Справедливое государство реальность или миф?

Дб Лавров
СПРАВЕДЛИВОЕ ГОСУДАРСТВО:  РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ МИФ?
 Часть первая

Прежде, чем обсуждать вопросы государственного устройства,  хотелось бы понять смысл термина «справедливое государство»: в чём его справедливость?  В чём вообще назначение государства? 
 Если кратко и без воды, то государство – это структура, поддерживающая в данном социуме определённый порядок, гарантирующая своим гражданам определённые права, охраняемые законом, но требующая, в свою очередь, от граждан соблюдения ими определённых обязанностей.  Права отдельного гражданина не могут быть приоритетнее интересов государства, ЭТО ВАЖНО!  Как пример: если напал враг, то не может стоять вопрос: надо ли защищаться? Граждане, способные воевать, ОБЯЗАНЫ это делать, независимо от их хотения или нехотения…
Справедливость государства заключается в том, что его законы справедливы по отношению к БОЛЬШИНСТВУ граждан: защищают их права и интересы в первую очередь. А правоохранительные органы соблюдают точное и неукоснительное исполнение этих законов. В социально справедливом государстве есть богатые и бедные – они есть всегда: просто понятие «бедный» весьма разное для разных стран! И не должно быть нищих.
=В социологии бытует мнение, что если разрыв в доходах верхов и низов достигает 8 раз, то это вызывает социальную напряженность в обществе, а 10 раз и более – уже может угрожать национальной безопасности. К слову сказать, в СССР разрыв в доходах хорошо обеспеченных и мало обеспеченных был в пределах 3–4 раз. ….   Как пишут в статье «Избыточное неравенство доходов как угроза национальной безопасности» доктора психологических наук директор Института психологии РАН А.Л. Журавлев, его заместитель А.В. Юревич и исследователь М.А. Юревич, «в современной России, по данным независимых исследований, разрыв в доходах 10% самых состоятельных и 10% наиболее бедных граждан составляет 25 – 30 раз, а в ее столице и ряде других городов достигает 40 – 50 раз, что ставит нашу страну в один ряд с государствами со слабо развитой экономической и несправедливой социальной структурой»  Вот и делайте выводы, господа и товарищи…


Поскольку меня просили написать не монографию, а соображения относительно текущего момента, то обойдемся без исторических экскурсов… ну, почти.
 Как я понимаю, речь о том, какую форму правления и какой вид государственного устройства нужен России, чтобы не просто выжить в современном мире, но и стать одной из ведущих стран, желательно в первой тройке (или быть первой).  Пока мы реально по экономике на 5-6 месте, а если не учитывать сырьевые доходы (это примерно 70% экспорта) то вообще… наша промышленность, к сожалению, сильно разрушена перестройкой, и хай-тека недопустимо мало (разве что в ВПК).
 Похоже, без некоторого обзора не обойтись… сейчас в мире три страны, имеющие реальные военные возможности выйти победителями в случае третьей мировой – если там вообще возможен победитель! Это США, Россия, Китай. У США самая богатая в техническом отношении армия с боевым опытом, у России – самая боеспособная с самым, наверное, современным вооружением и высокими морально-волевыми качествами (что показала Сирия), у Китая – хорошо оснащённая и самая многочисленная (а с учётом  подготовленных резервистов и вообще запредельной численности),  но без опыта боевых действий.  К чему я это? – а к тому, что всё это нужно учитывать при определении задач, которые должны встать перед Россией, если она хочет стать мощной не только благодаря ядерному оружию, но и экономически, и в промышленном отношении.

 Очевидно, и весь мировой опыт показал, что капиталистический строй – далеко не самый лучший.  Опыт СССР тоже показал, что форма полного, ТОТАЛЬНОГО контроля государства за всей экономикой (вплоть до планирования количества спичечных коробков) – не просто нереальна, но ВРЕДНА – это разбазаривание ценных ресурсов, которые потом пропадают зря, сгнивая на складах из-за отсутствия спроса. Кроме того, тотальное планирование НЕГИБКОЕ!!! Но, несмотря на развал СССР, в социализме было и много ценного (что в определённой степени учёл и внедрил у себя Китай).
 Следовательно, нужен некий сплав госконтроля и частной инициативы, вроде китайского. Однако и у Китая сейчас оказалось на выбранном им пути немало проблем, хотя его успехи неоспоримы и впечатляют! Это и раздутая экономика, и проблема валюты (переход с долларов на юани в мировой торговле) и т.д. Одна их самых главных проблем  - как ни странно, ЭКОЛОГИЯ…при бурном развитии они настолько испоганили с/х земли, воду  и воздух, что там остро встал вопрос о выживании населения, а это предпосылки к экспансии!  Значит, надо учитывать и негативный опыт Китая: сейчас вопрос ресурсов, особенно питьевой воды, стоит очень остро.
 

