Он, Она, Они,

Игорь Рожкевич
Моё эссе на сайте ПОЭМБУК.

“Он, Она, Они,…” (Читая “3017” Константина Жибуртовича)

"Снился мне путь на Север,
Снилась мне гладь да тишь.
И словно б открылось небо,
Словно бы Ты глядишь,
Ангелы все в сияньи
И с ними в одном строю
Рядом с Тобой одна -
Та, которую я люблю.

И я говорю - Послушай,
Чего б Ты хотел, ответь -
Тело мое и душу,
Жизнь мою и смерть,
Все, что еще не спето,
Место в твоем раю:
Только отдай мне ту,
Которую я люблю.

В сердце немного света,
Лампочка в тридцать ватт.
Перегорит и эта -
За новой спускаться в ад:
А я все пляшу, не глядя,
На ледяном краю,
И держит меня одна,
Та, которую я люблю.

Что впереди - не знаю,
Но знаю судьбу свою -
Вот она ждет, одна,
Та, которую я люблю." (Борис Гребенщиков, группа “Аквариум”)


Казалось бы, такой огромный мир, в котором живёт очень много разных людей. Почему же так сложно найти и почувствовать именно свою половинку?

“…встретить того, кого можно было бы полюбить до беспамятства, и кто тоже любил бы до беспамятства”.
(фраза из фильма «Знакомьтесь, Джо Блэк», снятого по книге Альберто Каселла «Смерть берет выходной»).

Конечно, все мы отличаемся друг от друга и у каждого именно своя (в большей или меньшей степени) потребность в близком человеке.
Для кого-то она начинается зашкаливающим возбуждением от периода “химии” влюблённости и ограничивается нахождением подходящих феромонов (теперь можно спокойно завести детей и чувствовать себя полноценным членом социума, хотя при этом не исключено, что отношения со своими детьми выйдут на первый план, а с партнёром - на второй).
Для других, которые просто не могут жить без СВОЕГО человека, наоборот: “Дети - это замечательно, но у них будет своя полноценная жизнь, в которую мы не будем лезть со своими правилами и пунктиками, потому что продолжим жить с тобой “душа в душу”.
Для особо “любвевзыскательных” это может быть даже в такой степени: “Но именно вот то время, когда любила, и засчитывается за по-настоящему прожитое.” (Вильям Скотт (Светлана), автор на сайте ПОЭМБУК.) Причём, любить, в большей мере отдавая себя другому человеку, нежели забирая у него. Многие хотят личного (именно для себя) счастья. Однако, редко кому на самом деле доступно дорасти до уровня, когда значительно приятнее делать другого человека счастливее. А тех, кто искренне задумывается о счастье целого народа или всего человечества и того меньше.

Что есть любовь для человека? Почему она так важна? Откуда такая потребность в любви? Возможно, какая-то часть человека (энергия, душа) притягивается, словно магнит (порой, помимо его сознания) к другой энергии? Может быть мы разрозненные части некогда единой энергии, насильно отделённые друг от друга при воплощении (“В телах мы разные. Едины мы в душе.”) и ищущие возможность вновь соединиться, восстановив свою изначальную истинную природу, в чём-то совпадающую с самим Абсолютом?

Владимир Набоков:

В хрустальный шар заключены мы были,
и мимо звезд летели мы с тобой,
стремительно, безмолвно мы скользили
из блеска в блеск блаженно-голубой.
И не было ни прошлого, ни цели,
нас вечности восторг соединил,
по небесам, обнявшись, мы летели,
ослеплены улыбками светил.
Но чей-то вздох разбил наш шар хрустальный,
остановил наш огненный порыв,
и поцелуй прервал наш безначальный,
и в пленный мир нас бросил, разлучив.


Интересно было бы посмотреть на мир, в котором бессмертная фраза: «Любовь, что движет Солнце и светила!» (Данте Олигьери» «Божественная комедия»), являющаяся смыслом всех смыслов, была бы основополагающим принципом жизни большинства людей.

