Поэзия Ирины Рябий Часть 3

Элла Лякишева
                Часть 3
      СВЕТ  ИСТИНЫ  В  ПОЭЗИИ  ИРИНЫ  РЯБИЙ

    «Обратная перспектива» - так называется  и весь сборник,  и одно из стихотворений, которое можно назвать  программным, потому что оно  объясняет  авторскую концепцию «абсолютных законов» праведной жизни.

«Перевёрнутый мир отражают иконы…» - уже первая строка своей парадоксальностью заставляет вчитаться глубже, чтобы в конце концов понять: нет, не иконы, благодаря особой перспективе, отражают «перевёрнутый мир» – это мы все живём  сейчас в этом мире, где на первом месте – «соблазны и деньги, слава и к власти кривые пути».  Праведники же, герои икон,  «бегут похвалы и дают незнакомым всё последнее, что за душою ни есть».  Только так можно спасти душу человеческую.

     Однако, понимая и принимая главную идею стихотворения, при первом чтении мне захотелось оспорить строку «Поношенья, побои принимая за честь…». Где-то на самом донышке души родилось возмущение: как же так? Тебя оскорбляют, бьют, а ты не даёшь сдачи, но, напротив, гордишься, «принимаешь за честь»?!  Ведь за правду надо бороться – так нас учили былые вожди.

     И невольное  желание – наказать неправых – тоже родилось, желание немедленных действий. Насилие как метод  борьбы... Вы этого хотите, люди?  Мысль вновь возвращается  к  зацепившим за живое строчкам стихотворения. И я признаю: «Нет, нет, не апологеты насилия, а  вы, вы правы, Ирина Геннадьевна, и  тысячу раз правы  те  истины, что сияют в Ваших стихах негасимым, по-прежнему нетленным светом:

 Когда от веры русской отреклись
И вышли в путь, надеясь на «провидца»,
То заплутали, вспомнили молиться, -
Но позабыли слов священных смысл!..

    Безусловно, одно из важнейших достоинств Ваших стихов  в том, что они не оставляют равнодушными, но, напротив, будят  мысль, дают повод  и  пищу для споров и размышлений. С  первых же страниц  они  приводят  читателей к истокам  нравственности. И даже если в некоторых из них  на поверхности назидание – оно не навязчиво, не приторно, не над, а рядом, потому что в каждой строчке  ощущаешь искренность и боль. И горек вопрос поэта, обращённый к человеку -  и к самой себе  тоже:

Для Господа ты есть
                венец его творенья,
Зачем ты стал травой
                наперекор Творцу?

     «Раскол» - первый раздел книги, самый большой и философски насыщенный. Это размышления о судьбе России, о причинах современного раскола, не столько географического, сколько душевного.  « Кто виноват?» - о, приснопамятный вопрос русской революции! Причастны все, считает автор – и  с себя  она тоже не снимает ответственности:

 Я – та же песчинка Невады, ГУЛАГа  ль,
Орудие мести чертовской затеи,
Кого так заботит всеобщее благо…
Я ж над вопросом одним каменею:
Что сделаю я?

    Заметьте: не «Кто виноват?» - а:  «Что сделаю я?»  Это уже иная проекция и совсем иной герой – не из «карамазовских бредней». Вообще  не только этот раздел, но и другие щедро наполнены реминисценциями. Горьковская  легенда о Данко («Что сделаю я?»), «Братья Карамазовы» Достоевского («чёрт в элегантном костюме»), «Слово о полку Игореве» («О, русская наша земля, разве ты за холмом?»), «Гамлет» Шекспира («Распалась связь времён…»), пушкинская «Осень» («Октябрь наступил…»), блоковский «И вечный бой…»...

     Знакомые  образы, наполняясь жизнью, не просто углубляют поэтическое пространство - они нужны автору как видимые  крепчайшие нити, связующие  бессмертное время и смертную личность, бесценные  идеи  и преходящие детали грустного  бытия.
 
   Причём – и это неожиданно, оригинально, почти парадоксально! – порою нить эта скручена из  иронического  гротеска, как,  например,  в  строках стихотворения «В сиянии лунном», где  зримо присутствуют  некрасовский Ваня из «Железной дороги», Людмила  Жуковского, гоголевский Чичиков и… «герой» уже нашего времени - «рыжеглазый»  Чубайс.

  Трагический абсурд  диалога, обыгрывание стереотипов, пародийная театральность как результат необычного соотнесения столь разнородных  героев и явлений  - такая ассоциативность мышления, требует от читателя, чтобы понять внутреннюю логику сюжета, не только знаний, но и развитой интуиции. Да, это не простое чтение!

     А «Чайниковы чаянья»?  Пример  блестящих гротескных аллюзий! Ироническое  сочетание компьютерной терминологии и просторечья –  действенное  средство  разоблачения  интернетовского повального увлечения:

Представить невозможно: как могли
Без Windows жить люди на планете?!
Теперь иное дело – даже дети
По Интернету шастают одни.

Компьютер – всё! И друг, и брат, и сват…
К нему лечу в свободные минуты,
Отсиживаю ногу или зад –
Всемирные распутывая путы.

Тебя, Билл Гейтс, я заведу на север! –
Но ба! Что в ящике моём? – бедлам!
Иль geek какой-то мне подсунул спам,
Или с ума свернулся сервер…

      Не могу не упомянуть ещё одно потрясающее стихотворение – «Телесность», в котором  единое целое - гротескные образы, фантомы  прошлого и настоящего: «чиновник с подругой-шинелью», Ильич, встающий в мавзолее,  босс, что дарит «к свадьбе банкноте-невесте… промышленный газ». Увы, «всё остаётся на месте»…

              Продолжение на http://www.proza.ru/2017/12/24/932