Волчье логово

Юрий Арбеков
                Юрий Кузнецов-Арбеков
В О Л Ч Ь Е   Л О Г О В О   
или К Н Я Г И Н Я   Н О Ч И

      Легенда о любви и мести княгини Нарчатки
            в годы нашествия хана Батыя. 
        Музыка, песни, красота родной природы…

                ПРОЛОГ.
    Наше время. Внучка, красивая девушка лет 18-20, рассматривает бабушкино монисто, примиряет его на себя.

ВНУЧКА. А это старинные монеты, бабуля?
БАБУШКА. Старинные, внученька.
ВНУЧКА. А самая старая какая?
БАБУШКА. Вот эта, с профилем княжны Нарчатки.
ВНУЧКА. Сколько ей? 
БАБУШКА. Если монету имеешь ввиду, то ей лет 700, не меньше. А сама княгиня молодая была, красивая — вот как ты.
ВНУЧКА. Я не раз слыхала: Нарчатка, Нарчатка! И всё же — кто она?
БАБУШКА. Это Великая княгиня нашего народа, внученька. Легенда о ней передаётся из уст в уста!
ВНУЧКА. Расскажи, бабуля!.. Ну пожалуйста!
БАБУШКА. Ой, не знаю…  История эта долгая…
ВНУЧКА. Я буду тихо сидеть!
БАБУШКА. Да?.. Ну ладно, слушай… Начну с того, что в 13-м веке от Рождества Христова жил на Мокше, правом притоке реки Оки, великий князь Пуреш…
 
                ДЕТСТВО КНЯГИНИ

                Сцена 1.
    Весна. Солнце встаёт над лесом,  над голубой рекой Мокшей.
 По реке плывёт большая разноцветная ладья. Воины гребут, за кормовым веслом стоит могучий юный воин по имени Юрджин, а впереди — красивый бородач лет 30-ти в национальном костюме. Длинные волосы князя перетянуты серебряной нитью, с шеи на грудь свисает колье, в центре которого золотое солнце «Ра» — знак Великого Княжения.
Ладья подплывает к берегу. Князь выходит на сушу, подносит ко рту ладонь:
—  Эге-ге-гей!!! 

  Звучит песня «ЛЕСНАЯ ФЕЯ»:

          В том краю, где среди скал,
          Спорят небо с Мокшей, кто из них синее,
          Я однажды повстречал
          Златокудрую, как луч, лесную фею.

              Улыбнулась мне она
              И умчалась прочь в зелёное сплетенье,
              Я без отдыха и сна
              Всё ищу своё волшебное виденье.
          
  Из-за деревьев выглядывает лесная белокурая красавица в разноцветном сарафане, узнаёт князя и бежит к нему со всех ног. Князь нежно обнимает её.

КНЯЗЬ. Я говорил, что вернусь из похода?
ВАЙДА. Говорил…
КНЯЗЬ. Что назову тебя своей женой?
ВАЙДА. Говорил, милый князь…
КНЯЗЬ. Ну вот… Я вернулся, моя лесная фея! 
ВАЙДА. Любимый! (Прижимается к его груди).

                Припев:
Фея! Куда меня дорога завела?
Фея! Ты мне приснилась или наяву была?
Фея! Я все твои владенья обойду…
Фея! Я всё равно тебя, любимая, найду!

Князь подхватывает её на руки и несёт в ладью. Воины  дружно приветствуют будущую княгиню, вздымая копья и щиты. Ладья отплывает. 

                Сцена 2.
РАСКАЗЧИЦА (она же Бабушка). Так женился князь Пуреш на лесной красавице Вайде. И родились у них сынок Атямас и дочка Нарчатка. 

   На берегу Мокши — дворец князя: большой срубяной дом и просторный двор, со всех сторон окружённый прочным тесовым забором. По широкой парадной лестнице спускается князь Пуреш и ведёт за руку трёхлетнего малыша — Атямаса. Следом идёт Вайда и несёт годовалую девочку — Нарчатку.

КНЯЗЬ. Эй, Юрджин! Коня молодому князю!
Юрджин приводит боевого коня. Пуреш легко поднимает сына, тот садится верхом и хватается ручонками за гриву.

КНЯЗЬ. Держись крепче, сынок! Поскакали?..
Юрджин отпускает коня, тот скачет по двору. Малыш держится изо всех сил.
КНЯЗЬ. Молодец! А теперь покажи, какой ты стрелок?

     Юрджин подаёт малышу детский лук и стрелу. Атямас целится... Стрела попадает в забор.

КНЯЗЬ. Умница, Атямас! Но вот нападают на нас враги…

     Юрджин спускает мальчика с коня, подаёт детские меч и щит. Атямас яростно рубит крапиву возле забора.

КНЯЗЬ. Не забывай закрываться щитом, мой мальчик! Вот так, смотри!

      Пуреш выхватывает из ножен острый меч, срывает со спины блестящий щит и бросается на Юрджина. В мгновенье ока тот обнажает своё оружие. Могучие воины бьются так, что искры летят!

                Сцена 3.
РАСКАЗЧИЦА. Девочек воспитывали по-другому, но Нарчатка с юных лет равнялась на брата.
 
     Девочка тянет ручонки к лошади.
ВАЙДА. Чего ты хочешь, доченька? Погулять?..

     Ребёнок капризничает и вновь указывает на животное.
ВАЙДА (мужу). Ты посмотри, дорогой: Нарчатка тоже просится на коня! Рвётся так, что не удержишь!
КНЯЗЬ. Рано ещё. (Смеётся). Ходить не умеет, а туда же — верхом!
ВАЙДА. Это она за старшим братом: куда он, туда она!..
КНЯЗЬ. Ну давай подержу немного…

        Отец сажает дочь на лошадь. Нарчатка хватается за гриву и весело смеётся. Довольный князь на секунду отпускает ребёнка…
        В это мгновение огромный шершень садится на круп лошади, она с громким ржанием срывается с места, несётся по двору вокруг дома… Родители  в панике, но лошадь возвращается… и все видят Нарчатку, которая по-прежнему сидит верхом!

ВАЙДА. Доченька!
КНЯЗЬ. Красавица ты наша! (Берёт ребёнка на руки, целует). Ну, Нарчатка!.. Усидела в седле!
ВАЙДА. На ногах не стоит, а с коня не сбросишь!
ЮРДЖИН. Великим всадником будет юная княжна!

                Сцена 4.
  РАСКАЗЧИЦА.  Прошло ещё пятнадцать лет, дети подросли… Всему, что умеет старший брат, он учит и свою сестру.
               
      Княжеский дворец. Атямас, рослый красивый юноша с луком и колчаном стрел за спиной, спускается с крыльца.
АТЯМАС. Эгей, сестрица!
На крыльцо выбегает юная красавица, очень похожая на современную Внучку…
 НАРЧАТКА. Что, братец?
АТЯМАС. Я еду стрелять уток на озеро. Ты со мной?
НАРЧАТКА. Конечно! Давай, кто быстрее?

Они бегут к коновязи, вскакивают на лошадей и весело несутся в ворота дворца, оттуда на берег озера.   
Звучит песня «СТАРШИЙ БРАТ»:

         В этом озере уток не счесть.
         Здесь стрела — молодецкая честь!
         Меткий выстрел не всегда
         И мужская даст рука,
         Ну а что же может девичья?
             Стрелы метко летят,
             Так учил меня брат,
         Старший брат — любимый брат.

 РАСКАЗЧИЦА. Наука та была суровой!

       Атямас выходит на крыльцо с копьём и мечом, кричит сестре:
АТЯМАС. Вставай, вставай, Нарчатка! Сегодня большая охота у нас.
НАРЧАТКА (капризно). Там холодно! Я спать хочу!
АТЯМАС. Ну гляди, лежебока! Мы едем на волков…
НАРЧАТКА. Да-а?! Я с вами!

     И снова они скачут на конях, сжимая копья перед тем, как метнуть. В лесу жёлтая осень, падает первый снег.
Продолжается песня «СТАРШИЙ БРАТ»:

            А волков этих нынче не счесть!
            Здесь копьё — молодецкая честь!
            Здесь удачно не всегда
            И мужская бьёт рука,
            Ну а что же может девичья?
                Копья метко летят!
                Так учил меня брат,
              Старший брат — мой милый брат!

В этой жизни всё переплелось,
Ночью счастье, днём горе и злость,
С ним сразится не всегда
И мужская рука,
Ну а что же может женская?
«Месть в запасе хранят!» —
Так учил меня брат,
Старший брат — любимый брат!



                ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

                Сцена 5.
РАСКАЗЧИЦА.  А вверх по Мокше, до её впадения в красавицу Оку,    правил ещё один Великий князь — Пургас. Был он так могуч, что пытался взять новую русскую крепость: Нижний Новгород, но не сумел одолеть. И от злости Пургас пошёл войной на соседа.

Ладья с дружиной князя Пургаса плывёт вниз по Мокше. Великий князь и сын его Кашкай, красивый юноша лет 25-ти, стоят в носовой части, наблюдают за берегом.

КАШКАЯ. А этот берег, батюшка (указывает)… Это наша земля?
ПУРКАС. А чья же?.. Ещё дед мой правил ею, мы гоняли здесь кабанов.
КАШКАЙ. Похоже, и сейчас гоняют. Но не наши охотники, нет!
ПУРКАС (вглядываясь). Ах, разбойники! Да ведь это соседи бесчинствуют! Люди князя Пуреша!
КАШКАЙ. Позволь, батюшка, я покажу им, как стрелять чужое зверьё?
ПУРКАС. Ступай, сынок! Но будь осторожен. Ты единственный мой наследник!
КАШКАЙ. Знаю, тятенька, не волнуйся.

