Владимир Леви о внушаемости

Ник Пичугин
    Внушаемость – ворота души, открытость  Другому, способность верить. Внушаемость связывает и согласует новоприбывшее существо с окружающими, делает ребенка человеком своего места и своего времени. Всем, что нами усвоено, мы обязаны ей. Если бы все люди с детства могли постичь тайну внушаемости, то они, кажется мне, стали бы совершенными существами… Может быть, больше, чем людьми.

    Сверхвнушаемость.  Подчиняется без малейших трений, лепится, как воск. Угадывает наше желание с полуслова, настроение – с полужеста, почти телепат… Любит слушаться, следовать указаниям, примеру, авторитету.  Развивается так, как вы направляете, даже превосходит ожидания…
    Ворота, распахнутые настежь.
    Все, чтобы стать чудесным гармоническим человеком, и таков он и есть. Но относительно наличной реальности – чего-то, все-таки, не хватает… Может быть, доли критичности или жесткости; может быть, частички трезвости и лукавства (больше уже цинизм)…
    Я видел таких и в палатах для душевнобольных, среди алкоголиков и невротиков, подкаблучников и функционеров… Им управляют – он поддается, чем больше управляют, тем больше поддается; чем больше поддается, тем больше управляют. И вдруг оказывается, что нет личности.
    Я узнаю их по глазам – и детей, и взрослых – по особому непередаваемому выражению… У них и возможна самая глубокая степень гипноза – сомнамбулизм, с перевоплощением в кого угодно, во что угодно, с абсолютным самозабвением. Дыхание древних тайн…

    Но внушаемостью человек только начинается. Столь очевидная и беспредельная, детская внушаемость сохраняется и у взрослого, но претерпевает сложные изменения, переходит на новые уровни. В нас заложено и изначальное ее отрицание – самость, природная самобытность.
    Отличим сопротивление от невосприятия. Маленький ребенок может просто, заигравшись, не услышать сердитый голос, у него может не хватить внимания, чтобы дослушать вас, может быть слишком хорошее настроение чтобы понять, как вы серьезны.  Все это невосприятие: ворота не заперты – вы в них просто не попадаете. Сопротивление – нечто иное: ворота запираются изнутри.
    Попытаемся разобраться. Вы убеждены – я убежден – мы убеждены, мы твердо знаем, нет никаких сомнений в том, что нашему ребенку надо: (подставить любое действие, навык, привычку, состояние, стремление, цель, программу). Мы совершенно правы. И вот мы начинаем: приказывать, требовать, добиваться; а также: убеждать, уговаривать, напоминать, обращать внимание; а также: советовать, подсказывать, высказывать свое мнение, пожелания и предложения; торжественно провозглашать, обещать и давать обещания, заключать договоры: а также: ворчать, нудеть, скрипеть, зудеть, давать ЦУ, капать на мозги, пилить, мотать душу… С той степенью наивности, с которой сам акт внушения незамеченным не остается.  Вы ждете объяснения, почему ничего не получается – или все получается наоборот?
    Представьте, что с нами будет, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 раза – в увещевательном и 50 раз – в обвинительном. Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами.
    За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые: не здороваются, не чистят зубы, не здороваются, не занимаются (спортом, музыкой, ручным трудом, языком… до самоусовершенствования включительно), не работают, не женятся, не лечатся и т.д., – только потому, что их к этому понуждали.

    Ругая ребенка (равно и взрослого), то есть более чем решительно утверждая, что он (она): лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец (…) – мы это внушаем. Ребенок верит.
    Не хочет верить! Душа подвижна, упруго жизнерадостна. Но уже посеяны семена внутреннего разлада.
    Соблюдать неприкосновенность личности! Мы оберегаем наш суверенитет и от самых близких и дорогих нам людей. Дадим же это право и ребенку. Выражая неодобрение, не определять как человека. Не прикасаться к личности. Определять только поступок, только конкретные действия. Не «ты плохой», а – «ты поступил плохо».
    Отметочная психология входит в плоть и кровь спозаранку. Кто теперь объяснит, что жизнь – не рынок сбыта товаров, будь это товар даже самой что ни на есть полноценной личностью, а – сокровенное кипение, тайный полет? Что ценность человеческая неразменна и абсолютна? Обратим внимание, как редко и ругают, и хвалят детей в гармоничных семьях. Там не ставят отметок, там просто живут. Множество необходимого и прекрасного вы внушаете своему ребенку, менее всего об этом заботясь, незаметно ни для него, ни для вас… То, что потрудился испортить я, может незаметно исправить сверстник, добрый знакомый, хороший учитель. И самое главное: в самом ребенке работает множество здоровых сил, живет чувство Истины.

    Истинный ум ребенка долго скрывается не только неопытностью и незрелостью, но и главным образом тем, что он находится в положении ребенка, исполняет свою роль – ребенка… В отношениях с начальством самое умное – казаться глупее, чем есть на самом деле. Среди детей есть врожденные психологи с ранней удивительной проницательностью.
    Развиваясь вместе с нами, внушаемость становится все более избирательной, начинает сама себя сдерживать, опровергать, начинает осознаваться  Только так возникает существо мыслящее и способное к самосовершенствованию, существо творческое, человек духовный.
    Найти смысл жизни никто ни за кого не сможет.

(Из книги "Нестандартный ребенок")