Василёвка - Канары

Галина Горлова3
 Село Василёвка  находится на  холмистой местности в юго-  восточной части  Нижегородской области.  Один из самых красивых     холмов -" Городок", за
 улицей Курмыш.  На " Городке" сохранился след
 шестнадцатого века - "Крепость - острожек."  Крепость входила в Темнико - Алатырскую  пограничную " засеку". Пограничная  "засека" была частью системы   государственной обороны , которая была упорядочена в результате военной  реформы 1547 года.
  После взятия   Иваном Грозным   Казани   2 октября в 1552 года    всё среднее Поволжье вошло в состав Русского государство.
  В 2008 году  на  горе " Городок" установлен памятник  "Крест на мече", который  посвящается первым пограничникам.
 
    Улица Курмыш, где мы жили представляет собой пологую гору, в середине которой находился наш    дом  (он и сейчас там стоит) и сад  с огородом, а  за ними  гора "Городок". Там  мы собирали цветы, играли в лапту, очень удобная площадка. Её  в народе прозвали   "Блин на сковороде". Отбортовочный десятиметровый   дугообразный вал хорошо защищал от ветра. Гуттаперчевый  мяч после удара большим рубчатым вальком летел без отклонения.
 
    Наш новый дом  был построен 1959 году. И в этом же году я окончила
10 классов и уехала в Москву. С 1961 года живу в г. Королёв. Здесь  я поступила в Политехнический институт,
 закончила  его, вышла замуж и осталась жить тут  навсегда. В Василёвке я была 
 была летом в 1969 году. Дом уже был продан.

  Мы с мужем ходили  целый день по холмам, зашли к роднику.  Вода... такой воды нигде я не пила даже на далёких Канарах. Вкусная, прозрачная, чистая, а к вечеру  мы ушли к бабушке   в Криушу,
 примерно в шести километров  от Василёвки. Бабушке было  75 лет. Она быстро поднималась по деревянной лестнице  без перил на крышу дома и там сушила яблоки.   Доила корову.  Во дворе куры, овцы.  Она везде успевала, а какие вкусные пекла    с  яблоками пироги!!!
Ни в одном ресторане таких вкусных не найдёшь. Бабушка Сипрова Екатерина Васильевна  дожила до 100 лет.  Похоронена в г. Дзержинск, Нижегородской области.    
      

  Бабушкин сад               
 
Тропинкой средь ржаных полей
Я к бабушке иду.
Она живёт в другом селе,
И  я туда  дойду.
Я не  боюсь,  иду  легко,
 Нет ни дождя, ни ветра,
 Мне  предстоит пройти пешком
 Почти  семь километров
Нигде не видно ни   души,
Лишь только я да поле.
Рожь спелым колосом шуршит,
Лицо мне, руки колет.
То в гору, то с горы  мой путь
Оврагами петляет.
Я ни присесть, ни отдохнуть
Себе не позволяю.
Я телеграфные столбы;
Считаю по дороге.
Устали, ноют от  ходьбы
Мои босые ноги.
Гул проводов, надрывный  хор
Мне прожужжал все уши.
 За косогором косогор
 И нет нигде Криуши.
Дорогу  на две развело,
А поле жаром пышит
И вдруг является село -
Соломенные крыши!
Я не иду,  бегу бегом.
Вдогонку пыль  несётся.
Вот пруд, колодец  с «журавлём»,
И сердце птицей бьётся.
Вот три ветлы, вот тут  турник,
  И в дом  ведут приступки
 А бабушка в саду стоит
В платочке, в чёрной юбке
И я бегу, лечу  к ней  в сад!
Минуя сливы, вишни.
А с яблонь  яблоки летят,
Мы с ней в траве их ищем.
Мне не забыть их вкус и цвет
Там не была я тыщу лет.

                - 1 -