Со святыми хочется быть святым

Лена Витечкина
(мысли вслух после прочтения статьи о. Андрея  Ткачёва «Ангел в алтаре»:
http://radonezh.ru/analytics/angel-v-altare-177218.html)

Не знаю, не доводилось встречаться с Ангелами, но, наверно, любой согласится с отцом Андреем, что  встреча эта может быть для нас устрашающей, пожигающей, испепеляющей. А вот со святыми точно не так! Потому что святые не ангелы, а люди, «как ты да я, да целый свет». Они созданы из того же, что и мы, теста,  только облагодатствованные любовью и милостью Божией. Этой любовью они милостиво покрывают, насколько можно, наши грехи. И, что совсем удивительно,   мы, если оказываемся  рядом со святыми, становимся лучше и сами готовы им служить. Безо всяких золотых рыбок.  Лично. Всем своим существом. Потому что они знают и любят  Бога, о Котором мы только догадываемся. И мы, глядя на святых, тоже хотим знать и любить Бога.

Наш современник отец Николай на острове подошёл к пьяницам, забрал две бутылки, грохнул о камень и говорит: «Идите домой, мои хорошие, вас дома ждут». Страшно даже представить, что стало бы с отцом Андреем (Стефаном, Григорием и т.д.), подойди он к пьяной компании с нравоучениями! А отца Николая не то что не тронули – послушались: встали и поспешили по домам.  Думаете, испугались? Нет. Просто отец никого не обличал, не наставлял, разбил бутылки – да, но тут же погладил по головушке, одарил пьянчужек любовью: «Мои хорошие».  И ему поверили. Мог бы, наверно, и гневно высказаться, глядишь, ещё быстрее бы домой побежали, но он не гневом – любовью приподнял и отодвинул людей подальше от греха.
Потому что святые – не Ангелы, они видят меру человека и знают, что любовь на нас действует сильнее, чем устрашающий гнев.
 
Иное дело Ангелы, они ведь своей воли не имеют. Могут наказывать и карать, а могут помогать, выручать, одаривать. Как Господь повелит.
Ангелы никогда не могут стать людьми. А вот людей иногда называют Ангелами, монахов, например:  ангельский чин.
 
Ангелы не могут стать святыми, они уже так созданы, а люди, если захотят, могут.
Про святых так и говорят: «Земной Ангел, небесный человек». И все мы призваны к святости, но не каждый её выбирает, не каждый к ней стремится. 

Святые  – такие же как мы,  только наполняются не своеволием, а Божией благодатью и любовью. Вернее, воля святых не разнится с волей Божией. 
Преподобный Амвросий, например, мог как Ангел подниматься над землей. А святитель Николай ещё при жизни как Ангел мог перемещаться во времени и пространстве (чудо с невинно осуждёнными воинами). Дары Духа Святого во святых зримы и действенны. И рядом с ними всегда и всем хорошо: людям, львам (прп. Герасим), медведям (прпп. Сергий, Серафим), змеям (свт. Спиридон), птицам (их и не перечислить – скольким святым служили птицы) и тд. Всё преображается и оживает рядом со святыми и не страшится погибели, потому как животворится Божией любовью, исходящей от святого.

И святителя Николая, который «мог отвешивать оплеухи упертым хулителям евангельской правды» народ помнит не по этому единственно засвидетельствованному Вселенским  Собором случаю из жизни святого, но по великому множеству чудес Божией милости и любви к людям. Вот и весь секрет. И главное чудо святителя Николая  - сегодняшняя любовь к нему народа. Только представьте, жил человек более 1700 лет тому, не оставил нам ни одного богословского труда, ни проповеди, ни назидательного слова, а народ его до сих пор помнит и любит. И нет на земле такого человека, который бы прожил жизнь и ни разу не услышал о святителе Николае – разве это не чудо!?