Какая форма правления оптимальна для России ?

Давно уже история показала: в критические моменты жизни государства (а у нас сейчас именно такой) выборная демократия «не катит»: политик за четыре-шесть лет просто не успевает сделать всё, что хочет. Даже два срока – маловато. Вот Рузвельт отпрезидентствовал аж почти четыре… много успел, однако. Но выборность имеет и другие свои отрицательные стороны: политики больше думают о грядущих выборах, чем о насущных задачах страны. Отсюда и популизм, и непринятие решений, которые нужны стране, но могут оттолкнуть значительную часть избирателей. И как тут быть?
 Монархия, о которой тоскует кое-кто? Тоже не сахар: это и неизбежное дворянство – а следовательно, разрыв с народом , расходы на двор, да и наследники могут быть плохими правителями, а то и просто идиотами (например у Габсбургов).  Это слабый социальный лифт: вверх пробиваются не достойные, а знатные. Есть, правда, выборная монархия… были в истории примеры.
 Авторитарная форма правления тоже имеет свои плюсы и минусы: к такой власти чаще приходят путём военного переворота или революции. Путь далеко не мирный, и крови – где больше, где меньше – все равно проливается немало.  А уж гражданская война… не дай Господь! Особенно нам сейчас.  Однако для смутного времени такая форма власти предпочтительнее: решения принимаются быстро, без оглядки на вопли части «электората», у власти держится столько, сколько сможет, или сколь Бог жизни отмерял.  В истории все великие события определявшие ход человечества, совершались именно государствами с авторитарной формой правления. Китай имел Мао, но потом, благодаря Дену,  перестроился на демо-лад, и пока – исключение. ПОКА…

Россия в принципе, чисто исторически, тяготеет именно к авторитарной форме правления, которую имела практически всю свою историю, включая СССР, особенно до 1953 года. Да и потом генсеки по факту были несменяемыми, и, как правило, уходили с должности ногами вперёд… Так что и тут не надо изобретать велосипед. Вопрос только в личности, но вот это и есть самое главное!  Второго Сталина не будет. Берию бы… на него много собак повесили, а ведь он был администратор не менее гениальный, чем Сталин.  Собирался ввести что-то вроде второго НЭПа, разрешить мелкий и средний бизнес. И кто знает куда бы пошла страна и мировая история, не дай он промашку с захватом власти после смерти Виссарионыча.

