякоть, зараженную гнилыми ранами».
 «Война необходима… Это возмутительно, если подумать отвлеченно, но на практике выходит, кажется, так».
Невольно вспоминается академик  А.Сахаров, считавший, что война может спасти Россию.
Но в Европе есть и славяне. Как с ними-то быть?
«Никогда не было и не будет таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит…
 Они убедят себя, что России не обязаны ни малейшей благодарностью,…что от властолюбия России они едва спаслись …имея в виду расширение границ и основание великой всеславянской империи на порабощение славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени.
…Но в случае беды они все непременно обратятся к России за помощью».
«России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами»
Что говорить о европейских славянах, если сегодня, уж, Украина проклинает Россию.
И кто ещё сомневается в том, что Достоевский видел будущее?
-Мало кто.
Но только мы  захотели его назвать пророком в своём отечестве, как вдруг читаем, что 
Достоевский  жалеет, что «в двенадцатом году, выгнав от себя Наполеона, мы не помирились с ним, под условием, чтоб у нас был Восток, а у него Запад».
«Для настоящего русского Европа и удел всего великого Арийского племени так же дороги, как и сама Россия».
 Так, это же полный разворот убеждений! Это уже  просто полное  примирение с мыслью о сотрудничестве с Западом! И   более того: 
Достоевский допускал такое, о чём сегодня мало кто  осмелится говорить вслух:
  «Мы надеемся не на государственное благополучие и долгоденствие, а на величайшие бедствия, может быть, гибель России как самостоятельного политического тела, и на ее воскресение как члена вселенской Церкви, теократии. «Если семя не умрет, то не оживет» — это истина как для отдельных личностей, так и для целых обществ, выйти из истории, из государственности еще не значит погибнуть, перейти в ничтожество, а, может быть, значит перейти из одного бытия в другое, из низшего измерения в высшее».
(Цитируется по статье Д.Мережковского «Пророк  Русской революции»)
Если кто не понял: «Мы надеемся… на величайшие бедствия, (на) гибель России, как самостоятельного политического тела (для того, чтобы) перейти из низшего измерения в высшее». Этого же хотели и революционеры...А как же «Бесы»?
Такого Достоевского мало кто знает. Возможно, кто-то после этих слов и не захочет его знать.
   
Наиболее убедительно недостоверность его пророчеств выглядит в следующих его высказываниях:
1.«Дружба России с Германией нелицемерна и тверда, и будет укрепляться, чем дальше, тем больше, распространяясь постепенно в народном сознании обеих наций».
 «Мы нужны Германии…не для минутного политического союза, а навечно.
… Что Германии делить с нами? Объект её - всё западное человечество. Она себе предназначила западный мир Европы, … а России она оставляет Восток. Два великих народа предназначены изменить лик мира сего».
Ранее Достоевский  намечал такой раздел мира  с французами.
2. «Наш демос ожидает счастливое будущее…В России не может случиться демократический бунт пролетариев: наш демос доволен и, чем дальше, тем больше будет удовлетворен».
Бунт случился во всей его беспощадности.
            Кажется, достаточно причин, по которым писателя Ф.М.Достоевского ни в коем случае нельзя называть пророком.
Но их достаточно и для того, чтобы считать преступными любые попытки  забыть его творчество. Никаких шансов на счастливое будущее у России нет, если не будут осмыслены и заблуждения, и открытия таких мыслителей, как Ф.М.Достоевский.
Сегодня против критиков власти брошена фраза  из его романа :
 «либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг»
Слово «либерал» здесь звучит обиднее, чем «быдло».   
- Только нет никаких оснований адресовать эти слова тем, кто по каким-то причинам не разделяет барабанного патриотизма, насаждаемого властью.
Это кто отрицает Россию  и «бьёт свою мать» – треть  населения, оказавшаяся за чертой бедности? Те миллионы людей, которых назвали нерентабельными?
Ещё живые ветераны, которые отказываются от наград в знак протеста против безответственной власти?
Пенсионеры, ставшие «непосильной обузой» бюджета?
        В конце своей жизни Ф.М.Достоевский, называя себя слугой царя,  писал в записной книжке: «Еще больше буду слуга ему, когда он действительно поверит, что народ ему дети… А если не поверит? То?.. Что-то очень уж долго не верит»
Вот и сегодня люди говорят власти: мы твои дети, братья, сёстры…
А она на словах, вроде бы, и не отказывается, а на деле не признаёт. Одно время даже практиковала продажу детей на Запад, чтобы им там было хорошо.
Критики власти, как бы, несут свои петиции царю с просьбами об отеческой заботе.
 А их за это  хотят пристыдить и урезонить Достоевским.
Критики и те, кто им «шьёт» отрицание России, как бы, вырывают друг у друга Достоевского.
Получается, что классика нашего, действительно, могут «порвать» на куски, как этого хочет либерал и западник Чубайс.
Но этого можно не допустить, если перестать требовать, чтобы писатель в России был больше чем писатель.