Наука, ты наука...

Борис Бендиткис
   Однажды прочитал я статью, автор которой искренне переживает современное состояние украинской науки. Цитирую: " украинская наука богата "нулями" — учеными, чей вклад в мировую науку близок к нулю."
 
   Украинская наука: в наступление идут "нули"
 
   В связи с этим мне вспомнился случай, свидетелем которого я оказался. Случилось это летом 1993 года. Наступило время вступительных экзаменов в ВУЗы. Наш с супругой сын, ставший в этом году призёром областной олимпиады по математике, очень хотел учиться в Киевском государственном университете им. Шевченко на факультете кибернетики. Победителям и призёрам областных олимпиад было разрешено поступать по результатам собеседования.
 
   После начала собеседования перед входом в здание факультета собрались родители, родственники и друзья экзаменующихся. С каждой минутой росло в нас напряжение... Время шло, и вот вышел первый абитуриент - симпатичный юноша среднего роста. К нему бросились его родители. Но что это? Лицо юноши вдруг исказила боль, и он зарыдал в полный голос, не сумев сдержать этот запредельной тяжести груз страдания!.. Его матушка обняла его, сказала: " Успокойся, сыночек!", и стала целовать его в лоб, глаза и щёки, мокрые от слёз... Понадобилось некоторое время, чтобы юноша перестал рыдать, и перешёл на всхлипывание, а слёзы продолжали литься из его покрасневших глаз. Отец его достал носовой платок, развернул, прижал к его глазам, и спросил:" Что произошло? Ты не смог ответить?". Всё ещё всхлипывая, юноша ответил:" Мне не дали отвечать! Я только начинал рассказывать, а мне уже говорят:" Неправильно! Следующий вопрос". И так каждый раз, пока не велели уходить! А я ведь знал ответы на все - все вопросы - они не были для меня тяжёлыми"... И парень, больше не в силах сдержаться, снова зарыдал в полный голос.
 
   Отец парня обернулся к нам, обступившим его семью полукругом, и сказал: " Понимаете, наш сын закончил школу с золотой медалью. Но, главное, он победитель всеукраинской математической олимпиады, и призёр всесоюзной математической олимпиады этого года. Мы живём недалеко от Киева. Сын мечтает заниматься наукой, и очень хотел поступить в этот университет"... Наступила тягостная тишина... Кто-то спросил:" А как звать вашего сына?" И прозвучали имя и чисто еврейская фамилия абитуриента... И мне кое-что стало понятно...
 
   (За двадцать лет до этого, при моей попытке поступления в аспирантуру киевского политехнического института члены комиссии по приёму документов в первую очередь потребовали мой паспорт и стали внимательно его изучать. После обнаружения интересующего их "пятого пункта" они просто отказались принимать у меня заявление. Мне сказали: "Не тратьте время и не смешите людей - вас никто сюда не примет"...
 
   Мне было достаточно обидно. Со временем, после получения мною авторских свидетельств на изобретения (такие свидетельства выдаются только после тщательнейшей проверки, не додумался ли ещё кто-либо в всём мире до подобного решения конкретной технической проблемы...) обида утихла - я сам себе смог доказать, что мыслю достаточно "неординарно"...)
 
   Во вновь наступившей тишине, прерываемой всхлипываниями униженного абитуриента, прозвучал голос его отца: "Ладно, пошли, заберём документы и сегодня-же уедем в Москву". Я не запомнил фамилии этого юноши и не знаю его дальнейшей судьбы. Но я уверен, что украинская наука потеряла в его лице весьма многообещающего в будущем специалиста. И если люди, отвечающие за приём абитуриентов, вместо изучения умственных способностей поступающих ребят в первую очередь учитывают какие-то иные факторы, в том числе их национальность, и в зависимости от этого заранее принимают окончательное решение, добра от таких действий не будет. Я снова повторюсь. Юноша победил в республиканской олимпиаде и стал призёром во всесоюзной олимпиаде, а к этому ещё и закончил школу с золотой медалью!..
 
   А теперь опишу другой случай, свидетелем которого я был - как иногда в ВУЗах обучают. После переезда в Германию и двухлетнего образования на различных курсах попытался я найти работу. Несколько отказов мотивировались моим возрастом (мне уже было под шестьдесят). Однажды это не приняли во внимание, наоборот, посчитали хорошим фактором, и только в конце разговора оказалось, что необходимо владение английским языком, а ни в школе, ни в техникуме, ни в институте меня этому языку не обучали...
 
   Но как-то один из моих друзей сообщил мне, что одна из фирм (её организовал знакомый моему другу инженер, приехавший в Германию из Украины), занимающаяся контролем качества автомобильных запчастей, набирает новых сотрудников, желательно с высшим техническим образованием, и посоветовал мне в эту фирму обратиться. Заявление у меня приняли, и сообщили, когда и куда приехать со своими документами для прохождения собеседования.
 
   В назначенный срок собралось нас, претендентов, человек двадцать, в основном среднего и выше среднего возраста. Хозяин фирмы в ходе знакомства с нами прежде всего изучил наши дипломы - всё сошлось. Затем он представил нам высокого седого немца, тот оказался руководителем управления контроля за качеством одного из автопредприятий. Перед каждым из нас разложили несколько контрольных инструментов - калибры - пробки и скобы, штангенциркули и микрометры. Всё это было мне хорошо знакомо. Немец стал обходить каждого из претендентов, вытаскивал перед каждым из своей обширной сумки какие-то детали, и просил проверить их размеры и качество изготовления. По моим прикидкам, ко мне он должен был подойти минут через тридцать - сорок. Мой сосед справа, высокий молодой мужчина, вдруг слегка толкнул меня локтем. "Что это такое, и что с этим делать?"- прошептал он, и указал взглядом на микрометр. Времени было много, и я тихонько, чтобы не привлекать внимание "заинтересованных лиц", объяснил ему, что и как фукционирует. В итоге по результатам собеседования двенадцать человек были приняты на работу, в том числе и я и мой сосед.
 
   В один из рабочих дней мой сосед по собеседованию оказался рядом со мной. Мы познакомились, его звали Александр П., он приехал из города Энгельса Саратовской области. Я поинтересовался, где он получил инженерное образование, и почему он не имел представления об измерительных инструментах. Оказалось, что он обучался на вечернем отделении машиностроительного факультета энгельского филиала саратовского политехнического института. А работал все годы строителем, специализируясь на капитальном ремонте жилых помещений. По его словам, кроме вступительных экзаменов, ему практически не пришлось больше ничего сдавать - всё решали либо взятки деньгами, либо ремонты квартир преподавателей... Перед завершением "учёбы" он сделал капитальный ремонт квартир проректора и ректора. В итоге ему дали готовую дипломную работу выпускника предыдущего года. Ему осталось только переписать записку и заплатить некоторую сумму за изготовление копий чертежей... Вот такого "инженера" выдал институт...