           Ладья причаливает к берегу, храбрый Кашкай с  дружиной отца нападает на охотников, троих берёт в плен и доставляет их на ладью.  Звучит песня «ВОЙНА»:

У дерзости обид есть разная цена,
Пусть даже топором грозит тебе сосед,
Но вспомни и родство, и дружбу мирных лет —
Всё это, верный друг, дороже, чем война!

Припев:  Но, если дружина надёжна,
               А правды не видно ничьей,
               Тогда обойтись невозможно
               Без грозного звона мечей!

Опять свистят скворцы, подснежники цветут,
Пришла весна в наш милый отчий край,
Зачем же стрелы острые проклятие несут,
Когда весь мир напоминает рай?
Припев.

                Сцена 6.
  Внутренность дворца. Князь Пуреш напутствует сына.

КНЯЗЬ. Всё, сынок! Хватит по лесам носиться, пора тебе заняться серьёзными делами.
АТЯМАС. Я готов, батюшка! 
КНЯЗЬ. Наш сосед, князь Пуркас, объявил нам войну. Я с дружиной иду в поход...
АТЯМАС. А я?!..
КНЯЗЬ. А ты, мой сын, остаёшься за старшего. В моё отсутствие будешь Великим Князем! Все ключи тебе отдаю — от ворот, от кладовых, от тюрьмы...
АТЯМАС (с улыбкой). В нашей тюрьме давным-давно никто не сидел! Там повариха припасы хранит…
КНЯЗЬ. Будет война, будут и пленные! Не таскать же их за собою? Пришлю тебе — стереги их до моего возвращения!
АТЯМАС. Понял, батюшка Великий Князь. Сберегу!

РАСКАЗЧИЦА. Князь как в воду смотрел. Очень скоро попался в плен не кто-нибудь, а старший сын великого Пургаса — Кашкай…  В первую же ночь его решила проведать любопытная Нарчатка.

                Сцена 7.
     Лето. Ярко светит полная луна. Нарчатка  тайком пробирается по двору к крохотной темнице. Прислонившись спиною к запертой двери, крепко спит стражник. С другой стороны — тюремное окно с решёткой, в которую светит луна. Нарчатка заглядывает и видит красивого юношу, который спит на соломе. Какое то время девушка  любуется им, потом бросает внутрь камешек.
 
 НАРЧАТКА. Эй, соня!..
 КАШКАЙ (подходит к окну, зевает). Ты кто?.. Чего тебе надо?
 НАРЧАТКА. Это тебя взяли в плен?
КАШКАЙ. Я сам виноват. Пошёл охотиться на озеро, а там ваши воины… Человек десять!
НАРЧАТКА. На кого охотился?
КАШКАЙ. На уток. Их там видимо-невидимо!
НАРЧАТКА (с усмешкой).  Не видел ты наши озёра! Вот где видимо-невидимо!
КАШКАЙ. Можно подумать, и ты охотишься?
НАРЧАТКА. С малых лет!.. На гусей, на лосей, на медведя…
КАШКАЙ. Чья ты, такая смелая?
НАРЧАТКА. Дочь князя Пуреша. Нарчатка.
КАШКАЙ. А я…
НАРЧАТКА. Юный князь Пуркас, знаю. Кашкай тебя зовут?
КАШКАЙ. Зовут… А вывезти меня отсюда сможешь?
НАРЧАТКА. Зачем?
КАШКАЙ. Вот чудная! Чтобы сбежать домой!
НАРЧАТКА (с хитринкой). А мне от этого какая радость?.. Сбежишь — и поболтать будет не с кем…
КАШКАЙ. А что? (Прихорашиваясь). Я тебе понравился?..
НАРЧАТКА. Вот ещё!
КАШКАЙ (печально). Что? Совсем?..
НАРЧАТКА (пожав плечами). Да так… У меня ещё не было парня, сравнивать не с кем.
КАШКАЙ. И не целовалась ни с кем?!.. (Она молчит). Хочешь, научу?
НАРЧАТКА. Через решётку?!.. Сиди уж, учитель!
КАШКАЙ. Дай руку!
НАРЧАТКА. Это зачем?
КАШКАЙ. Ну дай! Не укушу, не бойся…
НАРЧАТКА. Ничего я не боюсь! (Протягивает руку сквозь решётку, Кашкай хватает её, гладит и нежно целует).
НАРЧАТКА (выдёргивает ладонь). А это что?!
КАШКАЙ (смущённо).  Я и сам не знаю… Ручка маленькая, нежная…
НАРЧАТКА (смотрит на свою ладонь). Рука как рука… Глупый ты! (Треплет ему волосы). Сиди, жди! Завтра снова приду... (Убегает)

                Сцена 8.
РАСКАЗЧИЦА … Каждую ночь Нарчатка приходила к тюремному окну, говорила с пленником… И случилось то, что не могло не случиться в их возрасте. Кашкай и Нарчатка — влюбились друг в друга!

Вновь светит полная луна, влюблённые стоят по обе стороны решётки, держатся за руки.

НАРЧАТКА. Брат получил известие: отец вот-вот вернётся из похода!
КАШКАЙ. Что же делать?!
НАРЧАТКА. Я знаю, где ключи, и украду их.
КАШКАЙ (горячо целует её руки). Спасибо, милая!!!
НАРЧАТКА. Ну сбежишь, Кашкай. А дальше что?..
КАШКАЙ. Я видел, как меня везли сюда: по реке, с севера на юг… Буду бежать вдоль реки на север.
НАРЧАТКА. И много ты пробежишь?.. У нас здесь волков — не счесть! Медведи бродят, кошки лесные — рыси...
КАШКАЙ. Ну что делать? Сломаю рогатину, буду отбиваться, как сумею…
НАРЧАТКА. (Насмешливо). Рогатину!.. Я тебе за воротами, в укромном месте спрятала меч и копьё. Ты смелый, отобьёшься…
КАШКАЙ. Спасибо, милая! За себя теперь я не боюсь. Но что будет с тобой, дорогая?!

   В это время стражник просыпается, заглядывает на лунную сторону, подслушивает…

НАРЧАТКА (с тяжёлым вздохом).  Батюшка убьет меня!
КАШКАЙ. Ты же говорила, что он тебя любит?
НАРЧАТКА. Как отец любит, он простит. (Улыбается и тут же хмурится). А Великий Князь никогда! Он сам издал закон о пленных и не вправе его нарушать. (Передразнивает). «Кто поможет пленному бежать, тому верная смерть!»
КАШКАЙ (с тяжким вздохом). Мой отец такой же!..

   Стражник бежит к дому, через открытое окно будит Атямаса: «Князь, князь! Там  побег замышляется!». Атямас выскакивает во двор через окно, бежит вслед за стражником.
 
НАРЧАТКА. А что будет с тобой, когда вернётся мой отец?
КАШКАЙ. Я враг для него, мы воевали… Казнит, наверное…
НАРЧАТКА (вскакивая от страха). Я тоже жить не буду! У меня есть знакомая скала, высоченная... Заберусь на неё и брошусь вниз!
КАШКАЙ. Милая Нарчатка! Но, если смерть грозит и мне, и тебе, не лучше ли бежать обоим?! Умчимся в тот край, где нас никто не знает, и будем жить долго и счастливо!
НАРЧАТКА. А есть такой край?
КАШКАЙ. На запад от Оки новый город появился: Москва  называется. Туда многие бегут, кому дома не дают житья.
НАРЧАТКА. Бежим в Москву, любимый!
  Держатся за руки и смеются от счастья.

В это время на свет выходят Атямас и Стражник.
СТРАЖНИК. Вот они! Сбежать хотели, я слышал!            
АТЯМАС (стражнику). Связать его! И стеречь, как зеницу ока! Головой отвечаешь! (Стражник врывается в тюремную камеру и вяжет…).
НАРЧАТКА. Тогда и меня вяжи, Атямас! Сажай вместе с ним. Мы любим друг друга!!!             
КАШКАЙ (из-за решётки). Говорят, ты храбрый воин, Атямас? Давай сразимся — ради неё! (Кивает на Нарчатку). Будем биться на чём пожелаешь!
 АТЯМАС (гордо). Я сражаюсь с вольными людьми! А ты пленник и держать оружие не вправе. (Подаёт руку Нарчатке). Пойдём, сестра!

      Нарчатка плачет, но уходит, не в силах ослушаться брата: ведь он сегодня — Великий Князь! Обернувшись, она кричит влюблённому:
НАРЧАТКА. Держись, Кашкай!
КАШКАЙ. Не плачь, Нарчатка!

                Сцена  9.
     РАСКАЗЧИЦА… А утром со своей дружиной вернулся из похода Великий Князь Пуреш. Он вышел на Большое крыльцо и сказал народу мудрые слова:
   
    ПУРЕШ. Войны хороши тем, что рано или поздно кончаются. Мы помирились с князем Пургасом! (Толпа ликует). Вывести сына его — Кашкая!

      Юрджин выводит на крыльцо связанного пленника, выхватывает острый нож…(вся площадь ахает от страха) и разрезает верёвку!
 
ПУРЕШ. Ты свободен, храбрый юноша!
КАШКАЙ (разминая руки). Спасибо, Великий князь!
НАРЧАТКА. Милый!

          Бросается Кашкаю на шею, они целуются.