Однако, всё это теория. А что на практике?

Глава 1. “До 3017 года”.

До перемещения в лучший мир Он (главный герой книги) был явной аномалией:
“…он пошёл с трёх лет против социума (наплевав на последствия) ради понравившейся девочки.” Браво! В любом направлении идти (слушая именно свои сердце и совесть, при этом не взирая на давление общепринятых условностей) это уже подвиг.

Поэтому неудивительно, что у такого человека сама собой формируется “…собственная уникальная система координат”, по которой жизнь воспринимается, как “…колесо бытовухи, обросшее религиозными оправданиями.”

А, копнув поглубже, Он приходит к осмыслению, что “…после обычной жизни (работа и общение с грузчиками) ему легко, а после заумствований с “городской интеллигенцией” бардак внутри (поскольку, вся их болтовня это пустое).” Видимо, грузчики попались особо мудрые или “умники” до конца не разобрались с какими-то вопросами. Однако, ни те, ни другие не подсказали Ему, где искать свет в окружающей тьме.

Поэтому, получив некоторый жизненный опыт, Он приходит к мрачным заключениям: “…чего изволите: пьянство, разврат, анархия,… (большинство землян выберут, к сожалению). Загадив свой рай, они пойдут в другой, просто от скуки… (им недоступен ежедневный труд над душою)” И, более того, “…увеличение материальных доходов не влияет на внутренний, духовный рост, поэтому бессмысленно.”

Полное разочарование земной жизнью (при этом, отличный повод серьёзно заняться литературой). Один из возможных выходов для Него: “…встречи, с мгновениями, что важнее всей жизни!!!” (Где же ты, моя единственная и неповторимая? Без тебя лишь тоска!) Как это созвучно со словами Джорджа Карлина: “Жизнь измеряется не количеством сделанных вдохов, а количеством моментов, когда от счастья захватывает дух.”

Однако, чудо всё же случилось! Он и Она встретились в реальной жизни (один шанс на тысячу?).
И что?
Да ничего, любви у них так и не случилось. Он элементарно побоялся подойти: ну не смог, не получилось. Подобное, порой, бывает с особо чувствительными натурами, когда им в нужный момент не хватает вдохновения вытащить себя из своей “утончённо-привычной скорлупы” во внешний мир. А всего лишь требовалось: попробовать (хотя бы через “не могу” и даже при вполне вероятном отказе) вместо того, чтобы не попробовать и сожалеть всю оставшуюся жизнь.

И даже, если бы Он подошёл к Ней, вся их связь оказалась бы под большим вопросом. Разлад (через некоторое время) тоже вполне вероятен, ведь не исключено, что Его и Её запросы могут жить в разных материально-финансовых сферах. Весьма тонкая грань, кто-то может, а кто-то нет терпеть нищенское личное существование (далеко не какая женщина будет любить талантливого, но материально не обеспеченного из высокодуховных соображений), “как цена великих гуманных идей для человечества; “учёная нищета, не умеющая жить (зарабатывать, добывать богатства)”. При этом вряд ли их отношения спасла бы твёрдая убеждённость, что они “…никому не нужны кроме друг друга, и даже двоих достаточно для счастья” (хотя я согласен, что это иногда выполнимо, но при полном совпадении жизненных целей, идеальном соответствии друг другу и практическом умении быть вдвоём, что тоже вырабатывается тяжким трудом и не за один день).