Вывод: в России нужен авторитарный режим (диктатор).
Желательно просвещённый – т.е. имеющий достаточно хорошее образование, широкий кругозор: это позволяет быстро принимать верные решения по всему спектру вопросов.  Это важно – проблема эСэСэСэРовского Политбюро была в слабом общем образовании большинства его членов. Проблемы правления  Путина – во многом потому, что он слабо разбирается в экономике в целом, полагаясь на соратников-демократов, «монетаристов» фридмановской школы, считающих именно деньги показателем могущества страны. А деньги проще всего получить, продавая сырьевые ресурсы – тем более, их в России пока много! Но при финансовых кризисах выигрывают страны, в которых имеется реальное ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ производство, а не куча обесцененных бумажек…
Абсолютно необходимое качество – РЕШИТЕЛЬНОСТЬ. Умение быстро принимать решения (верные!) и проводить их в жизнь даже методами, далекими от «идеалов западной демократии». Готовность ради дела, ради интересов страны, поступиться как личными интересами, так и теми из соратников, кто «не тянет» на данном посту, а тем более – стал вредить (осознанно или нет, неважно)  интересам общего дела, интересам страны. Готовность проводить в жизнь решения, которые первоначально могут быть сочтены как ущемляющие интересы и права части граждан, но в конечном итоге служащие на благо государства. Правитель НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ставить дружбу, семейные связи и т.д. выше интересов страны. В качестве примера – премьер Сингапура Ли Куанг Ю, ответивший на вопрос, как ему удалось в короткий срок победить коррупцию и создать экономическое чудо из зачуханной, насквозь коррумпированной английской колонии: "начните с того, что посадите трех своих друзей: вы точно знаете за что, и они знают за что". 
Обязательно – талантливый, а лучше ОЧЕНЬ талантливый администратор: т.е. хорошо разбирающийся в людях, и умеющий ставить нужного человека на нужное место (должность) в нужный момент – ну, как Ленин учил! Эту способность особенно отмечали у Берии – как соратники, так и враги.  Кроме того,  ему необходим помощник (или два-три, не больше), которым он может доверять и обладающий такими же качествами – как Берия у Сталина: самому все дела не осилить, времени не хватит!
Непременно ПАТРИОТ.  Могут спросить, почему это качество поставлено не первым… могу и ответить: патриотов много. Настоящих. Но вот имеющих качества, перечисленные выше – уже гораздо меньше! Однако глава государства, а также лица, возглавляющие силовые ведомства и вооружённые силы, ими быть должны.  Администраторы среднего и нижнего звена могут патриотами и не быть, но под угрозой (а иначе никак!) лишения должностей, званий, льгот и т.д, а также судебного преследования по закону за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, будут делать то, что требуется, и так, как требуется. Чиновник должен бояться плохо работать – эти ребята вообще склонны сачковать, если к тому есть возможность… так уж исстари ведётся – всегда и везде. Им нужен кнут (почаще), а уж потом – пряник… и то понемногу.
 Ни в коем случае НЕ кристально честный, гуманный и совестливый! Такие в политике долго не живут. Да и наворотят такого, что мама дорогая! Благими делами вымощена дорога – ну, все знают, куда. Тому пример – Альенде, Гавел… Хитрый, коварный (с врагами как внешними, так и – особенно – с внутренними). По-хорошему амбициозный.  Не обещающий златых гор, не подумав как следует о возможностях выполнения обещанного.  Но умеющий держать данное публично слово – это важное для политика качество: невыполненные обещания страшнее ошибок, теряется доверие как друзей, так и врагов, кстати.
 Наличие «ближнего круга» единомышленников-патриотов: никакие  Дума, сенат, или Верховный совет ничего решать не могут! Они утопят любое дело в болтовне, а  нужны только для уточнения и одобрения решений, принятых небольшим кругом доверенных лиц, и сделанных на основании консультаций с компетентными специалистами.
 Сокращение административных округов: это позволит упростить и убыстрить управление ими для первого лица страны. Есть наука: ТЕОРИЯ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ. На её основании и нужно разработать административное структурирование России с учётом максимально эффективного управления страной. Там есть математический аппарат, возможность делать научно обоснованные расчёты на  компьютерных моделях. Сейчас это сделано практически без учёта научных рекомендаций, а руководствуясь сиюминутными внутриполитическими интересами… а то и вовсе волевыми решениями прошлых руководителей.

Где такого взять?
Вот это вопрос, так вопрос… Не знаю.  Скорее всего, в армии: на гражданке политиков с нужными качествами (см. выше) практически и нет. Кроме того, немаловажный момент в том, что приди «шпак» к власти – и потребуется поддержка силовых структур, а гражданским, особенно нынешним, там доверия мало! Хотя и в самих этих структурах «оборотней в погонах» более чем достаточно, а решения и ДЕЙСТВИЯ новому лидеру придётся принимать жёсткие, даже жестокие, быстрые и максимально эффективные, чтобы страна не скатилась в гражданское противостояние с применением силовых методов.
Почему не Путин? Ну, о Путине я писал немало статей (они все в Избе-Читальне): по ряду необходимых качеств он не дотягивает до нужных параметров. Хотя он сделал, особенно в последние лет пять, много нужного и полезного для страны. Патриот ли Путин? – несомненно!  И, несомненно, в истории останется как человек, удержавший Россию от падения в пропасть, и даже поднявший её с колен. Отдельное спасибо и поклон за Крым и Севастополь. Но Россия, которую он укрепил – это ОЛИГАРХИЧЕСКАЯ, клановая, коррумпированная на всех уровнях страна с криминальным (90-е годы) капиталом и совершенно неясным будущим, с властью денег и связей вместо Закона…
 Однако проблема (и трагедия) его правления в том, что НЕ СДЕЛАЛ он того, что нужно было, ещё больше. Можно, конечно,  сказать, что «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны» - и это будет верно! Частично. Во-первых, со стороны, особенно по прошествии нескольких лет, оно и впрямь виднее. А во-вторых, всё познаётся в сравнении!  Владимир Владимирович пришёл к власти в 2000 году. Ладно, даём на ознакомление с обстановкой (непростой!) ещё четыре года.
Итак, в 2004 году экономика Китая была на третьем  месте, однако от Америки отставала значительно:
1.. США   - ВВП=11 750  млрд длр. 21,17%  от мировой
3..Китай   - ВВП = 7 262 млрд длр 13,08%   от мировой
11.. Россия – ВВП= 1 408 млрд длр            2,54%  от мировой

