Театральная жизнь Белого Омска -1918 1919 годы-

Сергей Сизов Омск
УДК 94 (47)
С.Г. Сизов
Сибирский автомобильно-дорожный университет (СибАДИ),
докт. ист. наук, доцент
г. Омск, Россия

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ БЕЛОГО ОМСКА (1918 - 1919 ГОДЫ)

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Проект № 17-81-01006 «"Белая столица России": повседневная жизнь Омска (июнь 1918 - ноябрь 1919 гг.)»

Аннотация. Исследуется театральная жизнь Омска в период Временного Всероссийского правительства и правительства адмирала А.В. Колчака. Театр играл большую роль в культуре города, помогая осуществлять культурную коммуникацию, сохраняя традиции дореволюционного театра. Театр был средством психологической разгрузки уставшего от войны населения. Большую роль играли антрепренёры, привозившие сюда труппы.

Ключевые слова: Белое движение, Белый Омск, культура, театр, антрепренёры, Колчак, Сибирь, контрреволюция.

Повседневная жизнь Белого Омска ещё изучена недостаточно[1]. Это касается и культурной жизни города, ставшего Белой столицей России. Видное место в культурной жизни города занимал театр. Театральные постановки были средством культурной коммуникации, формой отражения важнейших явлений общественной жизни Омска, Сибири, страны в целом[2]. Если в Советской России устанавливается контроль власти над театрами и предпринимаются попытки создания «нового революционного искусства», то в Белом Омске в основном продолжается прежняя культурная традиция.

Театральные коллективы Белого Омска можно разделить на профессиональные и любительские. Профессиональные коллективы («труппы») приезжали в Омск на гастроли, сменяя друг друга. Главными сценами для театральных представлений в Белой столице были Городской театр, Омский коммерческий клуб. Городской театр принимал самые известные труппы. Его частыми гостями был Верховный правитель России ; адмирал А.В.Колчак, дипломаты, аккредитованные в Омске, высшие военные чины, чиновничество[3]. Что касается коммерческого клуба, то здесь проводились самые разные мероприятия: ставились спектакли, устраивались вечера, давались концерты.

Театр «Гигант» и совмещали в себе функцию как театра (здесь была своя «опереточно-комедийная труппа»), так и кинотеатра (здесь шли как русские, так и иностранные картины). Здесь также было и кафе. В подобном же варианте работал и «театр» «Одеон»[4].

В летний период (с середины мая до сентября) к списку популярных мест досуга добавлялись «летние театры и сады»[5]. Театр и сад «Аквариум» (дирекция Я.С. Гальского)[6] был открыт в июне 1918 года и находился на правом берегу Оми при её впадении в Иртыш. Театр и сад «Аркадия» (дирекция Ф.Г. Коновалов и К°)[7] до революции носил название «сад Губарь» (или «сад Губаря», названный по имени заводчика), в 1918 году назвался «Театр и сад увечных воинов» (сад находился в районе Сибзавода)[8]. Позднее он получил название «Аркадия». Открытие это сада и нового ресторана с театром-варьете состоялось 6 июня 1919 года[9]. Здесь также шли оперетты, комедии, концерты. И, конечно, проводились гуляния и танцы.
Летние театры и сады использовались для проведения самых различных мероприятий, в том числе, благотворительного характера. Так, 21 июля 1918 года в саду «Аквариум» состоялась «всеобщая мобилизация всех артистических сил города Омска». Артисты провели этот вечер в пользу Западно-Сибирского союза артистических деятелей. Сыграны были сатирические и юмористические пьесы «Муж из деликатности» и «Любовь на песке». Также были исполнены некоторые музыкальные и цирковые номера[8].

Позднее в Омске появляются и иные театральные сцены, где ставились пьесы «лёгкого» жанра. С лета 1918 года начал работу Интимный театр миниатюр под руководством Е.А. Плотниковой и И.М. Арнольдова[10] (в здании «Кристалл Палас»). Финансовая составляющая в этих заведениях играла главную роль, поэтому очень часто их постановки были рассчитаны на вкусы весьма невзыскательной публики. Организаторы, прежде всего, стремились максимально заработать. В основном разыгрывались миниатюры и комедии, при этом представления давались в большом количестве. Так, юмористическая постановка «В сукнах» шла в будние дни два раза: 19.30 и 21.30. А в праздничные дни четыре раза: в 17.00, 18.45, 20.30 и 21.45. При этом вход был «беспрерывным»[4]. Также шли: скетч «Секретное убежище», фарс-комедия «Наши понедельники», комедия «Женский парламент» и сатирический лубок «Красноармейцы»[11].