ПУРЕШ (удивлённо). А это что такое?.. Нарчатка!.. Ты так рада победе, что целуешь вчерашнего недруга?!..
НАРЧАТКА (отцу). Батюшка! Мы любим друг друга!.. Благослови нас! (Бросается на колени).
ПУРЕШ (чешет в затылке). Один сидел в тюрьме, другая была на воле — когда успели влюбиться?
КАШКАЙ (тоже на коленях). Благослови, Великий Князь! Я люблю твою дочь!
ПУРЕШ (Вайде). Ну а ты что скажешь, мать? Здесь и твоё благословение требуется…
ВАЙДА. Что тут скажешь, муженёк? Нам стариться, им молодеть... (Юноше). Но ведь ты не сирота, Кашкай?.. Мать у тебя живая?
 КАШКАЙ. Живая, слава Богу!
 ВАЙДА (горестно). Извелась, поди, тебя не видя?..  (Мужу). Надо, чтобы родители жениха тоже благословили сына!
ПУРЕШ. Ты как всегда права, княгиня. (Влюблённым). Встаньте, дети! (Кашкаю). Милый зять! Завтра я дам тебе свою лучшую ладью и храбрых воинов, они  домчат тебя до дома! Ты обрадуешь мать и отца, вручишь им подарки от нас (обнимает жену) и вернёшься обратно. А мы тем временем подготовимся к вашей свадьбе!

     Все на площади кричат «Ура», воины стучат копьями о мечи.

     РАСКАЗЧИЦА.  Между собой племена воевать не любили, а мир и свадьбу всегда считали добрым знаком. Надо ли говорить, как счастливы были влюблённые!

                Сцена  10.
        Нарчатка и Кашкай скачут на боевых конях вдоль реки, поднимаются на любимую Нарчаткой скалу. Обнявшись, стоят на самой вершине, целуются. 
   Вечереет. На широкой поляне молодые разводят костёр, дурачатся,— совсем как наши современники, которые вырвались на природу. Звучит песня «НОЧНОЙ КОСТЁР»:

                Ночной костёр —
                рубины россыпью!
                Ночной костёр
                нас сделал взрослыми,
                Придёт рассвета час
                и разлучит он нас,
                Но память сохранит
                ночной костёр.

        РАСКАЗЧИЦА. В эту ночь на высокой мокшанской скале, «Скале Любви», Кашкай и Нарчатка стали мужем и женой. А на следующий день Кашкай отправился к себе домой за благословением отца с матерью.
               
         Утро. Большая княжеская ладья отчаливает от берега. Воины гребут, Юрджин стоит на корме, Кашкай машет рукой. А с берега его провожают заплаканная счастливая Нарчатка, её отец, мать и старший брат, примирившийся с бывшим пленником.

                НАШЕСТВИЕ  БАТЫЕВО

                Сцена 11.
       РАСКАЗЧИЦА.  Сегодня здесь, рядом с Пензой и Сурским морем,  ведутся раскопки Золоторёвского городища. А в 13 веке гремела жестокая битва… За ней наблюдали верные полководцы хана Батыя Субэдэй и Джэбэ.
            
СУБЭДЭЙ (воину-командиру). Вы ленивые бараны, а не грозные воины «Золотой Орды»! Неделю не можете взять это барсучью нору!
ВОИН. Прости, великий Субэдэй. Враги дерутся, как шайтаны! На место павшего встают три новых!
СУБЭДЭЙ. Не рассказывай мне сказки! Если и сегодня не возьмёшь городище, завтра пойдёшь в бой простым лучником!
                Воин кланяется и убегает.
ДЖЭБЭ. А мы не действуем слишком прямолинейно, великий Субэдэй?
СУБЭДЭЙ (с усмешкой). Тебе ли это говорить, Джэбэ? Ведь
это тебя Чингизхан назвал: «Джэбэ» — острая стрела. А стрелы летают прямо!
ДЖЭБЭ. Это так, всемогущий. Но сильный ветер меняет полёт стрелы. Одно племя можно уничтожить, а другое сделать своим другом.
СУБЭДЭЙ (напыщенно). Друзья «Золотой Орды» — только Боги!
ДЖЭБЭ. Я хотел сказать «слугой». Это лучше, чем терять своих бойцов.
СУБЭДЭЙ (презрительно). Так, как ордынцы, слуги не воюют.
ДЖЭБЭ. Согласен, мудрейший. Но и терять их не жалко.               
                Сцена 12.
РАСКАЗЧИЦА... Одолев Золоторёвское городище, полчища Субэдэя и Джэбэ вышли к Мокше, по которой, ничего не подозревая, плывут Кашкай и воины князя Пуреша.

     Лето, тёплый вечер. Княжеская ладья плывёт по реке. Дружина гребёт, Юрджин правит стоя, а Кашкай сидит возле него.
   
ЮРДЖИН (озабоченно). На ближайшей ночёвке надо подлатать кормовое весло. Скрипит, собака!
КАШКАЙ. А ночёвка скоро?
ЮРДЖИН (весело). Солнце на закат — путник рад? Проголодался, князь?
КАШКАЙ. В дальнем походе я могу не есть неделю! Но сейчас кто нам мешает? Война кончилась, а мирная жизнь — сытная жизнь!
ЮРДЖИН. Ты прав, дорогой. Время дрова рубить, шулёмку варить…
КАШКАЙ (встаёт во весь рост). Смотри, какой берег! Песчаная коса… И причалить легко, и дрова недалеко! А поляна для костра — царская! 
ЮРДЖИН. Ну что ж? Хозяин-барин! (Гребцам). Суши вёсла, ребята! Причаливаем!

   Ладья врезается в песчаный берег. Кашкай и воины  идут в лес за хворостом. Лишь Юрджин остаётся на корме, молча возится с веслом… Это спасает ему жизнь.
   Темнеет. На поляне пылает костёр, дымит большой котёл. Вокруг него сидят гребцы, весело смеются… 
    Тихие, как барсы, ордынские воины окружают поляну. По команде Джэбэ они пускают стрелы, бросаются с мечами и копьями…
     Погибают все, кроме Юрджина. Он тихо спускается в воду и бесшумно плывёт назад…

                Сцена 13.
РАСКАЗЧИЦА. Воины «Золотой Орды», подкрались незаметно и казнили всех: Кашкая и  гребцов Пуреша, которые провожали его. Лишь кормчий Юрджин сумел чудом скрыться от врагов. И ночь, и день плыл он,  пока не достиг своих.
               
     Дворец князя Пуреша. От реки к нему бредёт смертельно уставший, по пояс голый Юрджин. Из последних сил он стучит в ворота и падает в изнеможении.
     Стражники, открыв ворота, с трудом узнают кормчего, на копьях и щитах несут его во дворец. Оттуда выбегают Атямас и Нарчатка, выходят князь и княгиня…

ПУРЕШ. Что случилось?.. Ты жив, Юрджин? Что с тобой, мой верный кормчий?
ЮРДЖИН (очнувшись). Беда, государь! Золотая Орда!
 ПУРЕШ (воинам). Запереть ворота надёжнее! Дозор днём и ночью! Враг приближается грозный!
НАРЧАТКА (предчувствуя горе). А где мой жених, Юрджин?!
ЮРДЖИН. Нет его, великая княжна. Ордынцы побили всех!..
 
    Шатаясь от горя, Нарчатка доходит до своего коня и горько плачет, уткнувшись в гриву. Внезапно вскакивает в седло и мчится прочь.

ВАЙДА. Останови её, Атямас! Она недоброе задумала!
             Атямас скачет следом.
 
                Сцена  14.
РАСКАЗЧИЦА. А Нарчатка неслась не куда-нибудь — на свою заветную скалу, скалу Любви.

    Мчатся в гору быстрые кони, на них сестра и брат. На крутом обрыве он догоняет её, удерживает от прыжка…

 НАРЧАТКА (вырываясь). Пусти, брат! Я не буду жить, если нет моего любимого!
АТЯМАС. А враги его жить будут?!.. Будут! Они спасибо тебе скажут, что не мстишь за жениха своего!
 
       Княжна опускает голову и горько плачет на плече у брата. Звучит песня «МЕСТЬ»:

 Вонзает ложь иззубренное жало
               Во вражеские души и сердца…
               Была любовь, и вот её не стало,
               Гляжу на всё глазами мертвеца.

               Но яд измен, признаемся без лести,
               Убивши душу, тело не убьёт,
               Пустую грудь наполнит жаждой мести
               И яростью холодной обожжёт.

          Я нынче ваш, интриги и коварство,
                Я ваш по крови, заговор и месть!
                Когда моей любви разбито царство,
                Вы лучшее, что в этом мире есть!          
 
                Сцена 15.
РАСКАЗЧИЦА. А назавтра великие полчища захватчиков окружили дворец Пуреша. Вся Мокша встала на защиту родного края, но каждый понимал, что сражение будет недолгим… Силы были явно не равны!

    На сторожевой башне — юный князь Атямас. Он докладывает отцу о том, что видит.

ПУРЕШ. Много их, сынок?
АТЯМАС. Видимо-невидимо, отец! 
ПУРЕШ. К нападению готовятся? 
АТЯМАС. Не заметно, батюшка...  Послы идут к воротам…(Прислушивается). Тебя просят, Великий Князь!
ПУРЕШ. Скажи, что сейчас выйду.
АТЯМАС. Может, я вместо тебя?.. (Ловко спускается с башни).
ПУРЕШ. Нет!!! (Обнимает сына). В случае чего... будь мудрым, сынок! Думай прежде о народе своём — о себе в последнюю очередь.

   РАСКАЗЧИЦА. Среди ордынцев лишь Джэбэ знал чужие языки. К нему и явился Пуреш для переговоров.
               