Но уже в 20016 году  соотношение стало вот таким:
1..Китай - ВВП = 19 700 млрд длр.
2.. США - ВВП = 18 383 млрд длр
14.. Россия – ВВП=1 133 млрд длр            

То есть Китай прибавил аж на 150%, а Россия наоборот, даже уменьшила… при этом показатель США следует рассматривать весьма критически: ВВП там определяется в основном (примерно на 70% ) показателями сферы услуг, куда относится и биржа. ЭТО ДУТЫЕ ДЕНЬГИ. А вот у Китая – реальное промышленное производство.
 Вопрос: на что потратил Путин 13 лет? Куда пошли нефтедоллары «тучных годов», когда цены на нефть были на уровне 100-80 долларов/баррель?!  Вопросы, в общем, риторические… Глобальные проекты типа Олимпиады, Мундиаля (прости Господи, слово-то какое..)  саммитов и т.д. с воровством космических масштабов. Только в последние лет семь начали поднимать ВПК и космос, да кое-что ещё. Могли ли это сделать раньше? – МОГЛИ. И должны были, а почему не сделали – в статьях я писал не раз. Реальное состояние нашей промышленности кратко, но ёмко,  можно узнать тут:  Душераздирающее чтение, особенно таблицы показателей…


Каким образом прогрессивные патриотические силы могут прийти к власти?

Да уж… с таким вопросом очень просто загреметь в ФСБ на собеседование «по душам»!  Впрочем,  чего там, «дедушка старый, ему всё равно». Есть люди и посолиднее, с такими же взглядами.
Путин – ставленник тех сил, которые в перестройку захватили ведущие позиции во власти и экономике через бандитско-мошенническую приХватизацию.  И добровольно эти силы власть не отдадут! А Путин или кто другой, им без особой разницы, просто Владим Владимыч сейчас делает то, что  нужно: крепит в стране власть «своей» части этих сил, давя несогласных.
 По сути, в стране предреволюционная ситуация. Но революция – это конец России, её тут же растащат на части, или дело кончится гражданской войной, а то и красной кнопкой… Парламентский путь? – не знаю. Власть не допустит создания ни одной партии, целью которой будут серьёзные социальные  преобразования, даже при сохранении частной собственности на средства производства и финансы (банки). Да и подходящего лидера (см. требования выше) пока не видно… Так что тут ничего сказать не могу, кроме того, что на следующий выборный срок – а Путин точно будет переизбран – есть время для его появления и выработки стратегии действий. Хотя для перестройки промышленности и экономики в целом так много времени безнадёжно потеряно, что быть России в первой десятке стран скорее всего, недолго: кроме Китая, в мире есть и Индия, и Бразилия, чьи темпы развития много больше наших.  А там территориальные вопросы с Китаем, возможно – с Японией (Сибирь и Дальний восток безлюдеют) и Кореями, да и Северный Кавказ – тоже бочка с пластидом!


 Какие задачи должна будет решать новая «социалистическая» власть?

 Если по степени важности, то наверно, как-то так:

 В первую очередь  (после захвата почты, телеграфа и банков, хе-хе!)  – это реорганизация армии и силовых структур, чтобы избежать вооружённых выступлений проигравшей стороны. А они непременно будут: добром «нажитое непосильным трудом» никто не отдаст, даже малую часть. А делиться-то им придётся: деньги на множество задач, которые неизбежно  встанут перед «социалистическим» правительством, потребуются немалые.
Убрать коррумпированную верхушку силовых структур и армии. Желательно тихо, даже с почётом – многие из них раньше были нормальными и даже боевыми офицерами, да «буржуазная зараза так и бродит по пятам»…
Назначать на высшие и высокие должности только после проверки на лояльность и непричастность к воровству бюджета и к коррупции, причём проверки на полиграфе – повальной, а на особо важные посты (министры, VIP-чиновники всех структур)  – даже под «сывороткой правды» (имеет ли склонность к коррупции,  патриот ли на деле, лояльность новой власти и др. – психологи знают списки таких вопросов). Полиграф тренированный человек может обмануть, медикаменты – практически никак. Честному человеку бояться нечего: проверка должна вестись  по заранее подготовленным вопросам, в присутствии адвокатов, близких, и прессы (по паре человек), чтобы точно знали: вопросов кроме указанных, не будет, тайна личной жизни гарантирована. 
Быстро и продуманно прошерстить и конституцию, и законы: ужесточить наказание за коррупцию, взятки и воровство бюджета вплоть до расстрела. По этим пунктам – никаких УДО. Обязательно ввести: налог на недра, прогрессивный налог, жёсткий закон за уклонение от их уплаты. «Компетентные органы» могут провести ряд «доверительных» бесед с ведущими олигархами – о том, что их ожидает по закону, и что может ожидать кроме закона в случае злостного уклонения от уплаты налогов или попытки продажи стратегических отраслей и предприятий иностранцам. Дать задачу непродажным юристам просмотреть кодексы на предмет отмены ненужных или выгодных олигархам и ворам законов – например, сейчас много видов мошенничества («пирамиды», ростовщичество и др. часто вообще не подпадают под статьи УК или даже АК). Тут вообще писать можно очень много…
 Жёстко ликвидировать ОПГ – про них всё известно, но… «нет доказательной базы»! А в Грузии тот же Саакашвили поступил просто: признаёшь, что «вор в законе»? – давай на нары: вор должен сидеть в тюрьме! А «в законе» – пожизненно.  По особо тяжким преступлениям УЗАКОНИТЬ применение полиграфа и медикаментозных способов, т. е. «сыворотки правды» - и нечего думать о демократии и либерализме. Это позволит резко сократить сроки расследования и качество доказательств.  Кроме того, любой гражданин, заподозренный в совершении преступления, вправе ТРЕБОВАТЬ проверку на полиграфе или медикаментозными методами, если желает доказать свою невиновность. Кстати, и Сталин, и Гитлер и Муссолини – диктаторские режимы – вопрос с ОПГ решали быстро и качественно! Мелочь, конечно, оставалась, куда ж без неё…

 Обязательно определиться с ИДЕОЛОГИЕЙ! В явной (желательно) или неявной форме. Идеология страны – это, по сути, список долгосрочных задач и целей, а в проработанном виде – поэтапные планы из реализации (подробнее дам потом). Должны быть и структуры, отвечающие за идеологическую работу. Определённая цензура (в кино, литературе, всех видах искусства, СМИ и т.д.), как средство и орган противодействия идеологиям, враждебным нашей. Во главе структур – не упёртые дуболомы типа незабвенного Суслова, а люди гибкие, с хорошими мозгами, безусловно патриоты.

Безусловная и быстрая реорганизация системы образования  и РАН с отраслевыми структурами. Возврат хотя бы к системе СССР по объёму школьных предметов: ведь учились же мы, и неплохо нас учили! Единая система учебников для всей страны. Доработка их, особенно общекультурных: русский язык, история, география, литература.  Вероятно, разделение на учебники для будущих гуманитариев и естественно-научное направление (техВУЗы, фундаментальные науки).
************************************************


КОНСТИТУЦИЯ РФ.

То, что Конституция РФ была написана под диктовку и при активном участии специалистов из США – факт, признаваемый самими же американцами: есть такая организация - USAID (агентство США по международному развитию) /англ. United States Agency for International Development, USAID/.  У  этого USAID есть свой сайт: https://www.usaid.gov/ . На сайте фонда есть большой раздел: «USAID в России». Так вот, там мы вполне открыто читаем: «USAID funded Rule of Law implementers helped draft the Russian Constitution, Part I of the Russian Civil Code, and the Russian Tax Code». Перевод: «USAID финансировал соблюдение законности (во как!!!) при работе исполнителей, участвовавших в разработке Конституции РФ, части I из Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Налогового кодекса Российской Федерации»  (кстати, уже при Путине – помогали писать Земельный кодекс!). То есть, помогали нам «американские партнеры» изо всех сил, в количестве примерно 100 человек (это конкретно по написанию конституции). См. например, тут: http://xn--80aa3aekaebe4a6lc.xn--p1ai/docs/post676.html .
Самое главное, чем всегда стремился завладеть Запад, - это российские территории, ресурсы, недра, земля. Но пока существовал СССР, на это у международных олигархов не было ни шанса. В Конституции СССР (и РСФСР) было четко закреплено, что земля, ее недра, воды, леса находятся в исключительной собственности государства. С новой, «демократической» Конституцией, покупать-продавать всё это можно на АБСОЛЮТНО ЗАКОННЫХ основаниях!

