Kolner Dom. Кёльнский собор

Селена Аргентум
Мы едем в Кельн.

Еще дома рассматривая карту западной Германии (места, где нам предстояло прожить чуть больше двух недель), я немного помечтала о Кёльне. Да, до него не близко. Но ведь немецкие дороги не чета нашим. Мне очень хотелось увидеть Кёльнский собор. А вдруг, ну почему бы нет, - … осторожно мечтала я, рассматривая в интернете фотографии собора и читая историю его строительства.
- Девчата, а не хотите в Кельн? – спросила Нина, наша гостеприимная хозяйка, двоюродная сестра моей подруги, когда закончились все приготовления связанные со свадьбой и прошла сама свадьба ее младшей дочери. – Валя нас всех приглашает к себе.
Валя, Нинина подруга, она живет в Кёльне. И на свадьбе мы сидели как раз вместе с ними за одним столом.
- Да, да. Хотим, хотим.
Не веря своим ушам, я торопливо согласилась за нас обоих.

И вот раннее утро. Мы быстро завтракаем и садимся в машину. Минут через 20 выезжаем на автобан, через некоторое время переезжаем на другой, тот, который прямиком доведет нас до Кельна.
Прямая без пересечений дорога. Скорость не чувствуется. Машина едет ровно и рядом с нами так же ровно едет правый и левый ряд. Правый чуть медленнее нас, левый чуть быстрее. Звукопоглощающие загородки делают дорогу скучной. Серые или зеленоватые панели оплетены местами плющом. Растительность и здесь пытается утвердить свое бытие. И больше, в общем-то, ничего кроме машин. Но это только там, где дорога проходит близко от населенного пункта. Если же поселки или небольшие городки далеко от дороги, то автобан отделен от окружающего мира только защитной сеткой, чтобы не подвергать риску жизнь животных. Дорога режет мир на две части. Где-то под ними есть небольшие тоннели. Тонкие тропочки-сосуды, чтобы не порвать окончательно связь единого пространства.
Чуть меньше трех часов и мы въезжает на зеленую окраину огромного Кёльна.

Нас уже ждут и конечно же прежде всего за стол. То ли поздний завтрак, то ли ранний обед. Русские немцы все-таки, наверное, больше русские, чем немцы. Обильные застолья встречали нас в каждом гостеприимном доме. Но вот завтрак-обед закончен и мы идем к станции S-Bahn’а. Это что-то среднее между нашим метро, трамваем и электричкой. В общем удобный городской транспорт. Минут 20-30 и мы в центре Кельна. Понимаемся наверх, и вот сквозь стеклянную стену вестибюля я вижу серые каменные ступени и чуть-чуть нижнюю часть фасада. По спине дрожью пробегает холодок… Кёльнский собор,… сейчас я его увижу.
Мы выходим…

И первые несколько минут какая-то невероятная растерянность. Я пытаюсь взглядом охватить то, что оказалось передо мной и у меня ничего не получается. Я не сразу соображаю, что визуально вместить его в себя целиком невозможно. Это что-то невероятно огромное и невероятно сложное. Глаза беспомощно перемещаются то по деталям фасада, то пытаются оценить и запомнить общую структуру здания. Наконец я сдаюсь и перевожу глаза на площадь. Она мне кажется достаточно маленькой, не очень высокие дома по остальным трем сторонам.
- Так, сейчас я вас всех сфотографирую, - говорит Виктор, - попробую захватить весь собор.
И он начинает отходить по площади все дальше и дальше.
- Идите сюда.
Мы идем чуть ли не к противоположному концу площади. И только здесь, и только сейчас я понимаю насколько большая и сама площадь, и некоторые здания на ней. Это просто собор затмевает все своими размерами.
Фотографируемся. Я поворачиваюсь к собору и уже не пытаюсь его вместить в себя. Он больше моего внутреннего визуального пространства и помещаться в него будет медленно-медленно, по частям. Я сосредотачиваю взгляд на огромной лестнице и главном входе в собор.
Фасад словно весь состоит из стрельчатых элементов и колон, устремленных к небу. На крыше все это завершается множеством башенок. Издали какая-то невероятно ажурная вязь. Вблизи все это оказывается сложнейшим каменным декором. Тончайшей резьбой по камню и скульптурами украшен весь огромный фасад Кёльнского собора.

Мы поднимаемся по лестнице. Вот оно, невероятное чудо человеческого архитектурного гения. Я трогаю колонну. Спасибо вам, неизвестные строители этого шедевра. Спасибо Вам, мастер Герхард.
 
Мы заходим внутрь.

