Фронтовой бомбардировщик Су-24

Александр Растегин
Фронтовой бомбардировщик Су-24

Су-24 - фронтовой бомбардировщик, разработанный в конце 1960-х годов для замены бомбардировщика Як-28 и более старых типов самолетов.

История

Самолёт разрабатывался для нанесения бомбовых ударов по противнику. Для снижения заметности к вражеским радарам самолёт был способен летать на сверхмалой высоте (50-100 метров). Для этого на самолете была предусмотрена бортовая система автоматического огибание рельефа местности. Чтобы снизить сопротивление воздуха, плотность которого на малых высотах была высока, конструкторы поставили крылья с изменяемой геометрией. На малых высотах крылья ставят в положение, перпендикулярное фюзеляжу (образуя тонкие крылья которые позволяют лететь с малым сопротивлением о воздух). При полёте на больших скоростях крылья расположены под углом 45 градусов к фюзеляжу, тем самым улучшая аэродинамические характеристики машины (сопротивление воздуха также мало плюс снижается устойчивость самолета, ненужная при больших скоростях). При взлёте самолёт "прижимает" крылья к фюзеляжу увеличивая площадь от которой отталкивается воздух, подталкивая самолёт вверх и не давая ему таким образом снизить высоту. Самолёт мог нести до шести тонн бомб.
Позже появилась модификация Су-24М способная использовать управляемые ракеты малой дальности и управляемые авиабомбы. Так Су-24М мог использовать ракету Х-59 с дальностью до 45 километров, ракеты семейства Х-29 с дальностью до 20 километров, авиабомбы с телевизионным и лазерным наведением КАБ-500, ракеты воздух-воздух Р-60.
Позже появилась модификация Су-24М2. Новая версия способна использовать ракеты Х-59М с дальностью до 115 километров, Х-31 с дальностью до 160 километров, ракеты воздух-воздух средней дальности Р-27/РВВ-АЕ с дальностью до 70 километров.

Сравнение

Самолёт в настоящее время устарел (за исключением Су-24М2, современна только номенклатура вооружения). Самолет, вместе с Су-25 должны быть заменены новым фронтовым бомбардировщиком (де-факто многоцелевыми самолетом) Су-34 "Утёнок". Тридцатьчетвёрка имеет большую маневренность, боевой радиус, бомбовую нагрузку, гораздо более лучшую авионику. Су-25 также не способен конкурировать с "Утёнком", базовая версия Су-25 использует неуправляемые ракеты и бомбы (может использовать некоторые ракеты Х-25 с лазерным наведением и дальностью не более 10 километров), Су-25СМ использует вооружение, дальность которого в основном не более 20 километров (ПТУР "Штурм-В", "Атака", "Вихрь", Х-29).
Прямые конкуренты Су-24 европейский "Тайфун" и американский F-111 "Свинья" имеют схожие характеристики. F-111 снят с вооружения ВВС США в конце 1990-х годов, Австралии во второй половине 2000-х годов. "Тайфун" активно списывается из рядов ВВС стран Евросоюза.

Перспективы

Самолёты семейств Су-24 и Су-25 вероятно будут списаны в период 2018-2025 годов. Очевидно что к 2020 году будут списаны Су-24М и базовые версии штурмовика Су-25, к 2025 году Су-24М2 и Су-25СМ/СМ3. Также будет списана разведывательная модификация Су-24МР. Самолёт Су-24 не имеет никаких перспектив после 2025 года ввиду полного морального устаревания, износа основных агрегатов.

Боевое применение

1. Афганская Война (1979-1989) - ограниченно применялся советской авиацией. Все самолёты базировались только на советских аэродромах. Один самолёт разбился при приземлении (небоевая потеря).
2. Война в Персидском Заливе (1990-1991) - многие Ираксикие самолёты были уничтожены на аэродромах авиацией НАТО, остальные перелетели в Иран, где вошли в состав ВВС данной страны.
3.  Чеченские Войны (1994-2009)
4. Война в Южной Осетии (2008)
5. Военная операция России в Сирии (2015-2017) использовались только модернизированные версии (Су-24М).
Также самолёт участвовал в некоторых других военных конфликтах.