И Она, к великому сожалению, не прочувствовала момент и не помогла ему преодолеть природную застенчивость. Здесь сказались и Его отрицательные качества (особенности человеческой аномалии): болезненная гиперчувствительность при восприятии внешнего мира, зашкаливающая трепетность (по отношению с прекрасному полу), вместо (так нужного именно в данный момент) плотного натиска и воодушевлённого упрямства. А жаль. Заветное счастье было так близко!
Растворившись в своей платонической любви, Он может быть недооценил тот факт, что любая Беатриче это не бестелесный дух, а вполне земная женщина, созданная из плоти и крови, которая просто жаждет ощущать тепло любимых рук, нежные прикосновения, волшебные поцелуи,… Она мечтает “летать на крыльях любви”; проводить все свои дни, как в чудесном сне и быть одержимой другим человеком, в котором заключалась бы вся её жизнь.
Печально. Пока неисправимые романтики годами трепетно лелеют в душе объекты своего поклонения, приходят недалёкие реалисты-материалисты и грубо срывают ароматные цветы, для них не предназначенные. Всё просто, потому что эти люди не “витают в облаках”, а твёрдо стоят обеими ногами на грешной земле. (А, как вы хотели, уважаемые литераторы и любители виртуальных миров? Реальная жизнь, извините, находится в другом месте.) При этом у многих (самцов) несколько иной взгляд на любовь: лишь поверхностно-прикольный период ухаживания (азартная игра: интересно придумывать всякие нестандартные хода, чтобы завоевать сердце избранницы). После чего (по плану) лишь плотские страсти: удовлетворить себя любимого без малейшей потребности сделать счастливой и партнёршу. Они, в основном, привыкли получать своё, а не делиться (хотя, делиться им, если по-честному, то и нечем (материальные блага не в счёт)). И тем более они далеки от того, что нужно совместно увеличивать положительные вибрации общения, а не гасить разгорающееся пламя отношений своим пресным эгоизмом.

А что же Она, как её жизнь сложилась? Тоже всё как-то неправильно.
Приходится признать, что великий шанс был упущен.

Что же с Ним происходит дальше? От полученного негативного опыта жизненная система координат у кого угодно легко может съехать от нормы к минус бесконечности со всеми вытекающими. Что уж говорить о столь ранимой человеческой аномалии. Ведь Он искренне верил, что “…главное – любимая женщина, остальное (включая творчество) это лишь средство на твоём пути”. С любимой женщиной не получилось. И как жить дальше, когда иллюзорный мир идеальности рухнул, не выдержав сурового натиска реальной жизни?

Может быть именно от полученных психологических травм Он вынужден констатировать: “…я всё равно остался “доказывающим”: творчество, призвание, …создавать, переосмысливать, делиться” (для Него литературное творчество – это способ спасения, словно, надёжный компас для души, потерявшей всякие ориентиры). Его нереализованная энергия любви рвётся наружу в писательстве: “…правь, вычёркивай, дополняй – это мечта для многих”, развивай трепетное отношение к слову (учись у Тургенева, Толстого, Чехова, Набокова, Паустовского и других мастеров слова).

Возможно, отсюда и целый мир неуслышанных, непонятых, непризнанных, который постоянно расширяется, пополняя свои ряды всё новыми несчастными. Приходится признать, что особо чувствительные души просто не способны полноценно жить без своих любимых “половинок” (собственной энергии явно не хватает для полноценной жизни) или, со временем, вынуждены подсаживаться на: “…наркотик под названием “упоение страданиями”. Тогда, конкретно для них, получается, что любовь - это просто беда и ненастье, омрачающие их нормальное существование. И здесь всё сложно, потому что для таких людей непонятно, что есть нормальное существование: равнодушно-роботоподобный и бесчувственный ритм “работа-дом” или мучительный поиск хотя бы нескольких трепетных мгновений, когда от счастья замирает сердце?



Глава 2. “После перемещения в 3017 год”.

