Грузины и мания управления-2. Режиссеры

Накатимур
Дополнение к статье "Грузины и мания управления"

Еще один смысловой обертон «управления»: от латинских слов regere и dirigere произошли слова - дирижер и режиссер - имеющие общекультурное значение (может быть, потому что через французский?).

Воспитанниками грузинской музыкальной школы являются два дирижера мирового уровня – Самуил Самосуд и Одиссей Димитриади. Но я чуть подробнее скажу о режиссерах. В Грузии много великих режиссеров –достаточно назвать Коте Марджанишвили, основоположника современного грузинского театра, и Роберта Стуруа, постановки которого, по признанию англичан, научили их заново понимать Шекспира!.. Думаю, это не случайно - ведь Шекспир был не только автором и актером, но и режиссером – это раз, а во-вторых, он был потомком кельтов, т.е. «четвероклассников» предыдущего исторического этапа.

Но наиболее показательным примером я считаю Георгия Товстоногова (кстати, грузина по матери). В середине 50-ых его пригласили в Ленинградский БДТ. К тому времени театр влачил жалкое существование и был на грани закрытия. За 7 лет в нем сменилось несколько режиссеров, которых сильная труппа попросту «съедала». На первой же встрече с труппой Товстоногов сказал: «Я из Грузии, и вы меня не съедите! Я несъедобен»! И действительно, он разогнал большую часть труппы (одно из значений moderare (управлять) – обуздывать!) и сделал театр одним из лучших (если не лучшим) в стране. Он правил «на театре» «тридцать лет и три года»!