Поэтому вопрос «А надо ли менять Конституцию?»  вообще не стоит, если речь будет идти не о сегодняшней олигархо-капиталистической  России, а России реально независимой и неделимой. МЕНЯТЬ КОНСТИТУЦИЮ НАДО. Её земли и недра уже потихоньку распродаются «уважаемым иностранным партнёрам и инвесторам». Кто не верит – вот ссылочки:
= В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, а также с положениями ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», нерезиденты на российской территории имеют такие же права и обязанности, как и резиденты РФ, если иное не установлено федеральными законами или какими-либо международными договорами. Поэтому в общих случаях никаких ограничений или запретов на покупку земельного участка не установлено. ….=
Источник:
И ещё:
Кроме того, недавно вышел федеральный закон о территориях т.н. «опережающего социально-экономического развития» в РФ ) О результатах действия этого закона см. тут: https://snob.ru/profile/25185/blog/86111#comment_766541
 И последнее: Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). Он трактует условия продажи и покупки земель в частную собственность – как гражданам РФ, так и иностранцам.
 О ПОСЛЕДСТВИЯХ НАДО ЛИ ГОВОРИТЬ?

И поскольку её писали под диктовку США, то отсюда множество ссылок на ПРАВА ЧЕЛОВЕКА (не гражданина РФ!), и очень мало про ОБЯЗАННОСТИ. Поэтому, не будучи юристом, не могу делать детальный квалифицированный разбор постатейно, а просто приведу соображения, возникающие «навскидку» при чтении Конституции «рядовым, но думающим гражданином»…


Преамбула Конституции  РФ
 
= Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека (а это уже амеры: какого человека? Любого? И преступника, и чужих?) , гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов (кем общепризнанных? «мировым сообществом»?) равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России ( а что, до этого она была попрана? Кем же?) и утверждая незыблемость ее демократической основы (что это за основа такая? Отродясь не было в России «демократических основ»), стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества (совершенно лишнее на будущее), принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.=  Источник: http://constitutionrf.ru/preambula
Правильные ОБЩИЕ фразы – и ни слова о целях и основных задачах государства (как это было указано в Конституции СССР). А ведь Конституция должна писаться не «вообще», а для страны с конкретными условиями, менталитетом, историческим наследием, а также долгосрочными целями и задачами.
Что бы я внёс (примерно, формулировки должны отточить хорошие юристы):
Никаких прав и свобод «человека вообще»: речь идёт конкретно о гражданах России. Так и писать – ГРАЖДАН РФ.
Цель  государства: построение социально гармоничного общества (в перспективе – бесклассового), гарантирующего равные СТАРТОВЫЕ возможности для всех, до достижения совершеннолетия.
Бесплатное общее среднее и частично бесплатное (для талантливых абитуриентов) высшее образование; частные ВУЗы – только под строгим контролем государства (за качеством обучения и идеологией!).
Бесплатное всеобщее медицинское обслуживание (наличие платного тоже допускается, но под строгим контролем качество-цены);
Социальные гарантии для тех групп кому они нужны – пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи и т.д.
Гарантия трудоустройства для всех трудоспособных граждан.
Право частной собственности на средства производства, при сохранении приоритета государственной (полной или 51%-ной)  на средства производства, имеющие стратегическое и/или оборонное значение (уточнения в соотв. документах).
 Принцип жизни в государстве – «От каждого по способностям, каждому – по труду».

В преамбуле примерно так:
== Российский народ,
руководствуясь идеями  построения социально гармоничного общества, граждане которого имеют равные права на дошкольное, общее среднее и высшее образование, медицину, социальные услуги (может, что-то и упустил второпях),
опираясь на великие исторические, социально-экономические и политические завоевания всех народов и наций, входящих в состав РФ,
стремясь к дальнейшему развитию демократии и самоуправления через гос. структуры и негосударственные объединения граждан,
учитывая особое географическое и международное положение РФ как составной части мирового сообщества и сознавая свою ответственность за сохранение стабильности и мира во всём мире,
сохраняя историческую преемственность идей и принципов расового, национального, конфессионального и правового равенства всех граждан РФ,
закрепляет основы общественного строя и политики России, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели государства Российская Федерация, и провозглашает их в настоящей Конституции.==
 И как-то втиснуть приемлемое из того, что было выше.

Основная часть Конституции:

Разумеется, я не юрист, и просто выделил те моменты из Конституции РФ, которые показались мне или сомнительными, или неприемлемыми, а то и просто вредными.