А святитель Спиридон вообще был пастух, корзинку на голове носил, грамоте не знал, но не мог пройти мимо нуждающихся в помощи, согревал души людей своей любовью, и народ сам избрал его, простого пастуха, во епископы. За святую жизнь и доброе сердце. И Ангелы ему сослужили. Было это в IV в. И тоже ведь никаких поучительных книг до нас не дошло, ни горячих проповедей, ни богословских трудов, а – «чудес неисчерпаемое море», как святитель Николай, сотворил святой при жизни. Более того, святитель Спиридон сердечно умолял Господа лишить его дара чудотворений, если по его молитве будут наказываться согрешившие.  Вот так.

Святые – не Ангелы, не оружие в руках Божиих, а обыкновенные с виду люди. Встретив святого, можно его даже и не узнать, потому что ну чем он от нас отличается, такие же  руки, ноги, голова. Но пройдя рядом со святым хотя бы по касательной, мы наполняемся до краев этой любовью, потому что переливается она от святого на всех без разбору даром и преизбыточно. Вот почему и в XXI в. очередь к мощам святителя Спиридона на о. Корфу не прекращается. Паломники едут со всего мира, а любовь всё не перестаёт, изливается. И до сих пор мощи святителя часто приходится переоблачать, а ноги переобувать – изнашивается на святом вся одежда. Где носится?  А всё по нашим просьбам-молитвам… 
И хорошо, если бы в алтаре всегда служили святые! Вот  Иоанн праведный Кронштадтский когда служил, тысячи людей приходили к нему и каялись, и приобщались, и сами становились святыми. Рядом со святыми всем хочется быть святым, потому что это нетрудно – живи и радуйся, и молись, что бы вокруг ни происходило. Иное дело, мы не можем всегда находиться рядом со святыми, у нас своя жизнь, своя воля, не всегда соразмерная воле Божией, у нас, у каждого свои «индюшки»… 
Помните, историю с птичницей, которая ни о чем другом не могла думать – поехала к батюшке Амвросию в Оптину? Индюшки у неё дохли. Боялась, барыня прогонит. Разумеется, преподобный мог только помолиться и всё бы благополучно разрешилось, а он подолгу выслушивал бедняжку, объяснял, как правильно ухаживать за птицей, чем кормить. Да не один раз. Братия не могла понять, как может старец столько драгоценного времени тратить на каких-то индюшек, когда можно молиться,  наставлять будущих архиереев, беседовать с великими русскими писателями о судьбах Отечества… А преподобный с одинаковой любовью и терпением решал вопросы каждого приходящего, хоть о монашеском постриге, хоть о женитьбе, хоть о строительстве водопровода.  Что же делать,  если бывают такие ситуации, когда мы ни о чём, кроме своих «индюшек», не  можем думать? И, видя нас насквозь, святые нисходят к нашим немощам, помогают решить наши вопросы, врачуют нас своей любовью, чтобы вернуть к нормальной жизни, к Богу.  Так постепенно за этими разговорами о «насущном» душа человека возвращается на своё место, оживает (и жизнь индюшек между прочим тоже налаживается, и птичницы уже приезжают в монастырь благодарить Бога,  исповедаться, причащаться). 

Наш современник святитель Лука Войно-Ясенецкий – живая проповедь Евангелия, лауреат Сталинской премии, ученый, хирург, исповедник, богослов однажды сказал: «Если бы не было избранников Божиих, горящих любовью и верой в Него, то жалкой, несчастной и тёмной, как осенняя ночь, была бы наша жизнь… Господь знал, что человек заблудится на тяжком пути мирской жизни, если не будет праведников, и во множестве воздвигал их во все века».

И мы едем в Оптину, в Лавру, в Печоры не за исполнением своих «индюшачьих» желаний, хотя на первый взгляд будто бы и так, не посмотреть на других, таких же, как мы немощных да калек, а прикоснуться к святыне, испить от святого источника, чтобы вернуться к жизни, оживиться. И «свою чахлую и прокаженную душу» мы приносим в храм не священникам и даже не святым, а единственно Богу, Которому и без слов про нас всё известно.

Благодаря святым мы узнаём о любви Божией и встречаемся с живой верой. Так что пусть в нашей жизни будет как можно больше святых. И в Церкви, и в алтаре, и в дороге, на улице, и в нашем дворе,  и в нашем доме, и в нашей семье. Вы согласны?