Главную роль в организации спектаклей играли антрепренёры, которые нередко были и ведущими артистами труппы. Известным антрепренером в 1918 – 1919 годах на омской сцене был Пётр Петрович Медведев (р. 1859 - г. смерти неизвестен). В этот период он работал в разных сибирских городах, в том числе и в Омске осенью 1919 года. Здесь шли его спектакли «Вторая молодость», «Золото», «Свадьба Кречинского» [12]. В репертуаре театра были: «Анна Каренина» и «Живой труп» Л.Н.Толстого; «Без вины виноватые», «Гроза», «Таланты и поклонники» А.Н.Островского; «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В.Гоголя[13].

В декабре 1918 – феврале 1919 года в Омске работала труппа Григория Кирилловича Невского (1864 ; 1940)[14]. В марте 1919 г. в Омске на сцене Городского театра начало давать спектакли Товарищество драматических артистов. Несмотря на гражданскую войну, осуществлялись гастроли, устраивались многочисленные бенефисы. Один из бенефисов проходил при участии известной актрисы Марии Жвирблис[15](1882 – 1967).

В марте - апреле 1919 года, стала выступать труппа Дмитрия Фёдоровича Васильчикова «под главным режиссёрством А.А. Белостоцкого». В газете полностью названы все фамилии артистов труппы (14 женщин и 16 мужчин). Среди их постановок: пьеса Немировича-Данченко «Цена жизни», трагедия Шиллера «Коварство и любовь»[16].

В мае 1919 года на сцене Городского театра гастролировала труппа В.Л. Глинской. Труппа привезла исторические драмы «Меченосцы», «Ян Гус», которые ставились, как особо подчёркивалось в рекламе, «с разрешения Информационного отдела Штаба Сибирской Армии»[17].

В Омском коммерческом клубе в январе-феврале 1919 года работала труппа Б.П. Вартминского и А.Я. Ланова[18]. Помимо комедий, ими ставились и серьёзные произведения. Так был поставлен спектакль по роману Ф.М. Достоевского «Идиот». Эта же труппа под руководством А.Я. Ланова ставила спектакли и в театре «Гигант».

Говоря о репертуаре омских театров этого времени, следует отметить, что преобладающую часть в репертуаре отставляли бульварные мелодрамы и комедийные постановки с явно выраженным эротическим уклоном. Это, кроме всего прочего, с одной стороны, объяснялось и запросами значительной части публики - размышлять о “вечном” в условиях крайне нестабильного существования было нелегко, а, с другой стороны, жадностью антрепренёров: простые постановки требовали меньше затрат и давали больше дохода[18, с.270].

Названия некоторых спектаклей говорят сами за себя. Так, в январе 1919 г. омский Городской театр предлагал зрителям пьесы: «Любовь в 17 лет», «Госпожа пошлость», «Хочу любить», «Живой товар» (с подзаголовком: «Всё продажно в наше время!»), «Неизвестная (Госпожа X)»[19].

Справедливости ради надо сказать, что ставили русскую и зарубежную классику. Среди классических постановок были - пьесы и инсценировки произведений А.Н. Островского, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Из зарубежных авторов назовём У. Шекспира, И. Гете, Ф. Шиллера, А. Дюма, Ж.Б. Мольера. Характерно, что в репертуаре любительских театральных коллективов классические пьесы были представлены шире. Объясняется это просто: их целью не являлось получение прибыли, поэтому они могли себе это позволить.