   Походный шатёр полководца озарён факелами. Вход охраняют воины. В центре на дорогом ковре и мягких подушках восседает темник Джэбэ.   
   Поборов свою гордость, Великий Князь Пуреш низко кланяется и подходит.

ДЖЭБЭ (с усмешкой). Князь Пуреш?.. Сколько же воинов у тебя, великий князь?..   
ПУРЕШ (гордо). Поле боя покажет, Джэбэ!
ДЖЭБЭ. У моего отца, он кузнец, было два подмастерья. Два! (Показывает на пальцах). Я — темник. У меня десять тысяч воинов. Веришь?
ПУРЕШ. Верю, Джэбэ.
ДЖЭБЭ. А следом идёт Субэдэй. У него десять темников — таких, как я. Сколько будет?
ПУРЕШ. Сто тысяч.
ДЖЭБЭ. Правильно! А следом — великий Баты-хан… Сколько у него, знаешь?
ПУРЕШ. Нет.
ДЖЭБЭ. Вот и я не знаю. Никто не знает! Столько рыбы в море! Столько звёзд в небе! Вот сколько воинов у хана Батыя!.. Понял?
ПУРЕШ (с глубоким вздохом). Понял.
ДЖЭБЭ. Ступай домой и расскажи своим, что слышал.
 ПУРЕШ (удивлённо). И это всё?!
ДЖЭБЭ (лениво). Мы идём на закат… Киев, Краков знаешь?
ПУРЕШ. Слышал.
ДЖЭБЭ. Хочешь идти с нами — другом будешь. Нет — раздавим, как мышь!!! Сына твоего казним, жену и дочь в рабство возьмём!.. Думай, князь. Ступай!

                Сцена  16.
РАСКАЗЧИЦА. Ничего не оставалось князю Пурешу, как подчиниться. Вместе с сыном и дружиной своей он отправился в поход на Европу.  А в родном дворце его уже хозяйничали воины «Золотой Орды» — ордынцы.

  Вечер. Нарчатка видит в окно, как в ворота въезжают тяжелогружёные телеги, их сопровождают вооружённые охранники. Она выходит во двор.

НАРЧАТКА. Эй! Вы кто?..
ПЕВЫЙ ВОЗЧИК (на ломаном мокшанском языке). Золотой Орда знаешь?
НАРЧАТКА. Знаю.
ВТОРОЙ (подходит сзади). Красивый девка! Мой будет!
ПЕРВЫЙ. Но, но! Я первый! (пытается обнять княжну).
НАРЧАТКА. Пустите, пустите меня! (Яростно вырывается).
ПЕРВЫЙ (стонет от боли). Ай-яй! Дурной девка! Зачем дерёшься?
ВТОРОЙ. От нас не вырвешься!

    Услышав крики Нарчатки, подбегает могучий Юрджин и раскидывает ордынцев. Ему достаётся тоже.
 
ЮРДЖИН. Бежим, княжна!

    Они убегают и прячутся в укромном месте — на сеновале. Какое-то время слышны разгневанные крики ордынцев, топот ног по дворцу. Нарчатка и Юрджин лежат, укрывшись сеном, прижавшись друг к другу.
    Потом всё смолкает. Раздаётся тихий голос матери: по лестнице поднимается княгиня Вайда.

ВАЙДА: Нарчатка! Ты где, доченька?
НАРЧАТКА (выглядывает из сена). Здесь!
ВАЙДА. Я еле успокоила этих варваров. Отдала им три жбана медовой браги, целого оленя… Напились, нажрались и спят теперь!
НАРЧАТКА. Но как же это, мама? Ведь княжеский дворец —  не двор постоялый! Не харчевня! Почему мы это терпим?!
ВАЙДА (с тяжёлым вздохом). А что делать, Нарчатка? Твой отец  —  союзник хана Батыя, а союзникам надо помогать. Ордынские обозы идут мимо нас… Мы обязаны кормить и возчиков, и лошадей…
НАРЧАТКА. Лошадей я согласна, а этих жеребцов пусть кормит кто угодно, но не я!  Они мужа моего убили!
ВАЙДА. Жениха…
НАРЧАТКА. Нет, мужа, матушка, мужа! У меня от него дитя будет!
ВАЙДА (обрадовано). Ах!.. Правда ли?.. Когда?
НАРЧАТКА. К весне…
ВАЙДА. Милая моя! (обнимает и целует дочь). Как будут рады Великий Князь, братец твой! Как был бы рад Кашкай!
НАРЧАТКА. Если будет сын, назову его в честь отца!
ВАЙДА. Дай Бог!.. Проголодались, поди? Ешьте! (Оставляет миску еды). Уедут ордынцы, позову! (Уходит).         .

ЮРДЖИН (выглядывает из сена весь мокрый от жары). Чуть не задохнулся, княжна!
НАРЧАТКА. А что делать, мой милый кормчий? (Стряхивает сено с его головы). Когда-нибудь я отомщу за Кашкая! Но сегодня мы должны жить ниже воды, ниже травы!

        Во дворе слышатся голоса ордынцев, и княжна вновь ныряет в сено, увлекая за собой Юрджина, а затем и миску с едой.

                Сцена 17.
   РАСКАЗЧИЦА.  Прошли осень, зима, а новой весной Нарчатка родила крепкого малыша, которого назвала Кашкаем. А уж как любила его бабушка-княгиня, слов нет!

   В саду цветут яблони и сливы. С крупной ветви свисает детская люлька, которую качает красавица Вайда. Она напевает «ЛЕСНУЮ КОЛЫБЕЛЬНУЮ»: 
            
                Баю-баю, баю-бай!
                Спи мой милый, засыпай!

              Спят давно в лесу зайчата
              И еноты, и барсук,
              Спят послушные бельчата
              И лиса, и бурундук…

Только филин две недели
Спать не хочет — почему?
Потому что мы не спели
Колыбельную ему.

              Спи, мой милый, спи, мой мальчик,
              Пусть придут к тебе во сне
              Солнечный весёлый зайчик
              В заколдованной стране.

       А, чтоб филин нам не ухал
       И ни ночью, и ни днём,
        Мы ему, дружок, над ухом
        Колыбельную споём.   

                Сцена 18.   
  РАСКАЗЧИЦА.   Всё изменилось через два года, в Польше. Во время
осады города Кракова мокшане понесли огромные потери. Князь не
выдержал и пожаловался старику Субэдэю.

    Великие полководцы Субэдэй и Джэбэ сидят верхом, когда к ним,
спрыгнув с коня, с почтением подходит князь Пуреш.      

ПУРЕШ. Великий Субэдэй! И ты, мудрый Джэбэ! У меня не осталось ни людей, ни оружия! Мы воюем третий год, и всегда в авангарде, в первых рядах! 
СУБЭДЭЙ (качает головой). Ай-я-яй! Прости, дорогой! Завтра — дома сиди, отдыхай!
ДЖЭБЭ. Сам отдыхай, а мечи нам отдай. 
ПУРЕШ (недоуменно). Почему?!
ДЖЭБЭ. У наших воинов тоже мало оружия…
ПУРЕШ. Но моя дружина — как же она без мечей?..
ДЖЭБЭ. Не волнуйся, князь. Завтра обоз придёт, возьмёшь себе новые… Самые лучшие возьмёшь! Ступай!
                Пуреш задумчиво уходит.
СУБЭДЭЙ (весело). Как ты говорил, Джэбэ?.. Слуги дерутся плохо, зато терять их не жалко?
ДЖЭБЭ. Обычно  так, великий Субэдэй. Но мокшане дрались хорошо! (Вздыхает и молится). Пусть с миром идут на своё небо!
               
РАСКАЗЧИЦА. В ту же ночь ордынцы ворвались в шатёр безоружного князя Пуреша и закололи его, Атямаса, их воинов… Лишь немногим удалось вырваться и бежать домой.
      
       Трое оборванных, грязных, исхудавших беглецов сидят за столом и жадно едят. За ними ухаживают обе княгини и Юрджин.

 ВАЙДА.  Господи! На кого вы стали похожи — славные воины князя Пуреша!
ПЕРВЫЙ ВОИН. Что делать, княгиня? Бежали мы по ночам, скрывались по лесам, оборвались, истощали…
 НАРЧАТКА (зло). Вы исхудали, а батюшка мой, братец, остальная дружина — они уже червей кормят!!!
 ВАЙДА. Дочка! Ну зачем ты так? Они же не виноваты, что удалось бежать…

                Юная княжна горько плачет, потом приходит в себя.

 НАРЧАТКА (низко кланяется). Простите меня, последние воины Князя Пуреша! И поймите. Я потеряла всех мужчин, которых любила. Мужа, отца, брата… Мне жить не хочется!
 ВАЙДА (строго). Одного мужчину забыла, доченька!
 НАРЧАТКА (недоумённо). Кого?
 ВАЙДА. Сына своего! Это тоже Великий князь, будущий продолжатель рода нашего. Ради него надо жить!
 НАРЧАТКА (весело). Правильно, матушка. А для начала нам нужна новая дружина! (Старым воинам). За эти годы в деревнях подросла новая молодёжь. Вы будете учить её... А командовать — мудрый Юрджин! 
 ЮРДЖИН (низко кланяясь княгиням). Пусть Бог меня покорает, если дам вас в обиду!         

                ВОИТЕЛЬНИЦА

                Сцена 19.               
      Яркая лунная ночь, светлица, люлька… Мать и дочь тихо беседуют между собой.

