5. Армия в первой Чеченской войне 1994-96 гг

Альберт Иванович Храптович
            (Предыдущее см. http://www.proza.ru/2017/12/08/630).

            Как готовы «разгромить  любого врага на суше, на море и в воздухе» наши доблестные Вооруженные силы очень скоро проявилось не на словах, а на деле. И не где-нибудь на большой войне, а на домашней, в Чечне.

            Несколько слов предварительно.
            Когда Ельцин после «победы» над ГКЧП и распада Союза заявил во всеуслышание главам автономных республик, краев и областей Российской федерации: «Берите столько независимости, сколько проглотите»,  там подняли головы местные националисты, начались волнения. Засобирались в Сведловске, в Казани, в Приморье что-то делать.  Самыми решительными оказались чеченцы, заявившие устами своего главы, генерала Дудаева о независимости Чечни. Оружия и желающих отстоять свою независимость там было полно. Допустить такое, конечно, было нельзя, иначе вся Россия не просто распалась бы, но не обошлось бы без кровопролития в спорах о территориях и без масс беженцев со всеми вытекающими отсюда последствиями. Больше того. Не было никакого сомнения в том, что в отделившейся республике верх взяли бы радикальные исламисты, основная идея у которых - Всемирный халифат. Так что в "подбрюшье" у России на Кавказе возник бы чрезвычайно опасный очаг военной и идеологической угрозы.

            Так что меры принимать было крайне необходимо. Тем более, что вопрос об отделении Чечни от России в чеченском народе не обсуждался, поставлен был небольшим кругом заговорщиков. И уже начались зачистки республики от русских - их изгоняли из учреждений, из квартир, избивали, грабили.  Встал вопрос об усмирении Дудаева и его боевиков. В принципе, были возможности пойти с Дудаевым на переговоры и решить вопросы мирно, оставив республику в составе России. Дудаев, как позже говорили, был к тому готов. Но в окружении Ельцина возобладали силовики. В их числе генерал Грачев, в своем духе, не мудрствуя лукаво, заявил своему Верховному Ельцину, что, мол, дайте команду и мы одним полком ВДВ возьмем Грозный в течении суток. И Ельцин пошел у них на поводу, такую команду дал. Началась кровопролитная Чеченская война.

            Как бы мне ни было больно вспоминать о той трагедии, но  для потомков и для того, чтобы не забыли мы сами, я напомню только некоторые моменты из тех, что были опубликованы в открытой печати о «полной боевой готовности» армии и о готовности взять Грозный в течении суток одним полком:
    - «Генштаб показал свою низкую квалификацию, не сумел правильно просчитать и спрогнозировать обстановку» -  («Российская газета» 5.2.95г.);
    - «Крупные военачальники не могут организовать ведение боя в городе. …Подходящих летчиков не так-то просто найти… Артиллерия метила по скоплениям боевиков, а стреляла по жилым кварталам… Воинам везло, их боевые машины выходили из строя раньше, чем доходили до передовой»  - («Московский комсомолец» 6.2.95 г.)
        И так далее. Материалы в других СМИ были еще жестче. Наши бойцы, неподготовленные к боевым действиям, гибли сотнями и тысячами.  Вынуждены были вмешаться политики. Подписали позорное Хасавьюртовское соглашение о прекращении боевых действий.  Т.е. фактически победу над нашей доблестной армией, «готовой в любое время разгромить любого врага», праздновали не такие уж многочисленные и вооруженные боевики!
        В мире вздохнули облегченно: бывшей Советской армии, наводившей ужас на весь остальной мир, бояться нечего, её больше нет. Она больше опасна для своих собственных солдат, убивая их в казармах сотнями.

          Ну, так хотя бы после этого позора поняли ли что-нибудь наши руководители страны, лично Верховный Главнокомандующий Ельцин, депутаты?  Дошло ли до них то, что генералы вешают лапшу им на уши, докладывая о высочайшей боеготовности армии и флота? Что «Инициативная группа» не собиралась «очернять флот», а наоборот, стремилась предотвратить такой же его позорный провал, а главное, гибель сотен и тысяч ни в чем неповинных моряков, если бы флоту, паче чаяния, пришлось вступить в бой с каким-то противником? Чтобы даже в мирное время мы не несли на флоте тяжелые потери. Убедил ли кто Ельцина из его окружения, что теперь-то уж точно надо создавать Комиссию по изучению положения в армии и на флоте?
       Да ничего подобного!  Ни малейших попыток что-то проанализировать и сделать выводы.
         
       Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/12/25/461