На страницах газеты «Сибирская речь» периодически появлялись рецензии на омские театральные и музыкальные постановки. Здесь была специальная рубрика «Театр и музыка». Порой публикации в этой рубрике были весьма критические[20]. Омская публика ставила вопрос о более качественном репертуаре и обновлении состава артистов. Так в газете «Наша заря» 6 июня 1919 года появилась статья с довольно пессимистическим названием: «Город без театра». Автор, подписавшийся псевдонимом Старый театрал, подверг резкой критике существующую театральную жизнь города, ставшего столицей Белой России. Если до гражданской войны, пишет автор, «сюда наезжали столичные гастролёры, делая здесь хорошие сборы, теперь же около двух лет мы вынуждены сидеть или в душных и холодных комнатах или же питаться убогими, уездными артистами, из сезона в сезон набивающими своей убогой игрой, а главное, своим присутствием, - оскомину несчастной в этом отношении Омской публике»[21].

Таким образом, культурная жизнь города была многообразной»[22], а жизнь омского театра периода гражданской войны имела ряд особенностей. Как и прежде в Омске не было постоянных театральных коллективов, а были гастролирующие труппы. Несмотря на то, что антрепренёрами были в основном известные театральные деятели, занимавшиеся этим делом много лет, уровень театральных постановок значительно снизился. Это вполне объяснимо условиями гражданской войны и, зачастую, невозможностью организацией в дореволюционном формате в связи наличием военных действий, отъездом некоторых артистов за границу. Тем не менее, тяга к театральному искусству была велика, поэтому, несмотря на снижение уровня ряда спектаклей, публика активно посещала театры. В том числе, и для того, чтобы отвлечься от ужасов войны.

Главными жанрами были драмы, комедии, скетчи, миниатюры. Иногда ставились классические пьесы и исторические постановки. Довольно широко ставились небольшие оперетты. Характерной чертой театральной жизни Омска этого времени являлось сохраняющаяся традиция любительских театральных постановок. Отметим также, что порой театральные постановки носили благотворительный характер.

Библиографический список

1.Сизов, С.Г. Историография повседневности «Белой столицы России»: Омск (Июнь 1918 - ноябрь 1919 гг.) / С. Г. Сизов // Архитектура, строительство, транспорт [Электронный ресурс] : материалы Международной научно-практической конференции (к 85-летию ФГБОУ ВПО «СибАДИ»). – Электрон. дан. - Омск : СибАДИ, 2015. – Режим доступа: http://bek.sibadi.org/fulltext/ESD75.pdf , свободный после авторизации. – Загл. с экрана. (дата обращения: 26.03.2016).
2.Вьюхина М В. Театральная жизнь Сибири в период революции и гражданской войны (1917-1919 гг.) // Власть и общество в Сибири в XX веке. Сборник научных статей. Вып. 3 / Науч. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск: Параллель, 2012. С. 80–101.
3.Ракова А. Омск - столица Белой России. Омск, 2010. С. 135.
4.Омский вестник. 1918. 4 августа.
5.Парки, скверы и сады Омска [Электронный ресурс]: http://nashomsk55.ru/ulitsy/346-parki – Режим доступа: свободный – Загл. с экрана. (дата обращения: 26.03.2016).
6.Сибирская речь (Омск). 1919. 10 мая.
7.Сибирская речь (Омск). 1919. 6 июля.
8.Сибирская речь (Омск). 1918. 26 июля.
9.Наша заря (Омск). 1919. 6 июня.
10.Сибирская речь (Омск). 1919. 3 января.
11.Заря (Омск). 1918. 30 июля.
12.Сибирская речь (Омск). 1919. 7 октября.
13.1905 – 1920 годы. Эпоха антрепренеров. [Электронный ресурс]: http://www.omskdrama.ru/wwwroot/index.php?gid=106&pid=40 – Режим доступа: свободный – Загл. с экрана. (дата обращения: 26.03.2016).
14.Сибирская речь (Омск). 1919. 17 января.
15.Сибирская речь (Омск). 1919. 5 марта.
16.Сибирская речь (Омск). 1919. 8 марта.
17.Сибирская речь (Омск). 1919. 13 июня.
18.Кокоулин В.Г. Повседневная жизнь горожан Сибири в военно-революционные годы (июль 1914-март 1921 гг.) В. Г. Кокоулин. – Новосибирск: Офсет, 2013.
19.Сибирская речь (Омск). 1919. 6 января, 9 января.
20.Сибирская речь (Омск). 1919. 19 января.
21.Наша заря (Омск). 1919. 6 июня.