ВАЙДА. Что ты задумала, дочка? Я ведь вижу: на тебе лица нет. Бледное, как луна!
НАРЧАТКА. А каким ему быть, если всего лишили меня враги. Не осталось в моём сердце ни любви, ни жалости. Одна месть!!!
ВАЙДА. Я понимаю, доченька. Но месть — это мужская забава.
НАРЧАТКА. А разве нет во мне мужской сноровки, мама?! Кто сравнится со мной в стрельбе из лука, в верховой езде, в сраженье на мечах и копьях?..
ВАЙДА (с горькой улыбкой). Да, ты ни в чём не уступала Атямасу, а он был славный воин!
НАРЧАТКА. Я понимаю, что сил у нас не много.  Мы не сможем сразиться с ордынской тысячей, с сотней даже…
ВАЙДА. Ну и не надо, милая! Наша женская доля — молча страдать  и растить новых воинов (качает люльку)…
НАРЧАТКА (тоже качает люльку). А что он скажет, когда вырастёт? Разве не спросит меня: что ты сделала, мама, чтобы отомстить за отца моего, за дедушку, дядю? У нас ночуют обозы ордынские…   Охраняют их не боевые ратники — ожиревшие ленивые ордынцы…
 
                Старшая княгиня горестно размышляет.

ВАЙДА. Хорошо ли это, доченька: одной рукою давать кров путникам, а другой отнимать у них жизнь?
НАРЧАТКА. Плохо, матушка! Если это добрые путники. Вспомни, сколько мирных торговцев принимали мы в прежние времена, давали им пищу и кров…
ВАЙДА. Помню, доченька. Никогда не обидели даже слугу!
НАРЧАТКА. А эти? Всюду норовят ограбить хозяев, надругаться над жёнами и дочерьми!

                Юная княгиня встаёт в полный рост.

НАРЧАТКА. С тех пор, как слуги Батыя подло казнили мужа моего, отца  и брата, кончилась моя служба великому хану! Теперь мы враги! 
ВАЙДА (горестно вздыхая). Рано или поздно они догадаются — и тогда пощады не будем никому! Ни старикам, ни малым детям! (Вздыхает над люлькой).
НАРЧАТКА. Я думала об этом, матушка. Жалко мне расставаться с Кашкаем, но делать нечего. Завтра ты отвезёшь его к бабке с дедом, в свою лесную хижину. В той глуши никто вас не найдёт?
ВАЙДА (повеселев). Там — да! В нашем лесу даже волки плутают, не находя дорогу. 
               
                Сцена 20.
РАСКАЗЧИЦА. Но беда пришла гораздо раньше. В тот же вечер в ворота грубо постучали. 

     Двор княжеского дворца, за воротами раздаётся грубый голос:
     — Эгей, мокша! Открывай!
НАРЧАТКА машет рукой Юрджину, тот открывает ворота.

ОРДЫНЕЦ (въезжая на вороном коне). Почему так долго, морда? (Бьёт его нагайкой).
ЮРДЖИН (морщась от боли). За что?
ОРДЫНЕЦ. Веселее будешь двигаться, сын осла и черепахи!

В ворота въезжают гружёные телеги с возчиками. 
   
      НАРЧАТКА. Зачем обижаешь моих слуг, баскак-хан?* Мы сторонники ваши! Разве друзей обижают?
ОРДЫНЕЦ. Вы шакалы, дети шакалов! (Поднимает нагайку, но, встретив суровый взгляд княгини, опускает руку). Ты красавица, княжна! Только поэтому я не буду портить твою спину.

Смеясь, отходит в сторону, командует разгрузкой обоза. Как всегда, лошадей распрягают, поят и кормят, телеги с грузом загоняют под навес, оставляют охрану и идут во дворец.
Здесь, за большим столом, девицы выставляют глиняные кружки с хмельным, миски с пловом и рисом.

ОРДЫНЕЦ (Нарчатке). Садись рядом, княгиня. (Строго). Садись, говорят! Пей, ешь... А мы посмотрим…

Княгиня усмехается и смело берёт кружку.

НАРЧАТКА. Боишься, баскак-хан? А если мне жизнь не дорога?..
ОРДЫНЕЦ. Тебе не дорога? А сыну твоему?

Огромного роста монгол приводит юного княжича, даёт ему кружку и ложку. Малыш плачет, смотрит на мать…

НАРЧАТКА. Ешь, ешь, сынок. Не бойся!
ОРДЫНЕЦ (смеётся). А! То-то! Никакая мать не отравит своё дитя! (Даёт команду своим людям).  Ешьте, пейте! Никто не обманет «Золотую Орду»! (Ордынцы жадно набрасываются на угощение).
 
*Баскак — сборщик налогов в землях Золотой Орды.

                Сцена 21.
РАСКАЗЧИЦА. Это была самая тяжкая ночь в жизни княгини Нарчатки. Она кормила и поила своих злейших врагов, главный из них донимался её, а слуга держал на коленях её сына.

На княжеском дворе глубокая ночь. Юрджин, озираясь, подходит к воротам и, услышав тайный стук, приоткрывает дверь. Один за другим проникают старые дружинники и молодые воины. Они прячут под одеждой мечи и, вслед за Юрджином проникают, во дворец.
Здесь за большим столом по-прежнему сидят Нарчатка, её сын, Ордынец, его слуги.

НАРЧАТКА. Я всё сделала, как ты велел, баскак-хан. Отпусти ребёнка!
 ОРДЫНЕЦ (глядит на неё алчным взглядом). У вас говорят: хорошего гостя накорми, напои, спать уложи… Отведи меня в  спальню, княгиня!
НАРЧАТКА. Ещё чего?!
ОРДЫНЕЦ (толстяку). Погляди, какой ребёнок тощий. Корми его, пока не потолстеет, как ты!

 Толстяк силой кормит Кашкая, тот плачет, но ест.

НАРЧАТКА. Всё, хватит! (Ордынцу). Пойдём!

Они выходят из зала, идут тёмными переходами. Следом крадётся Юрджин.

ОРДЫНЕЦ (обнимая Нарчатку). Ну?! Где твой кровать, княгиня?
НАРЧАТКА (видя Юрджина). Вот здесь, проходи! (Открывает дверь, но, вслед за Ордынцем, входит не она, а Юрджин с кинжалом в руке).
ЮРДЖИН. Заходи, дорогой, будь как дома! (Вонзает кинжал и прячет тело).
НАРЧАТКА. Теперь Кашкай! Спаси княжича, Юрджин!

Юрджин заглядывает в большой зал, манит толстяка, как заговорщик. Тот берёт с собой мальчика, идёт к выходу. Он уверен, что его зовёт Ордынец. Но Юрджин так крепко сжимает руку толстяка, что тот выпускает ребёнка, мать забирает его и уносит бабушке. Юрджин закалывает врага.
То же происходит по всему дворцу — и в доме, и во дворе. Вновь звучит часть песни «МЕСТЬ»:

 Вонзает ложь иззубренное жало
               Во вражеские души и сердца…
               Была любовь, и вот её не стало,
               Гляжу на всё глазами мертвеца.
               
          Я нынче ваш, интриги и коварство,
                Я ваш по крови, заговор и месть!
                Когда моей любви разбито царство,
                Вы лучшее, что в этом мире есть!

Во дворе запрягается обоз, призванный отвезти в деревню, в лес княгиню Вайду и её внука.         

НАРЧАТКА (матери): Всё, мама! Видит Бог, это не я начала, они хотели погубить твоего внука. Забирай его! Береги, как последнюю искорку нашего рода! (Сыну). Слушайся бабушка, милый. И вспоминай свою грешную мать! (Крепко целует его).

Бабка с внуком садятся на повозку и уезжают на родину Вайды. Нарчатка сопровождает их, сидя в седле боевого коня.

                Сцена 22.
РАСКАЗЧИЦА. Нарчатка проводила мать и сына, а ранним утром во дворе княжеского замка молодые дружинники делили добычу.

Опьянённые лёгким успехом, юноши вскрывают телеги с грузом, который везли ордынцы.

ПЕРВЫЙ. Серебро, братцы!
ВТОРОЙ. А здесь?.. Золото!!!
ТРЕТИЙ. А это что?
ПЕРВЫЙ. Жемчуга, деревня! Подаришь своей невесте — расцелует до смерти!

Появляется Юрджин и заглядывает в сундук.

ЮРДЖИН. Что у вас?
ПЕРВЫЙ. Богатства несметные, дядя Юрджин!
ВТОРОЙ. Всем девкам в деревне хватит!
ЮРДЖИН. Себе то взяли?
ТРЕТИЙ. А как же?..
ПЕРВЫЙ. Добыча победителей!
ВТОРОЙ (предчувствуя недоброе). Мы немного взяли, кормчий. Остальное — общее, мы понимаем.
ЮРДЖИН (Машет рукой). Ступайте все сюда! (Вся дружина встаёт в круг). У кого ещё стекляшки эти? (Подкидывает в ладони жемчуга, алмазы, золото). Сыпь в сундук от греха подальше!.. Всё сыпь!!!

 Дружинники с горечью ссыпают драгоценности в сундук.

ПЕРВЫЙ. За что, дядя Юрджин? Мы это в бою взяли.
ВТОРОЙ. Боевая добыча!
ТРЕТИЙ. Старики рассказывали: так всегда делалось в прежние годы.
ЮРДЖИН. Тоже мне добыча: вор у вора дубинку спёр!
СТАРЫЙ ВОИН. Сначала ордынцы у мирных людей, теперь мы у ордынцев!..
ЮРДЖИН. А главное тут, знаешь, что?
ВТОРОЙ. Нет.
ПЕРВЫЙ. Что, дядя Юрджин?
ЮРДЖИН. Что завтра придут ордынцы и спросят: «Где мои вещи?!». И не дай бог, если найдут хоть нитку!
СТАРЫЙ ВОИН. Казнят всех до одного! А казнят они так, что волосы дыбом у тех, кто смотрит… Живые мёртвым завидуют!
ВТОРОЙ «СТАРИК». Ногайцы пощады не знают!