Итак, Он и Она живут в 3017 году, при этом чётко помня свои прошлые (друг без друга) жизни в 2017 году. (Возможно, подобными могли бы быть и мгновения жизни Мастера и Маргариты после того, как Воланд переселил их души в лучший мир.)
Теперь Он и Она – само воплощение ЛЮБВИ.
При этом, разговор двух душ идёт максимально открытый (чего уж теперь скрывать?), искренний и честный, когда человек смотрит сам себе в глаза без ложного стыда и не пытается уходить от неудобных моментов. Беседы главных героев в большей степени похожи на исповедь идеалистов или на беспристрастный анализ учёного, где только есть факты (из жизни в 2017 году), попытки их осмысления и осознание основных связей и закономерностей.

Ах, да, думаю, что не помешает привести несколько фактов из окружающей действительности.
3017 год. Планета Земля уже несколько сотен лет, как превратилась в райское место. Давно уже канули в лету те времена, когда миром правил “…дефицит совести, добра и человечности (а это было нечто похуже, чем продовольственный и товарный дефицит)” и “всем приходилось носить очки беспросветного трагизма”. Никому (в том числе и Ему) не надо бороться за хлеб насущный (“…борьба за физическое выживание: домоклов меч судьбы творческого человека”); не надо никому и ничего доказывать (ведь Его уже зачислили в избранные, иначе не появился бы в 3017 г.): “…здесь (в раю) доказывающий внутри меня умер”. Можно жить своей полноценной творческой жизнью, иногда отвлекаясь на выполнение разовых поручений Благодетеля (типа завербовать не осознающего своей ценности для будущего профессора Соболева, который несмотря на соблазнительность Рая упорно считает, что “…времена не выбирают, в них живут и умирают”) и на общение с добропорядочными людьми из 19 века. (“Он и Она размышляют про соседей в Обществе Семейного Уюта. Что такое любовь для них? Может быть преданность и взаимопонимание?”)

Главное, что теперь Он постоянно с Ней.
О чём мечтал, то и получи (в точном соответствии с фильмом “Куда приводят мечты?”): люби и будь любимым. Идеально! Поэтому и степень Его доверия Ей доходит до уровня: “…редко кого в жизни “готов послушаться без обсуждений”. Ведь, если разобраться, то для таких, как Он: “…сами времена совершенно не важны, а важна лишь та единственная, которая есть в любой эпохе.”

И в любой эпохе:

Как зов, притяжение рук.
Клич страсти над хрипом разлук.
Кровь чувствует стон крови.
Живое пространство любви.
Сознанье отключено, прочь,
Телам не мешай… Ночь.
Хруст, пальцы переплетены.
Дрожанье незримой струны.
Порывов круты виражи.
Стон, райские миражи.
Узд мира сейчас больше нет.
По нервам галопом свет.
Вглубь шелест любимых уст.
Вулкан извержённых чувств.
Летим в никуда, без границ.
Лишь взмахи твоих ресниц.

Однако, и в гармоничную мелодию будущего смогла вкрасться единственная фальшивящая (по мнению устроителей “лучшего мира”) нота: Она хочет детей. Но в Раю продолжатели рода не приветствуются (вдруг, несмотря на избранность родителей, они окажутся недостойны находиться в столь идеальном месте). Поэтому Она может быть только женой, но никак не матерью. Отсюда снова всё наперекосяк (“Всепоглощающая аритмия нашей жизни”, без неё никак не получается?).
А Он, как обычно, не готов к проблемам. И, как следствие, Он, будучи не в силах вынести Её страдания, предоставил Ей (в очередной раз) право выбора (или всё же во второй раз отказался брать ответственность на себя?)

Но, не зря же существует поговорка “Бог любит троицу”. С третьей попытки (очередное исчезновение из 2017 года, но куда теперь?) Он и Она, возможно, успокоились, ведь именно для них “…совпадение двух половинок (он и она) великая редкость.”

И лишь “Океан (вмещающий в себя все проявления материального мира, включая любую аритмию) остается неизменным независимо от того, есть на его поверхности волны (чувства и страсти) или нет.” Бхагавад Гита. Глава VI/30, 31. Комментарий Рамеша Балсекара.