Армения. Боль

Вильям Девлеткильдеев
Каждая нить, идущая через творчество- это прямое соединение с душой. Душа- вибрирующий прибор, улавливающий каждый случай, каждую ноту, каждый образ. Образы в моём творчестве- это что-то мистическое, даже для меня самого непонятное, но говорящее о вечном.
Когда я создаю картину- она в какой-то степени создаёт меня заново. Опять же через душу. И даже через мозг. Ведь мозг художника- это его же "работодатель". Он принимает вызовы окружающего мира, он принимает всё что есть вокруг- от мурлыканья кошки, до взрыва. Не только физического, но и морального, и даже исторического.
Монотипия для меня- особо важный творческий ритуал. Именно она имеет прямую связь с Богом, и она показывает своими формами, градациями, фактурой тот, самый сакральный, вечный и скрытый мир. Но этот мир может распознать... нет, далеко не мозг, а Душа художника.
Вот так и родилась моя небольшая работа, под названием "Армения.Боль". У неё есть ещё одно название- но оно второстепенное, находящееся под самой сутью работы- "Колючий Реквием". Именно под этим названием она есть в Интернете.
Создана она была в 2014 году. На монотипии проявился образ старца. Я долго не мог понять - в качестве кого он явился на моём листе? Пророк? Нет. Он не пророк, но что-то в глазах было особенное, скрытое, немного пророческое. Поэт? Или мифологический герой?... Я начал обрисовывать его, как бы вылепляя из вечности в наружность, словно скульптор. Но вместо резца у меня была кисть.
Одно время я часто слушал, да и иногда продолжаю слушать музыку армянского дудука. Преклоняюсь перед творчеством Дживана Гаспаряна. Вообще армянский народ- особый народ. Он впитал в свои гены древнейшую культуру. У меня тесное общение и дружба с армянами. Начиная от Сетрака Анахасяна- друга семьи, с которым мой брат Роберт служил на корабле ЭМ "Благородный", до моих школьных друзей, с которыми я общаюсь, благодаря Сети- Гаянэ Микаелян и Ашот Никогосян. Они были эвакуированы из Спитака, который был разрушен сильнейшим землетрясением. Многих, оставшихся в живых, приютили города бывшего Советского Союза. Вот так я и сел за одну парту с Гаянэ.
Армения- духовная и литературная , музыкальная, художественная... Можно на ней как на драгоценном алмазе делать грань за гранью, и ни одна не будет лишняя. Для меня дороги имена поэтов Аветика Исаакяна, Ованеса Туманяна, музыканта, фольклориста и этнографа Комитаса...
А художники Мартирос Сарьян и Акоп Акопян в представлении не нуждаются. Они для меня -учителя. Именно их работы в юности заставляли подолгу смотреть на них и изучать.
"Армения.Боль" была создана в 2014-м году за год до печальной даты- той Боли армянского народа и Вечной скорби. Создана за несколько вечерних сеансов. Старик-армянин изображён за колючей проволокой. В 2015-м, год спустя после создания работы,  армянский народ и весь цивилизованный мир оплакивал Геноцид. Было столетие Османского ига.Их нечеловеческие деяния так и будут вечно болеть в душах всех армян.
Мне бы очень хотелось изобразить вьющиеся ветви с нежными маленькими листочками, но каким-то провидением кисть превращала (и это под действием души!) в колючий забор, где старик , весь в скорби и печали пытается рассмотреть другую сторону мира, как бы унося взор за грань, в душу того кто смотрит.
Темпера и гуашь легли спокойными не пастозными мазками. Всё что мне удалось изобразить- я изобразил. Именно ту Боль, которая будет Вечно витать над армянским народом. В этом Пророке-Поэте-Мифологическом герое- реальный старик, претерпевший ужасы Османского зверства, где были убиты и изувечены его родные и близкие, дети... Этим стариком может быть каждый , и не только армянин- а тот, кто прочувствовал терроризм спустя столетие. Мир то в принципе не изменился. Изменились лица, скорость, духовные ценности. Но не дай Бог, чтобы такое даже намёком повторилось, и не созрело у кого-то в мозгах. Ни на малейшую сотую долю. А эта картина- мой скромный вклад в Память , которая общей молитвой будет непрерывно звучать в сердцах тех, кто это пережил, сквозь ДНК тех, кто родился позже, но потерял за этим символическим колючим забором своих родных.
Жизнь меняется, идёт огромными шагами вперёд. Лишь только Память может веками стоять на одном месте, и жить в душах, наполненными слезами.
Моя картина преподнесена мною в дар дорогому другу из Армении- музыковеду и композитору Лилит Умршатян выпускнице Ереванской Государственной Консерватории имени Комитаса.