Гл1. Основы конституционного строя:
Следует чётко указать, что его законы справедливы по отношению к БОЛЬШИНСТВУ граждан: защищают их права и интересы в первую очередь  Права меньшинств (не этнических! по имущественному признаку, конфессиональному, секс-меньшинства и проч.) не могут быть выше прав большинства.  Права преступника – вообще в последнюю очередь: тот, кто нарушил закон, тот сам поставил себя вне закона и не может требовать к себе такого же отношения, как  законопослушный гражданин.
 Формулировку продумать.
Ст. 2 и 3 продумать.
Человек, Гражданин РФ, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина РФ - обязанность государства.
Ст. п 3:  Пункт о лишении гражданства должно быть! Следует  указать: за что и  при каких условиях. Двойное гражданство:  разрешено кому и в каких случаях. Указать, что оно недопустимо для госслужащих ЛЮБОГО уровня. Причина – конфликт гос. интересов разных стран. Наказание за неуказание двойного гражданства!
 Приобретение гражданства: сроки, условия, льготы и т.д. Культурный ценз иммигрантов!  Подробнее напишу в разделе о иммиграции.
Ст9.п2.  Никакой ПОКУПКИ земли! Только аренда (и то на срок не более 49 лет, с возможной пролонгацией и рядом ограничений по использованию).
Ст. 13 про идеологию – ДУМАТЬ. Построение какого общества? Цели? Задачи? 
Вариант: вместо =Ст13.п1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.=   дать примерно так: = В Российской Федерации разрешена любая идеология, кроме  основанных на принципах расизма, исключительности какой-либо нации (национал-фашизма), доминанты любой из религий; подрывающих общественную мораль, а также не соответствующих целям и задачам построения общества, указанных в данной Конституции.
Ст13.п2  вообще убрать на всякий случай…

Ст. 15.4 –«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора», добавить: если они не касаются вопросов суверенитета и обороноспособности России.

Гл.2 Права и свободы человека и гражданина
Ст.19.   В самой статье или в её разъяснениях указать, что любой гражданин, подозреваемый в совершении преступления имеет право ТРЕБОВАТЬ проверку своей невиновности в органах дознания и суде с помощью полиграфа или медикаментозными методами («сыворотки правды»). Проверка должна вестись  по заранее подготовленным вопросам, в присутствии адвокатов, близких, и прессы (по паре человек), чтобы все стороны точно знали: не будет задано никаких вопросов кроме указанных,  и тайна личной жизни гарантирована. 
Ст.20. п1 – я бы убрал… А вот смертную казнь как раз ввести надо: за особо тяжкие преступления (предумышленное убийство с отягчающими, по сговору с группой лиц, повторное, а также за взяточничество и воровство гос. средств в особо крупных размерах). Осуществление приговора должно производиться с отсрочкой на 5 лет, в течение которых обязана быть произведена повторная проверка материалов дела с применением средств технического и медикаментозного допроса как обвиняемого, так и основных свидетелей по делу.
 Ст28. Каждому ГРАЖДАНИНУ РФ гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними ДОБАВИТЬ: за исключением религий (сект),  основанных на принципах расизма, исключительности какой-либо нации (национал-фашизма), связанных с причинением морального и физического вреда гражданам, подрывающих общественную мораль, а также не соответствующих целям и задачам построения общества, указанных в данной Конституции.
Ст. 29  запрет цензуры – бред! Его убрать - цензура должна быть. Какая – это уже другой вопрос, относящийся к идеологической работе государства. Уточнения по применению.

Глава 3. Федеративное устройство
Ст. 79 Добавить: если это не нарушает суверенитета и обороноспособности России.

Гл.5 Дума и СовФед.

Внести в конституцию для членов СФ и депутатов Думы запрет двойного гражданства и собственности за рубежом как своего, так и ближайших родственников (супруги, дети, родители, братья и сестры). Запрет для ближайших родственников иметь подданство другого государства . Я понимаю, что в таком случае СФ надо менять в полном составе, а в Думе останутся не более десятка человек, но… иначе это будут не органы РФ, а представители Госдепа США и других стран!
Больной вопрос -  зарплаты, льготы и доплаты. Сейчас они недопустимо велики. Правительство ссылается на то, что иначе будут воровать и брать взятки… очень сомнительный аргумент! Ведь всё равно и воруют и взятки берут.
Помощники депутатов, их права и обязанности. Следует уточнить, кого могут брать в помощники депутаты и сенаторы – ведь часто среди них имеются откровенные  уголовники!  Т.е. указать, что помощниками могут быть только лица, не состоявшие ранее под судом и следствием (не допускать даже с погашенной судимостью)  И никакой неприкосновенности!!!    Неприкосновенность самих «сенаторов» и депутатов Думы: в тех же США парламентская неприкосновенность не действует в случае преступления или акта коррупции. Американские народные избранники могут находиться под следствием, им могут выдвигать обвинения, их могут судить. Так будем же брать пример с «самого демократичного государства, оплота свобод и демократии»! Политическая неприкосновенность –ДА. Уголовная – НЕТ.