Ощущение огромного органа. Колонны как трубы. Потолочные своды как бы смыкают их в несколько точек. И всё это оканчивается где-то высоко-высоко,… почти в небе.
Народа много и он разный. Но настолько велика площадь самого собора, что никто никому не мешает ни смотреть, ни слушать.
У собора какая-то глубокая внутренняя мелодия, одновременное звучание высоких и низких регистров.  Все это очень похоже на огранную музыку Баха. В нем всё от пола до потолка в какой-то невообразимой гармонии друг с другом. Несмотря на то, что многие окна – это цветные витражи либо витражная роспись по стеклу, в храме очень светло. Видимо огромное количество окон и их невероятная площадь позволяют свету в достаточном количестве проникать в собор.

Главная реликвия храма – это мощи трех волхвов, которые принесли дары рожденному Богомладенцу. Для их хранения кёльнские мастера в течении 10 лет изготавливали раку из золота, серебра и драгоценных камней. Но долгое время рака с мощами Святых волхвов стояла в старом, не очень большом храме. И вот спустя 84 года после обретения Кёльном святых реликвий принимается решение построить здесь собор, достойный их.
Строительство было долгим. Оно прерывалось почти на два века. Но то, что сегодня предстает взору каждому, кто оказывается рядом, стоит и времени, и сил, затраченных на это чудо.

Гуляя по Кёльнскому собору, рассматривая его витражи, мозаику, скульптуру, резьбу по камню, пытаясь понять внутреннюю архитектуру, оценить масштабы здания, вчувствоваться в мысль: как это всё вообще могло быть задумано и воплощено, я все время возвращалась мысленно к раке со святыми мощами, которая находилась в центре собора перед алтарем.
В евангелиях о них сказано очень мало. Согласно им в ночь Рождества три восточных мудреца принесли дары младенцу Иисусу: золото, ладан и смирну. Есть в этом какой-то величайший смысл. Ученые люди (волхвы, мудрецы, астрологи были ученой кастой своего времени) приносят дар безвестному еще Младенцу, родившемуся в вертепе. Какому-то великому интуитивному чувству подчинились они, увидя в этом Младенце и Царя, и Первосвященника, и безвинную Жертву. Дар от человека беспомощному еще Младенцу-Богу.
И вот спустя тысячелетие над их мощами (в данном случае для меня даже не важно подлинные они или нет) возводится грандиознейший собор. Собор, весь устремленный в небо, невероятно сложный и невероятно красивый. И вновь как дар человеческого гения Богу.
Невольно сравнивала Кёльнский собор с нашими прекрасными соборами и храмами. Я их очень люблю. Есть в их облике что-то смеренное и просящее. Они округлы и степенны, часто внешне очень строги. Наверное, все это есть выражение наших душ, нашей русской духовности.
Кёльнский собор величественно дерзок и щедр. Он не просьба к Богу, но и не вызов Ему. Он есть дар Ему.  Возможно в этой силе веры в свою собственную самостоятельную творческую активность и кроится разгадка западной цивилизации, ставящей в центре своего мира индивидуального человека.

Еще там, на площади перед собором, Володя, указывая на одну из башен собора, сказал.
- Там есть винтовая лестница и по ней можно забраться на верхнюю смотровую площадку.
- А мы туда полезем? – спросила я.
- Ты думаешь это близко? Смотровая площадка очень высоко. Вон там у основания ажурных шпилей.
- Ну и что, - не сдавалась я.
- Ну у кого будет желание, лезьте.
И вот он подходит к нам, увлеченно рассматривающим цветные витражи.
- Ну что есть желание забраться наверх?
- Есть, - отвечаем мы с подругой.
- Сейчас узнаю, работает ли сегодня смотровая площадка.
Через несколько минут он вновь подходит к нам.
- Работает, пойдемте, провожу. Вход с другой стороны собора.

