Магия и человек. Часть 4. Импульсивный человек

Лариса Болотова
      Что  такой импульсивный человек?
    
      Основной характер всякого импульсивного действия тот, что оно непосредственно следует за вызвавшим его впечатлением, то есть имеем рефлекс. Как мы сказали, человек-машина состоит из трёх фабрик, движением аппаратов которых управляет специальная (симпатическая) нервная система. Она состоит из мозжечка и ряда аккумуляторов – нервных узлов, - расположенных частью по одному, а иногда большими массами. Такие массы нервных узлов (ганглий), называются нервными сплетениями. Все они служат резервуарами силы, собирающими и регулирующими её течение.
 
      Рядом с симпатической нервной системой существует еще и другая. Позвоночный столб человеческого тела служит  исходным пунктом всех телеграфных проволок фабрик и центрального бюро, находящегося в голове. Эти проволоки – нервные нити (нервы), смотря по тому, несут ли  они импульсы с периферии тела в центральное бюро, или наоборот, - называются чувственными или двигательными. Чувствительные нервы выходят из задней части позвоночного столба (депеши  в центральное бюро), а двигательные – из передней (депеши из центрального бюро).
   
      Каждая фабрика   снабжена парой особых органов: живот – ногами, грудь – руками, голова – челюстями. Симпатическая система заведует внутренним движением крови  в этих органах и дыханием кожи, но она не имеет никакого влияния на движение этих органов; ими заведует мозг: спиной – если они автоматичны, головной – если сознательные. Имеем другую нервную систему называемую сознательной. Областью её действия является периферическая часть организма, но это действие может быть двух родов: рефлективное и сознательное.
      
      Рассмотрим пример. Человек уколол себе палец. Полученное в нём ощущение (импульс) направляется по чувствительным пучкам нервов к головному мозгу (задней части) и спинному мозгу (задней части). Займёмся сначала последним. По чувствительному пучку нервов ощущение, прежде всего, проходит нервные узлы (ганглии) спинного мозга (серое вещество), а потом поступает в заднюю часть спинного мозга (средний центр), то есть на одну из второстепенных телефонных станций. Телеграфист (нервная клеточка) сейчас же передаст депешу своему товарищу (передней части спинного мозга). Этот последний действует посредством проводника, двигательного пучка нервов,  спинного мозга на мускулы руки таким образом, что она быстро отдёргивается назад. Таков механизм первого движения – рефлекторного действия.
    
      Но обычно дело этим не ограничивается. Ощущение, полученное в пальце, направляется не только по пути  в спинной мозг, но и по пути в головной мозг,  где оно воспринимается в виде боли, то есть где ощущения переходит в идею, а не в нервный импульс, как это имело место в спинном мозге. Под влиянием этой идеи приходит в действие воля, и из двигающего головного мозга (передней части) отправляется импульс в руку по проводнику (двигательный пучок нервов),  в силу чего эта рука поднимается высоко в воздух. Таким образом, сознательное действие воли значительно усиливает эффект первого движения. В этом случае воля действует в том же направлении, как и спинной мозг. Но есть  случаи, когда воля действует против первого  движения, например, если вас ударили нечаянно, то в действие вступает разум. Импульсивная часть человека, всегда может быть подчинена собственно человеку, человеку воли, при условии, что он научился пользоваться ею, а не уподобился животному, слепо подчиняющемуся всем бессознательным побуждениям.

      При испуге, ожидании чего-либо страшного (экзамен, смотр, учение) человек чувствует тяжесть в желудке, в момент любовных объяснений, напротив, - в сердце. При решении трудного вопроса – такое же ощущение замечается в голове. Подобно тому, как человек воспринимает впечатления внешнего мира посредством органов чувств, точно так же он действует на внешний мир посредством соответствующих органов: взгляда (глаза), слова (гортань), жеста (рука) и прочие. Это – органы выражения. Глаза принадлежат собственно человеку воли, для которого взгляд служит главным средством выражения. Гортань, как орган речи, принадлежит главным образом разумной части человеческого существа, называемой нами психическим. Руки, как орган жеста, который, будучи запечатлён, становиться письмом, принадлежащий к груди, точно так же, как ноги принадлежат животу. Все эти органы выражения повинуются  человеку воли и рефлексам.
       
     Импульсивный человек или рефлективный человек тройствен, он бывает: инстинктивный, сентиментальный или интеллектуальным, но, во всяком случае, он, прежде всего, пассивен.

     Инстинктивный тип – пассивно исполняет свою обычную работу или чужую волю,  но никогда не действует сам по себе. Он вечно находится в сомнамбулическом сне. Во всех своих поступках он будет руководствоваться лишь чисто животными побуждениями, и идеалом его жизни может быть только еда, питьё и сон. Высшее наслаждение он находит в пьянстве. В этом состоянии он способен любить, как самец – самку. Его разум  находиться в зависимости от инстинктов.
    
     Сентиментальный тип – чувственное восприятие возбудит в нём сперва соответственную потребность, но это возбуждение продержится недолго: его место скоро займёт страсть, которая и будит им управлять, так как теперь сентиментальность вступает в свои права. Во всех психических процессах у человека такого типа  чувство играет существенную роль.
   
     Интеллектуальный тип -  это рассудочный автомат. Он рассудителен, уравновешен, и всё таки это не человек – это машина. Его чувство еле коснулось спящего инстинкта. Немногим большим развился он на почве сентиментальности, и всё его существо целиком сосредоточилось в сфере интеллектуальной. Резонерство заменяет для него любовь; вычисление всяких пустяков служит для него музыкой, денежные   вопросы занимают главное место в его существовании. Такой  человек представляет тип рассудочной машины, построенной  государством для своих целей  и весьма полезной для общества в его настоящем состоянии, так как способности, развитые в нём строгими учителями при посредстве строгих наказаний, принадлежат к наивысшим из доступных импульсивному человеку: дедукция, анализ, сравнение и память. Но в физиологическом и особенно магическом смысле он являет собой не человека, а просто счётную машину. Такое определение до того верно, что даже его лучшее развлечение, нередко переходящее в страсть, не вино и не женщины, где нечего вычислять, а карточная игра.
 
Источник информации книга «Черная и белая магия» Папюс.