                Воцаряется тишина.

ЮРДЖИН. Спрашиваю последний раз: остался у кого хоть золотник?

Ещё двое кладут в сундук драгоценности. Старый дружинник шепчет Юрджину, кивнув на Первого.

ЮРДЖИН (юноше). Раздевайся!
ПЕРВЫЙ. Дядя Юрджин!.. (Снимает рубаху и на шее его все видят золотую цепочку).
ЮРДЖИН. Не дядя я тебе! Отцу твоему братом был, а ты нам хуже врага! Ты всёх нас подведёшь под казнь лютую!.. Становись к забору!
ПЕРВЫЙ. Помилуйте, братцы! Невесту хотел порадовать!
СТАРЫЙ ДРУЖИННИК. Её «обрадуют» ордынцы, когда сунут в котёл кипящем! 
ЮРДЖИН (молодым воинам). Вы больше всех брали, вам и стрелы в руки. Но не дай вам Бог промахнуться!!!  (Машет рукой). 

  Свистят острые стрелы.

                Сцена 23.
РАСКАЗЧИЦА. Есть на Мокше островок, известный немногим. В лесной скале, в глухой пещере спрятал Юрджин добытые богатства. Часть из них, говорят, не найдена и по сей день…

Лодки плывут через Мокшу к дикому, заросшему камышом и лесом острову. По колено в воде дружинники несут тяжёлые чугунки, старинные кувшины, пробираются тёмным  лесом к заросшей скале, с трудом находят вход в пещеру, идут по ней в свете факелов… Звучит песня «СОКРОВИЩА МИРА»:

Припев:  Когда золотого кумира
       Навеки растает мечта,
       Восстанут сокровища мира —
       Рабы Золотого Тельца!

В надёжном месте, в скалах и затонах,
В подводных гротах и густых лесах,
В старинных замках и на горных склонах,
Их прятали на суше и в морях
Конкистадоры, батьки, флибустьеры —
Разбойники всей матушки Земли,
Владыки, фараоны и премьеры —
         Все прятали сокровища свои!

Ложились в ряд набитые кувшины
И сундуки, и чугунки, и так…
А тем, кто нёс, потом стреляли в спины:
Покойный друг надёжнее, чем враг!

Но золото всегда длиннее жизни,
Хозяин клада уходил в века,
Не все секреты завещал отчизне,
И где-то ещё есть наверняка

Шкатулки, что набиты жемчугами,
Ларцы, в которых яхонт и алмаз…
Искатели! Всё это перед вами:
Сокровищ мира ветреный запас!

Ищите, господа! Блажен, кто ищет!
И даже если нынче не найдёт,
Найдёт его кумир, один из тыщи,
Вам рано или поздно повезёт!

Но вспомнишь ты Телёнка Золотого,
И свой заветный первый капитал…
И вдруг поймёшь, что молодость — основа,
Что счастлив был тогда, когда искал!
      
Когда золотого кумира
Навеки растает мечта,
Восстанут сокровища мира —
Рабы Золотого Тельца!

 
                Сцена 24.
Ночь, княжеский дворец, большое застолье. Во главе Нарчатка и Юрджин, за столом — вся дружина. Обнажённые мечи — их метод выразить своё согласия или возмущение. 

НАРЧАТКА. Ордынцы опьянели от побед! Они забыли, кто им враг, а кто друг. Меня, дочь Великого Князя, своего соратника в боях, хотели изнасиловать, как гулящую девку!!!
 
                Воины стучат  мечами о щиты: «Смерть!!!»

     НАРЧАТКА. Хуже всех обозники — похотливые, заросшие жиром кабаны! Они считают наш дворец вертепом, где обязаны их ублажать. Пусть считают… днём. А ночью мы напомним, кто хозяин на Мокше!

            Снова звон мечей.

НАРЧАТКА. Но есть другие ордынцы — суровые бойцы, завоевавшие полмира! С ними мы не справимся, нечего и мечтать. А потому, днём мы будем покорны и смиренны, как овцы. Даже по глазам враг не должен догадаться, что творится в наших душах!
ЮРДЖИН. Не догадается, матушка!
НАРЧАТКА. Но мы не шайка! Не дай вам Бог обидеть бедняка, ограбить мирного торговца! (Стучит копьём об пол).
      СТАРЫЙ ВОИН. Да никогда, княгиня!
      НАРЧАТКА. Мы волчье логово! Но враг не должен этого знать, пока я не покажу им зубы!!! 
         
                Все весело смеются, звенят мечами, пьют и едят.
Но вот Нарчатка и Юрджин остаются одни. Верный кормчий показывает хозяйке пригоршню драгоценностей из спрятанных в пещере запасов.          

  НАРЧАТКА (равнодушно смотрит на золото). Вот она, Орда… Недаром золотой зовётся!
ЮРДЖИН. О чём ты, княгиня?
НАРЧАТКА. Говорят, что шатёр Батыевый весь изнутри обвешан золотом! Вот оно откуда — из чужих земель… 
ЮРДЖИН. Что, что, а золото своё не простит Батый!
НАРЧАТКА. Он ничего не простит, Юрджин. Но ведь не мы его первыми обидели, а он нас! Не убили бы коварно Кашкая, гребцов, отца, Атямаса, и я не стала бы мстить!
ЮРДЖИН (со вздохом). Это верно!
НАРЧАТКА. Ты пойми, мой милый кормчий. Когда побеждают в честной битвы, это печально, но понятно. Враг сильнее, что тут сделаешь?. Но ты сам видел, как погибли жених мой и наши воины. Им пустили стрелы в спины! Как убили отца моего и брата… Напали на безоружных! Вот за что мы мстим Батыю!
ЮРДЖИН. Всё верно говоришь, Нарчатка. Но место менять надо! Подальше от дома…
НАРЧАТКА (задумавшись). Пожалуй, ты прав, Юрджин. Будем нападать в лесу!

РАСКАЗЧИЦА.. В следующий раз они подкараулили обоз вдали от княжеского дворца, в глухом лесном овраге. 

   Ордынский обоз по лесной дороге спускается вниз, в овраг, затем слышится свист стрел, звон мечей, крики воинов… Всё смолкает…
   Ещё через минуту  телеги с грузом поднимаются по другой стороне оврага, но правят лошадьми уже не старые толстые ордынцы, а юные воины княгини Нарчатки.
   Следом идут закалённые бойцы во главе с Юрджином, а замыкает победное шествие Княгиня на вороном коне.         

                Сцена 25.
РАСКАЗЧИЦА. Следующей добычей «волчьего логова» стал обоз с оружием, который ордынцы везли из «Золотой Орды» — главным силам, воевавшим на Западе. Недостаток копий и щитов был замечен даже быстрее, чем пропажа золота и серебра.
На розыск был послан боевой отряд с мудрым старым Баскак-ханом, как звали сборщика налогов.
 
Вечер. На дозорной вышке — молодой дружинник. Он пристально наблюдает за дорогой.

ДОЗОРНЫЙ. Ордынцы!
ЮРДЖИН. Откуда-куда?
ДОЗОРНЫЙ. С Заката на Восток, великий Юрджин!
ЮРДЖИН (княгине). Снова золото везут, матушка?
НАРЧАТКА. Раньше времени не загадывай, мой друг. И своим скажи, чтоб не резвились шибко. Ждать моего сигнала! (Юрджин покорно кланяется)

Обоз приблизился. Был он похож на все прочие: впереди конные воины, в центре телеги с возчиками и товаром, который скрыт под соломой. Хозяин обоза казался обычным пожилым купцом.

КУПЕЦ. Как живёшь, хозяйка?
НАРЧАТКА. Вашими молитвами, баскак-хан.
КУПЕЦ. Какой я «хан»? Вожу товар из Золотой Орды и обратно. Туда мечи везу, обратно — золото. Много золота!
      НАРЧАТКА. Удачи тебе, «золотой купец»! Ходи в дом, угостим, чем бог послал!
       КУПЕЦ. И тебе удачи, княгиня! Идём вместе. Из хозяйских рук слаще угощение.

Они входят во дворец…Вместе со стариком — его охрана, а возчики, напоив коней, готовят на костре свой ужин.

КУПЕЦ.  Как зовут тебя, княгиня?
НАРЧАТКА. По разному, баскак-хан. Я дочь Великого князя Пуреша, но давно уже нет от него ни единой весточки… Там, на Западе, не довелось встречать моего батюшку?
КУПЕЦ (не моргнув глазом). У Великого Хана Батыя и войско великое, всех не упомнишь.
НАРЧАТКА. Понимаю. А я всё жду, ночами не сплю. Потому прозвали меня Княгиней Ночи… Не слыхал?
КУПЕЦ. Не доводилось, хозяйка.