И вот по каменной винтовой лестнице мы лезем наверх.
Поначалу подниматься было очень весело. Через насколько пролетов окно. И видно как мир за стенами собора опускается все ниже и ниже. Постепенно от этого ввинчивания в небо начитает чуть-чуть кружиться голова. В окна теперь стараюсь не смотреть. Высота такая, что захватывает дух. Его хочется перевести, передохнуть. Но это удается сделать лишь недолгими урывками. Люди поднимаются и спускаются, а лестница все-таки не очень широкая.
Ступени, спиралью заворачивающиеся все выше и выше. Мне уже кажется, что конца им не будет, что так и будут ступеньки, круглые стены и изредка окна.
Наконец,… добрались… Выходим в небольшой круглый зал. Странно. Стены, примерно метра на три, сплошная каменная кладка и только выше этого уровня огромные стрельчатые окна. Вдоль стен скамейки. Садимся и осматриваемся.
Тааак… В центре этого круглого зала лестница, которая ведет под потолок. Ну да, это еще не окончательная цель нашего подъема. Надо подняться еще несколько пролетов по этой металлической лестнице.
Смотрю вверх. Высоко, но прошли мы больше. Ладно, нечего рассиживаться. Встаем, идем к лестнице и начинаем подъем. Лестница по структуре такая же, как в наших подъездах, т.е. прямые пролеты с лестничными площадками. Только вот состоит она из нешироких металлических площадок, соединенных между собой железной арматурой.  Первые несколько метров,… ну в общем-то ничего. Но вот мы добрались до уровня окон. Сейчас они идут почти сплошь по круговой стене. Т.е. прозрачных застекленных пространств значительно больше, чем межоконных пролетов. Взгляд падает вниз. Город где-то далеко-далеко внизу,… а я вишу в воздухе. Прозрачная лестница из железных прутьев и нешироких площадок не дает сознанию опереться на нее как на надежную опору. Почти сплошные огромные окна открывают величественную и пугающую панораму. Надежный пол остался внизу. Перила, все те же железные прутья. Визуально за них тоже не зацепиться. Реально начинает кружиться голова. Впервые в душу заползает предательская мысль: Ну зачем я сюда полезла?... Зачем?... Чего ты еще не видела?... Хочется вернуться назад, очень хочется.
Смотрю вверх. До люка в потолке еще далеко. Но перекрытое потолком пространство успокаивает душу. Голова перестает кружиться.
- Не смотри вниз и в окна. Смотри наверх, - говорю подруге, которая тоже жалуется на головокружение.
Всё, добрались. Еще несколько ступенек и поднимаемся в маленькое закрытое помещение. Из него выход на открытую галерею. Выходим.

Красота невероятнейшая. Город до горизонта. Здания, улицы, улочки, проспекты. Сверху все выглядит по-особому, непривычно и как-то отстраненно. Сейчас страха особого нет. Под ногами надежный пол, сзади каменная стена, впереди, примерно метр в высоту,  каменный парапет. Открытое пространство закрыто сеткой. Немного страшно смотреть прямо вниз. Очень высоко. Напротив нас на одном из поворотов становится видна противоположная башня. Как же она красива. Ажурная каменная резьба и скульптура находятся даже здесь. С земли это все не рассмотреть. Для кого эта красота… для птиц?... для Бога?...

Обход закончен. Мы спускаемся вниз по другой лестнице. Она каменная, винтовая и проходит внутри стен этой башни. Эта лестница построена вместе с собором, в отличие от той, железной, по которой мы поднимались и которая явно вполне себе современная. Но эта каменная винтовая лестница очень узкая. По ней может подняться или спуститься только один человек. Именно поэтому на последнем этапе подъема на смотровую площадку и сделали подъем и спуск по разным лестницам. Подъем по современной, визуально ненадежной, железной лестнице. Спуск по старой, винтовой, каменной.
Выходим на промежуточную площадку. Осматриваемся. Только сейчас замечаю… очень высоко на каменной стене (даже встав на скамейку сложно достать) надпись по-русски: “Здесь была Маша и мы”. Ндааа,… наши конечно были везде. Кто бы сомневался.

Спускаемся по основной лестнице вниз. Спускаться легче.
Где-то на середине спуска у нас еще одна смотровая площадка. На сей раз это галерея вокруг колоколов. В центре весит огромный самый большой колокол в мире “Святой Петр”. Осматриваем колокольню и спускаемся.
Лишь только мы выходим на улицу, раздается бой колоколов.
Здорово. Впечатления непередаваемые, какой-то особый подъем и восторг.
- Понравилось? – спрашивает встречающий нас внизу Володя.
- Не то слово, - только и могу сказать я.
Мы идем к набережной Рейна, где нас ждут остальные участники нашей небольшой группы. Дальше мы запланировали,… вернее наши кёльнские друзья запланировали для нас прогулку на теплоходике по Рейну.
Я все оглядываюсь и оглядываюсь. Кёльнский собор величествен и красив со всех сторон. Причем каждый его ракурс необычен и неожиданен. Почти всю рейнскую прогулку мы будем любоваться его силуэтом.

Уже дома, отыскивая исторические справки о Кёльнском соборе, обнаружила, что в годы войны в Кёльне, который был почти полностью разрушен, собор был поврежден, но не разрушен. Вот эти самые высоченные башни, на одну из которых мы поднимались, спасли его. Они были отличным географическим ориентиром для летчиков. Поэтому его не бомбили.

А я теперь навсегда сохраню его в своей душе.

2013г., июль