Гл. 6, 7, 8.  . Правительство, Суды, Местное самоуправление

Указать в Конституции обязательную ПЕРСОНАЛЬНУЮ ответственность всех чиновников (от министров, губернаторов и до муниципальных) за результаты работы – своей и своих подчинённых – от административной до уголовной. Результат подводить по итогам года. Также – отзывы (голосование) граждан о работе тех или иных структур. Продумать систему отзывов и голосования граждан, используя запароленные интернетные личные кабинеты граждан в системе налоговой службы и/или сайты гос. услуг – они очень подходят для этого.
 Учесть, что на службу в госструктуры ЛЮБОГО уровня не должны допускаться лица, имевшие судимость по уголовным статьям, в т.ч. погашенную,  кроме случаев безусловного оправдания по отсутствию состава преступления, а не «за недоказанностью» - тут большая разница!  В первом случае – человек чист, а во втором – недоработка органов дознания. Обязательная проверка на полиграфе на предмет склонности к мздоимству и возможных нарушений закона в прошлом (соответствующие списки вопросов у психологов имеются). Это здорово снизит уровень коррупции.  Продумать вопрос борьбы с семейственностью в госструктурах.

Гл. 7   Судебно-правовая система. (суды и прокуратура)
 Ст. 122. Неприкосновенность судей и прокуроров не должна действовать  в случаях совершения ими уголовных преступлений, доказанность которых подтверждается как видеоматериалами , так и через ОПРОС на полиграфе или медикаментозными методами (предпочтительнее).
Ювенальная юстиция: тщательно определить принципы, права и обязанности. Нужна ли? – ДА. Но какая? Тут нужны грамотные юристы. Примеры Европы наводят на очень грустные размышления…

Гл.8  Местные органы самоуправления
Возможно, отразить в Конституции возможность (или обязательность?)  участия в местном самоуправлении ОБЩЕСТВЕННЫХ структур, вроде Общероссийского Народного Фронта, в качестве рекомендательного и КОНТРОЛЬНОГО органа, отслеживающего работу местных муниципальных структур. Проблемы: проникновение в муниципалитеты (в мэры городов) криминала – это общая беда! Особенно следует учитывать влияние больших компаний на деятельность муниципалов там, где такие компании (фирмы) – единственный или основной источник рабочих мест: чиновников банально «покупают», вместе с правоохранительными органами.

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции.
Очень щепетильный вопрос! Пересмотр Конституции требуется в случаях, когда меняются: 1.  государственный строй, 2 идеология, 3 структура общественно-экономических отношений, 4 глобальный мировой порядок, определяющий применение международных договоров, связанных со статьями Конституции. Тут рекомендации давать трудно, это работа для высококвалифицированных юристов.  Формулировки должны быть предельно точными, не допускающими двояких толкований, и в то же время позволяющими как можно реже менять Конституцию. С поправками по отдельным главам и статьям проще…
******************************************
 Что делать с кодексами? Проблема не в том, что отсутствуют законы для борьбы с преступностью и нарушениями, а в том, что те законы, которые уже имеются, применяются плохо или вообще не применяются.  Пересмотр кодексов – очень долгая работа для большого числа высококлассных юристов. Но при желании можно сделать всё!  Имеется немало законов, противоречащих друг другу, что даёт возможность «вертеть законом, как дышлом», и спасать преступников от правосудия – как адвокатам, так и самим судьям (не задаром, разумеется). Вообще весь мировой опыт (ещё со времён римского права) показывает, что чем законы проще, тем они эффективнее. А всех жизненных коллизий в кодексах не учесть – тут уже должен решать СУДЬЯ: судить по закону и по совести… правда, с последним у нас беда! Недаром и анекдот есть:
Идет судебный процесс. Заседают судья и два присяжных заседателя.
Судья спрашивает у правого присяжного:
- Сколько дал истец?
- Сто тысяч.
Судья  спрашивает у левого присяжного:
- Сколько дал ответчик?
- Сто двадцать тысяч.
Судья подумал, и говорит:
- Отдайте ответчику двадцать тысяч и будем судить по закону и по совести!
***********************************************

24.12.2017