Глубокая ночь. Во дворе уже гаснет костёр, разведённый возчиками, все они крепко спят, судя по всему…
То же самое во дворце. Мирно беседуют лишь гость и хозяйка.
Княгиня глядит в окно. Луна клонится к западу. Можно давать сигнал своим воинам… Они, кстати, уже скопились по ту сторону забора, в руках блестят мечи и кинжалы…
     А с этой стороны ждёт сигнала суровый Юрджин…  Не понятно почему, но княгиня всё медлит…
   
НАРЧАТКА. Скучный ты гость, Золотой купец. Этого не знаешь, того не помнишь…
КУПЕЦ (с усмешкой). Слышал я другое, хозяйка. Будто есть на этой дороге постоялый двор, где грабят проезжих купцов. А хозяйку зовут Лесной Волчицей. Не ты ли это будешь, княгиня?..

«Купец» первым подаёт знак, и «спящие» возчики вскакивают, обнажив мечи, натянув луки со стрелами. То же происходит во дворе: из соломы, которой крыты повозки, выскакивают вооружённые, готовые к бою молодые ордынцы…

НАРЧАТКА. Что это, гость дорогой?
КУПЕЦ (со смехом). А ты не поняла, «Княгиня Ночи»? Золота ждала, как прошлый раз?.. Будет тебе золото! За каждую его крупицу дорого платит «Золотая Орда»!

Он машет рукой и ордынцы начинают поголовный обыск. Взламывают шкатулки и сундуки, ковыряют стены и полы... Вся княжеская дружина по эту сторону ворот раздета до пояса, ордынцы ищут свои ценности и оружие…
Слуги подбегают к старику и разводят руками: не найдено ничего!

НАРЧАТКА. Скажи, что ты ищешь, богатый купец? Золото есть у меня (снимает с шеи старинное монисто). Вот. Матушка подарила перед свадьбой.
КУПЕЦ (бросив быстрый взгляд). Вижу, что матушка. У нашего золота свой знак! И на мечах из Золотой Орды своя чеканка, подделать не удастся!
НАРЧАТКА. Вот видишь?
КУПЕЦ (с грозной усмешкой). Но у меня, княгиня, тоже свой метод развязывать языки.

Старик машет рукой, дружинников беспощадно порют нагайками. За рекой встаёт солнце, ярко освещая их окровавленные спины. Они кусают от боли губы, но ни один не попросил пощады. Пример подаёт могучий Юрджин.

НАРЧАТКА. Вели и меня казнить, мудрый хан! Я хозяйка, с меня первый спрос.
КУПЕЦ (с великой досадой). Счастье твоё, Княгиня Ночи, что не нашлось ни ниточки нашей на твоём дворе! Иначе… Живые мёртвым бы завидовали! 
 Ордынцы уезжают — искать воров в других в местах..

                Сцена 26.
А на дворе княжеского дворца — «больничная палата». Лежат дружинники с окровавленными спинами, а Нарчатка и домашние девицы смазывают раны, накладывают повязки, успокаивают бойцов.

НАРЧАТКА. Терпи, терпи, сынок! Спасибо тебе, милый! (Встаёт, говорит в полный голос). Великий вы народ, моя дружина! Ни один не выдал, не предал!
ЮРДЖИН (тоже перевязанный). Троих до смерти засекли, ироды!
НАРЧАТКА. Схоронить с почётом, на берегу матушки-Мокши!

И вот уже несут гробы на высокий берег, звучит песня «УМЕРЕТЬ ЗА ТОВАРИЩЕЙ

Ведом Богу единому
Нашей жизни предел,
Заморожен ты льдинами
Или вдруг заболел,
А кому-то в пожарище
Доведётся сгореть…
Умереть за товарищей —
Это лучшая смерть!

Даже дубу могучему —
Там, где родина-мать,
Божьей волей и случаем
Суждено умирать.
Выбирать не приходится:
Коль в едином строю,
      Храбрый воин, как водится,
      Погибает в бою!

Я такой же, как тысячи
Моих предков, друзей,
Упаду, буду высечен
На могиле своей…
Если б Богу единому
В этот миг прозвенеть:
      За Отчизну любимую
      Я хочу умереть!
      
                Сцена 27.               
          РАСКАЗЧИЦА. Мирный княжеский двор стал западнёй для обозов, что шли из «Золотой Орды» на запад и обратно. Но долго так продолжаться не могло.

Тёмная ночь, накрапывает дождь. У открытого окна сидят княгиня и верный друг её Великий Кормчий.

НАРЧАТКА. Всё, Юрджин! Мне сон был, будто старый ворон сел на нашу крышу и улетать не хочет…
ЮРДЖИН. Что бы это значило, княгиня?
НАРЧАТКА. А ты не понимаешь? Старый ворон — тот «Золотой купец», что порол вас. 
ЮРДЖИН. Он ничего не нашёл, княгиня!
НАРЧАТКА. За это тебе спасибо. Но сон был вещим!   Старик вернётся — и скоро! Он где-то рядом!
ЮРДЖИН (мечтательно). Чего я больше всего хочу: в открытом бою с ним встретиться!
НАРЧАТКА. А сил хватит у нас, кормчий?
ЮРДЖИН. Молодёжь из села каждый день прибывает… Мечи ржавеют без боя, княгиня!

          Она молчит, думу думает.

НАРЧАТКА. Старик ушёл на Восток, оттуда и вернётся. Знает, что мы второй раз ему не откроем, готовится к этому…
ЮРДЖИН. На штурм поёдёт, это точно!
НАРЧАТКА (с азартом). А мы его заранее встретим, кормчий! Ещё на подходе, на нашей скале посадишь метких лучников — пусть собьют с ордынцев спесь!
ЮРДЖИН. Сделаем, княгиня! (Потирает руки).
НАРЧАТКА. В лесу засаду... Помнишь Кривой овраг?
ЮРДЖИН. Как же?!
НАРЧАТКА. Дорога низом идёт, а ты ударишь сверху! (Показывает на пальцах).
ЮРДЖИН. Ударим, княгиня! (Бью кулак о кулак).
НАРЧАТКА. Ну и здесь, перед воротами, не дадим им резвиться свободно. Он метит в нас, а ты ему сзади!
ЮРДЖИН (удивленно). Где ты набралась всего, княгиня?
НАРЧАТКА. От них же и набралась! 
ЮРДЖИН. Да! В чём, в чём, а в коварстве учителя нам хорошие попались…
НАРЧАТКА. Ну пусть и не обижаются! Как учили, так и сделаем!

                Сцена 28.   
РАСКАЗЧИЦА. В ту же ночь мудрый Юрджин развёл своих воинов по местам, и чуть свет сражение разгорелось!

Молодые дружинники поражают стрелами полусонных ордынцев со Скалы Любви, с вершины лесного оврага, с берега реки, бьются с ними на копьях и мечах… Поначалу неожиданность и молодость берут верх, но на стороне ордынцев опыт многих сражений, и силы выравниваются.
В схватке сходятся даже предводители. «Баскак-хан» бьётся на мечах с Нарчаткой, со спины её защищает Юрджин.

СТАРИК. Ты ловко владеешь мечом, Княгиня Ночи!
НАРЧАТКА. Старший брат учил меня. Вы закололи его подло, безоружного!
СТАРИК. Хочешь отомстить? Думаешь, я стар, и руки уже не те? Но всегда есть верный слуга!

Старик делает знак, и огромный свирепый монгол возникает перед княгиней, выбивает меч из её руки, взмахивает своим… Но в ту же секунду бесстрашный Юрджин бросается ей на помощь...  Богатыри бьются отчаянно, теряют в схватке и щиты, и мечи, вступают в рукопашную схватку, оба в крови…
Коварный ордынец достаёт из-за спины кинжал…

НАРЧАТКА. Берегись!

Юрджин перехватывает руку врага и сам поражает его.
 Ордынцы отступают.

                Сцена 29.
РАСКАЗЧИЦА. Эта битва прославила княгиню Нарчатку среди жителей Морши, но не только. Теперь ордынцы точно знали, кто скрывается под именем Княгини Ночи…
  Она ещё не раз меняла засады, но долго так продолжаться не могло. 

Поздний вечер осеннего дня. В ворота княжеского дворца негромко стучат.

ВОИН. Кого несут черти?
ДЕТСКИЙ ГОЛОС. Тикайте, дяденька!
 
Подходит Нарчатка, даёт команду открыть ворота... Входит мальчишку лет 10-ти. Ворота за ним закрывают.

НАРЧАТКА. Ты кто, сынок?
МАЛЫШ. Николка я... Из соседней деревни…
НАРЧАТКА. Та-ак…
 МАЛЫШ. Пришли ордынцы, окружили — воробей не пролетит. Завтра чуть свет нападут на вас!
ВОИН (недоверчиво). Воробей не пролетит, а ты?..
МАЛЫШ. Меня Чижик зовут, я проскочу где хошь!
НАРЧАТКА (треплет его за волосы). Ну спасибо тебе, Николка-чижик! Голодный?.. Пойдём, накормлю тебя.

        Обнимает мальчишку за плечо и ведёт во дворец. Очень скоро там собираются все командиры…
    Тронный зал дворца. Княгиня в кольчуге, с мечом и щитом восседает на троне. Вокруг — её вооружённые воины с суровыми лицами.

    НАРЧАТКА. Я выслушала вас. И понимаю тех, кто рвётся в бой. Но сегодня нас меньше. А потому вот слово Великой Княгини: (встаёт, поднимает меч). Мы отступаем непобеждёнными! (Повелительно). Все ладьи — на воду!


                Сцена 30.
Бабье лето, рассвет. Красавица-Мокша с двух сторон окружена ярким золотом берёз, багрянцем осин, немеркнущей зеленью елей. В этот изумительный час вода в реке такая же синяя, как небо. Пройдёт пять столетий, и молодой хозяин здешней деревушки посвятит русской осени проникновеннейшие строки: «Весь день стоит словно хрустальный и лучезарны вечера».

По Мокше не плывёт — летит боевая ладья. Так спешит на нерест влюблённый осётр — быстроходный, молодой, могучий!   И курс она держит по течению, от истока к устья, что всегда способствует быстрому ходу, и гребцы хороши. Правит ими могучий кормчий Юрджин. Звучит песня «РЕКИ РОССИИ». 

Словно в шёлковом инеи
Берега заливные.
До чего же вы синими
Были, реки  России!

Вас лесами дремучими
Берега окружали,
Осетрами могучими
Рыбаков поражали.

Вы не горные быстрые,
А немножко ленивы,
Шли от пристани к пристани
Сквозь затоны, проливы…

В тонях тёмных и узких
Щуки юные бились,
В тихих омутах русских
Вечно черти водились!

Сколько вас — неприметных,
Сбоку в ряске зелёной,
То в кувшинки одетых,
То в камыш монотонный.

Здесь легенды о каждой
От истоков до устья,
Утолив свою жажду,
Утоплю свою грусть я!

Здесь церквушки, поместья…
Вы течёте недолго,
Но сливаетесь вместе —
И рождается Волга.

 Нарчатка не могла оставить сына, а потому на ладье плывут и Вайда, и трёхлетний Кашкай, и Николка-чижик. Его сделали дядькой юного княжича, Николка польщён и ни на минуту не отходит от своего воспитанника.
               
 ЮРДЖИН (глядя вперёд). Ну что? Оторвались мы от погони?
ВАЙДА. Оторвались, Юрджин. Молодец!
 НИКОЛКА (вглядываясь назад). Пожар!
ВАЙДА. Где?
 НИКОЛКА. Вон там, где дворец был…
 ВАЙДА. Ах! (Держится за сердце).
НАРЧАТКА. Не догнали, так подожгли, ироды! (Смотрит на мать). Мама!.. Не расстраивайся так. Мы новый дворец построим, лучше прежнего... Вот увидишь! 
 ВАЙДА. Как же мне не горевать, милая? Там наша молодость прошла, любовь была, вы родились!.. 

                Сцена 31.               
   РАСКАЗЧИЦА. Так враги отмстили им ещё раз. При виде пылающего дворца её мужа, взялась за сердце Великая Княгиня Вайда и не скоро пришла в себя.
          А вот и то самое место, где погибли Кашкай и гребцы.

ЮРДЖИН. Вот она, та песчаная коса, княгиня!
НАРЧАТКА. Где они погибли?
ЮРДЖИН. Вот там. На поляне вокруг костра. 
НАРЧАТКА. Ты спрашивал, Юрджин, куда мы золото потратим? (Решительно). Здесь будет храм невинно убиенным. Твоим героям, Мокша!

    РАСКАЗЧИЦА. А река становилась всё шире. Начинались владения Князя Пургаса. К счастью, сюда не дошли полчища хана Батыя, а потому Пургас был по-прежнему велик и могуч. 

        Старый князь с пышной седой бородой сидит на троне в окружении дружины, когда входит княгиня Вайда — всё такая же прекрасная, как в юности.

ВАЙДА. Ну здравствуй, Великий Князь! Не узнаёшь?
 ПУРГАС (всматриваясь). Быть не может! Ужели это ты, моя лесная фея?
ВАЙДА. Я, но, увы, не твоя. Князь Пуреш первым разглядел меня в лесных зарослях.
ПУРГАС (с досадой). Да, припоминаю. Этот злодей оказался проворней меня!
ВАЙДА. Грех тебе жаловаться, Пургас. Твоя княгиня ничуть меня не хуже!
ПУРГАС (с тяжёлым вздохом). Была княгиня. Прошлой зимой схоронил я её…
ВАЙДА. Прости, великий князь. Не знала...
ПУРГАС. Эти ордынцы разрезали Мокшу как ножом. Мы не знаем, что делается внизу, вы — чем дышим мы, верховые.
ВАЙДА. Чем же ты дышишь, старый речной бобёр?
ПУРГАС. Одиночеством, лесная фея, одиночеством. Три дочери подрастают у меня — и умницы, и красавицы, да ведь девки! Не оставишь им княжеский престол…
ВАЙДА. А что же сын твой, Кашкай? Так о нём ничего не знаешь?
ПУРГАС (горестно). Ничего не знаю, Вайда Уже четыре года, как пропал мой сынок! (Смахивает слезинку с глаз). Знать бы, где косточки его…
ВАЙДА. Покажу! Где могила мужа моего и сына — найду я, в далёкий Краков вряд ли попаду, а зять мой любимый отсюда недалеко.
ПУРГАС (восторженно). Как зять?! Твоя дочь…
ВАЙДА. Вот она!
          В шатёр входит Нарчатка и низко кланяется тестю.
НАРЧАТКА. Мы любили друг друга, Великий Князь. Кашкай плыл за вашим благословением, когда напали ордынцы…
ПУРГАС. И место знаешь?
НАРЧАТКА. Знаю! Там монастырь я решила построить.
ПУРГАС. Это дело божеское (крестится, смахивает слезу). Ну, вот. Отлегло от сердца! Теперь можно и помирать…
ВАЙДА. Как помирать?! А внука я одна буду нянчить?..
            У князя Пургаса открывается рот…
ПУРГАС. Как внука?!.. Моего?!..
ВАЙДА. Нашего, князь, нашего! (Открывает полог шатра). Эй, Николка-чижик! Веди сюда Кашкая!
ПУРГАС. Кашкая?!!

     Николка-Чижик ведёт за руку трёхлетнего княжича, в котором проступают черты его отца, князя Пургаса. Убедившись в этом, старик хватает ребёнка на руки.

ПУРГАС. Кашкай! Сынок! Одно лицо! (Крепко целует внука).

                Сцена 32.
РАСКАЗЧИЦА. Так обрели они единую семью, а юный князь Кашкай и дедушку с бабушкой. С лёгким сердцем покидала их Нарчатка.

НАРЧАТКА (обнимая сына). Прости, сынок, но не могу я быть с тобой, пока грозный враг ещё топчет нашу землю. Слушайся бабушку с дедушкой и расти таким же храбрым воином, какими были твой отец! (Тестю). Спасибо вам, Великий Князь Пургас, что дали храбрых воинов. Оружия много у нас, мы отняли его у врага, чтобы им же его громить! Они сожгли наш княжеский дворец, но мы построим новый, а пока по всем лесам и оврагам будем перехватывать их обозы!
    
И вот ладья отчаливает от берега. На палубе вдвое больше воинов, чем прежде. Впереди стоит Нарчатка в боевых доспехах, а за её спиной — всё тот же хмурый богатырь, бесконечно влюблённый в неё великий кормчий.

                ЭПИЛОГ (наши дни)

 ВНУЧКА (очень похожая на княгиню Нарчатку). Какая красивая легенда, бабуля!
 БАБУШКА. Легенда, нет ли, я не знаю, но старинные монеты с обликом княгини Нарчатки есть, как видишь. И местные красавицы носят их на груди своей как эталон любви и верности!
             
                Профиль и памятник Нарчатки — во весь экран.
                Конец.

                58.850 знаков с пробелами.
                25.12. 2017
ОТ  АВТОРА.

Среднее Поволжье и сегодня славится щедрой природой, а в 13 веке здесь были могучие «муромские» леса, полные дичи, полноводные реки и озёра, кишевшие рыбой… 

Городов в ту пору было мало: Рязань, Муром, Нижний Новгород, Москва, а в основном деревни с их сёльскими постройками. Таким был и «Дворец» князя Пуреша: соединённые вместе срубяные избы с крохотными оконцами и тесовыми крышами, широкое парадное крыльцо с выходом на главную площадь — место сбора дружинников и дворовых людей, когда князь с Крыльца слово молвить желает.

Непременное условие «Дворца» — высокий плотный забор,  защищавший от стрел и копий, крепкие входные ворота, сторожевая вышка («выше ворот», чтобы неприятеля видеть)..

Повседневная летняя одежда жителей Мокши в ту пору была простой и бесхитростной. Полотно ткали из льна и конопли, было оно светло-серого цвета, такие же порты и рубахи, подпоясанные ремешком или матерчатым пояском.

На ногах лапти. На голове цветная нить, чтобы длинные волосы не закрывали лицо. У женщин ожерелья из речных раковин или красной рябины... У князя и княгини украшения подороже, конечно.

Главное оружие тех лет — меч и щит, копьё и лук со стрелами. Боевых коней тогда не стригли (да и сами делали это не часто).

Речная ладья — не что иное, как большая плоскодонка, на которой  десяток гребцов и столько же стрелков из лука. Главный здесь Кормчий — могучий воин, который управляет тяжёлым кормовым веслом.

   Всё остальное — на усмотрение Главного Режиссёра.

Об авторе.
    Кузнецов Юрий Александрович (Юрий Арбеков) — сын военного моряка, жил в Североморске, Мурманске, Смоленске, Балтийске, ныне в Пензе. Член Союза писателей и Союза журналистов России, автор 30 книг прозы, поэзии, драматургии, произведений для детворы, лауреат литературных премий им. Лермонтова, Карпинского, журнала «Сура», интернет-журнала «Эрфолг»,  Диплома Вооружённых Сил «Твои, Россия, сыновья!», «Город детства».
 
Дом. адрес:  Россия, 440014, Пенза, Ахуны, 2-ой Дачный пер., дом 10, кв.1, Кузнецову-Арбекову Ю.А. Тел. (841-2)  62-96-13,  моб. +909-318-1776.   
E-mail  arbekov@gmail.com